СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по предмету "Ручной труд"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по предмету "Ручной труд", предметная область "Технология" 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по предмету "Ручной труд"»

Календарно – тематическое планирование по технологии «Ручной труд» с 1 по 4 класс МАОУ «ШИ №31»

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

I класс

1-2

Вводное занятие.

  1. «Человек и труд»

  2. «Урок труда»

2


Инструменты

Трудовая деятельность

Беседа, ответы на вопросы

Коррекция волевой сфере через соблюдение правил поведения на уроке.


3-4

Работа с глиной и пластилином.

  1. «Что надо знать о пластилине»

  2. Как работать с пластилином» Аппликация «Яблоко» из пластилина»

2


Пластилин

Аппликация

Беседа, аппликация.

Развитие мелкой моторики через работу с пластилином

Развитие восприятия формы через анализ образцов.


5-6

Работа с природны­ми материалами.

  1. 1. «Что надо знать о природных материалах».

  2. 2. «Экскурсия в лес (парк)». Сбор коллекции листьев. Н.Р.К.



2


Экскурсия, природный материал

Беседа, ответы на вопросы, практическая работа

Коррекция волевой сферы через соблюдение правил поведения на экскурсии.

Коррекция мелкой моторики и зрительного восприятия через выполнение изделия.

7-8

  1. 1. «Как работать с засу­шенными листьями».

  2. 2. Работа с природным материалом. Аппликация «Бабочка»


2


Засушенные листья, аппликация, бабочка

Рассказ учителя. Выполнение практической работы

Развитие мыслительных процессов через составление алгоритма выполнения работы, анализ своего изделия.


9.

Работа с бумагой.

«Что надо знать о бу­маге». Составление коллекции образцов из бумаги.

1


Коллекция

Демонстрация, показ, практическая работа.

Развитие мелкой мотрики

10-11

  1. 1. Работа с бумагой. «Что надо знать о треугольнике».

  2. 2. «Как сгибать бумагу треугольной формы». Складывание из бу­маги. Аппликация «Елочка»


2


Треугольник, елочка, аппликация,

Линия сгиба

Рассказа учителя, ответы на вопросы, работа по учебнику.

Практическая работа

Развитие мелкой моторики через упражнения по сгибанию бумаги.


  1. 1. Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». «Как сгибать бумагу квадратной формы».

  2. 2. Складывание из бу­маги. Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».

2


Квадрат, линия сгиба

Рассказ, демонстрация, ответы на вопросы.

Развитие мелкой моторики через упражнения по сгибанию бумаги.


14-15

  1. Работа с бумагой. «Что надо знать о прямоугольнике». «Как сгибать бумагу прямоугольной фор­мы».

  2. Складывание из бу­маги «Наборная линейка»

2


Прямоугольник линия сгиба, линейка

Работа с учебником, работа по образцу.

Развитие мелкой моторики через упражнения по сгибанию бумаги.


16-17

Работа с глиной и пластилином.

  1. «Как работать с пла­стилином». Аппликация «Домик»

  2. «Приёмы работы с пластилином». Аппликация «Елочка» Н.Р.К.

2


Длинный, короткий, средний.

Работа по образцу.

Развитие мелкой моторики через работу с пластилином

Развитие восприятия формы через анализ образцов.


18-19

  1. Работа с глиной и пластилином.

«Лепка предметов ша­ровидной и овальной формы». Аппликация «Помидор»

  1. «Приёмы работы с пластилином». Аппликация «Огурец» Н.Р.К.

2


Форма, круг, овал

Выполнение по образцу, аппликаций.

Развитие мелкой моторики через работу с пластилином

Развитие восприятия формы через анализ образцов.


20-21

Работа с бумагой.

  1. «Инструменты для ра­боты с бумагой».

«Что надо знать о нож­ницах».

  1. Вырезание нож­ницам по пря­мым и кривым линиям круга и квадрата

2


Ножницы, круг, квадрат, линия (прямая, кривая)

Беседа, ответы на вопросы. Практическая работа.

Развитие мелкой моторики через работу с ножницами.

22-23

  1. Работа с бумагой. «Как работать ножни­цами». «Приёмы резания ножницами по пря­мым линиям» (разрез по короткой верти­кальной линии).

  2. Выполнение «Геометрического орнамента из квадратов»

2


Орнамент, квадрат, ножницы, линия

Беседа, работа с учебником, практическая работа.

Коррекция речи через комментирование практической деятельности.


24-25

  1. Работа с бумагой. «Как работать ножни­цами». «Приёмы резания нож­ницами по прямым линиям» Выполнение «Парусник из треугольников».

  2. Работа с бумагой. «Как работать ножни­цами». «Приёмы резания нож­ницами по прямым линиям» (разрез по ко­роткой наклонной ли­нии). Выполнение «Орнамент из тре­угольников»

2


Ножницы, парусник, прямая линия.

Показ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Развитие мелкой моторики через работу с ножницами.

26-27-28

Работа с глиной и пластилином.

  1. «Как работать с пластилином». «Приёмы работы с пластилином» (вытя­гивание одного конца столбика).

  2. Выполнение аппликации «Морковь», «Свекла».

  3. Выполнение аппликации «Репка» и др.

3


Глина, пластилин, вытягивание

Выполнение практической работы с помощью учителя.

Коррекция представлений о предметах природного мира группы «Овощи». Коррекция мелкой моторики рук.

