Программа курса «Технология» рассчитана на 33 ч (1 час в неделю, 33 учебные недели). В данной рабочей программе в КТП в планируемых сроках учтены праздничные дни согласно производственному календарю на 2017/18 учебный год (23.02, 08,03, 09.03, 30.04, 01.05, 02.05, 09.05), дополнительные каникулы. Продолжительность курса составляет 33 часа (33 учебных недели).
Роговцева Н.И., Богданова И.В., Добромыслова Н.В. Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2013.
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология. Профессии.
Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
• общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
• практика работы на компьютере.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания)
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемый результат и уровень усвоения | Календарные сроки прохождения программы |
план | факт |
I четверть (8 ч.) |
«Давайте познакомимся» ( 3 ч ) |
Регулятивные УУД – определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы; учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД –отвечать на вопросы учителя, находить информацию в учебнике; группировать предметы, объекты; добывать новые знания; понимать заданный вопрос, строить ответ в устной форме. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других. Личностные УУД - соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
1. | Как работать с учебником. Я и мои друзья. | Как научить ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; организовывать рабочее место | Научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, записывать символами информацию (заполнять анкету). | | |
2. | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | Как научить находить и различать инструменты и материалы; устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами; организовывать рабочее место. | Научатся различать и называть инструменты и приспособления, организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. | | |
3. | Что такое технология. | Как научить объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника; называть виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. | Научатся объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника; называть виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. | | |
Человек и земля (21 час) |
Регулятивные УУД – определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные УУД – ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами ;понимать важность коллективной работы; контролировать свои действия при совместной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные УУД - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям; оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие |
4 | Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». | Как научить исследовать природные материалы, их виды и свойства; осваивать правила сбора и хранения природных материалов; соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами; выполнять практическую работу из природных материалов. | Научатся исследовать природные материалы, их виды и свойства; осваивать правила сбора и хранения природных материалов; соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами; выполнять практическую работу из природных материалов. | | |
5 | Пластилин. Изделие: «Ромашковая поляна». | Как научить исследовать свойства пластичных материалов; осваивать способы и правила работы с пластичными материалами; анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения. | Научатся исследовать свойства пластичных материалов; осваивать способы и правила работы с пластичными материалами; анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения. | | |
6 | Пластилин. Изделие: «Мудрая сова». | Как научить сравнивать свойства различных природных материалов; соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами; отбирать материалы для выполнения изделия; осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. | Научатся сравнивать свойства различных природных материалов; соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами; отбирать материалы для выполнения изделия; осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. | | |
7 | Растения. Получение и сушка семян. | Как научить выполнять практическую работу по получению и сушке семян. | Научатся выполнять практическую работу по получению и сушке семян. | | |
8 | Проект «Осенний урожай». Изделие: «Овощи из пластилина». | Как научить приемам работы с пластилином; осваивать навыки работы над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку; осуществлять совместную практическую деятельность. | Научатся приемам работы с пластилином; навыкам работы над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку; осуществлять совместную практическую деятельность. | | |
9 | Насекомые. Изделие: «Пчелы и соты». | Как научить использовать различные виды материалов (природные, бытовые и пластичные материалы);соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами; осваивать приемы соединения материалов пластилином. | Научатся использовать различные виды материалов (природные, бытовые и пластичные материалы); соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами; осваивать приемы соединения материалов пластилином. | | |
Итого: 9 часов II четверть ( 7 часов ) |
10. | Проект «Дикие животные». Изделие: Коллаж «Дикие животные» | Как научить создавать изделия в технике коллажа; работать над проектом: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера; проводить оценки и самооценку. | Научатся новым приемам лепки из пластилина; создавать изделия в технике коллажа; работать над проектом: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера; проводить оценки и самооценку. | | |
11. | Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». | Как научить работать над проектом; слушать собеседника; излагать свое мнение; осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность. | Научатся работать над проектом; слушать собеседника; излагать свое мнение; осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность. | | |
12. | Новый год. Изделие: «Украшение на елку». | Как научить новым способам работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру; создавать собственные изделия. | Научатся новым способам работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру; создавать собственные изделия. | | |
13. | Новый год. Изделие: «Украшение на окно». | Как научить новым способам работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру; создавать собственные изделия. | Научатся новым способам работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру; создавать собственные изделия. | | |
14. | Домашние животные. Изделие: «Котенок». | Как научить работать с пластилином; анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий. | Научатся различать домашних животных; новым приемам работы с пластилином; анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий. | | |
