СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест-ЕГЭ первая часть по теме "Социальные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест создан исключительно из вопросов по теме "Социальные отношения". 3 варианта.

Просмотр содержимого документа
«Тест-ЕГЭ первая часть по теме "Социальные отношения"»

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в при­ведённом ниже фраг­мен­те таб­ли­цы.

 

ФУНК­ЦИЯ СЕМЬИ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

...

На­де­ле­ние не­ко­то­ры­ми по­зи­ци­я­ми, вли­я­ю­щи­ми на по­ло­же­ние в об­ще­стве

 

2. За­пи­ши­те тер­мин, про­пу­щен­ный в таб­ли­це.

 

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ НОРМЫ

ПРИ­ЗНА­КИ

...

Несут оце­ноч­ную на­груз­ку, под­дер­жи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­нием

Нормы права

Чётко опи­сы­ва­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го и на­ка­за­ния, в слу­чае их на­ру­ше­ния обес­пе­чи­ва­ют­ся силой го­су­дарств


3. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) струк­ту­ра

2) стра­ти­фи­ка­ция

3) эле­мент

4) со­ци­аль­ная ста­ти­ка

4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) школь­ный класс

2) тру­до­вой кол­лек­тив

3) ро­ди­тель­ская семья

4) агент со­ци­а­ли­за­ции

5) СМИ


5. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ная норма».

1) со­ци­аль­ная мо­биль­ность

2) санк­ция

3) от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние

4) со­ци­аль­ная струк­ту­ра

5) са­мо­кон­троль

6) со­ци­аль­ный кон­троль


Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


6. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «мо­раль».

 

1) со­ци­аль­ная норма

2) санк­ции

3) экс­пе­ри­мент

4) ги­по­те­за

5) доб­рый по­сту­пок

6) сво­бод­ный выбор

Най­ди­те два тер­ми­на, от­но­ся­щи­е­ся к дру­го­му по­ня­тию, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных ста­ту­сов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ

 

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫХ СТА­ТУ­СОВ

А) муж­чи­на

Б) выс­шее об­ра­зо­ва­ние

В) 25 лет

Г) ин­же­нер

 

1) при­рож­ден­ный ста­тус

2) при­об­ре­тен­ный ста­тус

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции и ее ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ

 

ДИФ­ФЕ­РЕН­ЦИ­А­ЦИИ

А) раз­ли­чие до­хо­дов

Б) раз­ли­чие усло­вий труда

В) раз­ли­чие уров­ня жизни

Г) раз­ли­чие рода де­я­тель­но­сти

Д) об­ла­да­ние соб­ствен­но­стью

 

1) эко­но­ми­че­ская

2) со­ци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ная

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


9.  Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний

2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи

3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны

4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция

5) жёсткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей

6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность

10. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке не­фор­маль­ные не­га­тив­ные санк­ции. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) бой­кот

2) ап­ло­дис­мен­ты

3) на­смеш­ка

4) вы­го­вор

5) ком­пли­мен­ты

6) улыб­ка

11.  В стра­не П. в ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов, про­ведённых в 2005 и 2010 годах, пред­ла­га­лось от­ве­тить на сле­ду­ю­щий во­прос: «Как Вы от­но­си­тесь к своей ра­бо­те?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты были за­не­се­ны в таб­ли­цу.

 

Ва­ри­ан­ты от­ве­та

2005, %

2010, %

Я по­сту­пил на ра­бо­ту по при­зва­нию и в со­от­вет­ствии с по­лу­чен­ной

спе­ци­аль­но­стью.

36

20

Я ра­бо­таю не по спе­ци­аль­но­сти, но дол­жен обес­пе­чи­вать семью.

40

55

Мне нра­вит­ся моя ра­бо­та, я впол­не до­во­лен за­ра­бот­ком.

7

10

В дан­ный мо­мент я не могу найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти, жду под­хо­дя­щей ва­кан­сии.

17

15

 

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных дан­ных?

1) Доля граж­дан, вы­нуж­ден­ных ра­бо­тать не по спе­ци­аль­но­сти, сни­зи­лась.

2) Доля граж­дан, чья за­ня­тость со­от­вет­ству­ет по­лу­чен­ной спе­ци­аль­но­сти,

не из­ме­ни­лась.

