ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3.
1. Внимательно перечитай исходный текст.
2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?).
3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.
4. Подбери материал для первого аргумента:
— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;
— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;
— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;
— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;
5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента:
— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;
— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);
— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…
6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.
Давай еще раз поговорим о композиции сочинения. В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.
1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;
2 абзац – аргумент из исходного текста;
3 абзац – аргумент из жизненного опыта;
4 абзац – вывод.
Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию
Толкование этических понятий
Дружба – это не всегда, отношения людей, имеющих общие интересы. Дружба, прежде всего, предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность. - Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. |
Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души. Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу. |
Добро – это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. ДОБРО – понятие нравственное, противоположное понятию «зло», это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Нравственный человек видит разницу между добром и злом, сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных. |
Доброта – это черта характера, очень близкая к состраданию. Добрый человек стремиться помочь окружающим людям, проявляет к ним щедрость, уважение, заботу. Добрый человек ценит и уважает чувства и взгляды другого человека, как свои собственные. На настоящую доброту способны великодушные люди, которые не ждут за свои добрые дела благодарности. |
Человечностью называют заботливое и бережное отношение к другим людям. Это способность сострадания и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Человечность выражается в уважении и терпимости, а также доброжелательном отношении не только к своим, близким, но и к чужим людям. Кроме того, человечность предполагает самопожертвование ради других. |
Самовоспитание – это сознательная работа человека над самим собой, выработка у себя положительных качеств и устранение отрицательных. Самовоспитание предполагает наличие ясных целей, взглядов, идеалов. Наиболее активно самовоспитание проявляется в подростковом возрасте, когда молодой человек уже понимает, чего он хочет в жизни. |
Сострадание- это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это сопереживание страдающему, соучастие в страданиях, разделение скорби со страдающим. Сострадание проявляется в желании помочь другому человеку, посочувствовать ему, утешить его словом и делом. Это ощущение признается очень добродетельным для духовного развития человека |
В первую очередь, это самостоятельный человек, который все трудные вопросы решает без посторонней помощи. Сильный человек всегда отвечает за свои слова и поступки. Он не бросает обещаний на ветер и знает цену каждой своей фразы. Кроме того, он знает, как оказать воздействие на окружающих |
Красота-это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Красота – понятие субъективное. Кто-то считает красивым все то, что вызывает визуальное наслаждение. Кто- то за понятием красоты закрепил понимание духовного, душевного начала. Истинная красота все-таки заключает в себе духовное, высокое начало. Произведения искусства, литературы и т.д. – это истинно красивые «вещи». |
Учитель от слова учить, человек передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников). Учитель – это наставник, который не просто передает знания своего предмета нам, а учит жить в этом современном многоликом мире. Учитель при общении с детьми должен не только полагаться на свое сердце и любовь, но и обращаться к опыту и разуму. Настоящим учителем можно назвать лишь человека, который способен преподать уроки мудрости, доброты, сочувствия, понимания. |
Это все, что появилось во Вселенной и существует независимо от деятельности или желания человека. Именно так отвечает на вопрос о том, что такое природа, энциклопедия. Но есть и еще один ответ на вопрос о том, что такое природа. Природа - это место нашего обитания. Это комплекс всех естественных условий существования человеческого общества и среды, в котором оно живет. По сути, природа – это наша жизнь. |
Настоящее искусство – это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства. |
Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична. Она терпит и прощает. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. |
Выбор – это наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор. |
Жизненные ценности – это идеалы, понятия, вера, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы для Вас. Эти ценности служат ориентирами в жизни, эталонами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий |
Неуверенность в себе – это боязнь предпринимать какие- либо требующиеся действия из -за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал. |
Взаимовыручка – это, прежде всего, помощь человеку, который в ней нуждается, а за оказанную помощь помогающий получает благодарность в виде аналогичной помощи . Часто взаимовыручку можем наблюдать в настоящей дружбе, в браке и в деловом мире.. При помощи взаимовыручки можно решить общие проблемы . |
Выбор – это наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор. |
Внутренний мир человека – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности, культура, мировоззрение. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. |
Внутренние силы – это воля, уверенность в себе, духовность. Внутренняя (духовная) сила человека помогает ему придерживаться своей точки зрения, отстаивать определенное мнение, несмотря на внешнее воздействие. Такие люди решительны, настойчивы, целеустремлённы, что помогает им добиваться успеха в достижении целей, не отступая от намеченного пути. |
Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. Докажу свои слова конкретными примерами. |
Сила духа – это одно из определяющих качеств, делающих человека ЧЕЛОВЕКОМ Благодаря ей мы добиваемся жизненных целей и преодолеваем препятствия, становимся сильными, харизматичными и способными на поступок. |
Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. |
Счастье – это ощущение полной удовлетворенностью жизнью, полнота ощущений бытия. Счастливый человек ощущает в себе радость и осмысленность во всем, он окрылен, он делает всех вокруг себя счастливыми. |
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Задание 15.3
Что такое преданность? Преданность – это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. Попробую обосновать данное мною определение этого этического понятия.
