СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темы по экономике- краткое изложение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит краткое изложение самых востребованных тем по экономике.

Просмотр содержимого документа
«Тема 10»

Тема 10. Виды, причины и последствия инфляции.



1. Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценива­ние бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их ка­чества.

1а. Основные источники инфляции

  • Повышение номи­нальной заработной платы (например, под давлением проф­союзов, когда ее увеличение не обус­ловлено повышени­ем производитель­ности труда)

  • Увеличение цен на сырье и энер­гию (вследствие чего нарушается механизм предло­жения)

  • Увеличение налогов

1б. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.

  • Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушает­ся со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, кото­рый толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

  • Инфляция предложе­ния (издержек) – увеличение издержек производства (вслед­ствие роста заработ­ной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокраще­нию производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейше­му сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Стагфляция — инф­ляция, сопровождае­мая стагнацией (лат. stagnum — стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одно­временным повыше­нием уровня цен

1в. Виды инфляции

По характеру протекания:

  • открытая – отличается продолжи­тельным ростом цен на товары и услуги;

  • скрытая (подавленная) – возникает при неизмен­ных розничных ценах на товары и услуги и одно­временном росте денеж­ных доходов населения.

В зависимости от темпа роста цен

  • умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и посте­пенно (до 10% в год);

  • галопирующая – быстрый рост цен (при­мерно 100—150% в год);

  • гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

По степени рас­хождения роста цен по различ­ным товарным группам

  • сбалансирован­ная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

  • несбалансиро­ванная – цены различных товаров по отношению друг к дру­гу постоянно меняются.

1г. Последствия инфляции

Для сферы производства:

  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

  • обесценение всего фонда накопления;

  • обесценение кредитов;

  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

  • перераспределение доходов за счет увеличения до­ходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксиро­ванным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государст­венный долг, нередко проводят политику кратковремен­ного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

  • отрицательное воздействие на население с фикси­рованными доходами, которые обесцениваются;

  • обесценение доходов населения, что приводит к со­кращению текущего потребления;

  • определение реального дохода уже не по количест­ву денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может ку­пить;

  • снижение покупательной способности денежной единицы.

Для экономических отношений:

  • владельцы предприятий не знают, какую цену ста­вить на свою продукцию;

  • потребители не знают, какая цена является оправ­данной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

  • поставщики сырья предпочитают получать реаль­ные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, на­чинает процветать бартер;

  • кредиторы избегают давать в долг.

Для денежной массы:

  • деньги теряют свою ценность и перестают выпол­нять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.

НО! Умеренная инфляция полезна для эконо­мики, так как рост денежной массы стимулирует дело­вую активность, способствует экономическому росту, ус­коряет процесс инвестирования.

1д. Виды антиинфляционной политики

  • адаптационные меры (приспособле­ние к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;

  • ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение ин­фляции посредством экономического спада и роста безработицы.

Если указанные меры не помогают, то тогда государ­ство будет вынуждено проводить денежную реформу.

2. Денежная реформа — это полное или частичное изменение денежной системы страны. Данные изме­нения могут осуществляться государством несколькими методами. Методы денежной реформы

  • дефляция (от лат. de-flatio — выдувание) – сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков;

  • деноминация (от лат. denominatio — пере­именование) – укрупнение денежной единицы пу­тем обмена в определенной пропор­ции старых денежных знаков на но­вые;

  • девальвация (от лат. de — приставка, озна­чающая понижение, и valeo — стою) – уменьшение золотого содержания де­нежной единицы (при золотом стан­дарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам;

  • ревальвация (от лат. re — пристав­ка, означающая возоб­новление, возврат, и valeo — стою) – повышение золотого содержания или валютного курса денежной еди­ницы государства, т.е. процесс, про­тивоположный девальвации;

нуллификация (от лат. nullificatio — уничтожение) – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительны­ми, либо организация их обмена по очень низкому курсу.



Просмотр содержимого документа
«Тема 11»

Тема 11. Экономический рост и развитие. Понятие валового внутреннего продукта (ВВП)

1. Экономический рост — увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продук­та) в длительный период времени. Реальный экономический рост – это рост ВВП в денежном выражении минус инфляция.