29-30

  1. Работа с глиной и пластилином. «Приёмы работы с пла­стилином» (сплющива­ние шара). «Пирамидка из четырёх колец»,

  2. Работа с глиной и пластилином. Аппликация«Грибы»

2


Овал, шар, пирамидка

Практическая работа под руководством учителя.

Коррекция представлений о предметах рукотворного мира группы «Игрушки» и о предметах природного мира группы «Грибы».

31-32

Работа с природны­ми материалами.

  1. «Что надо знать о при­родных материалах». «Как работать с еловы­ми шишками».

  2. Работа с природными материалами. Поделка «Ежик».

2


Еловые шишка, овал, конус, сплющивание, вытягивание.

Ответы на вопросы, работа с учебником, практическая работа.

Коррекция приёмов работы с пластилином «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью».

33-34

Работа с бумагой (с применением клея).

  1. «Как работать с бума­гой».

Аппликация из обрыв­ных кусочков бумаги.

  1. Аппликация «Осеннее дерево» Н.Р.К.

2


Осень, осеннее, клей, наклеивание, обрывание

Рассказ учителя, показ и демонстрация. Ответы на вопросы. Практическая работа.

Коррекция представлений о природных явлениях (осень и предметах природного мира (деревьях). Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги.

35-36

  1. Работа с бума­гой.

«Складывание фигурок из бумаги». «Открытка со складным цвет­ком»,

  1. Работа с бумагой. «Открытка со складной фигур­кой кошечки»

2


Открытка, складывание

Практическая работа, демонстрация своих работ

Коррекция представлений о растениях (цветах). Закрепление знаний о геометрических фигурах «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», их признаках (стороны, углы).

37

Работа с глиной и пластилином.

«Как работать с пла­стилином» (приёмы ра­боты с пластилином). Поделка «Цыпленок»

1


Цыпленок

Практическая работа

Развитие мелкой моторики через работу с глиной и пластилином.

38

Работа с бумагой

«Как работать ножницами приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям). Конструирование игрушка «Бумажный фонарик»

1


Фонарик

Практическая работа

Развитие мелкой моторики через работу с ножницами и бумагой.

39

Работа с бумагой. «Как работать ножни­цами» (приёмы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям). Конструирование «Декоративная веточка»

1


Вертикально, горизонтально,

Практическая работа

Развитие мелкой моторики через работу с ножницами и бумагой.

40

Работа с бумагой. «Как работать ножни­цами» (приёмы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям).

Конструирование «Флажки»

1


Прямоугольник треугольник, квадрат

Практическая работа

Коррекция умений резать по линиям. Коррекция недо­развития механизма мышечной регуляции.

41

Работа с бумагой. «Как работать ножни­цами» (приём резания ножницами по прямым длинным линиям). «Бумажный цветок» Н.Р.К.

1


Цветок, линия, ножницы

Практическая работа

Коррекция умений резать по линиям. Коррекция недо­развития механизма мышечной регуляции.

42

Работа с пластили­ном.

«Лепка из пластилина многодетальных фигу­рок. Животные «Котик».

1


Пластилин

Практическая работа

Коррекция умения анализировать образец объёмного многодетального изделия с помощью учителя.

43

Работа с бумагой.

«Как работать ножни­цами» (приёмы реза­ния ножницами по не­значительно изогну­тым линиям). Изготовление «Листочки»

1


Листок, изогнутая линия

Практическая работа

Закрепление понятий о прямых линиях (вертикальные, горизонтальные, наклонные).

44

Работа с бумагой. «Приёмы работы с бу­магой» (сминание и скатывание бумаги). Аппликация «Ветка рябины»

1


Сминание, скатывание

Практическая работа

Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев и координации правой и левой рук.

45

Работа с бумагой. «Как работать нож­ницами» (приёмы резания ножница­ми по кривым ли­ниям — скругление углов прямоугольных деталей).

Аппликация «Цветы в корзине»

1


Кривая линия

Практическая работа

Коррекция недостатков пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура.

46-47

Работа с нитками.

  1. «Что надо знать о нит­ках».

«Наматывание ниток».

  1. Сматывание ниток в клубок.


2


Нитки, клубок

Практическая работа

Коррекция умений узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, и определять их функциональную значимость в быту, в игре.

48-49

  1. Работа с нитка­ми. «Наматывание ниток». Изготовление изделий из ниток. «Бабочка». Н.Р.К.

  2. «Наматывание ниток». Изготовление изделий из ниток. «Кисточка»

2


Нитки, кисточка

Практическая работа

Коррекция предметно-практических действий в заданном пространст­венном направлении (на себя, от себя).

50

Работа с бумагой.

«Вырезание из бума­ги предметов округлой формы».

Аппликация «Фрукты на тарелке»

1


Форма, цвет

Практическая работа

Коррекция умения ри­совать по линиям или опорным точкам предметы, имеющие округлый контур.

51

Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги круга».

Аппликация «Снеговик», «Гусеница»

1


Круг

Практическая работа

Развитие анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов.

52

Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги овала».

Плоскостное конструи­рование. Аппликация «Цыпленок с корлупе»


1


Овал

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации синхронности работы обеих рук и недостатков развития мышечного усилия.

53

Работа с бумагой. «Складывание фигурок из бумаги». «Приёмы сгибания бумаги» (сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине). Аппликация «Пароход»

1


Прямоугольник

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи.


