Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»)
Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (аббревиатура. От английского словосочетания: «Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»). По мнению Р. МакКрае и П. Коста, выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.
В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпретации А. Б. Хромова представлена ниже.
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).
Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению высказываний, с помощью которых можно выявить свойства личности, проявляющиеся в тех или иных житейских ситуациях. Между парными высказываниями размещена оценочная шкала (-2; -1; 0; 1; 2). В опроснике нет утверждений правильных или неправильных, также как нет хороших или плохих черт личности. Степень выраженности каждого из 75 парных высказываний определяется с помощью приведенной выше оценочной шкалы.
Прочтите первое парное высказывание и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».
Выбранное значение по первому высказыванию записывается в бланк ответов в левую ячейку под номером 1. Таким образом, выбираются значения для всех последующих высказываний-альтернатив с записью в левые ячейки, соответствующие порядковым номерам высказываний.
1. Мне нравиться заниматься физкультурой | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не люблю физические нагрузки |
2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые люди считают меня холодным и черствым |
3. Я во всем ценю чистоту и порядок | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я позволяю себе быть неряшливым |
4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | «Мелочи жизни» меня не тревожат |
5. Все новое вызывает у меня интерес | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Часто новое вызывает у меня раздражение |
6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я человек спокойный и не люблю суетиться |
7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек |
8. Моя комната всегда аккуратно прибрана | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком |
9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не обращаю внимания на мелкие проблемы |
10. Мне нравятся неожиданности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я люблю предсказуемость событий |
11. Я не могу долго оставаться в неподвижности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне не нравится быстрый стиль жизни |
12. Я тактичен по отношения к другим людям | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда в шутку я задеваю самолюбие других |
13. Я методичен и пунктуален во всем | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень обязательный человек |
14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь |
15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны |
16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не спеша выполняю чужие распоряжения |
17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я люблю поспорить с окружающими |
18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень настойчивый человек |
19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я могу расслабиться в любой ситуации |
20. У меня очень живое воображение | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир |
21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я скорее подчиненный, чем лидер |
22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Каждый должен уметь позаботиться о себе |
23. Я очень старательный во всех делах человек | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень усердствую на работе |
24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле |
25. Мне нравится мечтать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко увлекаюсь фантазиями |
26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство |
27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Без соперничества общество не могло бы развиваться |
28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе |
29. В необычной обстановке я часто нервничаю | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я легко привыкаю к новой обстановке |
30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не люблю тратить свое время на размышления |
31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень общительный человек |
32. Большинство людей добры от природы | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми |
33. Люди часто доверяют мне ответственные дела | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые считают меня безответственным |
34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем |
35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мое представление о красоте такое же, как и у других |
36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей |
37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Есть такие люди, которых я не люблю |
38. Я требователен и строг в работе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я пренебрегаю своими обязанностями |
39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | У меня очень редко бывает мрачное настроение |
40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными |
41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю уединение |
42. Большинство людей честные, и им можно доверять | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я отношусь подозрительно к другим людям |
43. Я обычно работаю добросовестно | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Люди часто находят в моей работе ошибки |
44. Я легко впадаю в депрессию | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне невозможно испортить настроение |
45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства |
46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта |
47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда мне нет дела до интересов других людей |
48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю принимать решения быстро |
49. У меня много слабостей и недостатков | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | У меня высокая самооценка |
50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я |
51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю избегать опасных ситуаций |
52. Радость других я разделяю как собственную | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не всегда разделяю чувства других людей |
53. Я обычно контролирую свои чувства и желания | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне трудно сдерживать свои желания |
54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня |
55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко обращаю внимание на чужие переживания |
56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне не нравится находиться в многолюдных местах |
57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей |
58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я покупаю вещи импульсивно |
59. Иногда я чувствую себя жалким человеком | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Обычно я чувствую себя нужным человеком |
60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние |
61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей |
62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать |
63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков |
64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Обычно у меня ровное настроение |
65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком |
66. Я привлекателен для лиц противоположного иола | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком |
67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный |
68. Перед путешествием я намечаю точный план | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы |
69. Мое настроение легко меняется на противоположное | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я всегда спокоен и уравновешен |
70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям |
71. Мне нравится выглядеть вызывающе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой |
72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами |
73. Я точно и методично выполняю свою работу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции |
74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Меня трудно вывести из себя |
75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не хотел бы ничего в себе менять |
1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:
2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.
3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора «экстраверсия – интроверсия».
Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: II (привязанность – обособленность); III (самоконтроль – импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность – практичность).
1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого скорее всего характерен признак подчиненности (конформности).
2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».
1.1. Активность - пассивность
1.2. Доминирование - подчиненность
1.3. Общительность - замкнутость
1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений,
1.5. Проявление - избегание чувства вины
2.1. Теплота - равнодушие
2.2. Сотрудничество - соперничество
2.3. Доверчивость - подозрительность
2.4. Понимание - непонимание
2.5. Уважение других - самоуважение
3.1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)
3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости
3.3. Ответственность - безответственность
3.4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)
3.5. Предусмотрительность - беспечность
4.1. Тревожность - беззаботность
4.2. Напряженность - расслабленность
4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность
4.4. Самокритика - самодостаточность
5.1. Любопытство - консерватизм
5.2. Любознательность - реалистичность
5.3. Артистичность - отсутствие артистичности
5.4. Сенситивность - нечувствительность
5.5. Пластичность - ригидность
3. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).