2. Экономический рост часто приводит к социальному прогрессу. Он означает рост прибавочного продукта в стране, а следовательно, и прибыли, которая в свою очередь является источником дальнейшего рас­ширения и обновления производства и увеличения бла­госостояния населения.

3. Экономический рост часто приводит к научному прогрессу.

Достижение экономического роста возможно двумя путями:

  • экстенсивный путь – рост ВВП за счет расширения масштабов исполь­зования ресурсов (в производство вов­лекаются имею­щиеся в стране, но еще неиспользо­ванные ресурсы);

  • интенсивный путь – увеличение ВВП за счет качест­венного улучше­ния факторов производства и повышения их эффективности.

В современности преоб­ладает интенсивного рост за счет развития новых отраслей, основанных на научно-техническом прогрессе, например, развитие ин­формационного пространства.

4. Научно-технический прогресс (НТП) – фактор интенсивного роста эконо­мики, т.к. он способствует:

  • экономии на мас­штабе (укрупне­ние производства повышает его эффективность);

  • повышению квалифика­ции работни­ков;

  • рациональному распределе­нию ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отрас­лей в более эффективные).

5. В рыночной и смешанной экономике экономическое развитие проходит неравномерно, в виде экономических циклов.

Экономический цикл — это периодические колеба­ния уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности. Первый крупный кризис имел место в Англии в 1825 г.

6. Фазы экономического цикла

  • Экономический подъем (пик) – почти полная за­нятость активного населения, постоянное расширение произ­водства всех товаров и услуг, рос­т доходов, расширение сово­купного спроса

  • Экономическое сжатие (рецессия) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уров­ня ВВП

  • Экономический спад (кризис) - экономика, достигнув дна, топчется на месте

  • Оживление – постепенный рост производства, про­мышленность на­чинает привлекать дополнительную рабочую силу, рас­тут доходы населе­ния и прибыль предпринимателей

7. Некоторые ученые объясняют экономические циклы внешними (экзогенными) причинами, другие — внут­ренними (эндогенными) факторами.

Причины циклического развития экономики

Внешние причины

Внутренние причины

  • Войны, из-за которых эко­номика перестраивается на производство военной про­дукции, привлекает допол­нительные ресурсы и рабо­чую силу, а по окончании войны наступает спад.

  • Воздействие дру­гих внешних факторов, на­пример, нефтяных шоков, когда неф­тедобывающие страны резко поднимают цены.

  • Крупные нововведения (железные дороги, автомо­били, электроника), оказы­вающие большое влияние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен.

  • · Монетарная (денежная) поли­тика правительства: большое количество денег порождает инфляционный бум, а недоста­точное их количество сокращает инвестиции и ведет к спаду производства

  • · Изменение соотношения совокупного предложения и сово­купного спроса, когда, напри­мер, появляются кардинально
    новые товары (персональные компьютеры) и спрос переклю­чается на них, а производите­лям старых товаров (пишущих
    машинок) приходится закры­вать производство.

  • Сокращение производства, вызванное выпуском товарной продукции, т.е. накоплением больших запасов из-за низкого
    спроса или высоких цен, когда торговля отказывается от товаров, которые она не может реа­лизовать, а совокупное предло­жение превышает совокупный спрос

 

8. Кризис характеризуется:

  • сокращением про­изводства и прибыли;

  • иног­да вынужденным падением цен;

  • падением реальной (а иног­да и номинальной) заработной платы;

  • снижением уровня жизни.

9. Виды кризисов в зависимости от причин возникновения:

-        кризис пере­производства – порожден ростом произ­водственных мощностей и перепроизводст­вом товаров; предложение превышает платежеспособ­ный спрос и начинается перенакопление капитальных ре­сурсов. Виды перенакопления:

  • товарное перенакопление – образуются излиш­ки нереализован­ной продукции, товарной массы.

  • перенакопле­ние капитала – перепроизводст­во производст­венных мощнос­тей;

  • денежное перенакопление.