54

Работа с бумагой. «Складывание фигурок из бумаги».

«Приёмы сгибания бу­маги» (сгибание углов прямоугольника и ква­драта к середине). Аппликация «Стрела»

1


Прямоугольник квадрат

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи.


55

Работа с бумагой «Симметричное выре­зание из бумаги, сло­женной пополам». Плоскостное конструи­рование. Аппликация «Плетёный ков­рик из полос бу­маги»

1


Конструирование, коврик

Практическая работа

Коррекция внимания.

56

Работа с бумагой «Симметричное выре­зание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. Аппликация «Птичка»

1


Кривая, прямая линия

Практическая работа

Коррекция воображения, памяти, внимания.

57

Работа с бумагой. «Симметричное вы­резание орнаментов из бумаги, сложенной пополам».

Плоскостное конструи­рование. «Закладка для книг с геомет­рическим про­резным орна­ментом»


1


Орнамент, конструирование

Практическая работа

Коррекция умения анализировать изделие по вопросам учителя планировать ближайшую операцию с помощью предметно операционного плана.

58

Работа с бумагой. «Симметричное вы­резание предметов из бумаги, сложенной пополам».

Аппликация. Аппликация «Самолет в облаках»

1


Самолет

Практическая работа

Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки.

59

Работа с глиной и пластилином.

«Лепка из пластилина макета». Макет «Снегурочка в лесу»

1


Макет

Практическая работа

Развитие умения анализировать объект и планировать ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графически пооперационный план.

60

Работа с природны­ми материалами.

«Что надо знать о природных материа­лах. Травы». Конструирование из тростниковой травы и пластилина. Поделка «Ежик»

1


Природный материал

Практическая работа

Коррекция воображения.

61

Работа с бумагой.

«Вырезание симме­тричных форм из бу­маги, сложенной не­сколько раз». Коллективная аппли­кация «Букет цветов»

1


Букет

Практическая работа

Формирование умения определять форму, количество лепестков, величину.

62

Работа с бумагой. «Складывание из бу­маги». «Приёмы сгибания бу­маги» (сгибание бумаги по типу гармошки). Конструирование «Декоративная птица со склад­ными крылья­ми»

1


Гармошка, птица, крылья

Практическая работа

Расширение представлений о птицах. Развитие воображения.

63

Работа с нитками.

«Как работать с нитка­ми».

«Инструменты для швейных работ». «Приёмы шитья». «Шитьё по про­колам» (верти­кальным, гори­зонтальным и наклонным линиям)

1


Нитки, инструменты, проколы,

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания.

64-65

1. Работа с нитками. Как работать с нит­ками». Приёмы шитья».

2. «Шитьё по проколам» (треугольник, квадрат, круг)

2


Треугольник, квадрат, круг

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания.

66

Работа с нитками.

Что делают из ниток». Приёмы вышивания».

1


Вышивание

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания.

II класс

1

Вводный урок. Повторение пройденного в 1 – ом классе

1


Инструменты

Беседа, ответы на вопросы

Коррекция внимания, памяти.

2

Работа с глиной и пластилином. Познавательные свойства о глине, пластилине. Изделие «Брус». Н.Р.К.

1


Брус, форма, глина, пластилин

Практическая работа

Коррекция памяти, внимания, мышления. Мелкой моторики рук.

3

Работа с глиной и пласти­лином. Складывание из вы­лепленных деталей (брусков) ворот. Изделие «Ворота»

1


Ворота, брус

Практическая работа

Закрепление технологии выполнения брусков из пластили­на.

4

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные формы: деревянный молоток. Изделие: «Молоток»


1


Инструменты, молоток

Практическая работа

Развитие устной речи в процессе изучения объекта, планирования работы и словесного отчёта о проделан­ной работе.

5-6

Работа с природным материалом.

  1. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

  2. Сбор и выполнение коллекции «Осенние листья», шишки, желуди, семена клена, липы. Н.Р.К.

2


Листья, клен, деревья, шишки, желуди.

Практическая работа

Коррекция устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

7-8

Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игру­шек из желудей по образцу и самостоятельно. Игрушки: «Птичка», «Собачка», «Зайчик», «Поросёнок».

2


Ветка, шишка, листья, цветы

Практическая работа

Коррекция умения со­ставлять план выполнения многодетальной поделки и оценивать своё изделие по вопросам учителя.

9-10

Работа с природными материалами. Познаватель­ные сведения о плодах де­ревьев. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. Игрушки: «Черепаха», «Рыбка», «Кораблик» .

2


Деревья, плод, скорлупа

Практическая работа

Коррекция умения составлять план выполнения поделки и оценивать своё из­делие по вопросам учителя.

11-12

Работа с бумагой и кар­тоном. Повторение прой­денного в 1-м классе по теме «Виды и сорта бумаги». Коллекция «Сорта бумаги», «Подставка для кисти»

2


Бумага, сорт, коллекция.

Практическая работа

Коррекция умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, га­зетная, рисовальная, салфеточная); свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость).

13-14

Работа с бумагой и кар­тоном. Закрепление на­выков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бума­ги по образцу. Аппликации:

«Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом» Н.Р.К.

2


Бумага, картон, дерево

Практическая работа

Коррекция про­странственной ориентировки на листе бумаги (картона) и умения размещать предметное изображение на его поверхности

15-16

Работа с бумагой и кар­тоном. Закрепление на­выков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги. «Маска собачки» Н.Р.К.

