СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по программе Психологическая азбука 2 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Психологическая азбука» хорошо известна психологам образования. Предлагаю вашему вниманию усовершенствованный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования, с учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по программе Психологическая азбука 2 класс»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ ВЛГ №1389

Кругляков К.М.

« » сентября 2016 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № _____

« » сентября 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 2 -х классов

внеурочной деятельности в начальной школе

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

на 2016 /2017 учебный год


Классы: 2-е классы

Педагог - психолог: Желвакова Анастасия Вячеславовна

Количество учебных часов: в неделю – 1час в год – 23 часа


Для реализации программного содержания курса используются:

Методические пособия: содержащие конспекты занятий в 1 класса


УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь для учащихся 2 -х классов на каждый год обучения. М.: Генезис 2014г.

  2. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего мира. Королевство Разорванных Связей. Книга для чтения. 3-у изд. М.: Генезис, 2014г.

  3. Наглядные пособия.


Тематическое планирование составлено на основе:

- авторской программы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классах. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014 г.




Москва 2016 г.


Пояснительная записка.

Программа «Психологическая азбука» хорошо известна психологам образования, ее первый вариант был разработан более пятнадцати лет назад, и сейчас по программе ведутся занятия во многих школах страны. Предлагаем вашему вниманию усовершенственный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования, с учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.


Программа второго класса направлена на раскрытие творческого потенциала личности ребенка, что реализуется через развитие его познавательной деятельности. Одной из важнейших задач начальной школы является формирование базового умения учиться, предполагающегося развитие целого комплекса необходимых качеств. В этот комплекс входит:

  • Умение наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;

  • Осознание способов выполнения действий;

  • Сформированные навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии;

  • Волевые качества, произвольность внимания, памяти и мышления;

  • Достаточно высокий уровень саморегуляции4

  • Творческое воображение;

  • Развитые мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация.

Для успешного обучения в школе и для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по развитию всех перечисленных качеств, по формированию мотивационной сферы, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций. Эта работа требует от педагога = психолога, помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.

Курс рассчитан на четыре года обучения. Желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10 – 14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом.

Продолжительность занятий 45 – 60 мин. На каждый учебный год запланировано по 23 занятия (одно занятие в неделю). В программу второго года обучения включены по пять разделов.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • Методические пособия, содержащие конспекты занятий в 2-ого класса;

  • Книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор Вачков И.В.)

  • Рабочие тетради для учащихся на каждый год обучения.

Нормативные документы для разработки программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

Возраст: 7 – 8 лет.

Педагогические средства

  • Специально организованная среда

  • Специально организованные занятия.

  • Физкультминутки.

  • Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

  • Работа с книгой.

  • Инсценировки

  • Праздники и соревнования.

  • Диагностика и контроль.

Формы работы.

  • Тренинги

  • Беседы и дискуссии

  • Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

  • Релаксационные упражнения

  • Психигимностические этюды и элементы.

  • Работа с книгой

  • Работа с притчами



Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Личностные универсальные учебные действия (УУД).

Общая характеристика: обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях. Межличностных отношениях.


Виды личностных УУД:

  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

  2. Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения (т.е. значение для себя), понимание границ того, что я знаю и что я не знаю, стремление к преодолению разрыва между этими областями.

  3. Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально – положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

  • Способность к оценке своей учебной деятельности;

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей. Родителей и других людей;

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • Этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД


Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Виды коммуникативных УУД.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи нормами родного языка, современных средств коммуникаций.


В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Контролировать действия партнера;

  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД


Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.


Виды регулятивных УУД:


  1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

  2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

  4. Контроль - сличение способа действия и его с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия самим обучающимся, учителем, товарищами.

  6. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

  7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.


Познавательные УУД


Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а так же УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.


Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  2. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивания с восполнением недостающих компонентов.

  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

  4. Подведение под понятием, выведение следствий.

  5. Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

  6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

  7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  8. Формулировка проблемы.

  9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом – психологом гимназии встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. С помощью программы « Психологическая азбука» педагогу – психологу под силу решать следующие задачи психолого – психологического сопровождения реализации ФГОС НОО.

  • Содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;



  • Психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой и Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и метапредметных;

  • Совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

  • Участие в формировании УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у обучающихся во внесрочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;

  • Психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/ оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).

В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования УУД мы в своей программе делаем акцент именно на этом. Программа может быть составной частью программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения и реализовываться в рамках внеурочной деятельности. В помощь школьному педагогу – психологу, использующему программу «Психологическая азбука» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблицу представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих ФГОС ОНН УУД направлена работа по программе «Психологическая азбука 2 класс».


















Я теперь школьник

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятиях

Планируемые образовательные результаты

Знакомство

Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму

- эмоционально – положительное отношение к школе;


- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;


- принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания

Знакомство продолжается

Создать условия для самораскрытия и мотивирования на заимопознание

Я теперь школьник

Познакомить с правилами школьной жизни и занятий

Что значит быть школьником?

Помочь в сознании социальной позиции школьника

Знакомство с Пси- Магом

Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Введение в мир психологии

Королевство Внутреннего мира

Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности.



- способность к самопознанию и самооценке;

- зачатки личностной рефлексии

Сказка о волшебных зеркалах - 1


Укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я – образа. Развивать самоанализ и рефлексию

Сказка о волшебный зеркалах - 2

Что я знаю о себе!

Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии.

Что я знаю о себе и о других!

Помочь посмотреть на себя глазами других людей

Я – это кто?

Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности с самоанализу и рефлексии

Психика и познание мира

Мои ощущения

Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений.

- осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин уcпешности/ неуспешности учебной деятельности.


- стремление к самоизменению

Мое восприятие мира

Содействие осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира

Мое внимание

Содействие осознанию актуального состояния своего внимания, развитие внимательности


Как быть внимательным!


Развитие умения замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания



Планирование занятий во 2 классе


Введение в мир психологии

Название занятия

Задачи

Планируемые результаты

Мои летние впечатления

Обучение выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу

Мотивация на самопознание и самоизменению.


Зачатки осознания своих достоинств и недостатков.


Умение работать в парах.

Какой я?

Осознание качеств характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества

Психология – знакомая незнакомка

Актуализация психологических знаний, развитие умений коллективного сотрудничества

Я и мои желания

Мои желания

Знакомство с понятиями «желания» и «потребности», развитие рефлексии

Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.


Сформированная мотивация достижения результата.


Зачатки рефлексивной самооценки.

Сказка о борьбе мотивов

Знакомство детей с феноменом борьбы мотивов, осознание своих мотивов, развитие рефлексии

Мои мотивы

Осознание мотивов своего поведения, развитие позитивных мотивов

Какие мотивы у других?

Осознание мотивов своего поведения, обучение анализу мотивов поведения других людей

Кладовая памяти

Загадка Психоочистителя - 1

Осознание значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развитие рефлексии, навыков коллективной работы

Осознание своих когнитивных возможностей.


Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.

Стремление к совершенствованию своих способностей.


Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов.


Загадка Психоочистителя - 2

Что такое память?

Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемических способностей, знакомство с видами памяти

Виды памяти

Какая у меня память?

Изучение особенностей собственной памяти, ее сильных и слабых сторон, развитие мнемических способностей

Эмоциональная память

Знакомство с особенностями эмоциональной памяти, развитие рефлексии переживания и мнемических способностей

Как лучше запоминать?

Мотивирование детей на развитие и тренировку своей памяти, знакомство со способами эффективного запоминания и преимуществами смыслового запоминания


Я умею запоминать!

Что я знаю о памяти?

Закрепление способов эффективного запоминания, обобщение сведений о памяти


Лабиринты мышления

Сказка о профессоре Мышлении

Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать

Сформированность умения анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Сформированность умения синтеза.


Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным признакам.


Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или класса единичных объектов.


Сформированность умения подводить под понятие на основе распознавания объектов

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать

Учимся думать вместе!

Учимся обобщать и находить закономерности

Развитие логического мышления

Учимся находить противоположности

Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности

Учимся думать логично - 1

Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных возможностей, актуализация самооценочной деятельности

Учимся думать логично - 2

Учимся думать творчески

Развитие способности гибко и оригинально мыслить, стимулирование проявления креативности

Что я знаю о мышлении?

Закрепление умения обобщать, мыслить логично, развитие рефлексии способов умственной деятельности, обобщение сведений о мышлении

Как стать талантливым

Фантазируем с Фантузией

Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной творческой деятельности

Сформированное на уровне представления умение решать проблемы творческого характера.


Мотивация на дальнейшее самопознание.

Что такое способности?

Я знаю, что я…

Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию своих способностей, развитие интереса к внутреннему миру

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ

Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ














Тематическое планирование


занятия

Название занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Введение в мир психологии

1.

Мои летние впечатления

1

2.

Какой Я?

Психология – знакомая незнакомка

1

РАЗДЕЛ 2. Я и мои желания

3.

Мои желания

1

4.

Сказка о борьбе мотивов

1

5.


Мои мотивы

Какие мотивы у других?

1

РАЗДЕЛ 3. Кладовая памяти

6.

Загадка Психоочистителя – 1

Загадка Психоочистителя – 2

1

7.

Что такое память?


8.

Виды памяти

1

9.

Какая у меня память?

1

10.

Эмоциональная память

Как лучше запоминать?

1

11.

Я умею запоминать!

Что я знаю о памяти?

1

РАЗДЕЛ 4. Лабиринты мышления

12.

Сказка о профессоре Мышления

1

13.

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

1

14.

Учимся думать вместе!

Учимся обобщать и находить закономерности

1

15.

Учимся находить противоположности

1

16.

Учимся думать логично - 1

Учимся думать логично – 2

1


17.

Учимся думать творчески

Что я знаю о мышлении?



РАЗДЕЛ 5. Как стать талантливым

18.

Фантазируем с Фантузией

1

19.

Что такое способности?

1

20.

Я знаю, что я …

1

21 – 22.

Королевство Внутреннего Мира:

Поиск сокровищ

2




Список литературы.

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88

  2. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64

  3. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с

  4. Аржакаева Т.А. , И.В. Вачков,, А.Х. Попова Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 2-м классе – М.: Генезис, 2012. – 136 с

  5. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе – М.: Генезис, 2013. – 144 с

  6. Аржакаева Т.А., И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе – М.: Генезис, 2013. – 128 с

  7. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32

  8. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32

  9. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.38

  10. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.48

  11. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224

  12. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для 3 класса. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

  13. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85

  14. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78

  15. Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова, Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36

  16. Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67

  17. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65

  18. Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87

  19. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003

  20. Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006


15