-        структурный кризис – связан с рождением новых отраслей и технологий и от­миранием старых;

-        конъюнктур­ный кризис – связан с цикличностью ко­лебания спроса и предложе­ния на рынке;

-        сезонный кризис – порожден технологической спецификой некоторых от­раслей хозяйства.

Особенность современных кризисов —перерастание национальных кри­зисов в мировые (кризисы 1   1948—1949 гг., 1957—1958 гг., 1969—1971 гг., 1974—1975 гг., 1980— 1982 гг., начала 90-х гг. XX в., 2007-2009 гг.).

10.       Экономическое развитие – процесс прохождения эконо­микой всех фаз экономического циклароста, но и фаз спада, которые мо­гут сопровождаться как отно­сительным, так и абсолют­ным падением объемов произ­водства.


ПОНЯТИЕ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА (ВВП)

1. Система национальных счетов — это совокуп­ность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.

Макроэкономические показатели позволяют

  • измерять объем производства в каждый конкретный момент времени;

  • определять факторы, непосредственно влияющие на развитие экономики;

  • отслеживать динамику и строить прогнозы экономического развития;

  • разрабатывать государственную экономическую политику.

2. Основные макроэкономические показатели, измеряющими совокупный продукт и совокупный до­ход, являются следующие: ВНП, ЧНП, ВВП, ЧВП, национальный доход, ЛД, РЛД

1.        Валовой национальный продукт (ВНП) — это суммарная рыночная стоимость всех конечных това­ров и услуг, произведенных гражданами страны с по­мощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определен­ный период времени (обычно за год). ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна.

Конечная продукция — это товары и услуги, кото­рые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.

2.        Чистый национальный продукт (ЧНП) — это рыночная стоимость реально созданных страной то­варов и услуг за определенный период. ЧНП = ВНП – А, где А – это амортизация (от позднелат. amortisatio — по­гашение, уплата долгов).

3.        Валовой внутренний продукт (ВВП) — это стоимость конечной продукции, произведенной на тер­ритории данной страны за определенный период, неза­висимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способ­ности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим граж­данства этой страны).

Валовой внутренний продукт (ВВП) отличается от валового национального продукта (ВНП) на величину чистых факторных доходов из-за рубежа. Чистые факторные доходы из-за рубежа равны раз­ности между доходами, полученными гражданами дан­ной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полу­ченными на территории данной страны.

3а. Три метода подсчета ВВП:

  • По расходам – сумма всех произведен­ных в обществе расходов (потреби­тельские расходы населения, инвес­тиционные расхо­ды производите­лей, государствен­ные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и им­портом страны).

  • По доходам – сумма всех доходов в обще­стве: косвенные на­логи, заработная плата (кроме зарп­лат государствен­ных служащих, так как они выплачива­ются из государст­венного бюджета), доходы от собствен­ности, прибыль, процент на капи­тал, амортизацион­ные отчисления, рентные платежи.

  • По добавленной стоимости – стоимость, складывающаяся в процессе производ­ства на данном предприятии и ха­рактеризующей его реальный вклад в создание конечно­го продукта; вклю­чающей зарплату и прибыль; суммиро­ванием добавоч­ных стоимостей по всем отраслям и ви­дам производства 3б. Номинальный и реальный ВВП

  • номинальный ВВП выражен в ценах на данный период времени;

  • реальный ВВП выражен в ценах с учетом инфляции

4. Чистый внутренний продукт (ЧВП) — стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потреблённого в производстве. ЧВП = ВВП - А, где А – это амортизация (от позднелат. amortisatio — по­гашение, уплата долгов). ЧВП отра­жает производственный потенциал экономики и

5. Национальный доход (НД) — это вновь создан­ная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми вла­дельцами экономических ресурсов (факторов производ­ства).

НД = ЧНП - КН, где КН – косвенные налоги

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников +  прибыль корпораций.

6.         Личный доход (ЛД) — это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).

7.    Располагаемый личный доход (РЛД) — это до­ход используемый, т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств.

РЛД = ЛД – ИПН, где ЛП – это личный доход, ИПН - индивидуальные подоходные нало.