2


Маска

Практическая работа

Коррекция навыка чтения изобразительно-графического плана с помощью учителя. Развитие комментирующей речи.

17

Работа с бумагой и кар­тоном. Познавательные сведения о картоне. За­крепление навыков размет­ки геометрических фигур по шаблонам. «Геометриче­ские фигу­ры: квадрат, прямоуголь­ник, тре­угольник, круг, овал»

1


Шаблон, квадрат, треугольник, овал, круг

Практическая работа

Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциа­ции движений пальцев, мышечного усилия, координации движе­ний рук.

18-19

Работа с бумагой и кар­тоном. Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур. Изделие: «Пакет»


2


Аппликация,

Практическая работа

Коррекция навыка понимания и чтения изобразительно-графического плана. Развитие коммен­тирующей речи.

20-21

Работа с текстиль­ными материалами. Изготовление сти­лизованных ягод из ниток, связанных в пучок. Н.Р.К.

2


Ягоды, нитки

Практическая работа

Коррекция умения анализировать изделие из ниток.

22-23

Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. «Пуговица с двумя сквоз­ными отвер­стиями»

2


Пуговица

Практическая работа

Коррекция представлений о назначении пуговиц, цвете, фор­ме, материалах, из которых производят пуговицы.

24-25

Работа с глиной и пла­стилином. Познавательные сведения о глине, пласти­лине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пла­стилина предметов цилин­дрической формы. Изделие: «Кружка»

2


Тело, цилиндр, предмет

Практическая работа

Коррекция представления о глине как о материале для изго­товления посуды.

26

Работа с глиной и пла­стилином. «Чашка из пластилино­вых жгутиков»

1


Чашка, жгутик

Практическая работа

Коррекция умения осуществлять контроль.

27-28

Работа с природны­ми материалами. Позна­вательные сведения о ли­стьях. Изготовление пред­метной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу. Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка»


2


Дерево, ли­стья, берёза, клён, ива


Практическая работа

Формирование умения составлять аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной бесе­де.

29-30

Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями бе­рёзы, клёна. Изделие: «Рамка для фотографии, украшенная сухими листь­ями»

2


Дерево, ли­стья, берёза, клён, ива


Практическая работа

Коррекция представления о направле­нии, положении и пространственных связях частей в орнаменте. Развитие умения ориентироваться на плоскости листа. Обучение изготовлению рамки для фотографии из бумаги.

31

Работа с бумагой и кар­тоном.

Разметка бумаги и картона по шаблонам слож­ной конфигурации. Аппликация: «Машина»

1


Аппликация, машина

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации.

32-33

Работа с бумагой и кар­тоном. Изготовление пло­ских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. Аппликации: «Яблоко», «Рыба»

2


Аппликация, яблоко, овал, круг

Практическая работа

Коррекция навыков изготовления изделий по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

34-35

Работа с тек­стильными материалами. Изготовление стилизован­ных фигурок из связанных пучков нитей. Аппликации: «Девочка», «Мальчик»

2


Аппликация, девочка, мальчик

Практическая работа

Коррекция мелкой моторики: регуляции мышечного усилия, коор­динации движений рук.

36

Работа с глиной и пла­стилином. Познавательные сведения о глиняной посу­де и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посу­ды в форме шара.

1


Шар, чайник, круглый, поддон, носик, крышка, ручка, лепить

Практическая работа

Развитие мышечного усилия и коор­динации движений рук.

37

Работа с бумагой и кар­тоном. Изготовление из бу­маги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. Аппликация: «Шар из кругов»


1


Сверху, снизу, пространственные, выше, ниже, равные

Практическая работа

Коррекция технических приёмов: «разметка по шаблону», «симметричное вы­резание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой ли­нии».

38

Работа с бумагой и кар­тоном. Изготовление игру­шек в форме шара из бума­ги (из 4—5 полос). Аппликация: «Шар из полос»


1


Полоса, посредине, выше, ниже

Практическая работа

Коррекция технических приёмов: «размет­ка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосы-заготовки кольцом».

39

Работа с текстильными материалами.

Сматывание ниток в клубок. Изделие: «Шарики из ниток разной величины»

1


Шар, итка, , клубок, виток, намотать


Практическая работа

Коррекция мелкой моторики.

40

Работа с глиной и пла­стилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стили­зованных фигур животных (конструктивный способ). Изделие: «Медвежонок»

1


Глина, пластилин, медвежонок, животные

Практическая работа

Коррекция умения анализи­ровать образец, выделять в нём основные геометрические формы.

41

Работа с глиной и пла­стилином. Лепка стилизо­ванных фигур птиц. Изделие: «Утка»

1


Птицы, пла­стилин, рыба, гусь, утка, змея, петух.

Практическая работа

Коррекция двигательно-моторной сфе­ры: развитие координации движений рук.

42-43

Работа с природными материалами.

Повторение познавательных сведений о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фи­гурки человечка. Изделие: «Человечек из шишек»

2


Дерево, ель, со­сна, ствол, ветки, иголки, шишки


Практическая работа

Коррекция воображения, мышления.

44-45

Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с ис­пользованием шишки, листьев дуба и пластилина. Изделие: «Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь»

2


Сова, утка, лебедь, журавль

Практическая работа

Коррекция умения работать в соответствии с планом и отчитываться о про­деланной работе.