3) Ко­ли­че­ство ре­спон­ден­тов, удо­вле­творённых своим ма­те­ри­аль­ным

по­ло­же­ни­ем, по­вы­си­лось.

4) Уро­вень без­ра­бо­ти­цы су­ще­ствен­но по­вы­сил­ся.

5) Доля ре­спон­ден­тов, ищу­щих ра­бо­ту по своей спе­ци­аль­но­сти, не­сколь­ко со­кра­ти­лась.

12. Со­цио­ло­ги про­ве­ли опрос вы­пуск­ни­ков школ станы Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Какие сферы жизни вы­зы­ва­ют бес­по­кой­ство при мысли о бу­ду­щем?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Наи­боль­шее бес­по­кой­ство, вы­пуск­ни­ков школ вы­зы­ва­ет бу­ду­щая про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность.

2) Треть опро­шен­ных вы­пуск­ни­ков обес­по­ко­е­на по­ло­же­ни­ем дел в об­ще­стве и стра­не.

3) Менее всего вы­пуск­ни­ков вол­ну­ют город и среда оби­та­ния.

4) Каж­дый де­ся­тый вы­пуск­ник по­ни­ма­ет зна­чи­мость и цен­ность здо­ро­вья.

5) Менее всего вы­пуск­ни­ков бес­по­ко­ят от­но­ше­ния с ро­ди­те­ля­ми.

13. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А) Тер­мин «со­цио­ло­гия» был вве­ден в науку фран­цуз­ским уче­ным и фи­ло­со­фом Но­во­го вре­ме­ни О. Кон­том. (Б) Пред­ме­том вни­ма­ния и изу­че­ния со­цио­ло­гии яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ная жизнь. (В) Она вос­про­из­во­дит­ся как си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствия мно­гих про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих ре­а­ли­за­цию раз­лич­ных функ­ций. (Г) Функ­ции эти по­сто­ян­но рас­ши­ря­ют­ся, услож­ня­ют­ся, что при­ве­ло к оформ­ле­нию новых со­ци­аль­ных струк­тур, новых субъ­ек­тов со­ци­аль­ной жизни. (Д) По-ви­ди­мо­му, не толь­ко те­перь, но и пре­жде, на более ран­них ста­дия раз­ви­тия, си­сте­ма вос­про­из­вод­ства со­ци­аль­ной жизни не была про­стой.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ния

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

14. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Че­ло­век живет в ________(А), и его по­ступ­ки обу­слов­ле­ны ста­нов­ле­ни­ем, раз­ви­ти­ем в че­ло­ве­че­ском кол­лек­ти­ве. Нель­зя жить среди людей, не всту­пая в опре­делённые ________(Б) с окру­жа­ю­щи­ми. В усло­ви­ях со­вре­мен­ной Рос­сии и скла­ды­ва­ю­щих­ся в ней новых об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, ры­ноч­ной ________(В) и кон­ку­рент­ной борь­бы зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет роль осмыс­лен­ной ори­ен­ти­ров­ки че­ло­ве­ка в окру­жа­ю­щей среде. Без по­ни­ма­ния тво­ря­ще­го­ся во­круг не­воз­мож­но пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся в жизни, на­ла­дить нор­маль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми и об­ще­ствен­ны­ми ________(Г). И в этом не­оце­ни­мую по­мощь ока­зы­ва­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия изу­ча­ет ________(Д) пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний, воз­ни­ка­ю­щих при со­ци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии людей. Роль ________(Е), ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, сей­час зна­чи­тель­но воз­рос­ла».

 

 

Cписок тер­ми­нов:

 

1) зна­ние

2) об­ще­ство

3) груп­па

4) по­зи­ция

5) от­но­ше­ние

6) норма

7) за­ко­но­мер­ность

8) по­ве­де­ние

9) эко­но­ми­ка

 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 




1. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «этнос».

1) пер­вич­ная груп­па

2) ис­то­ри­че­ская па­мять

3) мо­нар­хия

4) тер­ри­то­рия

5) на­род­ность

6) язык

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


2. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию.

