Выполнила Ефремова Ирина Владимировна
Реализация педагогических компетенций в условиях ФГОС
Педагогическая компетенция:
Реализация этой компетенции в рамках урока информатики в 10 классе
Формирование толерантного сознания граждан РФ - одна из главных ролей отводится системе основного общего образования. При этом на педагогов ложится ответственность по воспитанию толерантности у подрастающего поколения. В современном обществе толерантность является не просто абстрактной гуманистической ценностью, она закреплена в нормативных документах, а для педагогов - это одно из обязательных направлений работы.
Касательно вопроса о толерантности, в педвузах и педколледжах вводится новые дисциплины: этнопедагогика, педагогика межнационального общения или межкультурная коммуникация.
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений).
Развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных "вкладов" в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. Поэтому совершенно необоснованно будет ожидать в качестве результата воспитательного мероприятия непосредственное формирование толерантности и других качеств личности. Мы, как педагоги, только вносим в сложный и многогранный механизм становления личности ребенка свой вклад, надеясь на запланированный (но всегда отсроченный во времени) эффект. Если мы, как педагоги, хотим сформировать у школьников толерантность, то прежде всего должны организовать беседы, дискуссии о том, что такое толерантность, какова ее роль и значимость в современном обществе. Познакомить их с многообразием культур и религий мира, показать их своеобразную красоту, пробудить интерес к традициям других народов. Познакомить с правилами добрососедских отношений, способами мирного урегулирования межличностных противоречий, на какой бы почве они не возникали. Убедить в ценности дружбы, командной сплоченности.
Считаю, что для достижения результатов необходимым меньше призывать к толерантности, а применять интеграцию с предметами: история, оществознание, география и биология.
При рассмотрении биологической модели на уроках в 10 и 11 классах, создаём с учениками модель наследственности, что сопровождается дискуссией и парным заданием. Изучая природу наследственности, её скрытые механизмы и закономерности дети постигают знания, помогающие им приблизиться к тайне появления жизни. Именно знания дают понимание бренности бытия и осознание истинных ценностей жизни, что способстует терпимому отношению к различным формам жизни.
Построение химической модели сопровождается докладами — самостоятельными рабоами учеников, в которых обязательно рассматривается личность учёного-химика (напр., Д.И.Менделеев), постижение в данной связи своей истории способствует воспитанию патриотизма, без которого невозможно привить уважение как к своей Родине, так и к любой другой стране.
Очень важно при изучении истории развития ИКТ обратиться к достижениям учёных и математиков разных времён. Их блестящий ум, не зависящий от национальной принадлежности (математики из Индии, Франции, Швейцарии. России, Египта и Греции), воля и преданность науке роднит их, а заслуги перед всем человечеством нивелируют «национальную гордость».
При проведении практикума по созданию презентаций, даю задание исследовать природу, национальный колорит разных стран, заповедники и т.п. Дети сами часто педлагают очень интересные темы. Обращение к природе родной страны или других сран, приобщает к величию мироздания, тем самым способствует формированию зрелого и здравого взгляда на мировой порядок, воспитанию мужества и ответственности за будущее человечества.
Логические игры и задачи строю так, чтобы герои игр рассматривались как индивидуум, а не просто представитель определённого класса, типа или вида («переправы»), ученики создают свои задачи и своих героев (ответственность, исследование и разработка алгоритма, творчество), как правило, работая в группах.