ЛЕКЦИЯ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
К.П. Н . О.П.Нестеренко
Лекция
Тема: Формирование представлений дошкольников о пространстве и геометрических фигурах
канд. пед. наук, доцент О.П.Нестеренко
Возникновение и развитие педагогики
- Идеи о воспитании человека, формированием его личности: Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
- Труды о воспитании и обучении: Августин Блаженный (354—430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274)
- Систематизация знаний как воспитывать и обучать: Франсуа Рабле (1494—1553), Томас Мор (1478—1535)
- Я.А . Коменский (1592— 1670): оформление педагогики в самостоятельную науку, в трудах впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей, написана работа «Великая дидактика», сформулированы основы классно-урочной системы обучения;
- Дж. Локк (1632—1704): труд «Мысли о воспитании» (теория воспитания человека уверенного в себе, высоких нравственных убеждений);
- Положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности: Дидро (1713— 1784), К. Гельвеций (1715—1771), П. Гольбах (1723— 1789), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), И. Г. Песталоцци (1746—1827);
- Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги: К.Д. Ушинский (1824— 1870), педагогические труды: «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», ученый доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания
- Н.И. Пирогов (1810—1881), выступил с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания, развития национального воспитании;
- Л.Н. Толстой (1828— 1910), открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, познавательной активности ребенка;
- П.Ф. Каптерев, развил учение о педагогическом процессе;
Педагоги XX столетия, обогатившие отечественную теорию обучения и воспитания
- С.Т. Шацкий (социальная педагогика);
- Н.К. Крупская (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения);
- А.С. Макаренко (учение о коллективе);
- Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин (теория развивающего обучения);
- П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий) ;
- И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин (теория содержания образования и методов обучения);
- Ю.К. Бабанский (теория оптимизации учебного процесса) и др.
- Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины;
- Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал проблемы морального воспитания детей и молодежи
Объект и предмет педагогики
Объект педагогики — педагогический процесс, специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Предмет педагогики — выделенный для изучения компонент педагогического процесса.
Педагогика как наука исследует
- сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса;
- разрабатывает теорию и технологию его организации;
- совершенствует содержание и организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых), обучающих и обучаемых.
Функции педагогики
Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса.
Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности.
Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Общая педагогика содержит четыре больших раздела:
а) общие основы педагогики;
б) теория обучения (дидактика);
в) теория воспитания;
г) школоведение (управление образовательными системами).
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА включает:
а) педагогику раннего возраста и дошкольную педагогику,
б) педагогику школы,
в) педагогику высшей школы,
г) педагогику взрослых,
д) андрогогику.
Из педагогики выделены самостоятельные дисциплины:
- история педагогики,
- сравнительная педагогика,
- этнопедагогика,
- философия воспитания,
- социальная педагогика,
- педагогическая психология,
- коррекционная педагогика (дефектология)
- и др.
Педагогика как наука тесно связана с:
физиологией, медициной, философией (этикой, эстетикой), психологией, социологией, экономикой, демографией, инженерной психологией и др.
Результаты взаимодополнения педагогики знаниями др. наук:
а) использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;
б) творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
в) использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;
г) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Научно-педагогические исследования подразделяются на:
- фундаментальные,
- прикладные,
- разработки
Методология — это:
1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
2) учение о научном методе познания;
3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки - это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Уровни методологического знания: - философский,
- общенаучный,
- конкретно-научный
- технологический.
Методологические принципы педагогического исследования
- исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они развиваются в силу действия внутренних законов, противоречий, причинно-следственных связей;
- обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
- изучать явления в их развитии;
- изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;
- при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;
- методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;
- рассматривать процесс развития как саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;
- не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способный нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.
Теоретические методы исследования
- анализ,
- синтез,
- индукция,
- дедукция,
- сравнение,
- абстрагирование,
- обобщение,
- моделирование.
Эмпирические методы исследования
- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);
- методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);
- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);
- методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);
- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение)
Структура и логика педагогического исследования:
- Актуальность, противоречия, проблема, цель и задачи исследования,
- объект и предмет исследования,
- гипотеза,
- методологическая основа ,
- теоретическая и практическая значимость,
- выводы,
- методические рекомендации по результатам исследования.
Программа исследования
1 этап. Обоснование актуальности проблемы, уровня разработанности. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
2 этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания.
3 этап. Построение гипотезы исследования.
4 этап. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
5 этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.
6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Формулирование выводов, создание теоретических положений.
7этап. Выработка практических рекомендаций.