СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретико-методологические основы педагогики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретико-методологические основы педагогики.презентация на педагоги чеком совете.

Просмотр содержимого документа
«Теоретико-методологические основы педагогики.»

ЛЕКЦИЯ   ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ           К.П. Н . О.П.Нестеренко     Лекция Тема: Формирование представлений дошкольников о пространстве и геометрических фигурах канд. пед. наук, доцент О.П.Нестеренко

ЛЕКЦИЯ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

К.П. Н . О.П.Нестеренко

Лекция

Тема: Формирование представлений дошкольников о пространстве и геометрических фигурах

канд. пед. наук, доцент О.П.Нестеренко

  Возникновение и развитие педагогики   Идеи о воспитании человека, формированием его личности: Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.)   Труды о воспитании и обучении: Августин Блаженный (354—430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274)  Систематизация знаний как воспитывать и обучать: Франсуа Рабле (1494—1553), Томас Мор (1478—1535)

Возникновение и развитие педагогики

  • Идеи о воспитании человека, формированием его личности: Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
  • Труды о воспитании и обучении: Августин Блаженный (354—430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274)
  • Систематизация знаний как воспитывать и обучать: Франсуа Рабле (1494—1553), Томас Мор (1478—1535)

 Я.А . Коменский (1592— 1670):   оформление педагогики в самостоятельную науку, в трудах впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей, написана работа «Великая дидактика», сформулированы основы классно-урочной системы обучения;  Дж. Локк (1632—1704): труд «Мысли о воспитании» (теория воспитания человека уверенного в себе, высоких нравственных убеждений);
  • Я.А . Коменский (1592— 1670): оформление педагогики в самостоятельную науку, в трудах впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей, написана работа «Великая дидактика», сформулированы основы классно-урочной системы обучения;
  • Дж. Локк (1632—1704): труд «Мысли о воспитании» (теория воспитания человека уверенного в себе, высоких нравственных убеждений);
 Положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности: Дидро (1713— 1784), К. Гельвеций (1715—1771), П. Гольбах (1723— 1789), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), И. Г. Песталоцци (1746—1827);   Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги: К.Д. Ушинский (1824— 1870), педагогические  труды: «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», ученый доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания
  • Положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности: Дидро (1713— 1784), К. Гельвеций (1715—1771), П. Гольбах (1723— 1789), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), И. Г. Песталоцци (1746—1827);
  • Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги: К.Д. Ушинский (1824— 1870), педагогические труды: «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», ученый доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания
 Н.И. Пирогов (1810—1881), выступил с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания, развития национального воспитании;  Л.Н. Толстой (1828— 1910), открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, познавательной активности ребенка; П.Ф. Каптерев, развил учение о педагогическом процессе;
  • Н.И. Пирогов (1810—1881), выступил с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания, развития национального воспитании;
  • Л.Н. Толстой (1828— 1910), открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, познавательной активности ребенка;
  • П.Ф. Каптерев, развил учение о педагогическом процессе;

Педагоги XX столетия, обогатившие отечественную теорию обучения и воспитания  С.Т. Шацкий (социальная педагогика);  Н.К. Крупская (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения);  А.С. Макаренко (учение о коллективе);  Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин (теория развивающего обучения);

Педагоги XX столетия, обогатившие отечественную теорию обучения и воспитания

  • С.Т. Шацкий (социальная педагогика);
  • Н.К. Крупская (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения);
  • А.С. Макаренко (учение о коллективе);
  • Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин (теория развивающего обучения);
 П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий) ;   И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин (теория содержания образования и методов обучения);  Ю.К. Бабанский (теория оптимизации учебного процесса) и др.
  • П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий) ;

  • И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин (теория содержания образования и методов обучения);
  • Ю.К. Бабанский (теория оптимизации учебного процесса) и др.
 Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины;    Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал проблемы морального воспитания детей и молодежи
  • Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины;

  • Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал проблемы морального воспитания детей и молодежи
Объект и предмет педагогики   Объект педагогики — педагогический процесс, специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Предмет педагогики — выделенный для изучения компонент педагогического процесса.

Объект и предмет педагогики

Объект педагогики — педагогический процесс, специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Предмет педагогики — выделенный для изучения компонент педагогического процесса.

Педагогика как наука исследует  сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса;  разрабатывает теорию и технологию его организации;  совершенствует содержание и организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых), обучающих и обучаемых.

