Естественнонаучное образование младших школьников в свете требований ФГОС.
Чтобы дети, сидя в классе, учились и осваивали новые знания и умения в форме полноценной деятельности, ее нужно правильно организовать.
Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит интеграция естественнонаучных и общевоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.
Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка. Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии экологии.
Отличительная особенность естественнонаучного образования в начальной школе – это вариативность программ. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.
Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан образовательный стандарт. Обучение по любой общеобразовательной программе, которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Все программы ориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке учащихся по естествознанию.
Требования образовательного стандарта:
Кроме знаний, учащиеся должны овладеть и определенными умениями:
- различать объекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты живой и неживой природы, описывать эти объекты;
- различать основные группы растений и животных, распознавать растения и животных из различных природных сообществ, определять сельскохозяйственные растения и животных края, ухаживать за комнатными растениями;
- вести самостоятельные наблюдения в природе, выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием;
- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, солнцу и другим признакам, определять стороны горизонта на глобусе и географических картах, читать план и карту, находить географические объекты на картах;
- знать и различать основные полезные ископаемые родного края;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту, оказывать простейшую помощь;
- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней, выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по обществознанию и естествознанию с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитачувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основными целями изучения окружающего мира являются:
- формирование целостной картины мира и осознание места человека в нём;
- формирование целостной картины мира и осознание места человека в нём;
-воспитание человек – гражданина.
Основние задачи предмета «Окружающий мир»:
- формирование предметных и универсальных способов действий (УУД), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального развития в сферах эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Разработчики стандарта считают, что ребенку важно уметь пользоваться практическими приемами добывания информации:
- Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими - родственниками, с местными жителями, в словарях, справочниках, Интернете, и др.
- Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного (а то и более) из городов России на основе дополнительной информации.
Основное содержание особых изменений не претерпело, это разделы: «Природа и человек», «Человек и общество», но внесли изменения: добавили некоторые разделы и расширили темы. Курсивом выделили темы, которые предполагают давать только в ознакомительных целях, не для обязательного и подробного изучения.
Новое:
- Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Хозяйство семьи. Родословная. Средства массовой информации: радио,
- телевидение, пресса, Интернет. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Изучение родного края, города. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Его функции.
Для определения уровня достижения требований стандарта предлагается проводить устную и письменную поверке знаний, практическую проверку выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые задания. Полученные знания и умения необходимы младшим школьникам для дальнейшего изучения дисциплин естественнонаучного цикла в среднем звене.
В 2017 году вышел проект научно обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. (далее – Концепция). Авторы концепции представили ведущие проблемы, которые обуславливают целеполагание при построении настоящей концепции, среди которых:
– проблема подхода к обучению;
– проблема отбора содержания общего естественнонаучного образования;
– проблема целостности естественнонаучного образования;
– проблема реализации практико-ориентированных форм урочной и внеурочной
деятельности;
– проблема профильного обучения;
– проблема методического аппарата учебников.
Целью настоящей концепции общего биологического образования является преодоление названных противоречий [4]. Идеи, изложенные в Концепции, охватывают следующие уровни образования: начальное общее, основное общее, среднее общее. Особое внимание авторы Концепции обращают на основные формы и виды учебной деятельности в предметной области «Естественнонаучные предметы».
В Концепции подробно рассмотрены рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства. Дается описание наиболее эффективных подходов к преподаванию предмета «Окружающий мир» , а также факторов, способствующих повышению качества преподавания, и рекомендации по их использованию. Также в Концепции обозначаются научно обоснованные предложения по
модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы». Уделяется особое внимание активному развитию промежуточной аттестации обучающихся. Задачами таких исследований является дальнейшее укрепление единого образовательного пространства и совершенствование общероссийской системы оценки качества образования. Так, по инициативе Рособрнадзора запущена модель Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Большое значение для дальнейшего развития образования имеет Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS).
В течение трех последних лет (с 2015 по 2017 годы) учащиеся РФ приняли участие в ряде мониторинговых испытаний: НИКО «Окружающий мир», 2015 год; TIMMS «Естествознание», 2015 год; ВПР по биологии, 5 класс, 2017 год; ВПР по биологии, 11класс, 2017 год; государственные итоговые аттестации ОГЭ – 9 класс и ЕГЭ – 11 класс.
Кратко рассмотрим анализ результатов выполнения экзаменационных работ.
НИКО «Окружающий мир», 2015 год.
