Темы занятий по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего образования
6 класс
Название темы | Общее количество часов |
Комплекс I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 3 ч. |
Рациональный режим труда и отдыха: составление режима дня. | 1 ч. |
Режим питания школьника. Игра «Полезные и вредные продукты». | 2 ч. |
Комплекс II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 5 ч. |
Личная гигиена - путь к здоровью. Правила личной гигиены школьника. | 1ч. |
Основные правила гигиены зрения (гигиена чтения, письма, просмотра Т/В). | 1ч. |
Значение утренней зарядки для здоровья человека. | 1 ч. |
Значение и способы закаливания. Основные правила закаливания (закаливание воздухом, солнцем и водой). | 2ч. |
Комплекс III. Самопознание и управление собой. | 5 ч. |
Мои чувства и эмоции | 1ч. |
Какие бывают эмоции, где живут мои эмоции? | 1ч. |
Хорошие и плохие привычки. | 1ч. |
Застенчивость и неуверенность в себе. | 1ч. |
Злость и агрессия. Что делать со злостью и агрессией? | 1ч. |
Комплекс IV. Профилактика вредных привычек. | 8 ч. |
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | 1 ч. |
Последствия курения и токсикомании. Игра «Плюсы и минусы». | 2 ч. |
Алкогольные напитки, их влияние на организм подростка. | 2 ч |
Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков. | 2ч. |
Твоё свободное время. Формы проведения досуга. | 1 ч. |
Комплекс V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 13 ч. |
Сохранение здоровья в ЧС: пожар, наводнение, землетрясение, терроризм. | 4 ч. |
«Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека» | 1ч. |
«Влияние окружающей среды на здоровье человека» | 1ч. |
«Что вокруг нас может быть опасным?» | 1ч. |
Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно-транспортный травматизм. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено». Разметка улиц. | 3 ч. |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. Места игр, катания на велосипедах, роликах, скутерах. | 1ч. |
Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. | 1ч |
Беспризорные вещи и отношение к ним. Опасности, которые при этом могут возникнуть. | 1ч. |
Итого | 34 ч. |
Учащиеся 6 класса должны
знать:
правила закаливания организма; правила гигиены зрения; упражнения для глаз, правила соблюдения личной гигиены, правила составления распорядка дня; о значении утренней зарядки для здоровья человека, последствия влияния компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье, правила поведения в ЧС, лекарственные растения как средства оздоровления организма, влияние окружающей среды на здоровье человека, правила поведения на улице и дороге, что такое эмоции, злость.
уметь:
закаливать свой организм; соблюдать правила личной гигиены; выполнять упражнения для глаз, выполнять комплекс утренней зарядки, отказаться от употребления сигарет (алкоголя, наркотиков), уметь действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях, справляться со своими эмоциями.
личные качества: не склонен к употреблению ПАВ, делает утреннюю зарядку, занимается спортом, стремится к активному общению, не имеет вредных привычек.
7 класс
Название темы | Общее количество часов |
Комплекс I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 4 ч. |
Виды питания. Пищевые вещества и их роль в питании и здоровье школьника. | 2 ч. |
Гигиенические требования к школьному режиму. Профилактика переутомления. | 2 ч. |
Комплекс II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 6 ч. |
Основы личной гигиены подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Правила личной гигиены юноши (девушки). | 2 ч. |
Типы волос. Особенности ухода за волосами (подбор шампуней в соответствии с типом волос). | 1ч. |
Двигательная активность и здоровье человека. | 1 ч. |
Рекомендуемые виды физической активности. | 1 ч. |
Значение утренней зарядки и водных процедур. | 1 ч. |
Комплекс III. Самопознание и управление собой. | 5 ч. |
Я - подросток. Что это значит? | 1ч. |
Эмоции. Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1ч. |
Мой гнев, злость и агрессия. Как их предотвратить? | 1ч. |
Стресс. Как с ним справиться? | 1ч. |
Обида. Как простить обиду? | 1ч. |
Комплекс IV. Профилактика вредных привычек. | 9 ч. |
Понятие о ЗОЖ. Практическая работа: тестирование на определение здоровья учащихся. | 1ч. |
Правила здорового образа жизни. | 1 ч. |
Курение и его последствия. Игра «Да здравствует чистый воздух!» | 2 ч. |
Наркотики — угроза жизни. Влияние алкоголя на организм человека. | 2 ч |
Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков. | 2ч |
Экологическая игра «Здорово-быть здоровым» | 1ч. |
Комплекс V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 10 ч. |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч. |
Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | 1ч. |
Экологические проблемы региона и как они влияют на здоровье человека. | 1ч. |
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома. | 2ч. |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. Безопасное поведение на улицах города и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. | 3ч. |
Итого. | 34 ч. |
Учащиеся 7 класса должны
знать:
правила здорового образа жизни, гигиенические требования к школьному режиму, правила личной гигиены девушки и юноши; правила ухода за волосами, виды питания, о влиянии двигательной активности на здоровье человека, о значении утренней зарядки и водных процедур, последствия влияния компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье, правила поведения в ЧС, экологические проблемы региона и как они влияют на здоровье человека, способы управления эмоциями.
