СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование. Русский язык 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по русскому языку составлено на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.

2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004Г № 1089.

3. Законом Российской Федерации « Об образованиив Российской Федерации» (статья 7).

4. Учебного плана МОУ СОШ № 9 на 2014 – 2015 учебный год.

На изучение курса «Русский язык» в 3 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недель).

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование. Русский язык 3 класс»

Тематическое планирование по русскому языку 3 класс



п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Номер задания, страница

Дата

Практич.часть


Предметные

Метапредметные и

личностные



1 четверть (1 часть)



Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 часов)


Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)





Знать:


- понятие «основа слова»;

- значение окончания;

- основы, признаки родственных слов;

- корневые орфограммы.


Уметь:


- работать с учебником;

- составлять рассказ по определенной теме;

- правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударения в них;

- корректировать свой текст;

- решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания;

- находить опасные места в словах;

- объяснять значения слов;

- подбирать однокоренные слова;

- выделять основу и окончание (в ясных случаях),

разграничивать их роль в слове;

- выделять в основе корень, приставку, суффикс (там, где возможно, объяснять значение, вносимое частями речи).


Личностные:

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

- представление о богатых возможностях русского языка;

- осознание коммуникативного мотива грамотного письма и в целом изучения русского языка;

- становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка.


Регулятивные:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия;

- действовать по намеченному плану, по известной памятке;

- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме;

- использовать при выполнении действий известные модели;

- осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»;

- контролировать выполнение и результат своих действий;

- выполнять действия для решения задачи;

- оценивать свои действия и полученный результат


Познавательные:

- находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач;

- осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения;

- читать учебный текст для приобретения информации, находить новые сведения, соотносить их с известными, использовать для решения практических задач;

- осознавать общий способ действия, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- пользоваться словарём и справочными материалами учебника.


Коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;

- строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения;

- участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение.

Повторение изученного во 2 классе; работа с учебником; работа над пониманием определенного значения вынесенных названий слов; тренировка в исправлении ошибок и в выборе точного слова; использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения.

1

упр. 4




Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)

1

упр. 8




Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно…»)

Значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое). Выделение и определение значимых частей слова.

1

упр. 14




Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?»)

1

упр. 24




Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу

Решение известных орфографических задач. Лексическая работа.

1

упр. 30





Будем решать орфографические задачи – известные и новые


Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»)










Знать:


- сложные слова, их строение и написание;

- о написании сочетаний –цы- или –ци-;

- способы образования слов.


Уметь:


- распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы, делать выводы;

- решать орфографические задачи, писать слова под диктовку, подчеркивая «общую» для всех орфограмму;

- составлять и записывать сложные слова, выделять корни;

- передавать содержание текста своими словами;

выполнять необходимые действия и правильно писать:

- буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра, и др. в освоенных словах);

- буквы соединительных гласных в сложных словах (о или е) (простые случаи);

- суффиксы –ек, -ик;

- слова с непроверяемыми орфограммами;

- слова с сочетаниями –цы-, ци-.


Личностные:

- осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью;

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности;

- готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; о необходимости контроля за правильностью выбора букв;

- представление о богатстве русского языка, осознание его как средства общения, а себя – как его носителя;

- укрепление интереса к изучению русского языка.


Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; выполнять коллективные действия для её решения, отражать выводы в схемах;

- планировать свои действия и действовать по плану;

- выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения;

- оценивать свои действия и их результат;

- планировать свои действия для решения новых задач письма, осуществлять их в речевой и умственной форме, контролировать процесс решения и результат;

- выполнять различные способы действия в соответствии с известным планом; осуществлять самоконтроль и самооценку; адекватно воспринимать оценку учителя.


Познавательные:

- находить в материалах учебника необходимую информацию, вычленять новую;

- использовать известные и новые сведения для решения практических задач;

- анализировать, сравнивать, группировать, подводить факты языка под определённые правила, классифицировать, обобщать, делать умозаключения и выводы;

- читать учебный текст и находить в нём ответы на поставленные вопросы;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, фиксировать их в схемах;

- осознавать общий способ действия и применять его при решении частных задач;

- выполнять анализ, сравнение, классификацию, группировку, обобщение и систематизацию;

- целенаправленно слушать учителя (или читать), получать и использовать информацию;

- понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную.


