Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Центр образования и спорта «Слава Тавриды»
Рассмотрено и одобрено Методическое объединение учителей физического воспитания и технологии _______ . Протокол № ___ от «____»_______20___ г. | Согласовано Заместитель директора _______
«____»_______20___ г. | Согласовано На заседании педсовета протокол №_____от | Утверждено  Приказом №_____от ________ |
Тематическое планирование
учебного курса среднего общего образования
«Основы безопасной жизнедеятельности»
10 КЛАСС
Количество часов__68__(2 часа в неделю)___Уровень базовый
Составитель:
Учитель: Бондаренко А.А., учитель ОБЖ, высшая квалификационная категория.
Керчь, 2017
Тематическое планирование на 2017/2018 учебный год по ОБЖ в 10 классе
Учитель: Бондаренко А.А.
Часов в неделю 2 ч. : 1 семестр: 30 ч.
2 семестр: 38 ч. По программе за год : 68 ч.
№ п/п | Темы разделов программы | І-семестр | ІІ- семестр | всего за год |
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной среде | 4 | | 4 |
2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 4 | | 4 |
3 | Современный комплекс проблем безопасности военного характера | 2 | | 2 |
4 | Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 2 | | 2 |
5 | Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства | 4 | | 4 |
6 | Нормативно-правовая база с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации | 2 | | 2 |
7 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 2 | | 2 |
8 | Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности. | 2 | | 2 |
9 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 | | 1 |
10 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 | | 2 |
11 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 4 | | 4 |
12 | Гражданская оборона –составная часть обороноспособности страны | | 6 | 6 |
13 | Вооруженные Силы Российской Федерации-защитники нашего Отечества | | 3 | 3 |
14 | Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации | | 7 | 8 |
15 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | | 2 | 2 |
16 | Размещение и быт военнослужащих | | 3 | 3 |
17 | Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | | 3 | 3 |
18 | Организация караульной службы | | 3 | 3 |
19 | Строевая подготовка. | | 5 | 6 |
20 | Огневая подготовка | | 3 | 3 |
21 | Тактическая подготовка | | 2 | 2 |
22 | Контрольные работы | 1 | 1 | 2 |
| Итого | 30 | 38 | 68 |
Планирование составлено на основе:
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, - М.: Просвещение, 2011/Примерные программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014г.Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх содержательных модулей
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Программа рассчитана на 68 часов, том числе 35-часовые сборы в 10-х классах, проводимые на базах воинских частей с выполнением практических стрельб из АК-74
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений
Тематическое планирование составил: учитель ОБЖ Бондаренко А.А., учитель высшей квалификационной категории.
календарно-Тематическое планирование на 2017/2018 учебный год по
«Основам безопасности жизнедеятельности»в10- классе
№ | Содержание учебного материала | Дата проведения | Коррекция | Должны знать | Должны уметь | Домашнее задание |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности Глава 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной среде-4 часа |
1 | Автономное пребывание человека в природной среде | | | Основные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правилах поведения в них,устройство компаса, определять световое время дня, время пребывания в походе. Знать правила дорожного движения, правила безопасного поведения пассажира. Знать правила поведения в криминогенных ситуациях.
