Просмотр содержимого документа
«Тематика домашних контрольных работ по Основам общей и дошкольной педагогики»
Тематика домашних контрольных работ по предмету
Основы общей и дошкольной педагогики по специальности 44.02.04
Изучите соответствующие темы в педагогической литературе и составьте (на одной стороне листа формата А4) опорные схемы к каждой теме по предлагаемому плану. На обратной стороне листа укажите используемую литературу.
Тема 1: Педагогика как наука.
Понятие педагогики как науки. Объект и предмет педагогики.
Задачи и функции педагогики.
Методы педагогики.
Понятийный (категориальный) аппарат педагогики.
Отрасли педагогики и ее взаимосвязи с другими науками.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] – М.: Академия, 2005. – 256с.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 2: Развитие педагогики как науки.
Источники педагогики.
Взаимосвязь педагогической теории и практики, тенденции их развития.
Понятие образовательных стандартов и их разработка.
Литература:
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] – М.: Академия, 2005. – 256с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 3: Методы педагогических исследований.
Понятие о методологии педагогических исследований.
Организация педагогического исследования.
Система методов и методика педагогического исследования.
Литература:
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] – М.: Академия, 2006. – 176с.
Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – М.: Академия, 2006. – 208с.
Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] – М.: Академия, 2005. – 256с.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 4: Целеполагание в педагогике.
Понятие цели воспитания и обучения.
Факторы определения целей образования. Историческое изменение целей воспитания.
Задачи воспитания.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 5: Педагогическая деятельность.
Понятие педагогической деятельности, ее сущность.
Цель педагогической деятельности.
Основные виды педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности.
Литература:
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 6: Педагог: профессия и личность.
Возникновение и становление педагогической профессии.
Особенности педагогической профессии.
Педагогические профессиональные умения. Педагогическая компетентность.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Литература:
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 7: Развитие личности.
Развитие личности как педагогическая проблема. Общие закономерности развития личности.
Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации и формирования личности.
Воспитание и формирование личности. Роль обучения в формировании личности.
Деятельность как фактор развития личности.
Гендерные, возрастные и индивидуальные особенности развития личности.
Литература:
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 8: Современные дидактические концепции.
Основные дидактические концепции, их характеристика.
Современные дидактические концепции:
Характеристика основных концепций развивающего обучения.
Разработка теории личностно-развивающего обучения.
Составьте сравнительную таблицу современных дидактических концепций (форму таблицы см. ниже).
Современные дидактические концепции (их авторы) Характерные черты | | | | | | | | |
Основные идеи | | | | | | | | |
Принципы | | | | | | | | |
Этапы | | | | | | | | |
Литература:
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 9: Педагогический процесс как система.
Понятие педагогического процесса как динамической педагогической системы.
Педагогический процесс как целостное явление. Основные аспекты целостности педагогического процесса.
Структура педагогического процесса. Характеристика компонентов, входящих в структуру педагогического процесса.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512с.
Тема 10: Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Закономерности целостного педагогического процесса.
Принципы целостного педагогического процесса.
Этапы педагогического процесса и их характеристика. Мониторинг педагогического процесса.
Заполните таблицу и охарактеризуйте содержание этапов целостного педагогического процесса:
Этапы педагогического процесса | | | |
Решаемые задачи | | | |
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512с.
Тема 11: Система образования в Российской Федерации.
Система образования в России, факторы ее развития и совершенствования.
Структура системы образования в Российской Федерации.
Принципы системы образования.
Развитие вариативного образования в современной России.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» [Текст] / Российская газета. 1996. №13.
Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 12. Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
Понятие «разновозрастная группа», преимущества и недостатки воспитания детей в разновозрастной группе детского сада. Принципы комплектования детей в разных видах разновозрастных групп в дошкольном учреждении.
Особенности построения режима дня в разновозрастной группе, его специфика в группах, скомплектованных по смешанному, контрастному и смежному принципам.
Особенности организации трудовой, игровой, художественной деятельности в разновозрастной группе.
Особенности организации учебной деятельности в разновозрастной группе. Специфика проведения занятий в группах, скомплектованных по смешанному, контрастному и смежному принципам.