уметь:
определять тип волос, правильно ухаживать за лицом и волосами, следить за своим питанием, уметь действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях, справляться со своими эмоциями.
личные качества: не склонен к употреблению ПАВ, занимается спортом, не имеет вредных привычек, общителен, интересно проводит свободное время.
.
8 класс
Название темы | Общее количество часов |
Комплекс I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 2 ч. |
Динамика работоспособности | 1 ч. |
Как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивым. Викторина-игра «Выбор модели питания». | 1ч. |
Комплекс II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 7 ч. |
Типы кожи. Правила ухода за кожей лица, шеи, с помощью косметических средств. Профилактика появления прыщей у подростков с помощью косметических средств. | 2 ч. |
Значение косметики для юношей и девушек. | 1ч. |
Значение осанки, правила ее улучшения. | 1 ч. |
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Приемы закаливания организма. | 1 ч |
К чему приводит недостаток движения. | 1 ч. |
Как правильно распределить физические нагрузки. | 1 ч. |
Комплекс III. Самопознание и управление собой. | 7 ч. |
Самооценка. Виды самооценки (завышенная, адекватная, низкая). | 1ч. |
Уверенность. Что такое уверенность в себе? | 3ч. |
Мои достоинства и недостатки. | 1ч. |
Как меня видят другие? | 1ч. |
Как мы общаемся. | 1ч. |
Комплекс IV. Профилактика вредных привычек. | 7 ч. |
Побочные явления, вызываемые курением. Игра – шоу «Вы рискуете своими лёгкими». | 2 ч. |
Виды психотропных веществ, их влияние на организм подростка. | 2 ч. |
Здоровый образ жизни. Факторы риска. | 1ч. |
Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков. | 1 ч. |
Как противостоять негативному давлению со стороны окружающих. | 1 ч. |
Комплекс V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 11 ч. |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч. |
Здоровье человека и окружающая среда. | 1ч. |
Охрана воды, воздуха и здоровье человека. | 1ч. |
Движение пешеходов по дорогам. | 1 ч. |
Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 1 ч. |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. | 1ч. |
Особенности поведения с незнакомыми людьми. | 1 ч |
Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. | 1 ч. |
Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды. | 1ч. |
Итого | 34 ч. |
Учащиеся 8 класса должны
знать:
правила ухода за кожей лица, приемы нанесения косметических средств на лицо, шею, правила и приемы закаливания организма, как правильно распределить физические нагрузки, о вреде наркотиков, табака, алкоголя, последствия влияния компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье, правила поведения в ЧС, влияние окружающей среды на человека, понятие самооценка, уверенность.
уметь:
определять тип кожи, ухаживать за кожей лица, шеи, рук с помощью косметических средств, планировать режим дня подростка; уметь действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях, противостоять негативному давлению окружающих, находить в себе достоинства и недостатки, бесконфликтно общаться друг с другом.
личные качества: занимается спортом, следит за состоянием здоровья, не имеет вредных привычек, ведет здоровый образ жизни.
9 класс
Название темы | Общее количество часов |
Комплекс I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 3 ч. |
Отдых - важный элемент режима дня школьника. | 1 ч. |
Профилактика переутомления. | 1 ч. |
Диетическое питание. | 1ч. |
Комплекс II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 8 ч. |
Изменения организма в подростковом возрасте. Период интенсивного полового созревания. Заболевания, передающиеся половым путём. | 3 ч. |
Правила и средства ухода за кожей. | 2ч. |
Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями. | 1 ч. |
Гигиена жилища. | 1 ч. |
Оптимальная двигательная активность. | 1 ч. |
Комплекс III. Самопознание и управление собой. | 7 ч. |
Общение - обмен информацией. | 1ч. |
Общение - как взаимодействие. | 1ч. |
Психология делового общения. | 1ч. |
Конфликт - неэффективное общение. | 1ч. |
Конструктивное общение | 3ч. |
Комплекс IV. Профилактика вредных привычек. | 7 ч. |
Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1ч. |
Вред курения. Ролевая игра «Проблема подросткового курения». | 2 ч. |
Употребление алкоголя и наркотиков – угроза здоровью. | 1 ч |
Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков. Выпуск рекламно-информационных листовок. | 2 ч. |
Адекватная самооценка. Учись сказать «Нет!» при негативном давлении окружающих. | 1 ч. |
Комплекс V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 9 ч. |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч. |
Экология вокруг нас. | 1ч. |
Влияние питьевой воды на здоровье человека. | 1ч. |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. | 1ч. |
Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 1ч. |
Опасные места в городе (арки, гаражи, стройки, траншеи, подъезды, лифты, скверы и парки). Правила по соблюдению личной безопасности. | 2ч. |
Итого | 34ч. |
Учащиеся 9 класса должны
знать:
правила по уходу за кожей рук, ног и ногтями, значение диетического питания, значение отдыха в режиме дня школьника, оптимальную двигательную активность, опасность употребления наркотиков, алкоголя, курения; последствия влияния компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье, правила поведения в ЧС, о потребности человека в общении.