8.      Другие базовые измерители экономики: объем ВВП на душу населения, на одного занятого в экономике, объем инвестиций в национальную экономику, объем национального экс­порта и импорта и др.




Просмотр содержимого документа
«Тема 12»

Тема 12. Роль государства в экономике.

1. Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.

А. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Б. Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.

В. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.



Просмотр содержимого документа
«Тема 13»

Тема 13. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1. Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая стр­оится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государст­ва она определяется целями общества. Эти цели форму­лируют требования к налоговой базе, тяжести налогооб­ложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие ус­ловия для эффективного экономического роста, нужда­ется в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ре­сурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от госу­дарственных предприятий. И государство для формиро­вания своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.

2. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязан­ностей граждан. Налогообложению подлежат:

  • прибыль;

  • доходы;

  • стоимость определен­ных товаров;

  • стоимость, добавленная обработкой;

  • имущество;

  • передача собственности (дарение, продажа, на­следование);

  • операции с ценными бумагами;

  • отдельные виды деятельности.

3. Налогопла­тельщики:

  • физические  лица – работники, непосредственно своим трудом создающие матери­альные и нематери­альные блага и полу­чающие определен­ный доход;

  • юридические лица – хозяйствующие субъекты.

4. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

  • Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).

  • Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

5. Можно выделить три системы налогообложения.

  • пропорциональ­ный налог – сумма налога пропорциональ­на доходам работ­ников;

  • регрессивный налог – налог тем вы­ше, чем ниже доход;

  • прогрессивный налог – налог тем вы­ше, чем выше доход

6. Принципы налогообложения — это правила, ко­торыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:

  • Принцип спра­ведливости – равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.

  • Принцип опреде­ленности и точ­ности налогов – размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно опре­делены и понятны налогоплательщикам.

  • Принцип удобст­ва взимания на­логов для нало­гоплательщиков – каждый налог должен взиматься в то вре­мя и тем способом, при котором платель­щику легче выполнить требования налого­обложения.

  • Принцип эконо­мичности (эф­фективности) – необходимость соблюдения условий, при которых:

o   разрыв между расходами по сбору и ор­ганизации налогообложения и самими на­логовыми   поступлениями   должен   быть наибольшим;

o   тяжесть   налогообложения   не  должна подрывать возможность продолжения про­изводства и лишать государство в после­дующем налоговых поступлений.

  • Принцип обяза­тельности – неизбежность осуществления платежа.

 

7. Функции налогов:

  • фискальная – обеспечение финансирования государст­венных расходов на содержание государст­венного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;

  • распределитель­ная – перераспределение доходов между разны­ми социальными слоями с целью сглажи­вания неравенства в обществе;

  • стимулирую­щая (антиин­фляционная) – стимулирование развития научно-техни­ческого прогресса, увеличения числа рабо­чих мест, капитальных вложений в расши­рение производства путем применения льготного налогообложения;

  • социально-вос­питательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;

  • конкретно-учет­ная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

8. По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.

Уровни налогов

Федеральные

Региональные

Местные

• Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Акцизы

• Таможенная пошлина

• Подоходный налог

• Налог на покупку валюты и др.

• Налог на имущество предприятий

• Лесной налог

• Плата за воду

и др.

• Земельный налог

• Курортный налог

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жило­го фонда и др.

9. Направления совершенствования налоговой системы в России:

  • Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.

  • Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.

  • Сокращение налоговых льгот.

  • Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

10.

Налоги, уплачиваемые гражданами

Налоги, уплачиваемые предприятиями

  • подоходный налог,

  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,

  • ме­стный налог - налог на имущество

Сборы с граждан

  • сбор с владельцев собак,

  • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями,

  • курортный сбор,

сбор за выда­чу ордера и др.

Федеральные налоги

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;

  • налог на прибыль;

  • биржевой налог;

  • налог на опера­ции с ценными бумагами;

  • таможенная пошлина;

  • отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы;

  • платежи за пользование природными ресур­сами и др.);

Региональные налоги

  • налог на имущество предприятий;

  • лесной доход;

  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

  • сбор на нужды образовательных учреждений;

Местные налоги

  • земельный налог;

  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

  • целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

 

Общие налоги

  • земельный налог;

  • налог с владельцев транспортных средств, зачисляемый в дорожные фонды;

  • местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (на­лог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техни­ки и персональных компьютеров и др.).