Коммуникативные:

- участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения;

- повышать точность речи за счёт выбора языковых средств;

- участвовать в общей беседе, в коллективной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь;

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности;

- высказывать своё мнение, слушать мнения других;

- создавать письменный текст определённого содержания (о словах языка) на основе готового источника; пересказывать другим сведения, показавшиеся интересными

Повторение основных корневых орфограмм, способов решения известных орфографических задач.

1

упр. 37




Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»)

1

упр. 41




Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?»

Знакомство со словами, в которых встречаются сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-,

- ере-, -ре-. Решение орфографической задачи, где встречаются в одном слове более одной орфограммы.

1

упр. 47




Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма»)

Работа над совершенствованием навыков письма суффиксов –ек,

-ик

1

упр. 57


С.д.


Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство)

Формирование представления о правописании звука [ы] после ц. упражнения в правильном написании слов со слогами цы и ци

1

упр. 63




Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци-.

1

упр. 66




Общее знакомство со сложными словами

Бывает ли в слове два корня?»)

Ознакомление со сложными словами (состоящими из двух корней) и правилами их написания.

1

упр. 70




Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»)

Формирование осознанных умений. Работа над правописанием сложных слов.

1

упр. 87




Входная контрольная работа

Написание диктанта. Выполнение грамматических заданий.

1



диктант


Работа над ошибками

1

Повторить словарные слова




Изложение (рассказы о словах или рассказы о событиях) («Учимся рассказывать о словах. Изложение»)

Работа по обучению передаче текста свободно в устной форме

1

упр. 94


изложение


Изложение (рассказы о словах или рассказы о событиях) («Учимся рассказывать о словах. Изложение»)

1

упр. 93




Контрольное списывание

Работа над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их.

1



Контрол.

Списыв.


Работа над ошибками

1

карточки


С.д.



Каждое слово – часть речи (26 часов)


Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»)








Знать:


- основные группы слов;

- понятие «части речи»;

- что такое части речи, чем они отличаются друг от друга;

- понятие «местоимение»;

- правильно писать служебные слова;

- особенности местоимений 3-го лица;

- личные местоимения, своеобразие их использования в речи;

- самостоятельные и служебные части речи, их различие;

- правописание служебных слов.



Уметь:


- определять части речи;

- различать части речи: существительное, местоимение, глагол;

- находить местоимения в тексте и заменять ими существительные;

- определять лицо и число местоимений;

- подбирать синонимы к словам;

- применять в изложении разные части речи;

- исправлять ошибки;

- использовать слова разных групп в речи.

Личностные:

- представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков;

- становление коммуникативного мотива изучения русского языка.

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения;

- планировать свои действия;

- действовать по намеченному плану;

- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме;

- выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль;

- осознавать возникающие трудности.

Познавательные:

- читать учебный текст, понимать его содержание, завершать отдельные предложения;

- обдумывать заданные вопросы, предполагать ответы на них и проверять предположения по учебнику;

- находить в учебном тексте новые сведения;

- осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач;

- понимать информацию, представленную в табличном виде, дополнять её новыми сведениями;

- переводить информацию в словесную форму;

- анализировать факты языка, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы;

- выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия;

- классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их;

- работать с таблицей, дополнять её, обобщать и систематизировать материал.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения;

- высказывать свои предположения, своё мнение по обсуждаемым вопросам, слушать и учитывать другие мнения;

- понимать задаваемые вопросы и отвечать на них;

- строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других;

- анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов;

- делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её.

Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их. Знакомство с историей происхождения слов, объединенных в группы по определенным признакам. Знакомство с частями речи.

1

упр. 104




Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!»)

1

упр.111




Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!»)

1

упр. 119




Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!»)

1

упр. 125, 123




Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»). Обучение употреблению и написанию служебных слов

Работа по разграничению частей речи на самостоятельные и служебные. Ознакомление с местоимениями 1, 2, 3-го лица, с изменением их по числам и падежам

1

упр. 132




Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»).

Работа над развитием умений распознавать служебные части речи в тексте. Представление о словах-помощниках: предлоги, частицы, союзы. Правило о служебных частях речи.

1

упр. 140




Обучение употреблению и написанию служебных слов

Работа по разграничению частей речи на самостоятельные и служебные.

1

упр. 138




Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»).

Работа над закреплением изученного.

1

упр. 145




Изложение: обучение рассказу о словах

Подготовка к письменному пересказу. Исправление ошибок в предложениях и их запись.

1





Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»).

Продолжение знакомства с признаками, по которым определяются части речи.

1

упр. 144




Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»).

1

упр. 146





Слово и его форма


Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова


Иметь:


- представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.