| Ориентироваться на местности, уметь подавать сигналы бедствия,ориентироваться на местности по часам и солнцу. Определять магнитный азимут. Уметь-двигаться по тротуарам и дорогам.Уметь-использоватьспособы и приемы самозащиты | § 1 стр.6-9 |
2 | Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде | | | § 2 стр.10-15 |
3 | Обеспечение личной безопасности на дорогах | | | § 3 стр.16-21 |
4 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | | | § 4 стр.22-25 |
Глава 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций-4часа |
5 | Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия | | | Знать потенциальные опасности природного, происхождения, характерные для региона проживания. Знать потенциальные опасности природного, происхождения, характерные для региона проживания; Знать потенциальные опасности техногенного характера. | Использовать знанияЧС природного и техногенного характера по обеспечению личной безопасности.Использовать приобретенные знания для развития необходимых качеств, безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях . | § 5 стр.26-31 |
6 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера | | | § 6 стр.32-37 |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия | | | § 7 стр.38-41 |
8 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера | | | § 8 стр.42-47 |
Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера -2часа |
9 | Военные угрозы национальной безопасности России | | | Знать потенциальные угрозы военной безопасности России. | Использовать приобретенные знания для развития национальной безопасности России. | § 9 стр.48-51 |
10 | Характер современных войн и вооруженных конфликтов. | | | § 10 стр.52-55 |
Глава 4. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера-2 часа |
11 | Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. | | | Знать Федеральные законы Российской Федерации по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях, предназначение, структуру и задачи РСЧС |
Использовать знания по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях, для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | § 11 стр.56-59 |
12 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , ее структура и задачи | | | § 12 стр.60-63 |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
Глава 5. Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства-4 ч. |
13 | Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. | | | Знать потенциальные угрозы террористической деятельности. Знать потенциальные угрозы экстремистской деятельности в России.
| Использовать приобретенные знания для развития национальной безопасности России.
| § 13 стр.64-71 |
14 | Факторы способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. | | | § 14 стр.72-75 |
15 | Экстремизм и экстремистская деятельность | | | § 15 стр.76-81 |
16 | Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности | | | § 16 стр.82-87 |
Глава 6. Нормативно-правовая база с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации-2часа |
| | | | | | |
17 | Положения Конституции Российской Федерации , Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. | | | Знать. Положения Конституции РФ противодействия терроризму. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации | Использовать приобретенные знания для развития национальной безопасности России.
| § 17 стр.88-93 |
18 | Роль государства и обеспечение национальной безопасности Российской безопасности. | | | § 18 стр.94-97 |
Глава 7. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации-2 часа |
19 | Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения | | | Знать. Традиционные и нравственные ценности многонационального народа России. | Использовать приобретенные знания для развития национальной безопасности России. | § 19 стр.98-103 |
20 | Культура безопасности жизнедеятельности –условие формирования антитеррористического поведения | | | § 20 стр.104-107 |
Глава 8. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности-2 часа |
21 | Уголовная ответственность за террористическую деятельность | | | Знатьоб уголовной ответственности и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. |
Использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения | § 21 стр.108-113 |
22 | Ответственность за осуществление экстремистской деятельности | | | § 22 стр.114-119 |
Глава 9. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта-1 час |
23 | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта | | | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта | Использовать приобретенные знания для развития личной безопасности | § 23 стр.120-127 |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни |
Глава 10.Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний-2часа |
24 | Сохранение и укрепление здоровья-важная часть подготовки юношей к военной службе | | | Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него. | Использовать приобретённые знания в повседневнойжизни для ведения здорового образа жизни. | § 24 стр.128-131 |
25 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | | | § 25 стр.132-137 |
Глава 11. Здоровый образ жизни и его составляющие-4 часа |
26 | Здоровый образ жизни | | | Знать о факторах, способствующих укреплению здоровьяЗнать о биологических ритмах влияющих на здоровье |
Использовать приобретённые знания в повседневнойжизни для ведения здорового образа жизни.Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. | § 26 стр.138-143 |
27 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | | | § 27 стр.144-147 |
28 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | | | § 28 стр.148-151 |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | | | § 29 стр.152-159 |
30 | Контрольная работа №1 | | | | | |
| Раздел 6. Основы обороны государства Глава 12. Гражданская оборона –составная часть обороноспособности страны-7 часов |
30 | Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи. | | |
Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Знать обычные и массовые средства поражения. Знать основные способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Знать правила поведения в защитных сооружениях. Знать организационную структуру гражданской обороны учебного заведения. |
Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты. Называть виды защитных сооружений. Называть основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты. | § 30 стр.160-163 |
31 | Основные виды оружия и их поражающие факторы | | | § 31 стр.164-169 |
32 | Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени | | | § 32 стр.170-173 |
33 | Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты | | | § 33 стр.174-177 |
34 | Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации | | | § 35 стр.184-187 |
35 | Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации | | | § 36 стр.188-191 |
Глава 13. Вооруженные Силы Российской Федерации-защитники нашего Отечества-3 часа |
36 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации | | | Знать о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти. Знать состав и предназначение ВС РФ. | Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе | § 37 стр.192-197 |
37 | Память поколений- дни воинской славы России | | | § 38 стр.198-207 |
38 | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. | | | § 39 стр.208-211 |
Глава 14. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации-7 часов |
39 | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск. | | | Знать состав и предназначение Сухопутных войск. Знать состав и предназначение Военно-воздушных сил. Знать состав и предназначение Воздушно-десантных войск. |
Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. | § 40 стр.212-217 |
40 | Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС. | | | § 41 стр.218-221 |
41 | Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника. | | | § 42 стр.222-225 |
42 | Ракетные войска стратегического назначения , их состав и предназначение,вооружение и военная техника. | | |
Знать состав и предназначение Войск воздушно-космической обороны Российской Федерации.Знать состав и предназначение воинских формирований не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации |
Уметь различать виды и рода Вооруженных Сил Российской Федерации по предназначению. | § 43 стр.226-229 |
43 | Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение | | | § 44 стр.230-233 |
44 | Войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение | | | § 45 стр.234-237 |
45 | Пограничные войска ФСБ РФ, Внутренние войска МВД РФ, Войска гражданской обороны МЧС России. | | | § 46стр.238-241 |
Глава 15. Боевые традиции Вооруженных Сил России-2 часа |
46 | Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества | | | Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. | Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы. | § 47 стр.242-245 |
47 | Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений | | | § 48 стр.246-251 |
Раздел 7.Основы военной службы |
Глава 16.Размещение и быт военнослужащих-3 часа |
48 | Размещение и быт военнослужащих | | | Знать назначение помещений роты, военнослужащих прохо-дящих службу по призыву. Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. | Использовать продолжительность служебного времени по назначению. Использовать правильно распределение времени в воинской части. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | § 49 стр.252-255 |
49 | Распределение времени и повседневный порядок | | | § 50 стр.256-259 |
50 | Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих | | | § 51 стр.260-263 |
Глава 17.Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда-3 часа |
51 | Суточный наряд. Общие положения | | | Знать назначение и состав суточного наряда роты Знать основные обязанности дежурного по роте Знать основные обязанности дневального по роте | Выполнять распорядок дня и внутренний порядок в роте. Выполнять практические действия дежурного и дневального роты. | § 52 стр.264-267 |
52 | Основные обязанности дежурного по роте. | | | § 53 стр.268-271 |
53 | Основные обязанности дневального по роте | | | § 54 стр.272-275 |
Глава 18. Организация караульной службы-3 часа |
54 | Организация караульной службы. Общие положения | | | Знать основные обязанности караульной службы Знать основные обязанности часового и его неприкосновенность Знать основные обязанности часового на посту. | Выполнять статьи Устава гарнизонной и караульной службы. | § 55 стр.276-279 |
55 | Часовой и его неприкосновенность | | | § 56 стр.280-283 |
56 | Основные обязанности часового | | | § 57 стр.284-287 |
Глава 19. Строевая подготовка-5 часов |
57 | Строевые приемы и движение без оружия. | | | | | § 59 стр.292-297 |
58 | Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | | | § 60 стр.298-301 |
59 | Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. | | | § 61 стр.302-305 |
60 | Строи отделения. Развернутый строй, походный строй. | | | § 62 стр.306-309 |
61 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении | | | § 63 стр.310-313 |
Глава 20. Огневая подготовка-3 часа |
62 | Назначение и боевые свойства автомата Калашникова | | | Знать: боевые свойства и материальную часть автомата Приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова. | Уметь выполнять неполную разборку и сборку автомата Выполнять: правила и приемы стрельбы, способы разведки целей и определение дальности до них. | § 64 стр.314-317 |
63 | Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова | | | § 65 стр.318-323 |
64 | Приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова | | | § 66 стр.324-329 |
Глава.21.Тактическая подготовка-2 часа |
65 | Современный общевойсковой бой. | | | Знать: современный общевойсковой бой и действия солдата в бою | Уметь выполнять; приемы и способы действий солдата в бою | § 67 стр.330-333 |
67 | Обязанности солдата в бою | | | § 68 стр.334 |
68 | Контрольная работа №2 | | | | | |
Контрольно-измерительный материал 10 класса
Контрольная работа №I по теме «Основы безопасности личности, общества и государства»
1.Дополни предложение.
