СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по программе Психологическая азбука 4 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Психологическая азбука» хорошо известна психологам образования. Предлагаю вашему вниманию усовершенственный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования, с учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по программе Психологическая азбука 4 класс»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ ВЛГ №1389

Кругляков К.М.

«1» сентября 2016 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № _____

«1 » сентября 2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 4 -х классов

внеурочной деятельности в начальной школе

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

на 2016 /2017 учебный год


Классы: 4 В класс

Педагог - психолог: Желвакова Анастасия Вячеславовна

Количество учебных часов: в неделю – 1час в год – 20 часов


Для реализации программного содержания курса используются:

Методические пособия: содержащие конспекты занятий в 1 класса


УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь для учащихся 4 -х классов на каждый год обучения. М.: Генезис 2014г.

  2. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего мира. Королевство Разорванных Связей. Книга для чтения. 3-у изд. М.: Генезис, 2014г.

  3. Наглядные пособия.


Тематическое планирование составлено на основе:

- авторской программы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классах. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014 г.



Москва 2016 г.

Пояснительная записка.

Программа «Психологическая азбука» хорошо известна психологам образования, ее первый вариант был разработан более пятнадцати лет назад, и сейчас по программе ведутся занятия во многих школах страны. Предлагаем вашему вниманию усовершенственный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования, с учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.


Программа для четвертого класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Четвероклассник – это завтрашние подростки, некоторые из них по своим психологическим характеристикам фактически уже могут считаться младшими подростками. Проблема общения становится (или станет в самое ближайшее время) наиболее актуальной; общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Пропедевтическая работа поможет сделать возникающий кризис менее болезненными.

В рамках программы для 4-го класса решаются следующие основные задачи:

  • Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за сои поступки;

  • Знакомство с элементами понятиями психологии общения;

  • Развитие умения осознавать психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

  • Развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;

  • Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;

  • Развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;

  • Развитие умения добиваться успеха без соперничества;

  • Развитие самоуважения и уважения к другим людям;

  • Формирование навыков эмпатии и сопереживания;

  • Обучения элементами умениями эмоциональной саморегуляции в общении.


Для успешного обучения в школе и для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по развитию всех перечисленных качеств, по формированию мотивационной сферы, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций. Эта работа требует от педагога = психолога, помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.


Курс рассчитан на четыре года обучения. Желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10 – 14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом.

Продолжительность занятий 45 - 60 мин. На каждый учебный год запланировано по 20 занятий (одно занятие в неделю). В программу первого года обучения включены по пять разделов.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • Методические пособия, содержащие конспекты занятий в 2-ого класса;

  • Книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор Вачков И.В.)

  • Рабочие тетради для учащихся на каждый год обучения.

Нормативные документы для разработки программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)







Возраст: 9 - 10 лет.

Педагогические средства

  • Специально организованная среда

  • Специально организованные занятия.

  • Физкультминутки.

  • Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

  • Работа с книгой.

  • Инсценировки

  • Праздники и соревнования.

  • Диагностика и контроль.

Формы работы.

  • Тренинги

  • Беседы и дискуссии

  • Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

  • Релаксационные упражнения

  • Психигимностические этюды и элементы.

  • Работа с книгой

  • Работа с притчами



Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Личностные универсальные учебные действия (УУД).


Общая характеристика: обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях. Межличностных отношениях.


Виды личностных УУД:


  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

  2. Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения (т.е. значение для себя), понимание границ того, что я знаю и что я не знаю, стремление к преодолению разрыва между этими областями.

  3. Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально – положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

  • Способность к оценке своей учебной деятельности;

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей. Родителей и других людей;

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • Этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД


Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Виды коммуникативных УУД.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи нормами родного языка, современных средств коммуникаций.


В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Контролировать действия партнера;

  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД


Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.


Виды регулятивных УУД:


  1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

  2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

  4. Контроль - сличение способа действия и его с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия самим обучающимся, учителем, товарищами.

  6. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

  7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.


Познавательные УУД


Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а так же УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.


Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  2. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивания с восполнением недостающих компонентов.

  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

  4. Подведение под понятием, выведение следствий.

  5. Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

  6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

  7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  8. Формулировка проблемы.

  9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом – психологом гимназии встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. С помощью программы « Психологическая азбука» педагогу – психологу под силу решать следующие задачи психолого – психологического сопровождения реализации ФГОС НОО.

  • Содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;

  • Психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой и Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и метапредметных;

  • Совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

  • Участие в формировании УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у обучающихся во внесрочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;

  • Психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/ оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).

В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования УУД мы в своей программе делаем акцент именно на этом. Программа может быть составной частью программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения и реализовываться в рамках внеурочной деятельности. В помощь школьному педагогу – психологу, использующему программу «Психологическая азбука» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблицу представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих ФГОС ОНН УУД направлена работа по программе «Психологическая азбука 2 класс».



Тема занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Планируемые образовательные результаты

Раздел 1. Приглашение в Страну Общения

Знакомьтесь – психология!

Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира: показать важность развития коммуникативных навыков; содействовать принятию рефлексивной позиции

Коммуникативные УУД

- осознание важности познания и улучшения навыков общения






Личностные УУД

- формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию

Я – это интересно

Способность развитию у детей навыков рефлексии; содействовать формированию умения оказывать психологическую поддержку; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоинства, способности, достижения.

Что мы знаем обобщении?

