УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ ВЛГ №1389 Кругляков К.М. «1» сентября 2016 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № _____ «1 » сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 4 -х классов
внеурочной деятельности в начальной школе
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
на 2016 /2017 учебный год
Классы: 4 В класс
Педагог - психолог: Желвакова Анастасия Вячеславовна
Количество учебных часов: в неделю – 1час в год – 20 часов
Для реализации программного содержания курса используются:
Методические пособия: содержащие конспекты занятий в 1 класса
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь для учащихся 4 -х классов на каждый год обучения. М.: Генезис 2014г.
Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего мира. Королевство Разорванных Связей. Книга для чтения. 3-у изд. М.: Генезис, 2014г.
Наглядные пособия.
Тематическое планирование составлено на основе:
- авторской программы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классах. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014 г.
Москва 2016 г.
Пояснительная записка.
Программа «Психологическая азбука» хорошо известна психологам образования, ее первый вариант был разработан более пятнадцати лет назад, и сейчас по программе ведутся занятия во многих школах страны. Предлагаем вашему вниманию усовершенственный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования, с учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.
Программа для четвертого класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Четвероклассник – это завтрашние подростки, некоторые из них по своим психологическим характеристикам фактически уже могут считаться младшими подростками. Проблема общения становится (или станет в самое ближайшее время) наиболее актуальной; общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Пропедевтическая работа поможет сделать возникающий кризис менее болезненными.
В рамках программы для 4-го класса решаются следующие основные задачи:
Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за сои поступки;
Знакомство с элементами понятиями психологии общения;
Развитие умения осознавать психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;
Развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
Развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;
Развитие умения добиваться успеха без соперничества;
Развитие самоуважения и уважения к другим людям;
Формирование навыков эмпатии и сопереживания;
Обучения элементами умениями эмоциональной саморегуляции в общении.
Для успешного обучения в школе и для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по развитию всех перечисленных качеств, по формированию мотивационной сферы, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций. Эта работа требует от педагога = психолога, помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
Курс рассчитан на четыре года обучения. Желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10 – 14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом.
Продолжительность занятий 45 - 60 мин. На каждый учебный год запланировано по 20 занятий (одно занятие в неделю). В программу первого года обучения включены по пять разделов.
В комплект методических материалов к программе входят:
Методические пособия, содержащие конспекты занятий в 2-ого класса;
Книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор Вачков И.В.)
Рабочие тетради для учащихся на каждый год обучения.
Нормативные документы для разработки программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Возраст: 9 - 10 лет.
Педагогические средства
Специально организованная среда
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Работа с книгой.
Инсценировки
Праздники и соревнования.
Диагностика и контроль.
Формы работы.
Тренинги
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Релаксационные упражнения
Психигимностические этюды и элементы.
Работа с книгой
Работа с притчами
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Личностные универсальные учебные действия (УУД).
Общая характеристика: обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях. Межличностных отношениях.
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения (т.е. значение для себя), понимание границ того, что я знаю и что я не знаю, стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально – положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
Способность к оценке своей учебной деятельности;
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей. Родителей и других людей;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД.
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.
2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.
4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи нормами родного языка, современных средств коммуникаций.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Контролировать действия партнера;
Использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль - сличение способа действия и его с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а так же УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивания с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятием, выведение следствий.
Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулировка проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом – психологом гимназии встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. С помощью программы « Психологическая азбука» педагогу – психологу под силу решать следующие задачи психолого – психологического сопровождения реализации ФГОС НОО.
Содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;
Психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой и Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и метапредметных;
Совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
Участие в формировании УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у обучающихся во внесрочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;
Психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/ оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).
В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования УУД мы в своей программе делаем акцент именно на этом. Программа может быть составной частью программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения и реализовываться в рамках внеурочной деятельности. В помощь школьному педагогу – психологу, использующему программу «Психологическая азбука» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблицу представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих ФГОС ОНН УУД направлена работа по программе «Психологическая азбука 2 класс».
