Теория интеллекта Жана Пиаже
Теория развития личности - генетическая эпистемология
Жан Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget ; 19 августа 1896г.) — швейцарский психолог и философ , известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).
Наиболее разработанной и влиятельной из когнитивных теорий развития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже.
В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях.
После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ.
Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым.
В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей.
Краткая биографическая справка
Суть теории Жанна Пиаже
В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:
- неразделённость мира и собственного Я,
- анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
- артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).
Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.
Стадии развития интеллекта
Сенсо-моторный интеллект (0—2 года). На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет). На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.
Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом ; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям .
Подпериод конкретных операций (7—11 лет). На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями . У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация ), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
Формальные операции (11—15 лет). Основная способность, появляющаяся на стадии формальных — способность иметь дело с возможным , с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным . Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
Период
I. Сенсомоторный интеллект
Подпериод
Стадии
А. Центрация на собственном теле
II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции
1. Упражнение рефлексов 2. Первые навыки и первые круговые реакции 3. Координация зрения и хватания Вторичные круговые реакции
Возраст
В. Объективация практического интеллекта
А. Предоператор-ный интеллект
4. Дифференциация средства и цели Начало практического интеллекта 5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям Появление новых средств для достижения цели 6. Начало интериоризации схем и решения некоторых проблем путем дедукции
0-1 мес. 1-4,5 мес. от 4,5 до 8-9 мес.
1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие 3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления
III. Репрезентатив-ный интеллект и формальные операции
0-1 мес. от 11-12 до 18 мес. 18-24 мес.
В. Конкретные операции
2-4года 4-6 лет 6-8 лет
4. Простые операции (классификация, сериация, взаимно однозначное соответствие) 5. Система операций (система координат, проективные понятия)
А. Становление формальных операций
1. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика
В. Достижение формальных операций
9-12 лет
2. Структура "решетки" и группа четырех трансформаций (INRC*)
12-14 лет
от 13-14 лет
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ТЕОРИИ
ЖАННА ПИАЖЕ
Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже , и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности.
Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка
Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а постепенно развивается . Это означает также, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики
КРИТИКА ТЕОРИИ ЖАННА ПИАЖЕ
В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.
Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам.
Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта , предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования ( Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. ) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.
Работы Пиаже
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе:
- Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка.
- Психология интеллекта.
- Генезис числа у ребёнка.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
- Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133—136.
- Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
- Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — № 5).
- Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический проект, 2006. — 480 с. — ISBN 5-8291-0739-2.
Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям:
определяются проблемы, которые составляют ее предмет;
разрабатывается техника исследования;
происходят накопление, организация и интерпретация фактов.
Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Поэтому, как отмечает ученица и ближайший его сотрудник Б. Инельдер, чтобы понять теорию Пиаже, надо знать биологические предпосылки, из которых она исходит, и эпистемологические выводы, к которым она ведет.