1) объём вла­сти

2) уро­вень об­ра­зо­ва­ния

3) эт­ни­че­ская при­над­леж­ность

4) пре­стиж за­ни­ма­е­мой по­зи­ции

5) доход

6) воз­раст

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


3. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) клас­со­вое не­ра­вен­ство

2) ста­тус со­ци­аль­ной груп­пы

3) иерар­хия со­ци­аль­ных групп

4) со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция

5) со­слов­ное пре­иму­ще­ство


4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) го­су­дар­ствен­ная пре­мия

2) по­хваль­ная гра­мо­та

3) ап­ло­дис­мен­ты

4) по­зи­тив­ные санк­ции

5) по­вы­ше­ние в долж­но­сти



5. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 

...

Пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые уста­нав­ли­ва­ют­ся в об­ще­стве в со­от­вет­ствии с пред­став­ле­ни­я­ми людей о

добре и зле, спра­вед­ли­во­сти и не­спра­вед­ли­во­сти, долге, чести,до­сто­ин­стве и охра­ня­ют­ся

силой об­ще­ствен­но­го мне­ния или внут­рен­ним убеж­де­ни­ем.

Обы­чаи

Пра­ви­ла по­ве­де­ния, сло­жив­ши­е­ся вслед­ствие их при­ме­не­ния в те­че­ние дли­тель­но­го

вре­ме­ни и яв­ля­ю­щи­е­ся при­выч­ны­ми для чле­нов об­ще­ства.


6. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

Семья и её роль в жизни об­ще­ства

 

ФУНК­ЦИИ СЕМЬИ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

Пси­хо­ло­ги­че­ская

Со­зда­ние бла­го­при­ят­но­го се­мей­но­го кли­ма­та,

под­держ­ка чле­нов семьи

Про­дол­же­ние рода


7. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры ука­за­ны.)

 

1) пе­ре­ход че­ло­ве­ка с долж­но­сти ря­до­во­го школь­но­го учи­те­ля на долж­ность ди­рек­то­ра школы

2) пе­ре­ход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих («синих во­рот­нич­ков») в пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са («белые во­рот­нич­ки»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую про­фес­сию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу об­слу­жи­ва­ния

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких ме­стах

6) до­сти­же­ние че­ло­ве­ком вы­со­ко­го по­ло­же­ния в об­ще­стве бла­го­да­ря служ­бе в армии.


8. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке про­яв­ле­ния эко­но­ми­че­ской функ­ции семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) обу­че­ние детей тру­до­вым на­вы­кам

2) ма­те­ри­аль­ная под­держ­ка не­ра­бо­та­ю­щих чле­нов семьи

3) се­мей­ное пред­при­ни­ма­тель­ство

4) на­де­ле­ние на­след­ствен­ным ста­ту­сом

5) ор­га­ни­за­ция до­су­га



9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между кон­крет­ным вы­ра­же­ни­ем санк­ций и видом, к ко­то­ро­му они от­но­сят­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ВЫ­РА­ЖЕ­НИЕ САНК­ЦИЙ

 

ВИДЫ САНК­ЦИИ

А) про­яв­ле­ние не­дру­же­лю­бия

Б) на­ло­же­ние штра­фа

В) объ­яв­ле­ние вы­го­во­ра

Г) объ­яв­ле­ние бой­ко­та

Д) отказ от со­труд­ни­че­ства

 

1) фор­маль­ные не­га­тив­ные санк­ции

2) не­фор­маль­ные не­га­тив­ные санк­ции

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

10. ста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це,

под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

 

ПО­НЯ­ТИЯ

A) при­ня­тое в об­ще­стве пра­ви­ло, опре­де­ля­ю­щее рамки по­ве­де­ния че­ло­ве­ка

Б) дей­ствия че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­щие его со­ци­аль­но­му ста­ту­су

B) пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую

Г) раз­де­ле­ние об­ще­ства на груп­пы, за­ни­ма­ю­щие раз­ное со­ци­аль­ное по­ло­же­ние

Д) не­оди­на­ко­вый до­ступ пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных групп об­ще­ства к со­ци­аль­ным бла­гам

 

1) со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство

2) со­ци­аль­ная норма

3) со­ци­аль­ная роль

4) со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция

5) со­ци­аль­ный кон­троль

6) со­ци­аль­ная мо­биль­ность

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


11. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са ре­спон­ден­там раз­ных воз­раст­ных групп пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «Что важ­нее всего в мо­ло­до­сти?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

1) Ре­спон­ден­ты в воз­расте 18–24 лет счи­та­ют, что в мо­ло­до­сти в рав­ной сте­пе­ни важно и по­жить в своё удо­воль­ствие, и со­здать семью.