Педагогика как наука исследует

  • сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса;
  • разрабатывает теорию и технологию его организации;
  • совершенствует содержание и организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых), обучающих и обучаемых.
Функции педагогики  Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности.  Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Функции педагогики

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

 Общая педагогика содержит четыре больших раздела:   а) общие основы педагогики;   б) теория обучения (дидактика);   в) теория воспитания;   г) школоведение (управление образовательными системами).

Общая педагогика содержит четыре больших раздела:

 

а) общие основы педагогики;

 

б) теория обучения (дидактика);

 

в) теория воспитания;

 

г) школоведение (управление образовательными системами).

ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА включает:  а) педагогику раннего возраста и  дошкольную педагогику,  б) педагогику школы,  в) педагогику высшей школы,  г) педагогику взрослых,   д) андрогогику.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА включает:

а) педагогику раннего возраста и дошкольную педагогику,

б) педагогику школы,

в) педагогику высшей школы,

г) педагогику взрослых,

д) андрогогику.

Из педагогики выделены самостоятельные дисциплины:  история педагогики,  сравнительная педагогика,  этнопедагогика,  философия воспитания,  социальная педагогика,  педагогическая психология,  коррекционная педагогика (дефектология)  и др.

Из педагогики выделены самостоятельные дисциплины:

  • история педагогики,
  • сравнительная педагогика,
  • этнопедагогика,
  • философия воспитания,
  • социальная педагогика,
  • педагогическая психология,
  • коррекционная педагогика (дефектология)
  • и др.
Педагогика как наука тесно связана с:   физиологией, медициной, философией (этикой, эстетикой), психологией, социологией, экономикой, демографией, инженерной психологией и др.

Педагогика как наука тесно связана с:

физиологией, медициной, философией (этикой, эстетикой), психологией, социологией, экономикой, демографией, инженерной психологией и др.

Результаты взаимодополнения педагогики знаниями др. наук:   а) использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; б) творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; в) использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;  г) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Результаты взаимодополнения педагогики знаниями др. наук:

 

а) использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;

б) творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

в) использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;

г) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Научно-педагогические исследования подразделяются на:  фундаментальные, прикладные, разработки

Научно-педагогические исследования подразделяются на:

  • фундаментальные,
  • прикладные,
  • разработки

Методология — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методологияэто:

1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

2) учение о научном методе познания;

3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки - это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.  Уровни методологического знания: - философский,  - общенаучный, - конкретно-научный - технологический.

Методология педагогической науки - это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Уровни методологического знания: - философский,

- общенаучный,

- конкретно-научный

- технологический.

Методологические принципы педагогического исследования   исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они развиваются в силу действия внутренних законов, противоречий, причинно-следственных связей;  обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;   

Методологические принципы педагогического исследования

 

  • исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они развиваются в силу действия внутренних законов, противоречий, причинно-следственных связей;

  • обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

 

  изучать явления в их развитии;   изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;   при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;  

 

  • изучать явления в их развитии;

 

  • изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;

 

  • при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;

 

методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;   рассматривать процесс развития как саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;  
  • методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;

 

  • рассматривать процесс развития как саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;

 

не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способный нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.
  • не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способный нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.
 Теоретические методы исследования  анализ, синтез, индукция, дедукция,  сравнение, абстрагирование, обобщение, моделирование.

Теоретические методы исследования

  • анализ,
  • синтез,
  • индукция,
  • дедукция,
  • сравнение,
  • абстрагирование,
  • обобщение,
  • моделирование.

Эмпирические методы исследования - методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); - методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);

Эмпирические методы исследования

- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);

- методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);

- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); - методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); - методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение)

- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

- методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);

- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение)

Структура и логика педагогического исследования: Актуальность, противоречия, проблема, цель и задачи исследования,  объект и предмет исследования, гипотеза, методологическая основа , теоретическая и практическая значимость, выводы, методические рекомендации по результатам исследования.

Структура и логика педагогического исследования:

  • Актуальность, противоречия, проблема, цель и задачи исследования,
  • объект и предмет исследования,
  • гипотеза,
  • методологическая основа ,
  • теоретическая и практическая значимость,
  • выводы,
  • методические рекомендации по результатам исследования.
Программа исследования 1 этап. Обоснование актуальности проблемы, уровня разработанности. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.  2 этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания.

Программа исследования

1 этап. Обоснование актуальности проблемы, уровня разработанности. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

2 этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания.

3 этап. Построение гипотезы исследования.  4 этап. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.  5 этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.

3 этап. Построение гипотезы исследования.

4 этап. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.

5 этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.

6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Формулирование выводов, создание теоретических положений.  7этап. Выработка практических рекомендаций.

6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Формулирование выводов, создание теоретических положений.

7этап. Выработка практических рекомендаций.