15 | Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток». | Как научить создавать макет дома из разных материалов (гофрированного картона и природных материалов);осваивать способы работы с шаблоном и соединения деталей при помощи пластилина. | Научатся создавать макет дома из разных материалов (гофрированного картона и природных материалов);осваивать способы работы с шаблоном и соединения деталей при помощи пластилина. | | |
16 | Посуда. Изделие: «Чашка», «чайник», | Как научить создавать разные изделия на основе одной технологии; использовать приемы работы с пластилином; анализировать форму, цвет и размер реальных объектов. | Научатся анализировать форму, цвет и размер реальных объектов; новым приемам лепки; познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом. | | |
Итого: 7 часов III четверть ( 9 часов ) |
17 | Посуда. Проект «Чайный сервиз». | Как научить слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. | Научатся новым приемам лепки; познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом. | | |
18 | Свет в доме. Изделие: «Торшер». | Как научить выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. | Научатся выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона; вырезать детали круглой формы. | | |
19 | Мебель. Изделие: «Стул». | Как научить использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие; осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. | Научатся выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие; пользоваться копировальной бумагой. | | |
20 | Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток». | Как научить осуществлять подбор тканей и ниток; осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. | Научатся осуществлять подбор тканей и ниток; наматывать нитки, связывать их и разрезать. | | |
21 | Учимся шить. Выполняем швы: «строчка прямых стежков» | Как научить работать с иглой и шилом; познакомить с видами стежков; | Научатся выполнять простейшие швы. | | |
22 | Учимся шить. Изделие: «Закладка с вышивкой» | Как научить работать с иглой и шилом; познакомить с видами стежков; использовать их для оформления изделий. | Научатся выполнять простейшие швы. | | |
23 | Учимся шить. Пришиваем пуговицы. «Медвежонок». | Как научить сравнивать различные виды пуговицы и способы их пришивания. | Научатся пришивать пуговицы. | | |
24 | Передвижение по земле. Работа с конструктором. Изделие: «Тачка». | Как научить моделировать и собирать изделие из конструктора; осваивать разные виды соединений деталей. | Научатся приемам работы с конструктором; выполнять изделия из деталей конструктора. | | |
Человек и вода ( 3 часа ) |
Регулятивные - делать выводы на основе анализа объектов; добывать новые знания из различных источников и разными способами; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач Коммуникативные – формулировать собственное мнение; составлять план и последовательность действий; сотрудничать друг с другом. Личностные - мотивация учебной деятельности. |
25 | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян. | Как научить осваивать способы проращивания семян в воде; определять и использовать инструменты для ухода за комнатными растениями; осваивать правила ухода за комнатными растениями. | Научатся производить посадку семян; определять и использовать инструменты для ухода за комнатными растениями; ухаживать за комнатными растениями. | | |
Итого: 9 часов IV четверть ( 9 часов ) |
26 | Питьевая вода. Изделие: «Колодец». | Как научить конструировать макет колодца; использовать свойства материалов при определении приемов выполнения изделия; составлять и оформлять композицию. | Научатся конструировать макет колодца; использовать свойства материалов при определении приемов выполнения изделия; составлять и оформлять композицию. | | |
27 | Передвижение по воде. Проект: «Речной флот». Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот». | Как научить конструировать макет плота; осваивать способы соединения деталей, технику «оригами»; работать над проектом. | Научатся различать виды водного транспорта, выполнять изделия из бумаги. | | |
Человек и воздух (3 часа) |
Регулятивные – планировать контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные – самостоятельно формулировать познавательные цели Коммуникативные - проводить рассуждения, осуществлять сотрудничество Личностные - осуществлять творческий подход к выполнению заданий. |
28 | Использование ветра. Изделие из бумаги: «Вертушка». | Как научить выполнять разметку деталей по линейке; осваивать соединение деталей с помощью кнопки; использовать приемы работы с бумагой; выполнять украшение изделия. | Научатся выполнять разметку деталей по линейке; соединять детали с помощью кнопки; работать с бумагой; выполнять украшение изделия. | | |
29 | Полеты птиц. Изделие: «Попугай». | Как научить изготавливать по образцу аппликацию из бумаги; выполнять заготовки для мозаики в группе. | Научатся выполнять мозаику в новой технике; выполнять заготовки для мозаики в группе. | | |
30 | Полеты человека. Изделие: «Самолетик», «Парашют». | Как научить самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». | Научатся проводить эксперимент с бумагой и делать выводы; самостоятельно создавать изделие. | | |
Человек и информация (3 часа) |
Регулятивные – проговаривать последовательность действий на уроке; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить и отбирать нужную информацию; Познавательные – находить нужную информацию в разных источниках; делать выводы в результате совместной работы класса Коммуникативные - работать в паре, оценивать качество выполненной работы; слушать и понимать других, работать по плану Личностные - самооценка на основе критерия успешности; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности |
31 | Способы общения. «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо». | Как научить осваивать способы работы с глиной и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. | Научатся использовать различные способы и материалы для передачи всевозможной информации. | | |
32 | Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: «Составление маршрута безопасного движения от дома до школы». | Как научить ориентироваться в дорожных знаках; составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы. | Научатся ориентироваться в дорожных знаках; составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы. | | |
33 | Компьютер. | Как научить осваивать правила безопасного использования компьютера; работать на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете. | Научатся работать на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить источники информации в Интернете. | | |
Итого: 8 часов |