Отмененные налоги на граждан

Отмененные налоги с юридических лиц

  • налог на холостяков, одиноких и малосемей­ных граждан,

  • сельскохозяйственный налог,

  • налог на владельцев строений

  • Платежи со свободного остатка прибыли,

  • платы за основные и оборотные средства,

  • фиксированные (рентные) платежи,

  • отчисления от при­были

 

 







Просмотр содержимого документа
«Тема 14»

Тема 14. Государственный бюджет.

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

  • расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

  • налоги;

  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

  • эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

  • займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

  • поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);

  • обслуживание го­сударственного долга;

  • предоставление дотаций пред­приятиям;

  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.

  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.

  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö        Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). 

  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

-       Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

  • фаза экономического цикла в стране;

  • текущая политика государства.

9. Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

11. Государственный долг

-       Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций

  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

-        Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – ре­зультат дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

  • величина долга на душу населения;

  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);

  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);

  • отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

15. Меры по управлению государственным долгом:

  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

  • Поиск средств для выплаты долга.

  • Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.

  • Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.



Просмотр содержимого документа
«Тема 15»

Тема 15. Мировая экономика.

1. Мировая экономика — это противоречивая цело­стность национальных экономик, связанных между со­бой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

2. Структура мировой экономики:

  • развитые страны с рыночной экономикой (25 государств);

  • развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства);

  • страны с переходной экономикой (от административ­но-командной к рыночной) (28 государств).

3. Мировой рынок — это совокупность рыночных от­ношений между странами на основе международного разделения труда.

4. В основе функционирования мировой экономики ле­жит международное разделение труда, которое предпо­лагает устойчивый международный обмен, или коопера­цию.

Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.

Основные формы МРТ:

  • Общее МРТ – специализация по отраслям и сферам экономики

  • Частное МРТ – специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг

  • Единичное МРТ – специализация на производстве отдельных узлов, стадиях технологи­ческих процессов

5. Международное разделение труда основывается на международной специализации,

Международная специализация – сосре­доточение в отдельных странах производства определен­ных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребнос­тей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. Предпосылки международной специализации:

  • Природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов)

  • Уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развиваю­щиеся страны — на производстве сырья

  • Сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров

6. Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государства­ми, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы международных экономических отношений:

  • международ­ная торговля товарами и услугами;

  • валютно-кредитные отно­шения;

  • движение капиталов и зарубежных инвестиций;

  • мигра­ция рабо­чей силы;

  • межотрасле­вая коопера­ция произ­водства;

  • обмен в об­ласти науки и техники.

7. Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.

  • Международная торговля товарами — это сфера международ­ных товарно-денежных отношений или совокуп­ность внешней торговли всех стран мира. Делится на торговлю:

o   сырьевыми товарами;

o   машинами и оборудова­нием;

o   потребительскими това­рами.

  • Международная торговля услугами — это торговля потребитель­скими стоимостями, преимуще­ственно не имеющими вещест­венной формы. Охватывает:

o   транспорт;

o   торговлю лицензиями, зна­ниями;

o   туризм;

o   посреднические услуги в меж­дународной торговле;

o   финансовые услуги;

o   информационные услуги и др.

Ведущим сегментом мирового товарного рынка является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутри­отраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Быстро развивается и торговля услугами в банков­ском, гостиничном и страховом деле, строительстве, инженерных услугах, консультировании, рекламе, торго­вых и посреднических операциях.

  • Экспорт (лат. exportare вывозить) – продажа товаров и услуг за границу для их реализа­ции на мировом рынке

  • Импорт (лат. importare — ввозить) – закупка и ввоз товаров и  услуг  для  продажи их на внутреннем рынке

  • Сальдо (ит. saldo — расчет) торгового ба­ланса — разница между экспортом и им­портом за определенный период

8. Виды внешнеторговой политики государства:

  • Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов

o   селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

o   отраслевой – защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

o   коллек­тивный – проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;

o   скрытный – с помощью методов внутренней экономической политики

  • Умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма

  • Свободная торговля (фритредерство от англ. free trade — свободная торговля) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли

9. Государственное регулирование внешней торговли:

Цель государственного регулирования: помочь экспорте­рам вывезти как можно больше своей продукции, и ограничить импорт, сделав иностранные това­ры менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Методы государственного регулирования внешней торговли:

  • Тарифные: таможенные та­рифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы.

