СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и методика проведения народных подвижных игр

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Испокон веков в них  ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ­лении о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,   выдержку,   творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. 

Просмотр содержимого документа
«Теория и методика проведения народных подвижных игр»

Теория и методика проведения народных подвижных игр



Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ­лении о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Многие авторы (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, А, Виноградов и др.) заботились о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков националь­ный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобра­зие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остается с одной из ведущих в процессе формирования его личности. Включение его в культуру собственного народа, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной духовной деятельности возможно через познание национального характера, непреходящих ценностей и традиций. Все это и есть процесс социализации дошкольника, результатом которого является умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Важным моментом социализации ребенка признается, по общему мнению, воспитание положительного отношения к окружающим людям, уважения и терпимости независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, особенностям разных культур.У него формируется устойчи­вое, заинтересованное, уважительное отноше­ние к культуре родной страны, создается эмо­ционально положительная основа для разви­тия патриотических чувств: любви и предан­ности Родине.

По содержанию все народные игры класси­чески лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и пере­живаниям малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Па-лочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, Т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

При организации и проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:

  • Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.

  • Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.

  • Каждый ребенок – активный участник игры.

  • При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.

  • Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.

  • При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.

  • Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их).

  • Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.

  • С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.

  • Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.

  • Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.

  • Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.

  • Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.

  • Игры должны способствовать развитию детей.

  • Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.

  • В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Сбор детей на игру

В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

  • В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.

  • Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр

  • Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.

  • Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю

  • Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.

  • Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.

  • Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.

  • Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.

  • Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).

Организация играющих, проведение игры и руководство ею

  • Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Воспитатель должен

стоять так, чтобы его видели все участники игры.

  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры.

  • В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3)содержание игры;

4)цель игры;

5)правила игры.

  • Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным;

  • Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей;

  • В играх с детьми младшего возраста воспитатель берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети.

  • Игру в основном проводит воспитатель, который руководствуется в своей деятельности на аудиалов, визуалов и кинестетиков, давая им задания, опираясь на ведущий канал восприятия, например подает команды или звуковые (для аудиалов) и зрительные сигналы(для визуалов) к началу игры.

  • Воспитатель, по возможности, также учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий.

  • Воспитатель обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей.

  • Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

  • Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз.

  • Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

  • Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.

Окончание игры и подведение итогов

  • В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

  • В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры): дети сами отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.

  • Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.

  • Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

  • К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!