СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темперамент школьника и успеваемость в школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

   В 5 классе большая часть детей, а именно 55% склонна к флегматическому типу темперамента, в 8 классе 39% флегматиков, а в 11 классе 46% склонна к сангвиническому типу темперамента.

    В учебе флегматиков нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Они требуют к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую, а сангвиники в учебе очень энергичны и работоспособны, активно принимается за новое дело и могут долго работать не утомляясь. Способны быстро сосредоточиться, дисциплинированы, при желании сдерживают проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Им присущ быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, они в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, является экстравертом. 

Просмотр содержимого документа
«темперамент школьника и успеваемость в школе»

26


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….3

Раздел 1 Влияние темперамента на формирование структуры личности…………………………………………………………..………….5

1.1. Основные компоненты темперамента…………………………...5

1.2. Психологическая характеристика типов темперамента………...7

1.3. Темперамент и деятельность…………………………………...10

1.4. Темперамент и характер………………………………………...11

Раздел 2 Исследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся, как проявляется темперамент в обучении……………………13

2.1. Исследование психологического типа темперамента у детей

подросткового возраста………………………………………………....…13

2.2. Анализ результатов исследования учащихся…………………..13

Вывод ………………………………………………………………………20

Список используемой литературы………………………………………..21

Приложение ………………………………………………………………..22















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы заключается в том, чтобы провести диагностику

о влиянии темперамента на учебный процесс.

Цель работы: раскрыть особенности влияния типов темперамента на обучаемость детей подросткового возраста на уроках.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

  2. Раскрыть сущность таких понятий как темперамент, темперамент и деятельность, темперамент и характер;

  3. Подобрать и провести методику исследования психологической структуры темперамента у детей подросткового возраста;

  4. Проанализировать результаты исследования.

Объектом исследования работы является обучаемость учащихся подросткового возраста на уроках.

Предметом исследования является исследование типа темперамента и влияние его на обучаемость детей подросткового возраста на уроках.

Научная значимость данной работы состоит в решении вопроса повышения учебной успеваемости за счет индивидуального подхода к темпераменту учащегося.

Практическая значимость: Ознакомить с индивидуальными особенностями характера и темперамента каждого учащихся.


Темперамент (лат. Tempera men turn – надлежащее соотношение черт от tempera – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.























РАЗДЕЛ 1

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ФОРМИРОВАНИЕ

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ


1.1. Основные компоненты темперамента

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темпера­мент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. [7]

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

  1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;

  2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

  3. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;



4) Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип
темперамента;

5) Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Степень активности распространяется от вялости, инер­тности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный — компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и

речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. [4]









1.2. Психологическая характеристика типов темперамента

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологичес­ких характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для воздействия какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово резкий тон, даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельного человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерении, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия и интраверсия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. [6]

У сангвиника чувства легко возникают, лето сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа отражаются также на умственной подвижности сангвиников, обнаруживая некоторую склонность к неустойчивости.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая

устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.

Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спорным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности и постоянству личности.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большей инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыра­зительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной привычной обстановке может успешно справляться с жизненными задачами.

Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. [3]





1.3. Темперамент и деятельность

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, осо­бенности темперамента сказываются на учебных занятиях и трудовой деятельности.

В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и

систематически поощрять его усилия. [5]

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.



От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. [2, 5]




1.4. Темперамент и характер


Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательной стороны личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предела возможных для дачного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовывается первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости здесь характер формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности.

Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению. С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты. [5]



Глава 2

Исследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся, как проявляется

темперамент в обучение


2.1. Исследование психологического типа темперамента

у детей подросткового возраста


Исследование психологической структуры темперамента проводилось в Роскошненской общеобразовательной школы с 02.10 по 18.10.2014 уч. года. Диагностика типов темперамента проводилась в 5, 8, 11 классе. Детям были предоставлены вопросы в тестовом варианте по А. Белову «Приложение А». [8]

Диагностика учащихся проводилась перед занятиями с 8.00 по 8.30 «Приложении В»

Были продиагностированы учащиеся 5 класса в количестве 11 учащихся, 8 класса в количестве 13 учащихся и 11 класса в количестве 11 учащихся. [1]




2.2. Анализ результатов исследования учащихся


Изучив и проанализировав полученные результаты по типам темперамента, мы увидели, что большую часть класса составляют ученики, у которых преобладает холерический тип темперамента, менее всего меланхолический тип темперамента «Приложение В».

Сопоставив показатели психологических особенностей учащихся и успеваемости по предмету (итоговый результат за предыдущую четверть), можно сделать вывод, что потенциальные возможности детей позволяют работать детям на уроках информатики лучше и усваивать в полном объёме учебный материал. [1]

Результаты диагностики темперамента в 5 классе «Таблица 1».

Таблица 1

Результаты диагностики темперамента в 5 классе

Ф.И.