  • Нетарифные: установление квот, установление стандар­тов на ту или иную про­дукцию, эмбарго (исп. embargo наложение ареста, за­прещение)

Государственное  регулирование внешней торговли может быть разных видов.

Виды государственного регулирования: одностороннее, двустороннее, многостороннее.

10.  Глобализация мирового экономического пространст­ва способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних со­глашений.

Экономическая интеграция (лат. integratio — вос­становление, восполнение) — это процесс создания регио­нальных хозяйственных комплексов на основе межго­сударственного регулирования внешней торговли и дви­жения факторов производства.

Типы экономической интеграции:

  • Преференциальные (от лат. praefarre — предпочи­тать) торговые соглашения, предполагающие сниже­ние таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым об­лагаются товары третьих стран

  • Зоны свободной торговли, предполагающие взаим­ную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каж­дой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам

  • Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешне­торгового режима относительно третьих стран

  • Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осу­ществляется согласование экономической политики

  • Экономические союзы, в которых происходит унифи­кация экономической, социальной, научно-техниче­ской, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду

В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:

  • Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 евро­пейских стран.

  • НАФТА — Североамериканское соглашение о сво­бодной торговле с участием США, Канады и Мексики.

  • АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

  • Латиноамериканская ассоциация свободной тор­говли и ряд других.

11. Международная валютно-финансовая система — это закрепленная международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функци­онирующих самостоятельно или обслуживающих между­народное движение товаров и факторов производства.

11а. Структура международной валютно-финансовой системы:

  • валютные отноше­ния по поводу ус­ловий обращения и взаимной кон­вертируемости на­циональных ва­лют, механизмов регулирования ва­лютных курсов;

  • финансовые отно­шения, которые охватывают меж­дународные фи­нансовые рынки и механизмы тор­говли валютой, ценными бумага­ми, кредитами;

  • экономические отношения, скла­дывающиеся в процессе между­народных расче­тов, выражаются в платежных ба­лансах страны.

11б. Международный валютный рынок – сфера экономических отноше­ний, где осуществляются опера­ции по покупке и продаже золо­та, иностранной валюты и платежных документов в ино­странной валюте, а также сроч­ные финансовые сделки.

Международный ва­лютный рынок приводит в определенное соответствие курсы национальных денежных единиц (валют). Появление рынка евровалют и ценных бумаг отража­ет тенденцию к растущей интернационализации финан­совой системы.

11в. Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бу­маг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.

Международный финансовый рынок включает в себя:

  • рынок капитала – средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги;

  • денежный рынок – краткосрочные креди­ты, ценные бумаги и т.п.

Деятельность регулируют международ­ные валютно-кредитные организации

  • Международный валютный фонд (МВФ)

  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

  • Организация экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР) и др.

12.Центральное место во внешних экономических свя­зях принадлежит международному движению капита­ла. Основными заемщиками финансовых средств сегодня являются США и Великобритания. Япония и Германия выступают чистыми кредиторами.

Формы движения капитала:

  • прямые и портфельные инвестиции;

  • внутрифирмен­ные потоки капитала в рамках транснациональных корпора­ций (ТНК);

  • предоставление кредитов, государствен­ных займов;

  • создание совместных предприятий и др.



Просмотр содержимого документа
«Тема 2»

Тема 2. Факторы производства и факторные доходы

1. Факторы производ­ства – ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг.

Фактор производства

Доход

с фактора производства

Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ).

Зарплата

Земля (все виды при­родных ресурсов)

Рента

Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства  

                производства;

   2) финансовый (денежный) – деньги для по­купки факторов     

   производства (инвестиции).