Уметь:


- определять начальную форму глагола и имени существительного.

Личностные:

- интерес к изучению русского языка, становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка;

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений.


Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для решения конкретных задач;

- выполнять каждую необходимую операцию и всю последовательность действий;

- выполнять рассуждения в материализованной, речевой и умственной форме;

- использовать речь и графические средства для регуляции своих действий;

- осуществлять самоконтроль, находить ошибки как в способе действия, так и в результате, вносить коррективы.


Познавательные:

- читать информацию учебника, выделять новые сведения, понимать информацию, поданную в схемах;

- понимать инструкции, представленные в словесной и схематической форме, выполнять их;

- осознавать общий способ действия, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- анализировать, сравнивать, группировать, классифицировать, делать умозаключения и выводы.


Коммуникативные:

- участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

Изменение формы слова. Ознакомление с понятиями «начальная, форма», «изменение слов».

1

упр. 152


С.д.


Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного

Обучение начальным формам глагола и имени существительного. Изменение формы слова; подбор однокоренных слов.

1

упр. 157




Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного

1

упр. 162




Диктант


1



диктант


Работа над ошибками


1

упр. 161





Сравниваем части речи


Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных

(«Имя существительное и имя прилагательное»)






Знать:


- названия падежей и их вопросы;

- вопросы начальной формы имени прилагательного;

- способы определения родовых окончаний;

- зависимость рода имени прилагательного от имени существительного;

- способы выяснения окончаний в именах прилагательных;

- способы определения падежа.


Уметь:



- определять падеж, род имен существительных и прилагательных;

- определять родовые окончания у имен прилагательных;

- работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»;

- находить начальную форму прилагательного.

Личностные:

- представление о богатых возможностях русского языка, интерес к его изучению;

- элементы способности оценивать свои трудности и достижения.


Регулятивные:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для решения конкретных задач;

- понимать план, представленный в виде памятки, алгоритма;

- выполнять намеченный план и каждую операцию;

- выполнять действия в речевой и умственной форме;

- контролировать свои действия и их результат.


Познавательные:

- вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию;

- целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений;

- понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной, алгоритмичной форме;

- осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач;

- осознавать различные закономерности, правила, находить им подтверждение в текстах;

- анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, подводить под понятие, конструировать, классифицировать, группировать.


Коммуникативные:

- участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его;

- слушать мнения других;

- строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера;

- делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома.

Ознакомление с родом имен существительных и зависимостью от него роди имени прилагательного. Ознакомление со способом определения родовых окончаний имен прилагательных.

1

упр. 171




Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных

(«Имя существительное и имя прилагательное»)

1

упр. 176




Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных

Изменение имен прилагательных по числа и родам, согласование с именами существительными. Знакомство с существительными, не имеющими какого-либо числа.

1

упр. 182




Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»)

1

упр. 188


К.с.д.


Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»)

Изменение мен существительных по падежам. выполнение тренировочных упражнений в изменении имен существительных по вопросам.

1

упр. 196




Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа

1

упр. 197, 202


С.д.


Освоение способа действия для определения падежей.

Название падежей и их вопросы. Тренировка в определении падежей имен существительных в стишках-небылицах.

1

упр. 207




Диктант

Систематизация и обобщение знаний

1



диктант


Работа над ошибками.

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Ознакомление с изменением имен числительных.

1

упр. 210




Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»)


упр. 215




Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»)

1

упр. 221





2 четверть





упр.


Глагол как часть речи (32 часа)





упр.

Повторение изученного о частях речи («Повторяем»)







Знать:


- изученные орфографические правила:

  • Ь в неопределенной форме глагола;

  • суффиксы –а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола;

  • не с глаголами;

- строение и написание глаголов в неопределенной форме;


- приметы и особенности изменения глагола в прошедшем времени;


- правила постановки вопросов;


- об изменения глаголов прошедшего времени по родам, указывать на родовые окончания;


- правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.




Уметь:


- определять неопределенную форму глагола;


- изменять глаголы по числам, родам, лицам;


- определять части речи;


- отличать одну временную форму от других по вопросу;


- выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу;


- использовать глаголы прошедшего времени в речи;


- распознавать глаголы будущего времени и их изменения.

Личностные:

- осознание языка как средства общения;

- элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению;

- элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления;

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.