Выживание человека – это…
а. активное существование в среде себе подобных;
б. способ существования белковых тел;
в. активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;
г. Активная деятельность, направленная на улучшение качества жизни и здоровья человека в повседневных условиях.
2.Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?
а. не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;
б. перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
в. покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
3.При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?
а. местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.
б. место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.
в. сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
г. Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;
д. нет связи только в течении трёх суток.
4.При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?
а. когда точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него не велико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
б. когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние;
в. когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение);
г. Когда люди не обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности; в течении трёх суток нет связи;
д. когда авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности.
5.Какие известны основные способы ориентирования на местности?
а. по памяти;
б. по растениям;
в. по небесным светилам;
г. По компасу;
д. по местным признакам.
6.Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?
а. наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;
б. температуру воздуха и насекомых;
в. наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;
г. количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
7.Какие известны основные виды костров?
а. опознавательные;
б. сигнальные;
в. пламенные и простейшие очаги;
г. жаровые.
8.Для чего предназначается опознавательный костёр?
а. такого не существует;
б. для опознавания людей;
в. для подачи сигналов;
г. для обозначения границ лагеря.
9.Для чего предназначается сигнальный костёр?
а. такого не существует;
б. для обеспечения своего местонахождения;
в. для опознавания людей;
г. для подачи сигналов внутри лагеря.
10.Для чего предназначается пламенный костёр?
а. такого не существует;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для освещения поляны лагеря;
д. для подачи сигналов.
11.Для чего предназначается простейший очаг?
а. для приготовления большого количество пищи;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для согревания людей, если они ночуют около костра.
12.Для чего предназначается жаровой костёр?
а. для оповещения и обогрева лагеря;
б. для приготовления большого количества пищи;
в. для просушки вещей;
г. для согревания людей, если они ночуют у костра.
13.Что может послужить основными источниками пищи в условиях автономного выживания?
а. насекомые и их личинки;
б. дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;
в. пища животного происхождения;
г. крупные волосатые гусеницы и черви
Ответы: 1.б. 2.б.в.г. 3.б.в.г. 4.б.в.г. 5.б.в.г.д. 6.б.в.г. 7.б.в.г. 8.а. 9.б. 10.б.г. 11.б. 12.б.г. 13.а.б.в.г.
Контрольно-измерительный материал
10 класс
Контрольная работа №2 по теме « Обеспечение военной безопасности государства и основы медицинских знаний»
1.В солнечный полдень тень указывает направление на:
а) север;
б) юг;
в) запад;
г) восток.
2.По каким местным приметам можно определить стороны света:
а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;
б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;
в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев.
3.Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже:
а) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;
б) кипячение воды;
в) очистка через фильтр из песка и материи;
г) добавление в воду марганцовки.
4.Опасное время — это время значительного повышения риска для личной безопасности. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время:
а) темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают;
б) сумерки, заставшие человека одного в лесопарке;
в) раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
5.Опасными местами в любое время суток могут быть:
а) подворотни, заброшенные дома, задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки;
б) парикмахерские, ремонтные мастерские, любые магазины, банки, кафе, бары;
в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника, видеотека.
6.Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:
а) воспользуетесь попутным транспортом.
б) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;
в) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги.