В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. В нем описывается преданность росомахи материнскому долгу – защите своих детей. Как только её детёнышам стала угрожать опасность, она, несмотря ни на что, бросилась на защиту своего потомства.
В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из своего жизненного опыта. Я знаю двух друзей. Они вместе служили во время войны в Чечне. Однажды во время отступления одного из товарищей ранили. Он не мог двигаться и остался прикрывать отход наших войск. Вдруг рядом ложится его приятель и говорит: «Русские своих не бросают!» Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться верным другу, не бросить его в трудную минуту.
Думаю, что приведя два аргумента, я доказал своё понимание слова «преданность». Жалко, что она редко встречается в наши дни. (Белов Никита)
Сочинение 15.3.
Думаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью предложенного нам для анализа текста и своего жизненного опыта.
Например, в произведении Розы Госман речь идет о дружбе двух девушек: Ольги и Елены. Оля пишет стихи. Она сама понимает, что они не очень хорошие (1). Однако Лена их всегда хвалит (13). Но подруга неискренна: она льстит Оле, а за спиной смеется над ней (19-21). Поэтому, когда Оля узнает правду, девушки ссорятся. В этой ситуации Оля ведёт себя очень великодушно: она прощает Лену, а та, получив хороший урок, изменила отношение к увлечению Оли, и девушки возобновили дружбу (45-50).
Кроме этого, я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда мне помогает, хранит тайны и поддерживает меня во всех начинаниях. Я тоже стараюсь отвечать ей тем же. Поэтому я считаю ее настоящим другом.
Таким образом, я доказала, что дружба строится на понимании и доверии. Роль дружбы огромна в нынешнем мире, ведь хорошо осознавать, что у тебя есть на кого положиться в трудную минуту.
(Екатерина Листишенкова)
Сочинение 15.3.
Я знаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.
В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46). Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).
Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.
Таким образом, я доказала, что дружба действительно играет большую роль в жизни человека, на ней держится весь мир. (Екатерина Листишенкова)
Сочинение 15.3.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Это нечто бесценное, важное, необходимое, потому что в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём пример из текста Розы Госман. Предложения 45-50 показывают нам, что Ленке всё-таки было стыдно за своё поведение, так как в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, будучи «характера очень мягкого и мирного», простила Ленку, и они остались замечательными подругами.
В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мой отец, когда ему было 15 лет, собрался с друзьями на речку порыбачить. Устанавливая удочки, он нечаянно уронил поплавок и, не умея плавать, бросился за ним. Когда ногами он уже не чувствовал дна, то понял, что начал тонуть. К счастью, в то время, когда остальные товарищи ушли в лес за дровами, неподалёку от берега разжигал костёр Гриша. Он, ни минуты не сомневаясь, кинулся на помощь. Мой отец был спасён, и до сегодняшнего дня они с Григорием остаются лучшими друзьями, готовыми помочь друг другу.
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что дружба – святое, и очень важно иметь такого друга, который тебя всегда поддержит и не оставит в беде. (Анастасия Борко)
Сочинение 15.3.
Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес. Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она всё же есть, её надо беречь как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем статью известной дрессировщицы Натальи Дуровой и читательский опыт.
Обратимся к прочитанному тексту. Наталье Дуровой дороги слон и ослик-кроха, потому что они её самые настоящие и верные друзья. Ведь она проводила с ними очень много времени, не только отрабатывая какие-либо цирковые программы, но и просто играя с ними, доверяя свои секреты (3-5).
Вспомним сказку А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Я была тронута простотой и в то же бездонной философской глубиной произведения. Особое впечатление на меня произвёл тот эпизод, когда Маленький принц рассказывает лётчику, мечтавшему быть художником, о своей встрече с Лисом, которого он приручил, и о том, как они стали друзьями. Лис научил Маленького принца бережно относиться к близким людям, попросил не забывать о том, что тот «в ответе за тех, кого приручил».
Думаю, нельзя не согласиться с тем, что дружба - это душевная любовь, умение общаться сердцем и душой. (Борко Анастасия)
Сочинение 15.3.