Способствовать актуализации материала из важнейших тем: 3-го занятий по программе; и содействовать

Общение дело общее

Развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества

Раздел 2. Инструменты общения

Как хорошо уметь… слушать

Познакомить учащихся с понятием «слушать»; содействовать развитию умения слушать

Коммуникативные УУД

- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

формулировать: - собственное мнение и позицию;

- задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;

- слушать;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет



Активное и пассивное слушание

Помочь осознать различие понятий «слушать» и «слышать»; предоставить учащимся возможность побывать в роли и говорящих, и слушающих

Как важно уметь задавать вопросы

Познакомить с понятием активного слушания, показать его значимость и развивать умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседника

Практикум активного слушания

Развивать умение активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему

Поговорим без слов

Познакомить с неречевыми средствами общения




















Раздел 2. Инструменты общения

Практикум неречевого общения

Способствовать развитию умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции

Личностные УУД


- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Практикум неречевого общения (продолжение)

Речь

Показать значимость грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении

Берегите, пожалуйста, речь!

Способствовать развитию навыков эффективного речевого взаимодействия

А умеете ли вы спорить?

Раскрыть содержание понятий «спор» и «дискуссия»; развивать умение убеждать; показать важность использования аргументов в споре

Чемоданчик Мастера Общения

Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности

Раздел 3. Осторожно общение!

В море знаний

Мотивировать учащихся на сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде; научить детей работать с различными словарями


Коммуникативные УУД

- умение учитывать позиции других людей;

- обосновывать собственную позицию;

- координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;

- договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов







Личностные УУД

- усвоение таких ценностей, как семья и родительская любовь

Коротко да, ясно, оттого и прекрасно…

Развивать умение обобщать информацию и точно ее передавать; способствовать сплочению классного коллектива

Имя мое…

Пробудить интерес к истории своего имени: помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности

Моя семья

Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся осознать свои чувства по отношению к различным членам семьи

В пещере эмоциональных взрывов

Показать роль негативных эмоций в общении; развивать способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с помощью неречевых средств

Научно практическое исследование конфликта

Показать значение конфликта в общении и его последствия; дать представление о различных стратегиях поведение в конфликтных ситуациях













Раздел 3. Осторожно общение!

Выиграть – проиграть?

Познакомить с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов; способствовать осознанию причин возникающих конфликтов и поиску способов разрешения конфликта; развивать умения учитывать мнение разных людей и работать в команде


Сказка о понимании

Развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях; дать представление о том, что помогает людям понимать друг друга; помочь детям увидеть, что умение понимать причины своего поведения тесно связано с умением понимать причины поведения других людей; содействовать осознанию различных аспектов Я - образа

День рождения – День творения

Содействовать осознанию богатства и цельности собственного Я через ресурсы метафоры; способствовать развитию творческих способностей

Раздел 4. Здравствуй, Страна Общения!

Могу и хочу

Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения; показать значимость позитивной установки для комфортного общения

Коммуникативные УУД


- формирование качеств, необходимых для эффективного взаимодействия и сотрудничества




Личностные УУД


формирование:

- положительной адекватной самооценки;

- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;

- умения видеть свои достоинства и недостатки;

- мотивация на дальнейшее сапознание и саморазвитие


Когда приходит понимание?

Помочь осознать важность внимательного отношения к другому человеку; развивать способность к пониманию внутреннего мира

По дороге сказок

Помочь актуализировать психологическое содержание сказок из книги «Королевство Разорванных Связей»; развивать способность к самопознанию через идентификацию со сказочными персонажами; навыки взаимодействия в команде

В королевстве…

Напомнить правила комфортного общения в классе; развивать навыки сотрудничества и творческих способностей

Встреча с Мастером Общения?

Содействовать осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач; обеспечить «укоренение» правил комфортного общения в классе

До свидания, Психологическая азбука!

Стимулировать интерес к самопознанию и психологии; обобщить полученный запас на занятиях в течение четырех лет опыта






Тематическое планирование


занятия

Название занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Приглашение в Страну Общения

1.

Знакомьтесь – психология!

1

2.

Я – это интересно!

1

3.

Что мы знаем об общении?

Общение – дело общее

1

РАЗДЕЛ 2. Инструменты общения

4.

Как хорошо уметь … слушать!

Активное и пассивное слушание

1

5.

Как важно уметь задавать вопросы

1

6.

Практикум активного слушания

1

7 - 8.

Поговорим без слов

Практикум неречевого общения

2

9.

Речь

Берегите, пожалуйста, речь!

1

10.

А умеете ли вы спорить?

1

11.

Чемоданчик Мастера Общения

1

РАЗДЕЛ 3. Осторожно, общение!

12.

В море знаний

Коротко да ясно, от того и прекрасно …

1

13.

Имя моё …

Моя семья

1


14.

В пещере эмоциональных взрывов

1

15.

Научно – практическое исследование конфликта

1

16.

Выиграть – проиграть?

Сказка о понимании

1

17.

День рождения – День творения

1

РАЗДЕЛ 4. Здравствуй, Страна Общения!

18.

Могу и хочу

Когда приходит понимание?

1

19.

По дороге сказок

В королевстве …

1

20.

Встреча с Мастером Общения

1

21.

До свидания, Психологическая азбука!

1








Список литературы.

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88

  2. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64

  3. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с

  4. Аржакаева Т.А. , И.В. Вачков,, А.Х. Попова Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 2-м классе – М.: Генезис, 2012. – 136 с

  5. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе – М.: Генезис, 2013. – 144 с

  6. Аржакаева Т.А., И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе – М.: Генезис, 2013. – 128 с

  7. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32

  8. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32

  9. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.38

  10. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.48

  11. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224

  12. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для 3 класса. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

  13. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85

  14. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78

  15. Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова, Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36

  16. Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67

  17. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65

  18. Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87

  19. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003

  20. Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!