Литература:
Аванесова, В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. [Текст] - М.: Просвещение, 1979. – 263с.
Воспитание детей в дошкольных учреждениях села. [Текст] /Под ред. Курбатовой, Р.А. - М.: Просвещение, 1989. – 312с.
Детский сад в Японии. [Текст] /Общ. Ред. Нанивской В.Т. - М.: Просвещение, 1987. – 211с.
Малокомплектный детский сад. [Текст] /Бондаренко, А.К. - М.: Просвещение, 1985. – 297с.
Обучение детей в дошкольных учреждениях села. [Текст] /Под ред. Алексеевой А.С. - М.: Педагогика, 1990. – 204с.
Типовое положение о ДОУ [Текст]
Тема 13: Теория обучения.
Общее понятие о дидактике.
Объект и предмет дидактики.
Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав.
Становление современной дидактической системы.
Деятельность педагога и обучающегося в обучении.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 14: Закономерности и принципы обучения.
Понятие закона, закономерности и принципа обучения.
Характеристика законов и закономерностей обучения.
Принципы обучения, характеристика принципов сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, эмоциональности, связи теории с практикой.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 15: Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Закономерности гуманистического воспитания.
Принципы воспитания, их характеристика: личностный подход, сочетание личной и общественной направленности, связь с жизнью, трудом, опора на положительное, единство воздействия.
Сущность методов воспитания и их классификации.
Средства и формы воспитательного процесса.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия,2006. – 160с.
Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы. [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 527с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008. – 576с.
Тема 16. Преемственность в работе детского сада и школы.
Понятие «преемственность». Преемственность в системе образования, ее необходимость.
Направления осуществления преемственности между детским садом и школой:
а) преемственность образовательных программ
б) преемственность форм и методов работы с детьми.
Формы связи между детским садом и школой:
а) между педагогическими коллективами ДОУ и школы
б) между воспитанниками ДОУ и учащимися начальной школы.
Литература:
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. [Текст] - М.: Педагогика, 1986. – 273с.
Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
Дошкольная педагогика. [Текст]/Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. - М.: Педагогика, 1985. – 438с.
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. [Текст] - М.: Просвещение, 1984. – 184с.
Тема 17: Воспитательные системы.
Системный подход в педагогической теории и практике.
Структура и этапы развития воспитательной системы.
Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
Гуманизация системы воспитания.
Литература:
Вульфов, Б.З. Основы педагогики. [Текст] / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М., 2000.
Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. [Текст] – СПб., 1992.
Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] – М.: Академия, 2005. – 240с.
Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия,2006. – 160с.
Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008
Тема 18. Готовность детей к обучению в школе.
Понятия «готовность к школе», «подготовка к школе», «общая подготовка», «специальная подготовка».
Специальная готовность к обучению в школе.
Общая готовность детей к обучению в школе.
Литература:
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. [Текст] - М.: Просвещение, 1994. – 192с.
Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
Дошкольная педагогика. [Текст]/Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. - М.: Педагогика, 1985. – 438с.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. [Текст] - М.: Просвещение, 1987. – 214с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. [Текст] - М.: Просвещение, 1991. – 127с.
Тема 19: Развивающее обучение.
Понятие индивидуализации и дифференциации обучения.
Формы индивидуализации и дифференциации обучения.
Активизация обучающихся в процессе обучения.
Технологии организации развивающей деятельности.
Литература:
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008
Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] – М.: Педагогика, 1990. – 192с.
Тема 20: Контрольно-диагностическая деятельность в образовании.
Контрольно-диагностическая деятельность как основа управления педагогическим процессом. Понятие о системе педагогического контроля.
Виды контроля (фронтальный, тематический, обзорный; предварительный, текущий, итоговый) и их характеристика.
Способы и методы контроля за учебным и воспитательным процессами.
Требования к содержанию и методам контроля.
Условия эффективности педагогического контроля.
Литература:
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] – М.: Юрайт, 1999. – 464с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2008
Шилова, М.И. Изучение воспитанности школьников. [Текст] – М.: Педагогика, 1983. –241с.