46

Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с ис­пользованием шишки, ли­стьев дуба и пластилина. Композиция «Пальма»

1


Пальма

Практическая работа

Коррекция умения создавать образцы де­ревьев из шишек и дополнительных поделоч­ных материалов.

47-48

Работа с бумагой и кар­тоном. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке. «Горизонталь­ная, верти­кальная и наклонная линии», «Измерение длины и ши­рины прямо­угольника», «Прямо­угольник 10 х 8 см», «Квадрат 7x7 см»


1


Горизонтальные, вертикальные, наклонные, линейка, сантиметр, линия, деление, измерить, от­резок, длина, ширина.

Практическая работа

Коррекция умения осуществлять кон­трольные действия. Обучение умению отвечать на вопросы учите­ля связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности.

49-50

Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке. Изделие: «Грузовик», Автофургон».

2


Грузовик, автофургон

Практическая работа

Коррекция аккуратности, точ­ности.


51

Работа с текстильны­ми материалами. Познава­тельные сведения о тканях. Изделие: Составление коллекции тканей.


1


Коллекция, ткань

Практическая работа

Коррекция представления о ткани, применение и назначе­ние ткани в жизни людей (предметы быта, игрушки, одежда).

52

Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия. Изделие: «Квадраты из ткани 5x5 см»


1


Ткань, иголка, булавки, напёрсток, ножницы, ли­нейка, портной, выкройка, деталь.

Практическая работа

Коррекция правильных движений рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани.

53-54

Работа с текстиль­ными материалами. Со­единение деталей, выкро­енных из ткани, прямой строчкой (смёточными сте­жками).

«Упражнения на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5x5 см».

2


Ткань, иголка, булавки, напёрсток, ножницы, ли­нейка, портной, выкройка.

Практическая работа

Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного уси­лия, дифференциации движения пальцев.

55

Работа с бумагой и кар­тоном. Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки. «Поздравительная открытка», «Сказочный цветок».

1


Открытка

Практическая работа

Коррекция умению отвечать на вопросы учите­ля связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности.

56-57

Работа с пластили­ном.

Познавательные сведе­ния об иллюстрациях и маке­тах. Изготовление компози­ции (макета) из пластилина к сказке «Колобок». Герои: «Лиса», «Колобок», «Ель», «Пень» Н.Р.К.

2


Макет, детали, скатывание, сплющивание, вытягивание, кон­структивный способ

Практическая работа

Коррекция умения собирать макет. Употребление в речи технической терминологии.

58-59

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление композиции (макета) к сказ­ке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

2


Макет, композиция

Практическая работа

Коррекция про­странственной ориентировки.

60-61-62

Работа с бумагой и картоном. Познаватель­ные сведения о дорожных знаках. Изготовление моде­ли дорожного знака. «Модель до­рожного указа­теля «переход»

3


Короткий, короче, длинный, длиннее, выше, ниже, между

Практическая работа

Развитие умения составлять модель из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей.

63-64

Работа с текстильными материалами.

Вышивание смёточным стежком. «Закладка из канвы»

2


Стежок, вышивание, шов, закладка

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации, точности, плавности движений рук.

65-66

Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком с перевивом. Изделие: «Салфетка из канвы»

2



Практическая работа

Развитие рит­мической упорядоченности движений рук при выполнении прак­тических действий «вверх», «вниз».

67-68

Работа с текстильными материалами. Познаватель­ные сведения о тесьме. «Салфетка, украшенная тесьмой»

2


Стежок, вышивание, шов, закладка

Практическая работа

Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие точности, плавности движений рук. Воспитание внимания и аккуратности.

III класс

1

Вводный урок. Повторение изученного в первом и втором классе.

1


Инструменты, материалы

Беседа, диалог

Коррекция речевой деятельности.

2-3

Работа с природными материалами.

Повторение изученного ранее. Изготовление аппликации из засушенных листьев. Аппликация: «Птица». Н.Р.К.

2


Листья, птица

Практическая работа

Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного уси­лия, дифференциации движения пальцев.

4-5

Работа с природными материалами.

Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха. «Воробьи на ветках».Н.Р.К.

2


Орех, круг, аппликация

Практическая работа

Коррекция умения анализировать объект, ори­ентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя и по вопросам, данным в учебнике.

6-7

Работа с бумагой и карто­ном.

Закрепление учебного ма­териала первого и второго классов. Изготовление ап­пликации из обрывной бу­маги. Аппликация: «Медведь». Н.Р.К.


2


Медведь, аппликация

Практическая работа

Коррекция умения изготавливать аппликацию из обрывной бумаги с опорой на предметно­операционный план. Повторение правил организации рабо­чего места.

8-9

Работа с бумагой и карто­ном.

Окантовка картона полоска бумаги. Аппликация: «Картина на окан­тованном картоне»

2


Окантовка

Практическая работа

Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного уси­лия, дифференциации движения пальцев.

10-11

Работа с проволокой.

Познавательные сведения о проволоке. Изделие: «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Пря­мой угол» из про­волоки

2


Проволока, волна, кольцо, спираль, прямой угол

Практическая работа

Коррекция знаний о проволоке: понятие «проволока».

12-13

Работа с проволокой. Закрепление учебного ма­териала первого и второго классов. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки. «Паук»

2


Плоскогубцы, прямой угол, сгибание.