Процент

Предпринимательские способности

  • умение правильно соединить факторы производства и организовать производство;

  • умение принимать реше­ния и брать ответственность на себя;

  • умение идти на риск;

  • быть восприимчивым к нововведениям

Прибыль

2. Труд – стоимость зависит от объема и от качества труда (уровня образования, квалификации, состо­яния здоровья, от возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:

  • интенсивность труда (сте­пень расходования рабочей силы в единицу времени);

  • производи­тельность труда (количест­во  продукции,  произведенной в единицу времени).

3. Капитал так же может делиться на

  • основной (например, здания, обо­рудование; затраты на него возмещаются постепенно, в течение ряда лет и его стоимость переносится на продукт по частям);

  • оборотный (например, материалы или энергетические ресур­сы; он расходуется за один цикл и его стоимость входит в продукт це­ликом, а затраты возме­щаются после реализа­ции).

4. В последнее время в отдельную группу выделяют но­вый вид ресурсов — информацию.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ог­раничены.

Процесс произ­водства – взаимодействие  факторов.

5. Другие экономические факторы: об­щая культура, состояние нравст­венности, правовая культура и др.





    



Просмотр содержимого документа
«Тема 3»

Тема 3. Экономические системы и собственность

1.    Экономическая система — установленная и дей­ствующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономи­ческих отношений, которые возникают в процессе про­изводства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта.

2.    Основные типы экономических систем

Основными проблемами любой экономической систе­мы, функционирующей в рамках ограниченности ресур­сов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Линии сравнения

Традиционная

Централизован­ная (командная)

Рыночная

Определе­ние

Способ организа­ции экономиче­ской жизни, ба­зирующийся на отсталой техно­логии, широком распростране­нии ручного тру­да, многоуклад­ности экономики

Способ органи­зации эконо­мической жизни, при котором капи­тал и земля, практически все экономиче­ские ресурсы находятся в собственности государства

Способ орга­низации эко­номической жизни, при котором капи­тал и земля находятся в частной соб­ственности отдельных лиц

Формами собственности

Преимущественно общинные

Преимущественно государственная

Преимущественно частная

Что производить?

Продукты сель­ского хозяйства, охоты, рыболов­ства. Произво­дится мало про­дуктов и услуг. Что произво­дить, определя­ется обычаями и традициями, ко­торые меняются медленно

Определяется группами про­фессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьюте­рам, предста­вителями промышлен­ности — «пла­новиками»

Определяют сами потреби­тели. Произ­водители про­изводят то, что хотят по­требители, т.е. то, что может быть куплено

Как производить?

Производят так и тем, как и чем производили предки

Определяется планом

Определяют сами произво­дители

Кто полу­чает това­ры и ус­луги?

Большинство людей существу­ет на грани вы­живания. Доба­вочный продукт достается вож­дям или собст­венникам земли, оставшаяся его часть распреде­ляется согласно обычаям

«Плановики», направляемые политически­ми лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и ус­луг

Потребители получают столько, сколько хо­тят, произво­дители — при­быль

3.      В реальности существует, а имеет место смешанная экономика, преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа.

Смешанная экономика — способ организации эконо­мической жизни, при котором земля и капитал нахо­дятся в частной собственности, а распределение огра­ниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Конкурентно-рыноч­ные стимулы и государственное регулирование экономики сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Рыночная сфера:                                          

потребители = свободный обмен = производители

Государственная сфера:                  

производители = государственный план = потребители

4.      Социаль­ная рыночная экономика основана на сбалансированности экономиче­ской и социальной эффективности.

Социальная ориентация рынка – удов­летворение  растущих и меняющих­ся потребностей людей, развитие человеческого потенциала, сосуществование различных форм собственности

Социальная ориентация государства – гарант стабильности и защищенности людей в рыночной экономике (господдержка культуры, образования, науки, здравоохранения, социальная защита пенсионеров, инвалидов, материнства и детства, студентов)

5.      Две основные формы хозяйства: натуральное и товарное.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребнос­тей, не прибегая к обмену, к рынку (характерно для традиционного типа экономики).

Товарное хозяйство – хозяйство, при котором про­дукты производятся для прода­жи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка (характерно для централизованного (командного), рыночного и сме­шанного типов экономических систем).