Добро - противоположность злу, это то, что заставляет улыбаться даже в трудную минуту, то, что приносит счастье тем, кто совершает добрые поступки, и тому, кому они предназначены.
Можно привести доказательство из фрагмента текста Ю.Я.Яковлева. Собака ждала своего хозяина так преданно, что не желала уходить с Костой и Женечкой с побережья. Эта преданность означает, что собака любила своего хозяина, желала ему добра и скорейшего возвращения с моря, что она надеется, что тот ещё жив. (28-34)
Кроме этого, мне хотелось бы обратиться к примерам проявления доброты в нашей жизни. Люди часто принимают участие в различных благотворительных акциях, одной из которых является акция «Белый цветок». Волонтёры собирают денежные средства, одежду для оказания помощи людям, попавшим в беду, больным и нуждающимся. Воронежцы, и моя семья в том числе, не остались в стороне. Все пожертвования пошли на лечение детей, больных онкологическими заболеваниями.
Таким образом, мы убедились, что добро - это намеренная и бескорыстная помощь другому, а также любовь к близким. (Роговая Анна)
Сочинение 15.3.
Добро - противоположность злу, это то, что заставляет улыбаться даже в трудную минуту, то, что приносит счастье тем, кто совершает, и тому, для кого оно предназначено. Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
Давайте обратимся к тексту Ю. Я. Яковлева. Писатель рассказывает нам о больном мальчике, у которого есть собака (34-37). Но его мама, так как нет свободного времени, чтобы выгуливать таксу, решает её продать, а Коста вызывается гулять с Лаптем (39-42). И мы понимаем, что мальчик - добрый человек.
Примеры добра можно встретить и в жизни. На данный момент проводится акция: все желающие могут купить новогодние подарки и отправить их детям Донбасса, чтобы порадовать детей Украины, где идёт война. Многие люди, в том числе и моя семья, приняли участие в этой акции. Думаю, все вместе мы внесли в этот мир чуточку добра.
Таким образом, мы убедились, что добро - это намеренная и бескорыстная помощь другому, а также действенная любовь к близким. (Роговая Анна)
Сочинение 15.3.
Вы никогда не задумывались, что такое добро? Мне кажется, добро – это бескорыстные и искренние поступки, направленные на помощь близкому или незнакомому человеку, животному или растению.
В качестве первого аргумента можно привести пример из текста Т.Устиновой. Маша, как могла, заботилась о Тимофее: кормила его, разрешала помогать ей в работе, стала его другом (4, 8-10). Она, несомненно, совершала добрые поступки. Ведь, ничего не беря взамен, она делала мальчика счастливым.
В качестве второго аргумента обращусь к жизни удивительной женщины, которая обездоленным и одиноким говорила: "Ты не один!" Думаю, многие слышали о ней - о матери Терезе. Она всю свою жизнь посвятила помощи бедным и больным людям. По всему миру под её патронажем открыто 400 отделений и 700 домов милосердия, куда любой человек, независимо от национальности и вероисповедания, может обратиться за помощью. Что это, если не стремление безвозмездно дарить людям радость и счастье?
Приведя два аргумента, я доказал свое понимание слова "добро". Хотелось бы, чтобы в нашем мире его было как можно больше. (Белов Никита)
Сочинение 15.3.
Я думаю, что добро – это положительное отношение к людям, это бескорыстные поступки, совершенные человеком от чистого сердца. Чтобы доказать это, приведу пример из своей жизни и прочитанного произведения.
Например, в рассказе Т. Устиновой героиня разрешила Тимофею смотреть, как она кормит медведей, а, когда мальчик помог ей, она позволила ему стать её помощником. Скоро они подружились, и Маша стала общаться с Тимофеем на равных, была для него лучиком света, который он не хотел терять. Маша была доброй девушкой, и именно благодаря этому между Машей и мальчиком завязалась дружба. Она заботилась о Тимофее и поддерживала его. Но, к сожалению, их дружба кончилась, когда героиня вышла замуж и уехала.
Кроме этого, хочу привести пример из своей жизни. Я стараюсь жить в согласии со своим сердцем и душой. Помогаю родителям, сестре, друзьям и родным. Стараюсь помочь в трудной ситуации другим, сделать всё, что в моих силах. Не всегда человек может совершить глобальный поступок, но не следует забывать, что начинать надо с малого, ведь и небольшие добрые поступки могут кому-то помочь.
Таким образом, я доказала, что добро помогает выжить людям среди всех проблем и невзгод в нашем мире. (Екатерина Листишенкова)
Сочинение 15.3.