уметь:
составлять меню диетического питания, правильно ухаживать за кожей рук, ног с помощью косметических средств, уметь действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях, уметь сказать «Нет!» при негативном давлении окружающих, конструктивно общаться друг с другом.
личные качества:
закаливает организм, не имеет вредных привычек, занимается спортом, интересно проводит свободное время, ведет здоровый образ жизни, увлекает других к занятию спортом, обладает коммуникативными способностями.
10 класс
Название темы | Общее количество часов |
Комплекс I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 3 ч. |
Режим дня - старшие классы. | 1 ч |
Энергетика питания. Минеральные вещества и незаменимые микроэлементы. | 1 ч. |
Динамика работоспособности человека | 1 ч. |
Комплекс II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 6 ч. |
Проблемы кожи в подростковом возрасте. Правила, способы и средства ухода за проблемной кожей. | 2 ч. |
Косметические средства и принадлежности для бритья (лосьоны, станки, электробритвы и др.). Санитарно – гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями. | 1 ч. |
Гигиена тела юноши. Гигиена тела девушки. Гигиенические средства и принадлежности по уходу за телом. | 2 ч. |
Гиподинамия, её последствия. | 1 ч. |
Комплекс III. Самопознание и управление собой. | 6 ч. |
Личность. Психологические особенности личности. | 2ч. |
Стресс. Фазы развития стресса. Влияние стресса на организм человека. | 2ч. |
Саморегуляция. Внешняя, внутренняя и эмоциональная. | 2ч. |
Комплекс IV. Профилактика вредных привычек. | 9 ч. |
Влияние ПАВ на системы и органы человеческого организма. Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании среди подростков. | 1 ч. |
Диспут «Принятие решения и роль влияния среды». | 2 ч. |
СПИД. Анализ сведений о СПИДе (круглый стол) | 2 ч |
Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков. Дискуссия. | 2 ч. |
Твоё свободное время. Формы проведения досуга (тест). | 1 ч. |
Самооценка. Готов ли я противостоять негативному давлению. | 1 ч. |
Комплекс V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 10 ч. |
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность (диспут). | 1ч. |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч. |
Экологические проблемы современности. | 1ч. |
«Экология и бытовые отходы». | 1ч. |
«Пластиковое нашествие». | 1ч. |
Правила поведения в местах массового скопления народа. Толпа. | 1ч |
Криминальные ситуаций на улице и в других общественных местах. Как не стать жертвой. Тренинг: «Учись принимать решение в опасной ситуации». | 1 ч. |
Правила безопасного поведения в лесу. | 1 ч. |
Итого | 34ч. |
Учащиеся 10 класса должны
знать:
способы и средства ухода за проблемной кожей, правила пользования бритвенными принадлежностями, основные компоненты правильного режима дня старшеклассника на основе динамики работоспособности, последствия употребления никотина и алкоголя, последствия влияния компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье, правила поведения в ЧС, экологические проблемы современности, способы саморегуляции.
уметь:
правильного организовывать режим дня, ухаживать за проблемной кожей, бриться, уметь действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях, противостоять негативному давлению окружающих, применять способы саморегуляции.
личностные качества: закаливает организм, не имеет вредных привычек, занимается спортом, интересно проводит свободное время, не равнодушно относится к вредным привычкам других, понимает, что жизнь и здоровье есть высшая ценность человека, сознательно ведет здоровый образ жизни, ответственно относится к окружающей среде.