7.Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:
а) броситесь бежать к телефонной будке;
б) остановитесь и выясните причину преследования;
в) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место.
8.Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС:
а) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;
б) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;
в) система сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
9.Начальником гражданской обороны образовательного учреждения является:
а) специально уполномоченный представитель органов местного самоуправления ;
б) руководитель общеобразовательного учреждения;
в) один из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения, прошедший специальную подготовку.
10.Ядерное оружие — это:
а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);
б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
11.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;
б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
12.Химическое оружие — это:
а) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;
б) оружие массового поражения, действие которого основано на изменении состава воздушной среды в зоне заражения;
в) оружие массового поражения, действие которого основано на применении биологических средств.
13.Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека:
а) в результате вдыхания зараженного воздуха, попадания ОВ в глаза, на кожу или при употреблении зараженной пищи и воды;
б) в результате их попадания на одежду, обувь и головные уборы;
в) в результате их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания.
14.Бактериологическое оружие — это:
а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;
б) специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;
в) оружие массового поражения людей на определенной территории.
15.Определите, какие из нижеперечисленных боеприпасов относятся к высокоточному оружию:
а) осколочные боеприпасы;
б) бетонобойные боеприпасы;
в) управляемые авиационные бомбы;
г) боеприпасы объемного взрыва.
16.Средства коллективной защиты — это:
а) средства защиты органов дыхания и кожи;
б) легкие сооружения для защиты населения от побочного действия атмосферы;
в) инженерные сооружения гражданской обороны для защиты от оружия массового поражения и других современных средств нападения.
17.От каких поражающих факторов оружия массового поражения защищает убежище:
а) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;
б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;
в) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;
г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.
18.Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):
а) здоровье человека — это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;
б) здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
в) здоровье человека — это отсутствие болезней и физических недостатков.
19.Кровотечение бывает следующих видов:
а) поверхностное, глубокое, смешанное;
б) венозное, артериальное, легочное, носовое;
в) венозное, артериальное, капиллярное, смешанное.
20.При оказании первой медицинской помощи в случае перелома запрещается:
а) вставлять на место обломки костей и вправлять на место вышедшую кость;
б) проводить иммобилизацию поврежденных конечностей;
в) останавливать кровотечение.
21.При иммобилизации бедра, плеча шина обязательно должна захватывать:
а) три сустава;
б) два сустава (выше и ниже перелома);
в) два или три, в зависимости от наличия шин или подручных материалов.
22.К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;
б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;
в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.
23.Боевые традиции — это:
а) специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы;
б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;
в) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы.
24.Почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги — это:
а) ценные подарки;
б) ордена и медали;
в) ведомственные знаки.
25.Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации подразделяются на:
а) тактические, стрелковые и общевоинские;
б) боевые и общевоинские;
в) уставы родов войск и строевые.
26.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации регламентируют:
а) основы организации ведения боевых действий;
б) действия военнослужащих при ведении военных операций;
в) жизнь, быт и деятельность военнослужащих.
27.К общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
а) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) Устав внутренней и гарнизонной служб ВС РФ, Устав караульной службы ВС РФ, Устав корабельной службы, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ;
в) Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ.
28.Битва русского войска во главе с Александром Невским с рыцарями немецкого Ливонского ордена на льду Чудского озера произошла:
а) в 1242 г.;
б) в 1223 г.;
в) в 1380 г.
29.Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова и французской армией Наполеона произошло:
а) в 1812 г.;
б) в 1815 г.;
в) в 1825 г.
30.День защитников Отечества 23 февраля установлен в ознаменование:
а) победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г;
б) разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 г.;
в) снятия блокады города Ленинграда в 1944 г.
31.Дополните предложение.
Боевые традиции-это…
а. система межличностных отношений в воинских коллективах;
б. народные обычаи, перенесённые в сферу военных отношений;
в. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и населением воинской службы;
г. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение уставные и неуставные взаимоотношения.
32.Что характерно для любого воинского коллектива?