2) Наи­боль­шая доля ре­спон­ден­тов в воз­расте стар­ше 55 лет счи­та­ют, что в мо­ло­до­сти самое важ­ное – со­здать семью.

3) Рав­ные доли ре­спон­ден­тов в воз­расте 25–39 лет и стар­ше 55 лет счи­та­ют, что в мо­ло­до­сти важ­нее всего сде­лать ка­рье­ру.

4) Воз­мож­ность по­жить в своё удо­воль­ствие в мо­ло­до­сти выше всех оце­ни­ли люди в воз­расте 25–39 лет.

5) Каж­дый де­ся­тый ре­спон­дент в воз­расте 40–54 лет счи­та­ет, что важ­нее всего по­жить в своё удо­воль­ствие





12. В стра­не Z учёные про­ве­ли опрос граж­дан раз­ных воз­рас­тов на тему: «Как гло­баль­ные про­бле­мы от­ра­жа­ют­ся в вашей по­все­днев­ной жизни?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в %) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 


1) В каж­дой груп­пе доля тех, кто ни­че­го не знает о гло­баль­ных про­бле­мах, боль­ше доли тех, кто уве­рен, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

2) В каж­дой груп­пе доля опро­шен­ных, еже­днев­но ощу­ща­ю­щих про­яв­ле­ния гло­баль­ных про­блем, боль­ше, чем тех, кто уве­рен, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

3) Чет­верть опро­шен­ных 40-лет­них граж­дан счи­та­ют, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

4) Почти треть опро­шен­ных 20-лет­них граж­дан знают о гло­баль­ных про­бле­мах, но никак их не ощу­ща­ют.

5) Менее трети опро­шен­ных обеих групп еже­днев­но ощу­ща­ют про­яв­ле­ния гло­баль­ных про­блем.


13. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«В со­цио­ло­гии из­вест­ны че­ты­ре ос­нов­ных типа со­ци­аль­ной ________(А)раб­ство, касты, со­сло­вия и клас­сы. Пер­вые три ха­рак­те­ри­зу­ют за­кры­тые ________(Б), а по­след­ний тип — от­кры­тые. Вся­кая со­ци­аль­ная ________(В) пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность всех функ­ци­о­ни­ру­ю­щих со­ци­аль­ных ________(Г). Че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий в этой струк­ту­ре опре­де­лен­ное ________(Д), имеет воз­мож­ность пе­ре­хо­дить с од­но­го ________(Е) на дру­гой, по­вы­шая или по­ни­жая при этом свой со­ци­аль­ный ста­тус».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) об­ще­ство

2) струк­ту­ра

3) уро­вень

4) стра­ти­фи­ка­ция

5) го­су­дар­ство

6) мо­биль­ность

7) общ­ность

8) по­ло­же­ние

9) раз­ви­тие

 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


14. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

(А) В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­ни­ка­ют си­ту­а­ции, когда че­ло­век со­зна­тель­но участ­ву­ет в раз­лич­ных куль­тур­ных тра­ди­ци­ях. (Б) Оче­вид­но, они свя­за­ны с ми­гра­ци­я­ми на­се­ле­ния, мо­дер­ни­за­ци­ей. (В) По­след­стви­ем может стать пси­хо­ло­ги­че­ская рас­щеплённость, фор­ми­ро­ва­ние «рас­ко­ло­то­го» типа лич­но­сти. (Г) Со­цио­ло­ги на­зы­ва­ют по­ло­же­ние такой лич­но­сти мар­ги­наль­ным. (Д) Опас­но­стью мар­ги­наль­но­го по­ло­же­ния яв­ля­ет­ся воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка про­ти­во­ре­ча­щих друг другу норм и цен­но­стей.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ния

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 




1. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «девиант­ное по­ве­де­ние».

1) пра­во­на­ру­ше­ние

2) от­кло­не­ние

3) со­ци­аль­ный ста­тус

4) про­сту­пок

5) мо­биль­ность

6) пре­ступ­ле­ние

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ный кон­троль».