В целом участники исследования успешно (63% выполнения) справились с установлением причинно-следственных связей элементов и процессов виртуального эксперимента: построением рассуждений в форме простых представлений об объекте исследования, особенностях его строения, о свойствах и связях, задаваемых рамками предложенных заданий. Наибольшие затруднения вызвало у обучающихся выполнение заданий на проверку умений:
– устанавливать причинно-следственные связи;
– находить информацию на печатных носителях (интернет-сайтах), используя условные обозначения;
– сопоставлять визуальную информацию из нескольких источников для решения поставленной задачи;
– сравнивать объекты по самостоятельно выбранным основаниям (на основе внешних признаков или характерных свойств);
– проводить классификацию объектов по заданным основаниям.
Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что достижение более высоких результатов сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи по заданному алгоритму в практической и исследовательской деятельности потребует от учителей начальной и основной общеобразовательной школы увеличения доли практико-ориентированных заданий как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
На базовом уровне сложности преимущественно проверялось умение распознавать по описанию или изображению биологические объекты, процессы, явления; давать определения и применять в заданном контексте основные биологические понятия и
термины.
На повышенном уровне – способность осуществлять более сложные интеллектуальные действия: описывать, классифицировать, сравнивать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания такого типа были представлены в части 1 экзаменационной работы.
На высоком уровне сложности проверялось умение выпускников основной школы применять биологические знания для объяснения и прогнозирования биологических явлений и процессов, устанавливать причинно-следственные и структурно-функциональные связи, формулировать и аргументировать собственные выводы. Подобные задания охватывали наиболее существенные вопросы содержания, и были представлены в части 2 экзаменационной работы.
С помощью этих заданий (линии 1-22) проверялась освоенность содержания основных разделов курса биологии, представленных пятью содержательными блоками: «Биология как наука»; «Признаки живых организмов»; «Система, многообразие и
эволюция живой природы»; «Человек и его здоровье»; «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». При выполнении заданий по этим пяти содержательным блокам от учащихся требовались специальные биологические знания и умения на разных уровнях.
Например, воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне. Выполнение учащимися заданий на применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями:
объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания. При составлении заданий в тестовой форме с выбором одного верного ответа линий 1-22 основной акцент был сделан на проверку следующих умений: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений, животных и человека; распознавать на рисунках части и органоиды клетки, органы и системы органов высших растений, позвоночных и беспозвоночных животных
и человека; выявлять изменчивость организмов, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Особое место занимали задания, проверяющие умение выпускников работать с текстовой и визуальной информацией, решать компетентностно-ориентированные задачи.
Реализация принципов в изучении младшими школьниками окружающего мира.
Сущность и значение краеведческого принципа в изучении «Окружающего мира» и в развитии метапредметных, личностных характеристик учащихся. Сравнение реализации краеведческого принципа в двух УМК. Способы раскрытия в них компонентов природы и истории края, доказательная оценка подходов авторов.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП относится к обще-Естественнонаучным- единым для всех курсов принципам отбора и структурирования материала о природе. Его суть: широкое, наиболее естественное для ребенка привлечение краеведческого материала. Начало познания окружающего мира должно идти с изучения природы, социального окружения, труда людей той местности, где живет учащийся. Принцип позволяет: влиять на душу детей; вести изучение природы в процессе непосредственного общения с ней; реализовывать дидактические принципы «переход от близкого к далекому», «от известного – к неизвестному»; учитывать национальные особенности;
связать обучение с жизнью. Методическая основа реализации принципа: работы П.В. Иванова «Педагогические основы школьного краеведения», А.Е. Сейненского «Родной край», «Краеведение Москвы», «Вестник Союза краеведов России» и др.
Принцип в программах реализуется по-разному:
1. Курсообразующий (Клепинина, Ворожейкина), когда любая историческая тема имеет преломление в изучении определенного исторического периода на примере жизни родного города/села; природы – в процессе постоянного непосредственного наблюдения за ее местными объектами и ведения Календаря природы и труда.
2. Фрагментарный : непосредственное наблюдение и ознакомление с объектами переносится на предшкольный возраст, НШ – систематизация и работа в опоре на сформированные представления памяти.
Изучение сезонных явлений в природе как средство формирования у младших школьников умения (компетенции) выявлять причинно-следственные связи. Необходимость и обусловленность изучения в начальной школе данного материала. Методические подходы к изучению сезонных изменений в природе, их доказательная оценка. Сравнение содержания и соответствующих технологий в двух УМК (по выбору).