Практическая работа

Коррекция воображения. Закрепление технологических приёмов работы с проволокой.

14-15

Работа с древесиной.

Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в школьную сто­лярную мастер­скую

2


Древесина

Экскурсия в школьную сто­лярную мастер­скую

Коррекция речевой деятельности.

16-17

Работа с древесиной. Изготовление изделия из древесины.

2


Изделие, древесина

Практическая работа

Коррекция мелкой моторики движения рук: координация движений рук.

18-19

Работа с природными ма­териалами.

Изготовление объ­ёмных изделий из природ­ных материалов. «Птица из пла­стилина и сухой тростниковой тра­вы»

2


Природный материал

Практическая работа

Коррекция пространственной ориентировки при выполнении объёмного изделия.

20-21

Работа с металлоконструктором.

Познавательные сведения о металлоконструкторе. Экскурсия в слесарную ма­стерскую.

2


Металлоконструк-

тор

Экскурсия в школьную слесарную мастер­скую

Коррекция представлений об изделиях из металлоконструктора.

22-23

Работа с металлоконструктором.

Закрепление познаватель­ных сведений о металлокон­структоре. «Треугольник», «Квадрат»

2


Металлоконструк-тор, квадрат, треугольник

Практическая работа

Коррекция пространственной ориентировки при выполнении объёмного изделия.

24-25

Работа с проволокой.

Закрепление познаватель­ных сведений о проволоке. «Буквы Л, С, О, В из проволоки»

2


Проволока

Практическая работа

Коррекция умения узнавать гласные и согласные рукописные и печатные начертания букв.

26-27-28

Работа с бумагой и кар­тоном.

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгиба­ние). Изготовление складных иг­рушек из бумажных полос. Изделие: «Складная гирлянда» Н.Р.К.

3


Гирлянда, резание, разметка, сгибание

Практическая работа

Коррекция са­мостоятельному употреблению в речи слов, обозначающих направление (справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх), протяжённость (длинный, короткий).

29-30

Работа с бумагой и кар­тоном.

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгиба­ние). Изготовление игрушек из бумажных колец. Изделие: «Цепочка из бу­мажных колец»

2


Резание, разметка, сгибание, цепочка

Практическая работа

Коррекция пространственной ориентировки при выполнении объёмного изделия.

31-32

Работа с бумагой и карто­ном.

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгиба­ние). Изготовление карнавальной полумаски: «Плоская полу­маска».

2


Полумаска, маска

Практическая работа

Коррекция представлений о карнавальных масках и по­лумасках.

33-34

Работа с бумагой и кар­тоном.

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, склеива­ние).

Изготовление карнавальных головных уборов: «Каркасная шапоч­ка»

2


Карнавальные головные уборы

Практическая работа

Формирование представлений о карнавальных головных уборах (о применении, способах изготовления).

35-36

Работа с бумагой и кар­тоном.

Изготовление карнавальных головных уборов: «Карнавальный ко­кошник», «Карнавальный шлем»

2


Кокошник, шлем

Практическая работа

Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного уси­лия, дифференциации движения пальцев.

37-38

Работа с бумагой и кар­тоном.

Окантовка картона листом бумаги. Изделие: «Складная доска для игры»


2


Доска, окантовка

Практическая работа

Совершенствование технических приёмов (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание.

39-40

Работа с текстильными материалами.

Закрепление познаватель­ных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек.

«Образцы, сшитые строчкой прямого стежка»


2


Стежок, нитки, строчка

Практическая работа

Коррекция координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движе­ний пальцев.

41-42

Работа с текстильными материалами.

Закрепление познаватель­ных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. «Образцы, сшитые строчкой косого стежка»

2


Стежок, нитки, строчка

Практическая работа

Коррекция координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движе­ний пальцев.

43-44

Работа с текстильными материалами.

Закрепление познаватель­ных сведений о нитках.

Виды ручных стежков и строчек. Изделие: «Закладка из фото­плёнки»

2


Стежок, нитки, строчка

Практическая работа

Коррекция координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движе­ний пальцев.

45-46-47

Работа с древесиной.

Закрепление познаватель­ных сведений о древесине. Способы обработки древе­сины ручными инструмен­тами. Аппликация из древесных опилок «Собака» Н.Р.К.

Экскурсия в столярную ма­стерскую.

3


Древесина, инструмент, мастерская

Практическая работа

Экскурсия в столярную мастерскую

Коррекция представлений об использовании древеси­ны в разных видах работы.

48-

49-50

Работа с текстильны­ми материалами.

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изделие: «Прихватка».

3


Сшивание, изделие, прихватка

Практическая работа

Коррекция умения употреблять в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья.

51-52-53

Работа с бумагой и кар­тоном.

Объёмные изделия из карто­на. «Коробка, скле­енная с помощью клапанов» + изготовление крышки для коробки. Украшение изделия.

3


Картон, клапан, крышка, оформление

Практическая работа

Осуществление коррекции мелкой мо­торики движения рук: развитие координации движений рук.

54-55-

Работа с бумагой и кар­тоном.

Объёмные изделия из карто­на. Изделие: «Коробка с борта­ми, соединёнными встык»

2


Картон, коробка, борта

Практическая работа

Коррекция дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия.

56-57

Работа с текстильными материалами.