| Тема занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии | Планируемые образовательные результаты |
Раздел 1. Приглашение в Страну Общения | Знакомьтесь – психология! | Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира: показать важность развития коммуникативных навыков; содействовать принятию рефлексивной позиции | Коммуникативные УУД - осознание важности познания и улучшения навыков общения Личностные УУД - формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию |
Я – это интересно | Способность развитию у детей навыков рефлексии; содействовать формированию умения оказывать психологическую поддержку; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоинства, способности, достижения. |
Что мы знаем обобщении? | Способствовать актуализации материала из важнейших тем: 3-го занятий по программе; и содействовать |
Общение дело общее | Развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества |
Раздел 2. Инструменты общения | Как хорошо уметь… слушать | Познакомить учащихся с понятием «слушать»; содействовать развитию умения слушать | Коммуникативные УУД - умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формулировать: - собственное мнение и позицию; - задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи; - слушать; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет |
Активное и пассивное слушание | Помочь осознать различие понятий «слушать» и «слышать»; предоставить учащимся возможность побывать в роли и говорящих, и слушающих |
Как важно уметь задавать вопросы | Познакомить с понятием активного слушания, показать его значимость и развивать умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседника |
Практикум активного слушания | Развивать умение активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему |
Поговорим без слов | Познакомить с неречевыми средствами общения |
Раздел 2. Инструменты общения | Практикум неречевого общения | Способствовать развитию умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции | Личностные УУД - Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
Практикум неречевого общения (продолжение) |
Речь | Показать значимость грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении |
Берегите, пожалуйста, речь! | Способствовать развитию навыков эффективного речевого взаимодействия |
А умеете ли вы спорить? | Раскрыть содержание понятий «спор» и «дискуссия»; развивать умение убеждать; показать важность использования аргументов в споре |
Чемоданчик Мастера Общения | Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности |
Раздел 3. Осторожно общение! | В море знаний | Мотивировать учащихся на сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде; научить детей работать с различными словарями | Коммуникативные УУД - умение учитывать позиции других людей; - обосновывать собственную позицию; - координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; - договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов Личностные УУД - усвоение таких ценностей, как семья и родительская любовь |
Коротко да, ясно, оттого и прекрасно… | Развивать умение обобщать информацию и точно ее передавать; способствовать сплочению классного коллектива |
Имя мое… | Пробудить интерес к истории своего имени: помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности |
Моя семья | Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся осознать свои чувства по отношению к различным членам семьи |
В пещере эмоциональных взрывов | Показать роль негативных эмоций в общении; развивать способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с помощью неречевых средств |
Научно практическое исследование конфликта | Показать значение конфликта в общении и его последствия; дать представление о различных стратегиях поведение в конфликтных ситуациях |
Раздел 3. Осторожно общение! | Выиграть – проиграть? | Познакомить с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов; способствовать осознанию причин возникающих конфликтов и поиску способов разрешения конфликта; развивать умения учитывать мнение разных людей и работать в команде | |
Сказка о понимании | Развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях; дать представление о том, что помогает людям понимать друг друга; помочь детям увидеть, что умение понимать причины своего поведения тесно связано с умением понимать причины поведения других людей; содействовать осознанию различных аспектов Я - образа |
День рождения – День творения | Содействовать осознанию богатства и цельности собственного Я через ресурсы метафоры; способствовать развитию творческих способностей |
Раздел 4. Здравствуй, Страна Общения! | Могу и хочу | Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения; показать значимость позитивной установки для комфортного общения | Коммуникативные УУД - формирование качеств, необходимых для эффективного взаимодействия и сотрудничества Личностные УУД формирование: - положительной адекватной самооценки; - эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им; - умения видеть свои достоинства и недостатки; - мотивация на дальнейшее сапознание и саморазвитие |
Когда приходит понимание? | Помочь осознать важность внимательного отношения к другому человеку; развивать способность к пониманию внутреннего мира |
По дороге сказок | Помочь актуализировать психологическое содержание сказок из книги «Королевство Разорванных Связей»; развивать способность к самопознанию через идентификацию со сказочными персонажами; навыки взаимодействия в команде |
В королевстве… | Напомнить правила комфортного общения в классе; развивать навыки сотрудничества и творческих способностей |
Встреча с Мастером Общения? | Содействовать осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач; обеспечить «укоренение» правил комфортного общения в классе |
До свидания, Психологическая азбука! | Стимулировать интерес к самопознанию и психологии; обобщить полученный запас на занятиях в течение четырех лет опыта |
Тематическое планирование
№ занятия | Название занятия | Количество часов |
РАЗДЕЛ 1. Приглашение в Страну Общения |
1. | Знакомьтесь – психология! | 1 |
2. | Я – это интересно! | 1 |
3. | Что мы знаем об общении? Общение – дело общее | 1 |
РАЗДЕЛ 2. Инструменты общения |
4. | Как хорошо уметь … слушать! Активное и пассивное слушание | 1 |
5. | Как важно уметь задавать вопросы | 1 |
6. | Практикум активного слушания | 1 |
7 - 8. | Поговорим без слов Практикум неречевого общения | 2 |
9. | Речь Берегите, пожалуйста, речь! | 1 |
10. | А умеете ли вы спорить? | 1 |
11. | Чемоданчик Мастера Общения | 1 |
РАЗДЕЛ 3. Осторожно, общение! |
12. | В море знаний Коротко да ясно, от того и прекрасно … | 1 |
13. | Имя моё … Моя семья | 1 |
14. | В пещере эмоциональных взрывов | 1 |
15. | Научно – практическое исследование конфликта | 1 |
16. | Выиграть – проиграть? Сказка о понимании | 1 |
17. | День рождения – День творения | 1 |
РАЗДЕЛ 4. Здравствуй, Страна Общения! |
18. | Могу и хочу Когда приходит понимание? | 1 |
19. | По дороге сказок В королевстве … | 1 |
20. | Встреча с Мастером Общения | 1 |
21. | До свидания, Психологическая азбука! | 1 |
Список литературы.
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с
Аржакаева Т.А. , И.В. Вачков,, А.Х. Попова Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 2-м классе – М.: Генезис, 2012. – 136 с
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе – М.: Генезис, 2013. – 144 с
Аржакаева Т.А., И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе – М.: Генезис, 2013. – 128 с
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.38
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.48
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224
К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для 3 класса. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова, Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36
Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
15