СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория интеллекта Жана Пиаже

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жан Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget; 19 августа 1896г.) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).

Просмотр содержимого документа
«Теория интеллекта Жана Пиаже»

Теория интеллекта  Жана Пиаже Теория развития личности - генетическая эпистемология

Теория интеллекта Жана Пиаже

Теория развития личности - генетическая эпистемология

Жан Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget ; 19 августа 1896г.) — швейцарский психолог и философ , известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология). Наиболее разработанной и влиятельной из когнитивных теорий развития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях.

Жан Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget ; 19 августа 1896г.) — швейцарский психолог и философ , известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).

Наиболее разработанной и влиятельной из когнитивных теорий развития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже.

В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. Краткая биографическая справка

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ.

Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым.

В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей.

Краткая биографическая справка

Суть теории Жанна Пиаже В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире: неразделённость мира и собственного Я, анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы), артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Суть теории Жанна Пиаже

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Стадии развития интеллекта Сенсо-моторный интеллект (0—2 года). На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане. Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет). На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом ; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям .

Стадии развития интеллекта

Сенсо-моторный интеллект (0—2 года). На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет). На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом ; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям .

Подпериод конкретных операций (7—11 лет). На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями . У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация ), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Формальные операции (11—15 лет). Основная способность, появляющаяся на стадии формальных — способность иметь дело с возможным , с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным . Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Период

I. Сенсомоторный интеллект

Подпериод

Стадии

А. Центрация на собственном теле

II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции

1. Упражнение рефлексов 2. Первые навыки и первые круговые реакции 3. Координация зрения и хватания Вторичные круговые реакции

Возраст

В. Объективация практического интеллекта

А. Предоператор-ный интеллект

4. Дифференциация средства и цели Начало практического интеллекта 5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям Появление новых средств для достижения цели 6. Начало интериоризации схем и решения некоторых проблем путем дедукции

0-1 мес. 1-4,5 мес. от 4,5 до 8-9 мес.

1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие 3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления

III. Репрезентатив-ный интеллект и формальные операции

0-1 мес. от 11-12 до 18 мес. 18-24 мес.

В. Конкретные операции

2-4года 4-6 лет 6-8 лет

4. Простые операции (классификация, сериация, взаимно однозначное соответствие) 5. Система операций (система координат, проективные понятия)

А. Становление формальных операций

1. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика

В. Достижение формальных операций

9-12 лет

2. Структура "решетки" и группа четырех трансформаций (INRC*)

12-14 лет

от 13-14 лет

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ТЕОРИИ ЖАННА ПИАЖЕ Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ  Пиаже , и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а постепенно развивается . Это означает также, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ТЕОРИИ

ЖАННА ПИАЖЕ

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже , и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности.

Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка

Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а постепенно развивается . Это означает также, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики

КРИТИКА ТЕОРИИ ЖАННА ПИАЖЕ

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам.

Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта , предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования ( Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. ) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Работы Пиаже Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133—136. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — № 5). Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический проект, 2006. — 480 с. — ISBN 5-8291-0739-2.

Работы Пиаже

  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе:
  • Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка.
  • Психология интеллекта.
  • Генезис числа у ребёнка.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
  • Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133—136.
  • Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
  • Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — № 5).
  • Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический проект, 2006. — 480 с. — ISBN 5-8291-0739-2.
Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям: определяются проблемы, которые составляют ее предмет; разрабатывается техника исследования; происходят накопление, организация и интерпретация фактов. Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Поэтому, как отмечает ученица и ближайший его сотрудник Б. Инельдер, чтобы понять теорию Пиаже, надо знать биологические предпосылки, из которых она исходит, и эпистемологические выводы, к которым она ведет.

Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям:

определяются проблемы, которые составляют ее предмет;

разрабатывается техника исследования;

происходят накопление, организация и интерпретация фактов.

Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Поэтому, как отмечает ученица и ближайший его сотрудник Б. Инельдер, чтобы понять теорию Пиаже, надо знать биологические предпосылки, из которых она исходит, и эпистемологические выводы, к которым она ведет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!