Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
«НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ - 2017»
Номинация « Математика»
Творческая работа
«Тенишево – моя малая Родина в математических задачах»
Выполнил: Гайнутдинов Адель Русланович,
ученик 8 класса МБОУ «Рудницкая СОШ»
пгт. Тенишево Камско-Устьинского района РТ
Научные руководители: Хафизова Р.Х., учитель
математики МБОУ «Рудницкая СОШ»,
Миннигалеева А.Н., учитель биологии
МБОУ «Рудницкая СОШ»
Казань, 2017
Содержание
Введение …………………………………………………………………..... стр.3
Глава 1. Природа поселка Тенишево ……………………………………. стр. 4
Глава 2. Месторождение гипса и гипсовая шахта ………………………. стр.5
Глава 3. Математическое решение краеведческих задач ………………. стр.6
Заключение ………………………………………………………………… стр.8
Источники информации …………………………………………………. стр.8
Введение
На слиянии двух рек Волги и Камы, на крутых обрывистых берегах, утопая в зелени, располагается поселок городского типа Тенишево – моя малая Родина. Может быть, подобных мест на Волжских берегах, в России и не мало, но такого, где солнце словно всходит из воды, окрашивая своим заревом километры голубых просторов, нет. Здесь всюду вода, куда не взгляни. До ближайшего берега всего несколько метров, а до дальнего берега Волги, которого даже не видно,около сорока километров. Нигде больше нет таких крутых берегов, дубовых и хвойных лесов, березовых рощей, таких необъятных золотистых пшеничных полей. Осенью природа радует взор яблочными садами и рябиновым беспределом. А зимой - безмолвие и запорошенные снегом леса. В нашем поселке Тенишево находится самое известное в Татарстане и России месторождение гипса. На предприятии «Камско-Устьинский гипсовый рудник» работает большая часть населения нашего поселка. История нашего поселка насчитывает более ста лет и богата разными событиями.
Природу, предприятие и историю поселка Тенишево Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан мы отразим в математических задачах.
Цель работы: составить краеведческие математические задачи и рассмотреть способы их решения.
Задачи работы: - изучить краеведческий материал школьного музея МБОУ «Рудницкая СОШ»;
- собрать и изучить материал о производстве ОАО «КУГР»;
- составить и рассмотреть способы решения математических задач на основе изученного материала.
Глава 1. Природа поселка Тенишево

Задача 1. Поселок Тенишево расположен на берегу Волги. Длина реки возле поселка 5 км. За какое время проходит туристический лайнер «Александр Суворов» по акватории Волги у поселка, если его скорость 60 км/ч?
Задача 2. Ребята часто ходят на Волгу рыбачить. Андрей поймал 17 окуней, Саша поймал на 5 окуней меньше, а Ваня поймал в 2 раза больше чем Саша. Миша поймал столько же рыб, сколько и Саша. Сколько всего окуней поймали мальчики?
Задача 3. Вокруг стадиона посадили ели и лиственницы. Лиственниц в 3 раза меньше елей. Сколько посажено елей и лиственниц, если известно, что елей на 36 больше, чем лиственниц?

Задача 4. Детская площадка имеет прямоугольную форму. Стороны площадки 40 м и 50 м. Найдите длину забора (в метрах), которым огорожена площадка, если имеется проход шириной 2 м.