Меланхолик

Сангвиник

Флегматик

Холерик

1

Адамек Яна

23 %

22 %

25 %

23 %

2

Артышевский Коля

18%

26 %

35 %

21 %

3

Балашова Валерия

55 %

17 %

24 %

4 %

4

Бандурко Алефтина

36 %

27 %

23 %

14 %

5

Гулинский Влад

20 %

28 %

26 %

26 %

6

Дудчик Эдуард

36 %

43 %

9 %

12 %

7

Зейтулаева Эльзара

34 %

13 %

36 %

17 %

8

Зеленский Влад

3 %

38 %

35 %

24 %

9

Сафаров Наиль

12 %

33 %

40 %

15 %

10

Сидоренко Маша

9 %

35 %

39 %

17 %

11

Стогов Олег

8 %

34 %

37 %

21 %


В диагностике анализа темперамента мы определили мы определили, что 6 учащихся относятся к флегматичному типу темперамента, 3 ученика с сангвиническому, 2 меланхолика и 0 холериков. Если относительный результат числа положительных ответов, по какому – либо типу составляет 40 % и более, значит, данный тип темперамента является преобладающим. Если этот результат 20 – 29 %, то качества данного типа выражены средне. При результате 10 – 19 % можно утверждать, что черты этого типа выражены в слабой степени. Выразим типы темперамента учащихся в процентном (%) соотношении «Диаграмма 1».



Диаграмма 1

Диаграмма результатов диагностики темперамента в 5 классе

Следовательно, большая часть детей 55% склонна к флегматическому типу темперамента.

Проведем диагностику результатов темперамента в 8 классе «Таблица 2».


Таблица 2

Результаты диагностики темперамента в 8 классе

Ф.И.

Меланхолик

Сангвиник

Флегматик

Холерик

1

Аджимулаев Амет

34 %

11 %

32 %

13 %

2

Абибулав Али

43%

38 %

9 %

10 %

3

Войтович Саша

17%

34 %

36 %

13 %

4

Дубровина Алена

26 %

25 %

27 %

26 %

5

Козьменко Саша

17 %

30 %

24 %

29 %

6

Памфелюк Сергей

20 %

24%

17 %

39 %

7

Палий Игорь

31 %

34 %

20 %

15 %

8

Салядинов Нариман

28 %

30 %

28 %

14 %

9

Салимов Юнус

20 %

27 %

25 %

28 %

10

Сидоренко Сергей

30 %

32 %

25 %

28 %

11

Пленсак Эфим

9 %

39 %

43 %

9 %

12

Фигурный Дима

1 %

38 %

56 %

5 %

13

Якушина Марина

14 %

34 %

36 %

16 %


В диагностике анализа темперамента 8 класса мы определили, что

5 учащихся относятся к флегматичному типу темперамента, 4 ученика с сангвиническому, 2 меланхолика и 2 холериков. Выразим типы темперамента учащихся в процентном (%) соотношении «Диаграмма 2».


Диаграмма 2

Диаграмма результатов диагностики темперамента в 8 классе

Следовательно, большая часть детей 39% склонна к флегматическому типу темперамента.

Проведем диагностику результатов темперамента в 11 классе «Таблица 3».


Таблица 3

Результаты диагностики темперамента в 11 классе

Ф.И.

Меланхолик

Сангвиник

Флегматик

Холерик

1

Алексенко Денис

5 %

33 %

31 %

31 %

2

Баданин Леша

10%

33 %

42 %

15 %

3

Джавдатов Артур

6 %

36 %

33 %

25 %

4

Захаренко Ваня

15 %

34 %

30 %

21 %

5

Зеленский Саша

10 %

29 %

39 %

22 %

6

Кот Никита

9 %

35 %

28 %

28 %

7

Пожарский Руслан

9 %

35 %

32 %

24 %

8

Раетова Асене

34 %

22 %

32 %

12 %

9

Сидоренко Славик

9 %

23 %

36 %

32 %

10

Стрига Сергей

3 %

34 %

40 %

24 %

11

Ярещенко Настя

35 %

15 %

10 %

31 %


В диагностике анализа темперамента 11 класса мы определили, что

4 учащихся относятся к флегматичному типу темперамента, 5 ученика с сангвиническому, 2 меланхолика и 0 холериков. Выразим типы темперамента учащихся в процентном (%) соотношении «Диаграмма 3».








Диаграмма 3


Диаграмма результатов диагностики темперамента в 11 классе

Следовательно, большая часть детей 46% склонна к сангвиническому типу темперамента.

В 5 и 8 классе учащиеся склонны к флегматическому типу темперамента, но в 11 классе у учащихся преобладает сангвинический тип. Поэтому мы, можем сделать следующий вывод. В среднем звене школьники выделяются своей активностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спорным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом они энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, они трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. В учебе флегматиков нужно вовлечь в активную деятельность и


заинтересовать. Они требуют к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

В старшем звене у учащихся повышенная реактивность, но при этом активность и реактивность у них уравновешены. Они живо, возбужденно откликается на все, что привлекает внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу хохочут, а несущественный факт может рассердить. По лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У них высокий порог чувствительности, поэтому они могут не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. В учебе очень энергичны и работоспособны, активно принимается за новое дело и могут долго работать не утомляясь. Способны быстро сосредоточиться, дисциплинированы, при желании сдерживают проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Им присущ быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, они в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, является экстравертом. [2]











ВЫВОД


В 5 классе большая часть детей, а именно 55% склонна к флегматическому типу темперамента, в 8 классе 39% флегматиков, а в 11 классе 46% склонна к сангвиническому типу темперамента. В учебе флегматиков нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Они требуют к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую, а сангвиники в учебе очень энергичны и работоспособны, активно принимается за новое дело и могут долго работать не утомляясь. Способны быстро сосредоточиться, дисциплинированы, при желании сдерживают проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Им присущ быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, они в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, является экстравертом.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М.: 2008.-243 с.