Виды ручных стежков. «Образец, проши­тый строчкой пря­мого стежка в два приёма»

2


Стежок, прием, строчка

Практическая работа

Коррекция знаний о технологии сшивания деталей изде­лия строчкой прямого стежка. Обучение шитью строчкой прямого стежка в два приёма.

58-59

Работа с текстильными материалами.

Вилы ручных стежков. «Образец, проши­тый строчкой ко­сого стежка в два приёма»

2


Стежок, прием, строчка

Практическая работа

Коррекция знаний о технологии сшивания деталей изде­лия строчкой косого стежка. О

60-61-62

Работа с текстильными материалами.

Виды ручных стежков. «Закладка с вы­шивкой строчкой прямого и косого стежка»

2


Стежок, прием, строчка

Практическая работа

Коррекция умений использовать строчку прямого и косого стежка в два приёма в вышивании.

63-64-65

Работа с бумагой и кар­тоном.

Конструирование объёмных игрушек на основе геоме­трических тел. Изделие: «Матрёшка из ко­нусов» Н.Р.К.


3


Матрешка, конус

Практическая работа

Коррекция умения употреблять в речи слова, обо­значающие пространственные отношения: сверху, снизу; пространственные признаки предметов.

66-67-68

Работа с бумагой и кар­тоном.

Конструирование объёмных игрушек на основе геоме­трических тел.

3


Геометрические тела

Практическая работа

Коррекция знаний о геометрических фигурах (прямоуголь­ник) и геометрических телах (цилиндр).

IV КЛАСС

1

Работа с бумагой.

«Что ты знаешь о бумаге?»

1


Бумага

Беседа, рассказ, ответы на вопросы

Коррекция речевого развития.

2

Работа с бумагой. Скла­дывание из треугольников. Геометрическая

фигура-раскладка.

1


Фигура, треугольник

Практическая работа

Повторение видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объёмное конструирование).

3

Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. Фигура: «Рыбка»

1


Квадрат

Практическая работа

Коррекция пространственной ориентировки.

4

Работа с бумагой. Нахождение на линейке дли­ны заданной в миллиметрах. Игра «Геометриче­ский конструктор» («Силуэт самолёта» и др.)

1


Линейка, миллиметр, силуэт, конструктор

Практическая работа

Коррекция воссоздающего вооб­ражения в процессе сборки заданных силуэтов.

5

Работа с тканью.

«Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема по­лотняного перепле­тения нитей.

1


Ткань

Практическая работа

Коррекция умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспо­собления.

6

Работа с тканью.

Виды работы и технологиче­ские операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка».

1


Нить, ткань, скручивание, игрушка

Практическая работа

Развитие дифференциации пальцев, координации рук, памяти

7

Работа с тканью. Отделка изделий из ткани. Салфетка с аппликацией

1


Изделие, ткань, салфетка

Практическая работа

Коррекция представлений о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация).

8-9

Работа с бумагой и карто­ном.

Разметка округлых деталей по шаблонам.

Подвижное соединение дета­лей. Игрушка с подвиж­ным соединением деталей «Цыплёнок»

2


Шаблон, деталь, цыпленок

Практическая работа

Коррекция точности, аккуратно­сти при выполнении действий. Развитие умения работать по готовому плану.

10

Работа с бумагой и карто­ном.

Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Летающий диск»


1


Окружность, циркуль

Практическая работа

Коррекция умения регулировать мышечное уси­лие при работе с циркулем

11

Работа с бумагой и карто­ном.

Экономное использование бумаги. Игрушка из бумаж­ных кругов «Попу­гай»

1


Круг, окружность, циркуль

Практическая работа

Коррекция умения анализировать конструкцию многодетатьного изделия, выделять его основные признаки.

12-13

Работа с бумагой и карто­ном.

Развёртка изделия. Конверт для писем с клеевым соедине­нием деталей.

2


Развертка, конверт

Практическая работа

Коррекция точности при сги­бании бумаги. Обучение технологии склеивания клапанов конверта

14

Работа с бумагой и карто­ном.

Сгибание бумаги по задан­ным условным обозначени­ям. Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей.

1


Развертка, конверт

Практическая работа

Коррекция внимания, наблюдательно­сти, аккуратности при выполнении действий

15

Работа с бумагой и карто­ном.

Разметка геометрического орнамента с помощью уголь­ника. Аппликация «Коврик с геометрическим ор­наментом»

1


Геометрические фигуры, геометрический орнамент

Практическая работа

Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий.

16-17

Работа с бумагой и карто­ном.

Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для книг из зигзагообразных полос.

2


Угольник, прямоугольник, закладка, зигзагообразные

Практическая работа

Расширение представлений о функциональном назна­чении изделий из бумаги, изготовленных на уроках тру­да.

18

Работа с бумагой и карто­ном.

Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетени­ем»

1


Разметка, закладка

Практическая работа

Коррекция внимания, памяти.

19-20-21

Работа с тканью.

Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка-при­хватка», «Рукавица - прихватка»

3


Деталь, ткань, салфетка, прихватка, рукавица

Практическая работа

Коррекция внимания, наблюдательности, аккурат­ности при выполнении действий.

22-23

24-25

Работа с металлом.

«Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скру­чивание алюминиевой фоль­ги.

4


Металл, сминание, сжимание, скручивание, фольга

Практическая работа

Коррекция умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу.