1) за­ме­ча­ние

2) санк­ция

3) со­ци­аль­ная норма

4) по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия

5) осуж­де­ние

6) ду­хов­ная куль­ту­ра

 Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

3. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) игра

2) об­ще­ние

3) де­я­тель­ность

4) труд

5) по­зна­ние


4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) по­треб­ность в при­зна­нии со сто­ро­ны дру­гих людей; 2) стрем­ле­ние до­стичь вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са; 3) со­ци­аль­ная по­треб­ность; 4) по­треб­ность в об­ще­нии; 5) по­треб­ность в ува­же­нии со сто­ро­ны своих кол­лег.


5. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

НА­ЗВА­НИЕ

ПРИ­ЗНА­КИ

Со­слов­ный

Люди на­сле­ду­ют права и обя­зан­но­сти, пе­ре­ме­ще­ние из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую за­труд­не­ны

...

Наи­боль­шее зна­че­ние имеет место, за­ни­ма­е­мое че­ло­ве­ком в си­сте­ме хо­зяй­ства и его от­но­ше­ние к соб­ствен­но­сти


6. За­пи­ши­те тер­мин, про­пу­щен­ный в таб­ли­це.

 

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ НОРМЫ

ПРИ­ЗНА­КИ

...

Несут оце­ноч­ную на­груз­ку, под­дер­жи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­нием

Нормы права

Чётко опи­сы­ва­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го и на­ка­за­ния, в слу­чае их на­ру­ше­ния обес­пе­чи­ва­ют­ся силой го­су­дарств

 

7. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту.

Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)ин­ди­ви­ду­аль­ная 2)вос­хо­дя­щая

3)ми­гра­ция 4)го­ри­зон­таль­ная

5)нис­хо­дя­щая 6)меж­по­ко­лен­ная


8.  Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие при­ме­не­ние фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)К. при­сво­и­ли зва­ние «За­слу­жен­ный учи­тель РФ».

2)Кол­ле­ги по­хва­ли­ли С. за хо­ро­шо вы­пол­нен­ный до­клад.

3)В. по­лу­чил на за­во­де пре­мию за своё изоб­ре­те­ние.

4)Л. при­сво­е­на сте­пень док­то­ра фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских наук.

5)Вы­ступ­ле­ние уче­ни­ков 10 клас­са на празд­ни­ке «По­след­не­го звон­ка» вы­зва­ло ап­ло­дис­мен­ты.

6)Офи­це­ру-под­вод­ни­ку при­сво­и­ли оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние.


9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ

 

ФОРМЫ МО­БИЛЬ­НО­СТИ

A) мед­сест­ра пе­ре­ве­лась из боль­ни­цы в по­ли­кли­ни­ку, ближе к дому.

Б) офи­цер-по­гра­нич­ник по­лу­чил вне­оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние за удач­ное про­ве­де­ние опе­ра­ции.

B) учи­тель пе­ре­ехал из про­вин­ции в сто­лич­ный город, устро­ил­ся на ра­бо­ту в школу.

Г) ди­рек­тор банка по со­сто­я­нию здо­ро­вья пе­ре­вел­ся на долж­ность на­чаль­ни­ка фи­ли­а­ла банка.

Д) пре­по­да­ва­тель вуза после за­щи­ты кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции пе­ре­шел на долж­ность до­цен­та

 

1) вос­хо­дя­щая

2) нис­хо­дя­щая

3) го­ри­зон­таль­ная

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми общ­но­стя­ми и кри­те­ри­я­ми их вы­де­ле­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ОБЩ­НО­СТИ

 

КРИ­ТЕ­РИИ

A) си­би­ря­ки

Б) пра­во­слав­ные

B) бе­ло­ру­сы

Г) го­ро­жа­не

Д) рус­ские

Е) про­те­стан­ты

 

1) тер­ри­то­ри­аль­ный

2) эт­но­со­ци­аль­ный

3) ре­ли­ги­оз­ный

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


11. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са 23-лет­них ра­бо­та­ю­щих юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z им за­да­ва­ли во­прос: «Зачем Вы ра­бо­та­е­те, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мо­ти­ва­ция?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

1) По­ло­ви­на юно­шей ра­бо­та­ют для того, чтобы обес­пе­чить ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие себе и своей семье.