Регулятивные:

- коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции;

- коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме;

- выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата;

- понимать и принимать учебную задачу;

- планировать (в коллективной деятельности) общий способ действия для решения конкретной языковой задачи, понимать его фиксацию в схематичной форме;

- на основе модели словесно воспроизводить способ действия и практически выполнять его;

-использовать речь для регуляции своих действий;

- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как выполненных действий, так и результата;

- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.


Познавательные:

- под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней;

- целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях;

- пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов;

- понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму;

- осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его;

- подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте;

- понимать информацию, представленную в словесной и модельной форме, использовать её для решения практических задач;

- понимать и применять разные способы фиксации информации;

- осуществлять коллективные целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы;

- проводить сравнение, группировку, преобразования, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; находить примеры различных явлений в тексте;

- коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию;

- читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника;

- понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную;

- применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.


Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром;

- точно отвечать на вопросы, задавать вопросы;

- высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость;

- соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру;

- делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата;

- участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников;

- строить короткие сообщения;

- передавать приобретённую информацию с другим, учить ею пользоваться;

- стремиться к пониманию других точек зрения;

- строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Работа по развитию умения распознавать части речи.

1

упр. 227




Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?»)

Повторение изученных сведений о глаголе, написание словарных слов. Начальное обучение детализации действий в рассказах и событиях.

1

упр. 232




Наблюдение за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы?»)

1

упр. 237


С.д.


Знакомство с системой времён глагола

Изменение глаголов по временам. Тренировочные упражнения в правильном употреблении глаголов в речи.

1

упр. 243, 246




Знакомство с системой времён глагола

1

упр. 250




Знакомство с системой времён глагола

1

упр. 252




Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба

Понятие: принадлежность слова к той или иной части речи. Отличительные признаки каждой части речи. Расширение представления о значении глагола.

1

упр. 258




Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба

1

карточки




Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»)

Понятия «неопределенная форма глагола», «начальная форма»; способы ее нахождения. Работа над развитием орфографической зоркости

1

упр. 270, 272




Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»)

1

упр. 279




Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»)

1

упр. 280


С.д.


Способ нахождения неопределённой формы глагола.

Неопределенная форма глагола и его начальная форма, способы ее нахождения.

1

упр. 283




Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»)

Неопределенная форма глагола, вопросы. Образование глаголов начальной формы.

1

упр. 285




Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над правильным написанием («Размышляем о прошедшем времени»)

Представление о временах глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Редактирование текста. Наблюдение за изменение родовых окончаний и суффиксов у глаголов прошедшего времени. Составление таблицы изменений родовых окончаний у глаголов прошедшего времени.

1

упр. 294




Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над правильным написанием («Размышляем о прошедшем времени»)

1

упр. 300, 301




Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над правильным написанием («Размышляем о прошедшем времени»)

1

упр. 308


К.с.д.


Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях; определение и образование форм; наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени («Из прошлого – в настоящее»)

Изменение глаголов настоящего времени по лицам. Работа по наблюдению за окончаниями глаголов настоящего времени; обсуждение сущности названий этих окончаний - личные

1

упр. 314




Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях; определение и образование форм; наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени («Из прошлого – в настоящее»)

1

упр. 318




Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее»)

Обучение написанию личных окончаний глаголов настоящего времени. Работа над совершенствованием умения пользоваться приемом письма с «окошками».

1

упр. 325




Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее»)

1

упр. 331, 332




Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. («Проверь свои умения»)

Обучение постановке глагола в начальную форму и образованию глагольных форм времени. Повторение изученного о глаголе. Уточнение значения форм единственного числа у разных форм глагола.

1

упр. 336




Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. («Проверь свои умения»)

1

упр. 339 (1)


С.д.


Проверочная работа

Проведение тренировочного диктанта

1

карточка


Пров.раб.


Диктант

Повторение и обобщение изученного о глаголе.

1



диктант


Работа над ошибками

Обобщение знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи.

1

упр. 340





Учимся рассказывать о действиях


Обучающее изложение с изменением лица: пересказ от 1-го лица



Знать:


- особенности текстов инструктивного характера;


- что такое инструкция.


Уметь:


- писать изложения с изменением лица;


- работать над развитием своей речи;


- передавать содержание рассказа;


- точно употреблять глаголы в речи;


- работать над текстами инструктивного характера;


- изменять глаголы по временам;


- составлять инструкции, поздравительные открытки, письма, тексты-приглашения;


- правильно писать слова с ударными и безударными гласными;


- различать части речи;


- создавать тексты-инструкции.