Я думаю, что добро - это положительное отношение к людям, это бескорыстные поступки, совершённые человеком от чистого сердца. Чтобы доказать это, приведу пример из своей жизни и прочитанного произведения.
Во-первых, в сказке А.Сент-Экзюпери Маленький принц был добрым мальчиком. Он с радостью решил подружиться с Лисом, которому было грустно и одиноко жить одному, без друзей. Также доброта главного героя проявляется в его искренней печали, которую он чувствует, когда прощается с Лисом. Лис тоже добрый персонаж, потому что он не обижается на Маленького принца, а понимает и прощает его.
Во-вторых, я тоже совершаю небольшие добрые поступки. В соседнем подъезде моего дома живет старенькая бабушка. У неё болят ноги, и ей трудно ходить. Поэтому я часто помогаю ей выносить мусорное ведро, когда встречаю на улице. Ещё возле нашего дома живет много бездомных кошек, которых я подкармливаю. В будущем я хочу помогать людям больше.
Таким образом, я доказала, что добро одного человека помогает другим пережить трудные моменты и способна принести радость в этот мир. Екатерина Листишенкова)
Сочинение 15.3.
Что такое добро? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к словарю С.И.Ожегова, в котором написано: «Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок». Докажем это утверждение.
В качестве первого аргумента возьмём пример из произведения Татьяны Витальевны Устиновой. Предложения 11-12 показывают нам, насколько Маше небезразличен Тимофей. Ведь она, видя его каждый день, конечно же, заметила, что он недоедает и поэтому начала его подкармливать, тем самым совершая доброе дело. Кроме этого, она позволила ему помогать её в зоопарке, стала ему другом. А для одинокого, никому не нужного мальчика это было самым важным в жизни.
В качестве второго аргумента приведу пример из жизни. Знакомый моего отца однажды увидел объявление в газете по поводу тяжелобольного мальчика и решил помочь ему, оказав материальную помощь. Он, ни минуты немедля, набрал номер и связался с родителями паренька. Через пару дней средства были перечислены, и больному мальчику была оказана помощь. Знакомый отца ни разу не пожалел о своем поступке. Через несколько лет он открыл центр по оказанию материальной помощи больным детям, чтобы спасать множество жизней, висевших на волоске.
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что совершать добро – это необходимое и нужное дело: мы проявляем человеколюбие по отношению к окружающим нас людям и помогаем тем, кто, попал в тяжёлую ситуацию. (Борко Анастасия)
Сочинение 15.3.
Человечность - это моральное качество человека, которое показывает его доброту и неравнодушие к окружающим. Попробуем более подробно разобраться в этом этическом понятии, проиллюстрировав его примерами из жизненного опыта и прочитанного текста.
В.П.Астафьев рассказывает нам, что охотник выпустил куницу на волю, хотя она "поизводила" многих животных от обиды на дворовых мальчишек: те утащили кунят из гнезда, вследствие чего один погиб. Мужчина, поняв, что Белогрудка просто защищала своих детёнышей, проявил сочувствие к бедной кунице-матери.
Примеры человечности можно встретить и в жизни. На деньги прихожан местной церкви и пожертвования благотворителей со всей России в Лисках построили приют для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это и есть проявление человечности к пострадавшим.
Таким образом, мы убедились, что человечность - это намеренная и бескорыстная помощь другому, это выражение человеколюбия. (Роговая Анна)
15.3.
Человечность, на мой взгляд, это способность участвовать в судьбах других людей: помогать им в трудную минуту, оказывать моральную, а если надо, и материальную поддержку. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Э.Сетон-Томпсона и жизненному опыту.
Писатель знакомит читателя с отношениями между охотником и лесным оленем. Ян давно охотился на этого оленя и, наконец, когда его выследил, хотел убить. Однако олень был настолько красив и в то же время беззащитен, что Ян пожалел его. (26-34).
Размышляя над вопросом, что такое человечность, хочу рассказать о случае из жизни. Совсем недавно в нашей школе проводились акции «Лучшая церковная открытка» и «Подарки детям Украины»: мы приносили конфеты, игрушки, вещи для украинских детей, лишённых мира. Получив шоколадку, или книжку, или новую обувь, они обретут, как мне кажется, «кусочек счастья, «радости», вспомнят о мирной жизни.
Таким образом, мы убеждаемся, что человечность - это бескорыстная помощь другому, это моральная или материальная поддержка тех, кто в ней нуждается. (Гвоздюков Сергей)