Задача 5. В трехэтажном доме, в котором я живу, 3 подъезда. На каждом этаже по 3 квартиры. Я живу в квартире №24. В каком подъезде, и на каком этаже я живу?
Глава 2. Месторождение гипса и гипсовая шахта.
Задача 6. На предприятии «Камско-Устьинский гипсовый рудник» на подземном участке добычи работают 56 человек разных профессий – взрывники, бурильщики, оборщики, машинисты ПДМ, шофера, горнорабочие и инженерные работники. Взрывников и машинистов ПДМ поровну, оборщиков в 2 раза меньше, чем взрывников. Бурильщиков на 2 больше, чем машинистов ПДМ. Шоферов в шахте работает в 5 раз больше, чем взрывников. Сколько человек каждой профессии работает в шахте, если учесть, что в горном цехе работаю ещё 10 горнорабочих и 8 инженерных работников?
Задача 7. В 2014 году коллектив ОАО «КУГР» добыл 612 тысяч тонн гипсового камня. За судоходный период было отгружено 97,7 % гипса. Сколько тонн гипса отгрузили потребителям?
Задача 8. В 2015 году коллектив ОАО «КУГР» отгрузил поставщикам 565 тысяч тонн гипсового камня, что составляет 92% от общей добычи. Сколько тонн гипса добыли горняки в 2015 году? (Данные округлите до целых чисел)
Глава 3. Математическое решение краеведческих задач.
Задача 1. Для решения задачи воспользуемся формулой нахождения пути
S = ʋ × t = t = s : ʋ
5 : 60 = 5/60 = 1/12 (часа) 1/12 часа = 60 : 12 = 5 минут
Ответ: За 5 минут проходит туристический лайнер «Александр Суворов» по акватории Волги у поселка Тенишево.
Задача 2.
Андрей поймал – 17 окуней
Саша поймал на 5 окуней меньше: 17-5 =12 окуней
Ваня поймал в 2 раза больше, чем Саша: 12*2 = 24 окуня
Миша поймал столько, сколько и Саша: 12 окуней
Всего поймали мальчики: 17 +12 + 24 + 12 = 65 окуней
Ответ: 65 окуней всего поймали мальчики
Задача 3. Для решения задачи количество лиственниц обозначим – Х, тогда количество елей будет – 3Х. Составим и решим уравнение:
3Х – Х = 36
2 Х = 36
Х = 36 : 2
Х = 18 – лиственниц посадили
18*3 = 54 ели посадили
Ответ: 18 лиственниц и 54 ели посадили вокруг стадиона
Задача 4. Для решения задачи воспользуемся формулой нахождения периметра прямоугольника: Р = 2*(а + в), где а и в стороны прямоугольника.
Р = 2*(40 +50) = 180 (м) – весь забор
Вычтем дину прохода – 2 м
180 – 2 = 178 (м) – длина забора вокруг площадки
Ответ: 178 метров длина забора
Задача 5. Произведем математические подсчеты:
3*3 = 9 квартир в одном подъезде
9 * 3 = 27 квартир во всем доме
9 * 2 = 18 квартир в 2-х подъездах
Значит, квартира с №24 находится в 3 –ем подъезде
На первом этаже 3-го подъезда квартиры – №19, №20, №21; на втором этаже - №22, №23, №24
Ответ: Я живу на втором этаже в 3-м подъезде
Задача 6. Для решения задачи используем обозначения:
Количество оборщиков в смену – Х человек, тогда
Взрывников – 2Х
Машинистов ПДМ – 2Х
Бурильщиков – 2Х + 2
Водителей КАМАЗов – 5Х
Горнорабочих – 10 человек
Рабочих ИТР – 8 человек
Всего за смену работает 56 человек. Составим уравнение
Х + 2 Х + 2Х + 2Х+2 + 5Х + 10 + 8 = 56
12Х + 20 = 56
12Х = 56 – 20
12Х = 36
Х = 36/12
Х = 3 чел – оборщиков работают в смену
3*2 = 6 человек взрывников и машинистов ПДМ
6 + 2 = 8 человек – бурильщиков
3*5 = 15 человек – водителей КАМАЗов
Ответ: за смену в шахте работает – 3 человека оборщиков, 6 человек взрывников, 6 человек машинистов ПДМ, 8 человек бурильщиков, 15 человек водителей КАМАЗов, 10 человек горнорабочих и 8 человек ИТР.
Задача 7. Для решения задачи составим пропорцию:
612 000 тонн – 100%
Х - 97,7 %
Решим пропорцию: Х = 612000 : 100 * 97,7 % = 597924 тонны гипса
Ответ: 597924 тонны гипса отгрузили потребителям в 2014 году
Задача 8. Для решения задачи составим пропорцию:
595 000 тонн – 92%
Х - 100 %
Решим пропорцию: Х = 595 : 92 * 100 % = 614130 тонн гипса
Ответ: 614130 тонн гипса добыли в 2015 году.
Заключение.
Математика очень сложная наука. Но когда изучение математических задач строится на краеведческом материале, близком каждому человеку, понять такой материал намного легче. В работе составлены задачи разного уровня сложности: на устный счет, на понятие скорость – время – расстояние, на % состав числа, задачи на составление уравнений. Так же составлена задача на логическое мышление, по аналогии с задачами материала ЕГЭ
Источники информации
Материалы школьного музея МБОУ «Рудницкая СОШ» пгт. Тенишево Камско-Устьинского района РТ
Материалы отдела кадров ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник»
Фотоматериалы из архива учителя биологии Миннигалеевой А.Н.