Ростовская область, г.Волгодонск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 г.ВОЛГОДОНСКА
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 15 г.Волгодонска
Приказ от 31.08.2015 № 382
____________ И.М.Скляров
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКА
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование 4 а класс
2016-2017 уч.год
Количество часов общее: 31 час,в неделю 1 час
Учитель Краснова Ирина Владимировна
Программа разработана
на основе авторской программы «Музыка» Е.Д. Критская /Москва:
М.: Просвещение, 2010
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса "Музыка" для 4 класса (далее – рабочая программа) составлена на основе следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:
1. Закон РФ «Об образовании в РФ». (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, 25.12.2013 № 72, 24.11.2015 № 81) ;
4. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576,от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38,от 21.04.2016 N 459);
6. Примерная программа по музыке начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам М.Просвещение,2011);
7. Авторская программа Е.Д. Критская «Музыка»/Москва: М.: Просвещение, 2010
8. Устав МБОУ СШ №15 г. Волгодонска, годовой календарный учебный график и учебный план МБОУ СШ №15 г. Волгодонска на 2016-2017 уч.год.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс. (аудиокассеты)
- Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
Содержание программыбазируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Основными методическими принципамипрограммы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Интонационностьвыступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
Виды музыкальной деятельностина уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.
Урок музыкитрактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программеΙV класса семь разделов: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Раздел 2. "Место предмета в базисном учебном плане"
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Согласно, расписанию уроков на 2016-2017 учебный год, уроки русского языка приходятся на дни государственных праздников: 09.01, 01.05, 08.05.
В связи с этим данная рабочая программа рассчитана на:31 час
Сетка часов
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
8 | 7 | 9 | 7 | 31 |
Раздел3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
Раздел 4. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Наименование разделов, тем. | Содержание. | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Россия — Родина моя (3ч) | Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. | Понимают название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса.Умеют продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимать интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
«О России петь – что стремиться в храм» (3 ч) | Святые земли Русской. Праздники Русскому православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. | Знают народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции, понятия: гимн, величание, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).Узнают изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.Умеют определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Понимают значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. |
«День, полный событий» (6 ч) | «В краю великих вдохновений...». Один день с А.С. Пушкиным. Музыкально – поэтические образы. | Знают и понимают: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, музыкальную живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Умеют продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) | Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. | Исполняют несколько народных и композиторских песен (по своему выбору). Используют приобретённые знания и умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. Исполняют в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. |
«В концертном зале» (5 ч) | Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. | Умеютопределять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности, основы музицирования на элементарных музыкальных инструментах;передачу музыкальных впечатлений классическими, изобразительными средствами и др.;Узнают изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов.Умеютпередавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально- пластическом движении, игре на музыкальных инструментах; названия изученных произведений и их авторов. Умеют использовать приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки. Понимают наиболее популярные в России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров и хоров. |
«В музыкальном театре» (5 ч) | Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов, жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. | Знают названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.Умеют эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.Знают и понимают народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч) | Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. | Знают и понимают названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ, смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»;названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара), выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов.Умеют узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности, узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы. |
Раздел 5. Тематическое планирование.
Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | В том числе, количество часов на проведение |
Проверочных работ, тестов | Проектных работ |
Россия — Родина моя. | 3 | | |
«О России петь – что стремиться в храм». | 3 | | |
«День, полный событий». | 6 | 1 | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». | 3 | 1 | |
«В концертном зале». | 5 | | 1 |
«В музыкальном театре». | 5 | 1 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». | 6 | 1 | 1 |
Итого | 31 | 4 | 3 |
Радел 6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тема урока |
1 четверть. |
Россия — Родина моя (3ч) |
-
| -
| 1 | 05.09 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» |
-
| -
| 1 | 12.09 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» |
-
| -
| 1 | 19.09 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! |
«О России петь – что стремиться в храм» (3 ч) |
-
| -
| 1 | 26.09 | Святые земли Русской. Илья Муромец. Урок – путешествие. |
-
| -
| 1 | 03.10 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. |
-
| -
| 1 | 10.10 | Родной обычай старины. Кирилл и Мефодий. |
«День, полный событий» (6 ч) |
-
| -
| | 17.10 | В краю великих вдохновений. Урок – игра.Тест. |
-
| -
| | 24.10 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда.Презентация проекта. |
2 четверть. |
-
| -
| | 07.11 | Ярмарочное гулянье. Урок – викторина |
-
| -
| | 14.11 | Святогорский монастырь. Обобщение. |
-
| -
| | 21.11 | Зимнее утро. Зимний вечер. |
-
| -
| | 28.11 | Приют, сияньем муз одетый. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) |
-
| -
| | 05.12 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструментыРоссии. |
-
| -
| | 12.12 | Оркестр русских народных инструментов.Тест. |
-
| -
| | 19.12 | Народные праздники. «Троица». Урок – конференция. |
3 четверть. |
«В концертном зале» (5 ч) |
-
| -
| | 16.01 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Презентация проекта. |
-
| -
| | 23.01 | Счастье в сирени живет… |
-
| -
| | 30.01 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…».Обобщение. |
-
| -
| | 06.02 | «Патетическая» соната. Урок – сказка |
-
| -
| | 13.02 | Царит гармония оркестра. |
«В музыкальном театре» (5 ч) |
-
| -
| | 20.02 | Опера «Иван Сусанин». |
-
| -
| | 27.02 | Исходила младешенька. Урок - конкурс |
-
| -
| | 06.03 | Русский восток.Тест. |
-
| -
| | 13.03 | Балет «Петрушка». Обобщение. |
4 четверть. |
-
| -
| | 27.03 | Театр музыкальной комедии. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч) |
-
| -
| | 03.04 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. |
-
| -
| | 10.04 | Мастерство исполнителя. Урок – игра. |
-
| -
| | 17.04 | В каждой интонации спрятан человек. |
-
| -
| | 24.04 | Музыкальные инструменты- гитара.Тест. |
-
| -
| | 15.05 | Музыкальный сказочник. Урок – фантазия.Презентация проекта. |
-
| -
| | 22.05 | «Рассвет на Москве-реке». Обобщение. |
Итого: 31 час |
Сводная таблица по видам контроля.
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проектная работа | 1 | | 1 | 1 | 3 |
Список контрольных и творческих работ по четвертям.
Четверть | Дата | Контрольные работы | Дата | Творческие работы |
1 | 17.10 | Тест. | 24.10 | Презентация проекта. |
2 | 12.12 | Тест. | | |
3 | 06.03 | Тест. | 16.01 | Презентация проекта. |
4 | 24.04 | Тест. | 15.05 | Презентация проекта. |
Раздел 7. Дополнения и изменения, вносимые в рабочую программу.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СШ №15 г.Волгодонска от _________№ 1 Председатель ШМС ___________Скляров И.М. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Кульбаева М.В. |