2) Доли де­ву­шек, свя­зы­ва­ю­щих тру­до­вую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и с воз­мож­но­стью пу­те­ше­ствий, об­ще­ния с раз­ны­ми лю­дь­ми, равны.

3) Доля тех, кто ра­бо­та­ет, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они за­ни­ма­ют­ся, боль­ше среди де­ву­шек, чем среди юно­шей.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы при­ла­га­ют уси­лия, чтобы под­нять­ся по ка­рьер­ной лест­ни­це.

5) Бóльшая доля юно­шей, по срав­не­нию с де­вуш­ка­ми, ра­бо­та­ет по­то­му, что их ра­бо­та очень нужна об­ще­ству.


12. Класс­ные ру­ко­во­ди­те­ли за­да­ва­ли обу­ча­ю­щим­ся в 11 клас­се и их ро­ди­те­лям во­прос: «Как Вы счи­та­е­те, какое из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний наи­бо­лее точно опи­сы­ва­ет от­но­ше­ния ро­ди­те­лей и детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

 

 

1) Среди ро­ди­те­лей мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга, более по­пу­ляр­но, чем мне­ние, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для про­ти­во­ре­чий.

2) По­ло­ви­на опро­шен­ных ро­ди­те­лей счи­та­ют, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для про­ти­во­ре­чий.

3) Среди обу­ча­ю­щих­ся мне­ние о том, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и ро­ди­те­лей, и детей, более по­пу­ляр­но, чем мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных ис­пы­та­ли за­труд­не­ния при от­ве­те.

5) Рав­ные доли обу­ча­ю­щих­ся и ро­ди­те­лей счи­та­ют, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и ро­ди­те­лей, и детей

13. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«В об­ще­стве нормы вы­пол­ня­ют ряд важ­ней­ших функ­ций. Во-пер­вых, они спо­соб­ству­ют со­ци­аль­ной ___________ (А) (т. е. со­хра­не­нию спло­чен­но­сти в об­ще­стве). Во-вто­рых, слу­жат свое­об­раз­ны­ми ___________ (Б) по­ве­де­ния, сво­е­го рода ин­струк­ци­я­ми для ис­пол­ня­ю­щих от­дель­ные роли ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных ___________ (В). В-тре­тьих, спо­соб­ству­ют ___________ (Г) за от­кло­ня­ю­щим­ся по­ве­де­ни­ем. В-чет­вер­тых, обес­пе­чи­ва­ют ___________ (Д) об­ще­ства. По ха­рак­те­ру ре­гу­ли­ро­ва­ния со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния раз­ли­ча­ют нормы-ожи­да­ния и нормы ___________ (Е) ...Нормы, от­но­ся­щи­е­ся ко вто­рой груп­пе, от­ли­ча­ют­ся боль­шей стро­го­стью. На­ру­ше­ние по­доб­ных норм вле­чет за собой при­ме­не­ние се­рьез­ных ___________ (Ж), на­при­мер, уго­лов­ных или ад­ми­ни­стра­тив­ных».

1) санк­ция

2) груп­пы

3) ин­те­гра­ция

4) идеал

5) кон­троль

6) эта­лон

7) пра­ви­ло

8) управ­ле­ние

9) ста­биль­ность



A

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 


14. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

(A) Со­цио­ло­ги вы­де­ля­ют не­сколь­ко фак­то­ров со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. (Б) Часть из них яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ны­ми — го­су­дар­ствен­ный режим,со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская и по­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция в об­ще­стве, про­цес­сы мо­дер­ни­за­ции. (В) Не­ко­то­рые фак­то­ры свя­за­ны с ак­тив­но­стью самой лич­но­сти — уро­вень об­ра­зо­ва­ния, ка­рье­ра и др. (Г) Но как бы ни скла­ды­ва­лись внеш­ние об­сто­я­тель­ства,ин­ди­ви­ду­аль­на мо­биль­ность, оче­вид­но, опре­де­ля­ет­ся уров­нем при­тя­за­ний и ак­тив­но­стью де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. (Д) В со­вре­мен­ном об­ще­стве у че­ло­ве­ка есть, на­вер­ное, все шансы ре­а­ли­зо­вать себя до­стичь вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ния

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний



A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!