а. автономия, означающая определённую самостоятельность и проявляющаяся в выполнении функций, свойственных только этому коллективу;
б. способность сохранять структуру и функции;
в. минимальная численность и состав, позволяющие выполнять возложенные на коллектив функции;
г. оптимальная численность и состав, позволяющие полностью выполнять возложенные на коллектив функции с минимальными затратами труда и средств;
д. способность быстро изменять организационную структуру.
33.Дополни предложение.
Ордена-это…
а. почётные ведомственные награды за успехи в различной деятельности;
б. наградные государственные знаки за успехи на производстве;
в. почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги.
г. почётные награды министра обороны РФ за безупречное служение Родине.
34.Какие государственные награды России и бывшего СССР сохранены в системе госнаград Российской Федерации?
а. орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест;
б. орден «За заслуги перед Отечеством»;
в. военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова;
г. орден и медаль « За заслуги перед отечеством».
35.На какие виды условно можно подразделить воинские ритуалы?
а. парадной деятельности;
б. боевой деятельности;
в. учебно-боевой деятельности;
г. повседневной деятельности;
д. гарнизонной и караульной служб;
36.Какие известны факторы воздействия (риска) на здоровье человека?
а. гомеопатические;
б. физические;
в. химические и биологические;
г. социальные и психические.
37.Какие известны виды микроорганизмов, влияющих на организм человека?
а. сапрофиты;
б. спорофиты;
в. условно патогенные;
г. болезнетворные (патогенные);
д. безусловно патогенные.
38.Каковы внешние признаки большинства инфекционных заболеваний?
а. снижение температуры тела;
б. подъём температуры тела;
в. озноб, разбитость во всём теле;
г. головная боль.
39.Какими путями обычно передаются инфекции?
а. фекально-оральным;
б. фекально-капельным;
в. воздушно-капельным и жидкостным;
г. контактным или контактно-бытовым путём, а также переносчиками зоонозных инфекций.
40.Дополните предложение.
Иммунитет с биологической точки зрения-это…
а. основа хорошего здоровья каждого человека;
б. способ защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
в. способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
г. способы защиты организма от живых существ и вредных веществ.
41.Дополните предложение.
Здоровый образ жизни-это…
а. способ существования разумных существ;
б. государственная политика, направленная на формирование у людей правильного поведения;
в. индивидуальная система поведения человека , направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
42.Перечислите основные составляющие тренированности организма человека?
а. сердечно-дыхательная выносливость;
б. сердечная сила и дыхательная выносливость;
в. мышечная сила и выносливость;
г. скоростные качества и гибкость.
43.Каковы основные признаки отравления человека никотином?
а. покраснение лица, повышение температуры тела;
б. кашель, тошнота;
в. головокружение;
г. горечь во рту.
44.На какие железы внутренней секреции алкоголь оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие?
а. на щитовидную;
б. на слюнные и лимфатические;
в. на поджелудочную;
г. на половую.
45.На сколько короче продолжительность жизни алкоголика по сравнению с непьющим человеком?
а. на 5 лет в. на 10 лет
б. на 2 года г. на 15 лет
46.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при алкогольном отравлении?
а. положить на живот горячую грелку;
б. уложить набок и очистить дыхательные пути, а также промыть желудок;
в. положить на голову холодный компресс и вызвать «скорую помощь;
г. дать понюхать вотку, смоченную нашатырным спиртом;
47.Вчём заключается помощь пострадавшему при наркотическом отравлении?
а. уложить пострадавшего на спину;
б. очистить дыхательные пути пострадавшего;
в. уложить пострадавшего на бок или живот;
г. дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную в нашатырном спирте и вызвать «скорую помощь»;
48.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при отравлении лекарственными препаратами?
а. дать обезболивающие средство;
б. вызвать «скорую помощь»;
в. промыть пострадавшему желудок;
г. дать пострадавшему крепкого чая (кофе) и чёрных сухарей
1