Личностные:

- осознание языка как средства общения, а себя ­– как носителя русского языка;

- представление о богатых возможностях русского языка, желание их использовать;

- осознание необходимости контроля за своей речью.


Регулятивные:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои практические действия и переводить их в словесную форму;

- планировать речевые действия по подготовке пересказа или созданию своего текста и выполнять намеченный план;

- выполнять необходимые учебные действия в умственной форме;

- осуществлять взаимоконтроль;

- контролировать и оценивать свои речевые действия как по ходу их выполнения, так и после завершения.


Познавательные:

- понимая учебную задачу, слушать учителя и одноклассников;

- понимать прочитанное, а также информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в форму словесную;

- пользоваться различными видами помощи, в том числе представленной группами ключевых слов;

- осознавать общий способ решения речевой задачи;

- осуществлять анализ, сравнение, преобразование, конструирование, а также оценку созданного речевого продукта.


Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, осуществлять взаимопомощь;

- задавать вопросы и отвечать на них; высказывать свою точку зрения;

- понимать зависимость характера речи от задач и условий общения;

- учитывать при создании высказывания характер адресата и решаемую речевую задачу;

- определять содержание своего высказывания, последовательность мыслей, раскрываемую главную мысль, выбирать средства языка с учётом задач и условий общения;

- соотносить созданное речевое произведение с замыслом, с речевой ситуацией и при необходимости совершенствовать написанное.

Обучение пересказу от первого лица. Работа над формированием умений выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге, по предупреждению повтора в предложениях.

1

упр. 341


Изложен.


Обучающее изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии)

Обучение изменению глаголов по временам. Работа по формированию умения писать письма.

1

тест


Изложен.


Промежуточная контрольная работа

Повторение и обобщение изученного о частях речи

1



Промеж.

контрол.

работа


Работа над ошибками

Обобщение знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи.

1

упр. 343




Знакомство с особенностями текста инструктивного характера. Написание изложения об изготовлении ёлочной гирлянды

Обучение составлению поздравлений, текстов-приглашений.

1

упр. 345




Создание текста «Как я сделаю…»

Обучение составлению инструкции. Ознакомление с понятием «инструкция», частями, из которых состоит текст-инструкция, лексикой (специальными словами), которые употребляются в инструкции.

1

упр. 346


С.д.


Написание новогодних поздравлений

Обучение написанию поздравительных открыток и писем. Закрепление знаний учащихся о глаголе.

1

Написать новогоднее поздравление





3 четверть (2 часть)





упр.


Что мы знаем о частях речи? (16 часов)





упр.

Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»








Знать:


- сходство и различие имен существительных и имен прилагательных;

- изученные правила орфографии;

- о роли глагола в русском языке, о его грамматических особенностях;

- значение форм единственного и множественного числа у разных форм глагола;

- правила выбора между –тся и –ться в глаголах.




Уметь:


- отличать глаголы от других частей речи;

- определять лицо глагола;

- анализировать глагол как часть речи;

- определять время глаголов;

- образовывать глаголы начальной формы;

- разграничивать формы настоящего и будущего времени.

Личностные:

- элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений;

- желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором;

- становление положительного отношения к изучению русского языка.


Регулятивные:

- ставить, принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий;

- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять и оценивать «чужие» решения.


Познавательные:

- читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания;

- пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов;

- понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму;

- осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его;

- наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения;

- проявлять лингвистическое мышление;

- коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.


Коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром;

- точно отвечать на вопросы, задавать вопросы;

- строить короткие сообщения;

- передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться.


Заполнение опорной таблицы «Как изменяются части речи»

1

упр. 351, 352




Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»)

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Закрепление непроверяемых написаний.

1

упр. 355




Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»)

1

упр. 356




Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»)

Повторение известного о неопределенной форме глагола. Обучение постановке глагола в неопределенную форму, работа по развитию умения отличать глаголы от других частей речи, употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

1

упр. 362




Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»)

Упражнения в написании мягкого знака в окончаниях 2-го лица, соотнесение начальной формы и личной формы глагола.

1

упр. 367




Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи») Анализ глагола как части речи

Обучение морфологическому разбору глагола. Работа по формированию умения грамотного письма. Совершенствование умений пользоваться приемами письма с «окошками». Упражнение в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее, настоящее время, прошедшее время).

1

упр. 371, 372


С.д.


Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи») Анализ глагола как части речи

1

упр. 377




Анализ глагола как части речи

1

упр. 378




Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Освоение правила

1

упр. 386




Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Освоение правила

1

упр. 390




Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Освоение правила

1

упр. 393





Снова пересказываем и рассказываем


Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)




Уметь:


- составлять план при написании изложения;

- составлять и воспроизводить повествовательные тексты;

- делить текст на части и озаглавливать каждую из них;

- пользоваться разными формами глагола;

- составлять рассказы по картинкам.




Коммуникативные:

- пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.


Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге.

1

упр. 399


Излож.


Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)

Обучение построению текста, пересказу текста от другого лица. Продолжение работы по накоплению опыта построения таких текстов.

1

упр. 400


Излож.


Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)

1

упр. 401


Излож.


Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)

Обучение делению текста на части и озаглавливанию их, выделению в каждой части текста основной мысли, передача содержания повествовательного текста

1

упр. 402


С.д.


Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям

1

упр. 405





Возвращаемся к разговору о предложении (17 часов)


Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?»)



Знать:

- значения новых понятий: «член предложения», «подлежащее», «сказуемое»;


- названия главных членов предложения и способ их нахождения.




Уметь:


- находить главные и второстепенные члены предложения;


- правильно оформлять предложения на письме;


- выделять пары членов предложений, ставить от главного слова к зависимому слову смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника);


- давать полную или частичную характеристику предложения;


- конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учетом рода и числа имени существительного или местоимения.

Личностные:

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка: становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему;

- осознание важности правильного построения предложений для выражения и понимания мыслей;

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности.


Регулятивные:

- понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- понимать инструкции и следовать им в практической работе;

- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя;

- адекватно воспринимать оценку учителя.


Познавательные:

- читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач;

- понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму;

- подбирать языковые примеры к схемам, моделям; находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

- осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- осознавать возможность решения некоторых задач различными способами;

- осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки; устанавливать причинно-следственные связи;

- делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия.


Коммуникативные:

- участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета;

- высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их;

- осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от ситуации общения;

- соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря;

- развивать воображение;

- создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывать особенности жанра;

- отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.

Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной единице речи

1

упр. 409




Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова-части речи становятся членами предложения?»)

Главные и второстепенные члены предложения. Составление текста по теме «Зимний денек»

1

упр. 414




Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления

Нахождение в предложении главных членов (грамматической основы). Связь между главными членами предложения.

1

упр. 417




Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления

1

упр. 419




Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления

1

упр. 424




Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?»

Главные и второстепенные члены предложения. Доказательство необходимости употребления второстепенных членов в предложении.

1

упр. 430


С.д.


Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?»

Ознакомление с ролью второстепенных членов в предложении. Совершенствование знаний о связи слов в предложении.

1

упр. 431




Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении («Устанавливаем связи слов»)

Ознакомление со связью между главными членами предложения. Упражнение в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными.

1

упр. 436




Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении («Устанавливаем связи слов»)

1

упр. 437




Обучение установлению связи слов в предложении («Устанавливаем связи слов»)

Установление связи слов в предложении.

1

упр. 444




Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи

Ознакомление со способом действий для выделения пар членов предложения. Решение орфографических задач.

1

упр. 448




Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи

1

упр. 452




Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе

1

упр. 457




Диктант.

Проверка сформированных представлений о главных членах предложений как грамматической основе и умений.

1



диктант


Работа над ошибками

Работа над развитием внимания, орфографической зоркости и памяти учащихся. Формирование умений выполнять работу над ошибками.

1

карточки





Рисуем словесные картины и учим друга





упр.

Создание текстов изобразительного характера

Знать:

-особенности деловой речи.


Уметь:

- составлять тексты изобразительного характера и инструкции;

- осуществлять поиск собственных сравнений;

- передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках.


Работа над развитием умения передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках, детской изобразительной речи.

1

упр. 461




Создание текста-инструкции


1

упр. 463


К.с.д.



И вновь о частях речи (20 часов)


Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»)






Знать:


- правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих;

- план морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных.



Уметь:


- решать орфографические задачи в окончаниях имен прилагательных;

- находить в предложении слова разных частей речи;

- анализировать имена существительные и прилагательные как части речи;

- составлять ряды родственных слов;

- отличать имена существительные со значением действия или признака от других частей речи;

- производить морфологический разбор частей речи;

- писать ь на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих;

- правильно строить предложения.

Личностные:

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- становление коммуникативного мотива изучения русского языка.


Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения;

- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме;

- осуществлять взаимо- и самоконтроль


Познавательные:

- читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму;

- осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач;

- анализировать, сравнивать факты языка, конструировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы;

- классифицировать слова по заданным признакам, группировать их; действовать по алгоритму, подводить под понятия.


Коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения;

- высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников;

- задавать вопросы и отвечать на вопросы других;

- строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других;

- анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли;

- использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов;

- делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её;

- письменно пересказывать и создавать тексты освоенных жанров, выражать свои мысли и чувства, пользоваться средствами языка с учётом задач речи.


Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи.

1

упр. 468




Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»)

1

упр. 475




Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Семантика имен существительных. Составление опорной схемы разных частей речи. Наблюдение за связью имен существительных и прилагательных. Расширение представления о разновидностях имен прилагательных. Ознакомление с притяжательными именами прилагательными и вопросами к ним

1

упр. 484




Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

1

упр. 491




Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

1

упр. 497, 496




Контрольное списывание

Проверка сформированности умений писать слова на изученные орфограммы

1



Контрол.

списыв.


Работа над ошибками

1

упр. 495




Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов.

1

упр. 501, 500(образец письменного анализа имен)




Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»)

Имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей.

1

упр. 510




Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»)

1

упр. 517


С.д.


Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе.

Работа по развитию умений обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило.

1

упр. 520




Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе.

1

упр. 522




Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе.

1

упр. 523




Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе.

1

упр. 524




Диктант

Проверка отработанных ранее способов действий, обеспечивающих решение орфографических задач.

1



диктант


Работа над ошибками

1





Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова»)

Работа над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражнение в правилах согласования слов и предложений

1

упр. 530




Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова»)

1

упр. 533


С.д.


Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку»)

Оформление письменного текста. Типы текста, работа над обогащением словарного запаса, развитием речи и творческих способностей. Особенности построения текстов.

1

упр. 534


Изложен.


Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками»)

1

упр. 536





4 четверть





упр.


Обо всём, что мы теперь знаем (17 часов)





упр.

Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…»)



Знать:

- все изученной о частях речи и членах предложения;


- освоенные виды разбора слов и предложений;


- строение слов, их лексическое значение, правильное использование и написание.




Уметь:


- письменно подробно пересказывать тексты, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки);


- правильно употреблять слова и строить предложения;


- сопоставлять части речи, их грамматические признаки;


- определять главные и второстепенные члены предложения;


- разбирать слова по составу;

- работать в группах;


- письменно передавать содержание текста;


- выписывать из текста слова с орфограммами.

Личностные:

- представление о богатых возможностях русского языка;

- становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему;

- осознание необходимости вдумчивого отношения к своей речи, контроля за её качеством;

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности.


Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; действовать по намеченному плану, выполнять необходимые операции в речевой и умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- понимать инструкции и следовать им в практической работе;

- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои действия и полученный результат;

- сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.


Познавательные:

- участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка, извлекать из них информацию, оценивать её как новую или известную;

- находить в материалах учебника, в том числе в словарях, на справочных страницах, необходимую информацию, использовать её в практических целях;

- понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму;

- подбирать языковые примеры к схемам, моделям;

- иллюстрировать примерами действие различных правил, закономерностей;

- осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- осознавать возможность решения некоторых задач различными способами;

- осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия.


Коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета;

- высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их;

- осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от ситуации общения;

- соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря;

- воспроизводить прочитанную информацию, передавать её другим;

- письменно пересказывать тексты и создавать свои, решая при этом определённые речевые задачи.

Работа над совершенствованием знаний о частях речи и членах предложения

1

упр. 540, 541




Изложение с элементами сочинения на основе картины

Оформление письменного текста. Типы текста, работа над обогащением словарного запаса, развитием речи и творческих способностей.

1

упр. 542


Излож с элем. сочинения


Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куздре»)

Общее представление о форме слова. Развитие речи, воображения.

1

упр. 547




Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»)

Систематизация знаний о частях речи, об их грамматических признаках. Различие слов по значению, по строению. Решение орфографических задач. Обучение пересказу текста, решению грамматико-орфографических задач. Пополнение знаний о возникновении слов. Ознакомление с устаревшими и образованными словами, появляющимися в языке, объяснение их значения; обогащение словарного запаса.

1

упр. 554




Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»)

1

упр. 559




Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»)

1

упр. 565




Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»)

1

упр. 566




Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. («Ещё немного из истории слов»)

Обобщение знаний об изученных орфограммах. Упражнения в применении знаний на письме.

1

упр. 571


С.д.


Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Изложение: формирование умения рассказывать о словах. («Ещё немного из истории слов»)

1

упр. 572




Изложение: формирование умения рассказывать о словах.

Проверка сформированности умений писать слова на изученные орфограммы.

1



излож


Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. («Снова проверяем свои умения»)

Упражнение в применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач.

1

упр. 577




Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. («Снова проверяем свои умения»)

1

упр. 578




Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. («Снова проверяем свои умения»)

1

упр. 581




Подготовка к итоговой контрольной работе

Работа над развитием внимания, орфографической зоркости, над правописанием орфограмм. Запись слов под диктовку с самопроверкой по учебнику.

1

тест




Подготовка к итоговой контрольной работе

1

тест




Итоговая комплексная контрольная работа

Грамматико-орфографическая проверка знаний, умений и навыков.

1



Итог.комплекс.

работа


Работа над ошибками

Коллективный анализ и самоанализ допущенных ошибок, исправление ошибок.

1






Продолжаем учиться хорошей речи (16 часов)





упр.

Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»)



Знать:

- понятия «словесный этюд», «словесная зарисовка»;


- типы речи;

-




Уметь:

- слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения;


- участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств;


- вежливо высказывать свою оценку;


- определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст;


- использовать слова текста для названия его частей;


- различать повествования от описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;


- создавать (устно и письменно) тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание.

Личностные:

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- становление интереса к русскому языку, коммуникативного мотива его изучения.


Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически;

- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме;

- выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы.


Познавательные:

- под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию;

- читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений;

- черпать новые сведения, соотносить их с имеющимися, пользоваться схематичными условными обозначениями;

- понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- интерпретировать её и переводить в словесную форму;

- осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности;

- находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий;

- осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, классификации; подводить факты речи под определённые понятия;

- проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения.


Коммуникативные:

- участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других;

- соблюдать правила речевого поведения;

- осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения;

- замечать в речи средства языка, повышающие её точность и выразительность;

- создавать свои высказывания, небольшие письменные тексты, определяя содержание и выбирая языковые средства с учётом решаемых речевых задач и ситуации общения, заботясь о правильности речи, её точности и выразительности;

- делиться приобретёнными знаниями с другими.

Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи. Упражнение в различении повествования и описания предмета. Работа по обучению описания и повествования. Наблюдение за лексическим значением оценочных слов и их функций. Обучение определении темы текста. Продолжение работы с различными типами речи (оценивание, описание, повествование). Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в тексте.

1

упр. 588




Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»)

1

упр. 592


К.с.д.


Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»)

1

упр. 595




Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»)

1

упр. 602




Контрольное списывание


1



Контрол.

списыв.


Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия»)

Обучение созданию словесных историй, умению употреблять в письменной речи предложения со значением оценки.

1

упр. 606




Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям

Введение понятий «этюд-описание» и «этюд-повествование». Обучение составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов. Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям.

1

упр. 610




Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям

1

упр. 614




Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям

1

упр. 616




Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям

1

упр. 617




Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям

1

тест




Итоговая контрольная работа

Проверка сформированности умений писать грамотно слова с изученными орфограммами.

1



Итог. контрол. работа


Работа над ошибками

Дифференцированная работа (восстановление текста).

1





Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…»)

Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям.

1

упр. 620




Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…»)

1

карточка


С.д.


Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…»)

1

тест





Подводим итоги, строим планы (6 часов)





упр.

Повторение изученного о частях речи. Разбор по составу.

Знать:

Ранее освоенные жанры, разные виды текстов их особенности.


Уметь:

- обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний;

- осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение;

- самостоятельно пользоваться орфографическим словарем;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами;

- списывать и писать текст под диктовку объемом 55- 65 слов.

Личностные:

- осознание своих достижений и преодолённых трудностей;

- становление положительного отношения к учению, коммуникативного, социального и познавательного мотивов дальнейшего изучения предмета «Русский язык».

Регулятивные:

- оценивать свои действия и полученный результат.

Познавательные:

- находить в материалах учебника необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;

- выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки.

Коммуникативные:

- участвовать в совместной деятельности, в групповой работе;

- формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- высказывать своё мнение, аргументировать его, слушать высказывания собеседников.

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Работа с таблицами в учебнике; упражнение в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов.

1





Анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола как части речи

1





Упражнение в нахождении главных и второстепенных членов предложения

1





Правописание суффиксов –ек, -ик

1





Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени

1



С.д.


Обобщение изученного

1