  2. Гиппенрейдера Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: Издательство МГУ, 1999. -240 с.

  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: 2002. -89 с.

  4. Немов Р.С. Психология. – М.: 2000.- 47 с.

  5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М.: 1995. -68 с.

  6. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. – М.: 2005. -99 с.

  7. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: 1994.- 112-117 с.

  8. Психологические тесты темперамент по Белову: http://psycabi.net/testy/202-test-na-temperament-a-belova















ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение А

Тип темперамента по формуле Белова

Из 80 пунктов отметьте только те, которые Вам свойственны. Постарайтесь быть более объективны.

  1. Безропотны, покорны

  2. Болезненно чувствительны и легко ранимы

  3. Бываете агрессивным забиякой

  4. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую

  5. Быстро засыпаете и пробуждаетесь

  6. Быстро остываете, если что-то перестаёт вас интересовать

  7. Быстро утомляетесь

  8. Веселы и жизнерадостны

  9. Впечатлительны до слезливости

  10. Выносливы и работоспособны

  11. Доводите начатое дело до конца

  12. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми

  13. Инертны, малоподвижны, вялы

  14. Легко переживаете неудачи и неприятности

  15. Легко переносите одиночество

  16. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

  17. Легко сдерживаете порыв

  18. Любите аккуратность во всём

  19. Малоактивны и робки

  20. Мало восприимчивы к одобрению или порицанию

  21. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое

  22. Молчаливы и не любите попусту болтать

  23. Настойчивы в достижении поставленной цели

  24. Находчивы в споре

  25. Не верите в свои силы

  26. Не доводите начатое дело до конца

  27. Не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

  28. Не растрачиваете попусту сил

  29. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника

  30. Невыдержанны и вспыльчивы

  31. Незлопамятны и боязливы

  32. Несобранны, проявляете поспешность в решениях

  33. Нетерпеливы

  34. Нетерпимы к недостаткам

  35. Неуравновешенны и склонны к горячности

  36. Неусидчивы, суетливы

  37. Неустанно стремитесь к новому

  38. Неустойчивы в интересах и склонностях

  39. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

  40. Обладаете всегда бодрым настроением

  41. Обладаете выдержкой

  42. Обладаете выразительной мимикой

  43. Обладаете громкой, быстрой отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой

  44. Обладаете резкими порывистыми движениями

  45. Обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся до шёпота

  46. Обладаете спокойной, ровной речью, с остановками

  47. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности

  48. Осторожны и рассудительны

  49. Последовательны и обстоятельны

  50. Постоянны в своих интересах

  51. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим

  52. Работаете рывками

  53. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми

  54. Решительны и инициативны

  55. Ровны в отношениях со всеми

  56. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

  57. С увлечением берётесь за любое новое дело

  58. Сдержанны и терпеливы

  59. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться

  60. Склонны к подозрительности, мнительны

  61. Склонны к резким сменам настроения

  62. Склонны к риску

  63. Склонны переоценивать себя

  64. Склонны уходить в себя

  65. Скрытны и необщительны

  66. Сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке

  67. Спокойны и хладнокровны

  68. Способны быстро действовать и решать

  69. Способны быстро схватывать новое

  70. Стеснительны и застенчивы

  71. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь других

  72. Строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе

  73. Теряетесь в новой обстановке

  74. Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы

  75. Умеете ждать

  76. Упрямы

  77. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

  78. Чрезмерно обидчивы

  79. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах

  80. Энергичны и деловиты

Обработка результатов

Необходимо определить процентное соотношение типов темперамента, к которым относятся отмеченные пункты:

Меланхолик: 1, 2, 7, 9, 12, 15, 19, 25, 29, 45, 51, 60, 64, 65, 70, 71, 73, 77, 78, 79.

Сангвиник: 4, 5, 6, 8, 10, 14, 16, 23, 26, 38, 40, 43, 47, 57, 59, 63, 66, 69, 74, 80.

Флегматик: 11, 13, 17, 18, 20, 21, 22, 27, 28, 41, 46, 48, 49, 50, 55, 56, 58, 67, 72, 75.

Холерик: 3, 24, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 42, 44, 52, 53, 54, 61, 62, 68, 76.

Если процентное содержание какого-либо типа темперамента составляет от 40% и более, то он считается преобладающим в человеке. Если доля типа 30-39%, то его качества выражены в человеке достаточно ярко. 20-29% – качества выражены заметно, и их надо учитывать. 10-19% – выражены слабо, а менее 10% вообще не в счёт.


















Приложение Б


Проведение диагностики на выявление темперамента у учащихся












Приложение В


Результаты проведенного исследования


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!