Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
| Утверждено приказом директора МБОУ школа № 39 от _____________________№ ________ |
Календарно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства
1 класс
Разработала
учитель начальных классов
Лисина С.А.
2016 год
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 16 |
Развитие фантазии и воображения | 11 |
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 |
Итого: | 33 |
Календарно - тематическое планирование на 1 класс
№
п/п
№ по теме,
кол-во часов
Разделы,
темы
Тип урока
Характеристика деятельности детей
Оборудование
Дата
4
Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)
1
1
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)
Урок-экскурсия
Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью
07.09
2
2
Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника
Урок-игра
Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).
Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.
Выбирать материал и инструменты для изображения
Гуашь, альбом, кисти
14.09
3
3
Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности
Урок-экскурсия
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению
21.09
4
4
Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции
Урок-игра
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе
Альбом, гуашь, кисти
28.09
1
Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)
5
1
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.
Экскурсия в парк или в лес
Экскурсия
Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии
05.10
5
Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)
6
1
Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений
Урок-игра
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами)
Альбом, цветные карандаши
12.10
7
2
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве
Урок-экскурсия
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц)
19.10
8
3
Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции
Урок-игра
Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.
Работать разными мягкими материалами
Фломастеры, цветные карандаши, альбом
26.10
9
4
Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве
УОНЗ
Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
Иметь представление о набросках и зарисовках
09.11
10
5
Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски
УОНЗ
Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ
Гуашь, кисти, альбом
16.11
1
Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)
11
1
Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью
УОНЗ
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;
высказывать свои представления и объяснять их
Иллюстрации учебника
23.11
4
Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)
12
1
Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб
УОНЗ
Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).
Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек
Пластилин, дощечка, стека
30.11
13
2
Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под
УОНЗ
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)
Пластилин, дощечка, стека
07.12
14
3
Развитие индивидуального чувства формы
УОНЗ
Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме
Пластилин, дощечка, стека
14.12
15
4
Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов
УОНЗ
Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.
Создавать коллективные композиции
Пластилин, дощечка, стека
21.12
1
Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)
16
1
Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)
УОНЗ
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор»
11.01
3
Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)
17
1
Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
УОНЗ
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы
Цветная бумага, ножницы
18.01
18
2
Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве
УОНЗ
Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.
Цветные карандаши, альбом
25.01
19
3
Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение
УОНЗ
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
Гуашь, палитра, альбом, кисти
01.02
1
Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)
20
1
Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности
УОНЗ
Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события
08.02
11
Развитие фантазии и воображения.
21
1
Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»
УОНЗ
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения
Гуашь, кисти, палитра, альбом
22.02
22
2
Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет
УОНЗ
Отображать контраст и нюанс в рисунке.
Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом)
Кисти, гуашь, палитра, альбом
01.03
23
3
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях
УОНЗ
Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изогнутые. Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой. Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы. Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы.
Гуашь,
альбом, кисти
15.03
24
4
Изображение движения
УОНЗ
Передавать движение и настроение в рисунке. Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь. Уметь работать в группе. Фиксировать внимание на объектах окружающего мира. Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям.
Кисти, гуашь, палитра, альбом
25
5
Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном
УОНЗ
Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук».
Кисти, гуашь, палитра, альбом
29.03
26
6
Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку
УОНЗ
Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе. Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Работать графическими материалами: акварель, пастель.
Кисти, гуашь, палитра, альбом
05.04
1
Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)
27
1
Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре
УОНЗ
Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности
12.04
5
Развитие фантазии и воображения.
28
1
Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме
УОНЗ
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.
Пластилин, дощечка, стека
19.04
29
2
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений
УОНЗ
Работать с крупными формами. Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать интерьер аппликацией или росписью
Готовые формы, клей, ножницы, пластилин, картон
26.04
30
3
Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)
УОНЗ
Создавать образ интерьера по описанию. Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.
Кисти, гуашь, палитра, альбом
03.05
31
4
Форма и украшение в народном искусстве
УОНЗ
Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции.
Пластилин, дощечка, стека
10.05
Итоговая аттестация
Итоговая творческая работа
17.05
32
5
Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении
УОНЗ
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности
Цветная бумага, ножницы, клей
17.05
1
Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)
33
1
Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом
УОНЗ
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного
24.05
Условные обозначения:
УОНЗ-урок открытия новых знаний
УР-урок рефлексии
УОН-урок общеметодологической направленности
УРК-урок развивающего контроля
Учебно-методическое обеспечение
Учебник
Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М.:Вентана-Граф, 2011.
Дидактическая литература Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М.:Вентана-Граф, 2014.
Методическая литература
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Богданова Н. В. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителей. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013
Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. Органайзер для учителя. Методические разработки уроков. – М.: Вентана- Граф, 2013
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_90.html
http://webstarco.narod.ru/20vek/big/kustodiev21.html
http://tphv.ru/ivanov/ivanov2.php
http://art-kartina.ru/jiv-ivanovsv.html