Принцип сезонности относится к обще-Естественнонаучным- единым для всех курсов принципам отбора и структурирования материала о природе. Его суть: Изучение сезонных изменений в природе местности проживания учащихся (поэтому тесно связан со следующим принципом): целенаправленные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в разное время года дают убедительный материал о взаимосвязи и взаимозависимости природных явлений и доступны для проведения младшими школьниками.
Изучение сезонных явлений в природе как средство формирования у младших школьников умения (компетенции) выявлять причинно-следственные связи. Необходимость и обусловленность изучения в начальной школе данного материала. Методические подходы к изучению сезонных изменений в природе, их доказательная оценка. Сравнение содержания и соответствующих технологий в двух УМК (по выбору).
Принцип сезонности относится к обще-Естественнонаучным- единым для всех курсов принципам отбора и структурирования материала о природе. Его суть: Изучение сезонных изменений в природе местности проживания учащихся (поэтому тесно связан со следующим принципом): целенаправленные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в разное время года дают убедительный материал о взаимосвязи и взаимозависимости природных явлений и доступны для проведения младшими школьниками.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования по курсу «Окружающий мир». Виды универсальных учебных действий и методические возможности учебников нового поколения для их формирования.
Цель курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование ЦНКМ и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Современный ФГОС НОО ориентирован на результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу, к которым (п.3), к которым относятся:
1. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. «ОМ»:
1) осознание себя членом общества и государства (российской идентичности);чувство любви к стране через интерес к природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах, событиях;
2) осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических норм; культура поведения и взаимоотношения с людьми;
3) установка на безопасный ЗОЖ, ежедневную физкультуру и закаливание.
2. Метапредметные: освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями «ОМ»:
1) способность регулировать собственную деятельность по познанию окружающей действительности и внутреннего мира человека;
2) способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач;
3) осознание правил, норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах (класс, школа, семья и т.д.;
4) способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений.
3. Предметные:
- освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
- система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
«ОМ»: 1) усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объекто, процессов и явлений прир./соц. действительности;
2) владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и соц. дисциплин;
3) умение наблюдать, исследовать явления окр. мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории отечества.
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметом итоговой оценкиосвоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образованиядолжно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Основные задачи ФГОС НОО по реализации содержания предметной области обществознания и естествознания (Окружающий мир).
ФГОС НОО 2 ПОКОЛЕНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от « 6 » октября 2009 г. ставит следующие ОСНОВНЫЕ задачи:
1. Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. БЛОК «Человек и общество»
2. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. БЛОК «Человек и природа»
3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. БЛОК «Правила безопасной жизни»
4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.БЛОК «Правила безопасной жизни»
Проектная деятельность младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Технология проектной деятельности и ее роль в изучении природы и социума. Использование современных технологий для реализации исследований младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Поскольку к метапредметным результатам изучения курса «Окружающий мир» относятся: способность регулировать собственную деятельность по познанию мира (т.е. вести активный поиск) и осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, что предполагает структурирование учебного процесса в соответствии с этапами научного творчества (технология ПДО);
к предметным: умение наблюдать, исследовать явления мира - поэтому важно решать проектные задачи как учителю, так и учащемуся. Для педагога – это разработка авторского курса, технологии ознакомления с окружающим миром конкретного класса и ребенка; для детей – ознакомление с методологией научного творчества = проектно-исследовательская деятельность.
Проектные задачи: учить видеть проблему (четко осознавать учебную задачу); осуществлять поиск вариантов решения (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); выражать решение; защищать его (ПДО).
Проектные задачи подразделяются на краткосрочные (решаемые на 1 уроке) и долгосрочные (неделя и т.д.).
Проект как неотъемлемая часть курса на стадии изучения нового материала и первичного закрепления (информационный проект у Дмитриевой – система Занкова), обобщения (Потапов), как возможная работа по выбору (Плешаков). Виды проектов. Этапы работы над проектом. Эксперимент (Э-Д).
Список литературы:
1. ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Лоханова Н.Н., Калининград 2017г.
2. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/biologija ( 20.07.2017 г.).
3. Результаты международного исследования TIMSS-2015, 4 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://36edu.ru/ DocLib3/Docs/TIMMS2015.pdf ( 13.07.2017 г.).
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя
«Средняя школа №1 им. А.А.Драгомировой»
Круглый стол
«Тенденции изменения содержания и требований к результатам обучения в естественнонаучной части предмета «Окружающий мир».
Подготовила:
учитель начальных классов
Шихайло В.А.
20017 – 2018 г.г.