Кейс
«Теорема Пифагора и раскрытие преступления»
Вид кейса: печатный
Тип кейса: практический
Полянская Л.Н., учитель математики, высшая квалификационная категория
СТРУКТУРА КЕЙСА
ПРИЛОЖЕНИЯ
СИТУАЦИЯ
ВОПРОСЫ
И
ЗАДАНИЯ
КОНТЕКСТ
СИТУАЦИИ
КОММЕНТАРИЙ
СИТУАЦИИ
ЦЕЛЬ:
показать применение теоремы Пифагора в жизни
ЗАДАЧИ:
- углубление и систематизация теоретических знаний;
- отработка умений и навыков при применении теоремы Пифагора на примерах решения задач;
- развитие умения распознавать способы решения;
- воспитание активности, побуждение познавательного интереса, настойчивости в достижении цели
СИТУАЦИЯ ( из реальной следственной практики)
Следователь, получив сообщение о краже, выехал на место происшествия. Заявитель утверждает, что преступник проник в помещение, где хранились ценности, через окно.
ПРОТОКОЛ ОСМОТРА
Расстояние от окна до земли
150 см
Длина газона
200 см
Повреждение газона
нет
Наличие лестницы
нет
Доступ через крышу
нет
Проблемная ситуация
Доказать с помощью теоремы Пифагора состоятельность одной из версий преступления
Возникло предположение
Преступник проник в помещение через окно, преодолев расстояние между наружным краем газона и подоконником. Оно было определено с помощью теоремы Пифагора.
Следователь выдвинул версию об инсценировке кражи.
?
150 см
200 см
План работы группы:
- 1 . Определить организатора, перед которым будет стоять задача руководить работой группы.
- 2. Определить секретаря, который будет фиксировать предложенные решения ситуаций.
- 3. Внимательно изучить материалы кейса.
- 4. Обсудить изученную информацию, учитывая, что другие варианты совершения кражи были исключены в ходе
расследования.
- 5. Последовательно выполнить кейс задания.
- 6. Работать над проблемой (дискуссия).
- 7. Представить полученные результаты своей
работы.
Задание 1
Познакомьтесь с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с протоколом осмотра.
Задание 2
Детально исследуйте обстановку, которая может включать несколько узлов: помещение, откуда были похищены вещи; место проникновения преступника в помещение; прилегающая местность
Задание 2 Вопросы
- Помещение
- Откуда были похищены вещи
- Место проникновения преступника в помещение
- Прилегающая местность
- Найдены ли следы наличия преступления
- (вытоптанный газон, наличие взлома окна и т.д.)
- Найдены ли улики
- (технические средства, лестница)
Ключ к заданию 2
Вопрос
Помещение
Ответ
Откуда были похищены вещи
Место проникновения преступника в помещение
Прилегающая местность
Найдены ли следы наличия преступления
(вытоптанный газон, наличие взлома окна и т.д.)
Найдены ли улики
(технические средства, лестница)
дом
комната
окно
газон
нет
нет
Задание 3. ВЕРСИИ
Версии
Кража
заявителя
следователя
Ваша версия
совершена через окно
инсценировка
Задание 4 . Рассчитайте расстояние между наружным краем газона и подоконником.
По теореме Пифагора
Приложение 2
Задание 5. Проанализируйте состоятельность выбранных версий
Вопрос
Ответ
Можно ли попасть в окно, преодолев расстояние между наружным краем газона и подоконником без какого-то технического средства, например лестницы?
Поиски технического средства или его применения в рассматриваемом случае увенчались успехом?
Проанализируйте действия заявителя и дайте оценку его версии.
Проанализируйте действия следователя и дайте оценку его версии.
нет
нет
ложная
верная
Задание 6
Представьте полученные результаты своей работы
(смотри Приложение 3)
Приложение 3 Раскрытие преступления
В ходе расследования возникло предположение, что преступник, проникая в помещение через окно, каким-то образом преодолел расстояние между наружным краем поросли и подоконником.
Оно было определено с применением теоремы Пифагора:
…………………… ..
Очевидно, что преодолеть такое расстояние без какого-либо технического средства, например лестницы, ..........
Поиски этого средства в рассматриваемом случае
С учетом указанного обстоятельства и некоторых других данных следователь выдвинул версию об инсценировке кражи, которая в ходе дальнейшего расследования …………
Так школьная геометрия помогла следствию.
невозможно
не увенчались успехом
подтверждена
Приложение 2