6. Собственность (от древнерусск. «собность» — вла­дение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу при­надлежности, раздела, передела объектов собственности.

  • Собственность – отношения людей по поводу вещей.

  • Суть собственности – присвоение экономических (платных) благ.

  • Быть собственником – значит относиться к вещам как к своим.

 

7. Структура собственности:

  • объект присвоения – вещь, деньги; субъект присвоения – собственник;

  • отношения присвоения – форма реализации отношений собственности;

  • формы присвоения – частная и общественная.

Юридическое содержание собственности

Экономическое содержание собственности

Собственность – система ограничения доступа к ограниченным ресурсам. Отсюда – пучок прав на собственность (полная собственность). Права на собственность (римское право):

  • Право владения – физическое обладание вещью, полный контроль

  • Право пользования – извлечение полезных свойств вещи. Виды: аренда – право поль­зоваться имущест­вом, не имея права распо­ряжаться

траст (от англ. trust — доверие) – право собственника передавать право уп­равления своим иму­ществом другому ли­цу, без права вмеша­тельства в его действия

  • Право распоряжения – определение «судьбы» вещи, (продажа, дарение, передача по наследству и т.д.)

Права на собственность (сегодня): право управления, право на доход, право на безопасность и др.

Два условия:

  • Кодификация отношений собственности

  • Закрепление отношений в правовых нормах

 

Юридическая классификация собственности (по Конституции РФ):

  • Государственная: федеральная и региональная

  • Муниципальная

  • Частная: индивидуальная и коллективная

  • Функции собственности: владение, распоряжение, контроль.

  • Отношение человека к природе (присвоение, потребление и др.)

  • Отношение человека к себе (неотчуждаемое право на собственный труд и способности)

Экономическая классификация собственности:

•  Общая: первобытно­общинная, семейная, государственная, коллективная;

•  Частная:

  Трудовая: семей­ная, фермерское

хозяйство, инди­видуальная трудо­вая деятельность

  Нетрудовая: ра­бовладельческая, 

  феодальная, бур­жуазно-индивиду­альная

  • Смешанная: акционерная, кооперативная, совместная

8.    Собственность – единство юридического и экономического содержания. Юридическое содержание собст­венности получает экономическую форму реализации.

9. В современной рыночной экономике различные формы собственности, в том числе множество смешанных форм, таких как, напри­мер, коллективно-частная или государственно-коллек­тивная и др.

10. Государство проводит:

Национализацию  собственности – передача собственнос­ти из частных рук в ру­ки государства.

Приватизацию собственности – передача госсобственности отдельным граж­данам или  юридическим лицам







Просмотр содержимого документа
«Тема 4»

Тема 4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рынка:

  • общественное разделение труда;

  • экономическая обособленность производителей;

  • самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка:

  • нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

  • нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

  • нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

4. Главные функции рынка

  • посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

  • ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

  • информаци­оная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

  • регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

  • санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты

Отрицательные черты

  • Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, формируя таким образом струк­туру производства

  • Стимулирует научно-тех­нический прогресс 

  • Способствует ре­сурсосбережению в обще­стве

  • Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность

  • Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы

  • Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)

  • Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству

  • Порождает тенденцию к моно­полизации производства

  • Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества

  • Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов

  • Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

ü  С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

ü  По товарам и услугам:

  • потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

  • средств производства;

  • рабочей силы;

  • инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

  • иностранных валют;

  • ценных бумаг (фондовые биржи);

  • научно-технических разработок и инноваций;

  • информации.

ü  По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

ü  По типу конку­ренции:

  • чистой (свободной) конкурен­ции

  • несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

  • конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

  • наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

  • функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.



- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

Формы монополий

Признаки

Картель

Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах

Синдикат

Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность

Трест

Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности

Концерн

Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости

Консорциум

Объединение монополий

Конгломерат

Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

 

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

 

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

- простых товаропроизводителей

- единичных капиталов

- монополий

- национальных капиталов

- интернациональных капиталов

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция)

Чистая
монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.

Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д.

Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.

Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.

Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

 

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!