26-27-28

Работа с бумагой и картоном.

Деление круга на равные ча­сти способом складывания. «Геометрическая фигура-раскладка», «Складные часы»

3


Геометрические фигуры

Практическая работа

Коррекция логического мышления, внимания.

29-30

Работа с бумагой и картоном.

Деление круга на равные ча­сти с помощью угольника и линейки. Объёмное ёлочное украшение, ёлочная игрушка «Солнышко»

2


Украшение, солнышко

Практическая работа

Коррекция умения работать в соответствии с намеченным планом.

31

Работа с бумагой и карто­ном.

Тиражирование элементов. Точечное клеевое соедине­ние деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрёшка» Н. Р. К.

1


Матрешка

Практическая работа

Коррекция внимания, пространственной ориентировки, ак­куратности при выполнении действий

32

Работа с бумагой и карто­ном.

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложен­ной пополам. Изделие: «Птица» Н. Р. К.

1


Птица, симметричные детали

Практическая работа

Коррекция и контроль за правильностью выполнения трудовых дей­ствий.

33-34-35

Работа с бумагой и картоном.

Складывание из бумаги. Изделие: «Снежинка», «Звезда».

3


Оригами

Практическая работа

Коррекция знаний о геометриче­ских фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны, углы).

36

Работа с бумагой и карто­ном.

Выполнение разметки с опо­рой на чертёж. Летающая модель «Планёр»

1


Линия (тонкая сплошная, линия — вспомогательная;

Практическая работа

Коррекция умения выполнять разметку изделия с опорой на чертёж.

37

Работа с бумагой и карто­ном.

Линии чертежа. Чтение чер­тежа. Летающая модель «Самолёт»

1


тонкая сплошная линия со стрелочка­ми — размерная, габаритная).

Практическая работа

Коррекция способ­ности самостоятельно находить общие детали в чертеже.

38-39

Работа с нитками.

Связывание ниток в пучок. Аппликация: «Пучок из ниток»

2


Пучок, аппликация

Практическая работа

Коррекция умения анализировать аппликацию.

40-41

Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»

2


Помпон, пучок

Практическая работа

Коррекция умения работать в соот­ветствии с намеченным планом.

42

Работа с проволокой.

Изгибание проволоки. Декоративные фи­гурки птиц, зверей, человечков

1


Проволока

Практическая работа

Коррекция воображения, внимания, точности, коорди нации движений правой и левой рук.

43

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бу­мага, нитки). Изделие: «Муха» Н. Р. К.

1


Проволока

Практическая работа

Коррекция умения использовать различные матери алы при изготовлении одного изделия.

44-45-46

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление открытой ко­робочки способом сгибания бумаги. «Открытая коро­бочка». «Коробочка»

3


Коробочка, оригами

Практическая работа

Коррекция умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки.

47

Работа с древесиной.

«Что ты знаешь о древеси­не?» Образцы и изобра­жения инструментов, материалов, приспо­соблений. Н. Р. К.

1


Изобра­жения, инструменты, материалы, приспо­собления.

Практическая работа

Формирование представлений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофёра, плотника, столяра.

48-49

Работа с древесиной. Обработка древесины руч­ными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из карандашной стружки «Цветок» Н. Р. К.

2


Стружка

Практическая работа

Коррекция умения работать в кол­лективе. Развитие воображения, внимания, точности, ко­ординации движений правой и левой рук

50-51

Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из дре­весных заготовок «Дом»

2


Древесина, аппликация

Практическая работа

Коррекция дви­жений пальцев, ритмичности совершаемых движений.


52-53

Ремонт одежды.

Пришивание пуговиц с че­тырьмя сквозными отверсти­ями.

2


Пуговица, ремонт, одежда

Практическая работа

Коррекция представлений о различных операциях по ремонту одежды.

54-55

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком.

2


Пуговица

Практическая работа

Коррекция воображения, внимания, точности.

56-57

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговица­ми. Аппликации с ис­пользованием пуго­виц «Медведь», «Кот», «Лягушка», «Собака» Н. Р. К.

2


Пуговица, ремонт, одежда

Практическая работа

Коррекция представ­лений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды.

58-59-60

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. «Вешалка», «Зашива­ние простого разрыва ткани»

3


Вешалка, разрыв, зашивание

Практическая работа

Коррекция представлений о различных операциях при ремонте одежды.

61-62

Картонажно-переплёт­ные работы.

Переплет. Записная книжка, раскладушка с переплетной крышкой, «Блокнот».

2


Блокнот

Практическая работа

Коррекция внимания, точности, координации движений правой и левой рук.


63

Ручные швейные работы

Оборудование швей­ной мастерской

1


Швейная мастерская

Практическая работа

Коррекция сведений о профессиях швеи (портнихи), на­ладчика швейного оборудования.

64-65

Ручные швейные работы. Соединение деталей из тка­ни строчкой петлеобразного стежка. Изделие: «Подушечка для игл».

2


Игла, ушко, вдевание, шов

Практическая работа

Коррекция внимания, точности, координации движений правой и левой рук.

66-67-68

Ручные швейные работы. Соединение деталей из тка­ни строчкой петлеобразного стежка. Мягкие игрушки – подушки: «Девочка», «Рыба», «Цыпленок», «Дед Мороз».

3


Лекало, сметывание

Практическая работа

Коррекция воображения, внимания, точности, аккуратности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!