11 класс
Название темы | Общее количество часов |
Комплекс I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 2 ч. |
Рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в период подготовки к экзаменам. | 1 ч. |
Питание и режим дня выпускника. | 1 ч. |
Комплекс II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 3 ч. |
Гигиена тела юноши. Гигиена тела девушки. Гигиенические средства и принадлежности по уходу за телом. | 1 ч. |
Виды закаливания. Водные процедуры (бассейн, сауна, баня). | 1 ч. |
Необходимость для организма мышечных нагрузок. | 1 ч. |
Комплекс III. Самопознание и управление собой. | 5 ч. |
Лидерство. Типы лидеров. Психологические качества лидерства. | 2ч. |
Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. | 1ч. |
Общение. Деловое общение. | 1ч. |
Психологические особенности публичного выступления. | 1ч. |
Комплекс IV. Профилактика вредных привычек. | 12 ч. |
Причины употребления ПАВ. Алкоголизм. Алкоголь и семья. Наркомания. Наркотики и закон. | 3 ч. |
Игра «Портрет курильщика». | 1 ч |
Ролевая игра «Влияние сверстников». | 2 ч. |
Деловая игра «Суд над вредными привычками». | 2 ч. |
СПИД. Излечим ли СПИД в настоящее время? (дискуссия) | 2 ч |
Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков. Дискуссия | 2ч. |
Комплекс V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 12 ч. |
Здоровый образ жизни. Духовное и психическое здоровье человека. Влияние социальной среды на здоровье человека. | 3 ч. |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3 ч. |
Сохранить природу – сохранить жизнь. | 1ч. |
Экология города и здоровье населения. | 1ч. |
Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в крупных магазинах, на стадионах, дискотеках, в кинотеатрах, театрах. | 2 ч. |
Как не стать жертвой преступления. Правила поведения на улице при нападении. | 2ч. |
Итого | 34 ч. |
Учащиеся 11 класса должны
знать:
правила питания и организации режима дня выпускника; меры профилактики инфекционных заболеваний; способы закаливания, влияние наркотиков и алкоголя на физическое, психическое и социальное здоровье человека, последствия влияния компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье, о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека, правила поведения в ЧС, психологические качества лидерства, психологические особенности публичного выступления.
уметь:
вести здоровый образ жизни, закаливать свой организм, предупреждать инфекционные заболевания; уметь действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях, противостоять негативному давлению окружающих, корректно общаться, управлять собой в стрессовых ситуациях.
личностные качества: осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, принимает общепринятые нормы как личные нормы поведения, выполняет все правила личной гигиены, укрепляет свое здоровье, не имеет вредных привычек, занимается спортом; эмоционально уравновешен; обладает навыками конструктивного диалога, устойчив к негативным влияниям, ответственно относится к окружающей среде, осознаёт здоровье и жизнь как высшую ценность человека.
Мероприятия по программе:
Названия мероприятий | Сроки | Ответственные |
Создание антирекламных плакатов по проблеме курения, алкоголя, наркомании. | ноябрь | Воспитатели 9 -11кл. |
Выпуск плакатов, коллажей «Здоровье без вредных привычек». | октябрь | Воспитатели 6 – 8 кл. |
Рейды: «Закаляйся», «Чистые руки». | По плану | Трудовой комитет |
Выпуск бюллетеней «Правильное питание». | январь | Воспитатели 6 – 7 кл. |
Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков. Выпуск рекламно-информационных листовок. | февраль | Воспитатели 8 – 11 кл. |
Спортивно – туристическая игра «Выживание». | | Комитет по спорту и здоровью. |
Праздник «День здоровья». | 1 раз в четверть | Воспитатели 6 – 11 кл, комитет по спорту и здоровью. |
Литература
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней.- М.: Издательский центр «Академия»,.- 320с.
Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника.- Мн.:Нар.Асвета, 1996.-144с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – Москва: ВАКО, 2007.
Кукушин В.С. Основы школьной валеологии. – Ростов н/Д, 1995.
Колбанов В.В. Валеология в школе. – СПб., 1992.
Л.Г. Татарникова, М.В. Поздеева. «Валеология подростка» С-Петербург 1996г.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. – Москва. ПРЕСС ИНВЕСТ, 2003
Салякова Л.И. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие, учительская деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.5-9 классы. - Москва. Глобус, 2007
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы.- Москва. Глобус, 2007
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренок О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – Москва. ВАКО, 2007
Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек 5 – 11 кл / Издательство 2, доп – Москва. Глобус; Волгоград. Панорама, 2008
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ: Методическое пособие для учителя – Москва. ТЦ Сфера, 2003
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 9 кл. - Москва. Дрофа, 2004
Основы безопасности жизнедеятельности и оказания первой медицинской помощи./Под общей редакцией Р.И. Айзмана. – Новосибирск. Сибирское соглашение,2002
Гречаная Т.Б. Уроки для родителей, или как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь. -Москва ООО ИПФ «ПОЛИМЕД», 2000
Магомедова Т.И. Формирование здорового образа жизни. 5 – 11 классы. - Волгоград. Учитель, 2007
Абаскалова Н. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы). - Новосибирск. ООО Издательская компания Лада, 2000
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей. – Москва. ВЛАДОС, 2004
Колесов Д.B. Предупреждение вредных привычек y школьников.- Москва. YPAO, 2003
Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: Табачный туман обмана: Учебное пособие для ученика и учителя. 7 – 11 классы. Книга 2 - Москва. Педагогическое общество России, 2004
Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: Наркотики, выход из наркотического круга: Учебное пособие для ученика и учителя. 7 – 11 классы. - Москва. Педагогическое общество России, 2004
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.