СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест: "Первые Киевские князья". 10 класс. Профильный уровень.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по истории России "Первые Киевские князья". Нацелен на проверку знаний, умений и навыков, которые проверяются в ЕГЭ по истории. Соответствуют формату заданий ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Первые киевские князья»

Первые киевские князья

Ф.И. _______________________________ 1 вариант

1. Установите соответствие между именами русских князей и событиями.

ИМЕНА КНЯЗЕЙ СОБЫТИЯ

А) Олег 1) установление уроков и погостов

Б) Игорь 2) заключение договора с печенегами

В) Ольга 3) освобождение северян и радимичей

Г) Святослав 4) разорение столицы Хазарии города Итиль

5) присоединение городов Червень и Перемышль

6) первый свод письменных законов

А

Б

В

Г





2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям (яв­ле­ни­ям) VIII—XI вв.

  1. вира 2) волх­вы 3) перелог 4) по­лю­дье 5) по­жи­лое 6) ярлык

Ответ: _____________

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между по­ня­ти­я­ми, тер­ми­на­ми и их опре­де­ле­ни­я­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го.

ПО­НЯ­ТИЯ

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

А) вира

Б) по­лю­дье

В) удел

Г) вече

1) доля члена кня­же­ско­го рода

2) штраф за со­вер­шен­ное пре­ступ­ле­ние

3) часть дани и об­ро­ка, от­да­ва­е­мая церк­ви

4) объ­езд кня­зем с дру­жи­ной под­власт­ных зе­мель для сбора дани

5) на­род­ное со­бра­ние

6) точ­ный раз­мер дани

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

4. Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си. «В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил позади, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры.

1) Олег был пер­вым скан­ди­нав­ским кня­зем, при­глашённым на Русь сла­вян­ски­ми и фин­ски­ми пле­ме­на­ми

2) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

3) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

4) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

5) ва­ря­ги — наёмные воины из Скан­ди­на­вии на служ­бе древ­не­рус­ских кня­зей

6) чудь, меря, весь от­но­сят­ся к во­сточ­но­сла­вян­ским пле­ме­нам

Ответ:




Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

5. На­пи­ши­те имя князя, осу­ще­ствив­ше­го по­хо­ды, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми _________________

6. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1»: ______________

7. На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­че­но го­су­дар­ство, со­здан­ное ко­че­вым на­ро­дом, в по­ли­ти­че­ской за­ви­си­мо­сти от ко­то­ро­го на­хо­ди­лась часть во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен­ных со­ю­зов, но в ходе пред­при­ня­тых ки­ев­ским кня­зем по­хо­дов был на­не­сен со­кру­ши­тель­ный удар: он за­хва­тил и ра­зо­рил глав­ные его го­ро­да Итиль, Се­мен­дер, Сам­керц (русс. Тму­та­ра­кань) и Сар­кел, ос­но­вав на месте по­след­не­го кре­пость Белая Вежа.___________________________

8. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) На дан­ной карте стрел­ка­ми обо­зна­че­ны по­хо­ды Яро­сла­ва Муд­ро­го про­тив по­лов­цев.

2) О пер­вых са­мо­сто­я­тель­ных шагах князя «По­весть вре­мен­ных лет» со­об­ща­ет с 964 года, когда «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей»: в ре­зуль­та­те по­хо­да вя­ти­чи были вре­мен­но под­чи­не­ны Ки­ев­ской Руси.



3) Во время по­хо­дов князь «сми­рил» пе­че­не­гов и за­ста­вил их пла­тить дань Киеву».

4) По све­де­ни­ям древ­не­рус­ской ле­то­пи­си, по­бе­до­нос­ный пол­ко­во­дец вплот­ную подошёл к Ца­рь­гра­ду, но от­сту­пил, лишь взяв боль­шую дань и за­кон­чив войну про­тив Ви­зан­тий­ской им­пе­рии под­пи­са­ни­ем мира.

5) В ре­зуль­та­те рат­ных по­хо­дов (964-972), обо­зна­чен­ных на схеме, князь с дру­жи­ной по­бе­дил Ха­за­рию и Волж­скую Бол­га­рию, осла­бил и устра­шил Ви­зан­тий­скую Им­пе­рию, от­крыл пути для тор­гов­ли Руси с во­сточ­ны­ми стра­на­ми.

6) Бал­кан­ские за­во­е­ва­ния были утра­че­ны, но по­бе­ды на Волге, на Дону и в При­азо­вье были за­креп­ле­ны. Это дало воз­мож­ность взять под кон­троль Ве­ли­кий Волж­ский путь, ко­то­рый со­еди­ня­ет Русь, Скан­ди­на­вию и Кас­пий.

Ответ:





9. Какое ис­то­ри­че­ское со­бы­тие нашло от­ра­же­ние в до­ку­мен­те? Как ис­то­ри­ки опре­де­ля­ют роль этого со­бы­тия? На­зо­ви­те век, к ко­то­ро­му оно от­но­сит­ся.

Из ра­бо­ты Н. М. Ка­рам­зи­на «Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го».

«Са­мо­вла­стие в Рос­сии утвер­ди­лось с об­ще­го со­гла­сия граж­дан: так по­вест­ву­ет наш ле­то­пи­сец — и рас­се­ян­ные пле­ме­на сла­вян­ские ос­но­ва­ли го­су­дар­ство. Оте­че­ство наше, сла­бое, раз­делённое на малые об­ла­сти, обя­за­но ве­ли­чи­ем своим счаст­ли­во­му вве­де­нию мо­нар­хи­че­ской вла­сти.

    Ва­ря­ги... пра­ви­ли ими без угне­те­ния и на­си­лия, брали дань лёгкую и на­блю­да­ли спра­вед­ли­вость. Гос­под­ствуя на морях, ва­ря­ги, или нор­ман­ны, дол­жен­ство­ва­ли быть об­ра­зо­ван­нее сла­вян или фин­нов, могли со­об­щить им не­ко­то­рые вы­го­ды новой про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, бла­го­де­тель­ные для па­ро­да. Бояре сла­вян­ские, не­до­воль­ные вла­стию за­во­е­ва­те­лей, ко­то­рая уни­что­жа­ла их соб­ствен­ную, вы­гна­ли их; но рас­пря­ми лич­ны­ми об­ра­ти­ли сво­бо­ду в не­сча­стье... и вверг­ну­ли оте­че­ство в без­дну зол меж­до­усо­бия. Тогда граж­да­не вспом­ни­ли, может быть, о вы­год­ном и спо­кой­ном прав­ле­нии нор­манн­ском: нужда в бла­го­устрой­стве и ти­ши­не ве­ле­ла за­быть на­род­ную гор­дость; и сла­вя­не, убеждённые — так го­во­рит пре­да­ние — со­ве­том нов­го­род­ско­го ста­рей­ши­ны Го­сто­мыс­ла, по­тре­бо­ва­ли вла­сти­те­лей от ва­ря­гов.

    Бра­тья, име­нем Рюрик, Си­не­ус и Тру­вор, зна­ме­ни­тые или родом или де­ла­ми, со­гла­си­лись при­нять власть над лю­дь­ми, ко­то­рые, умев сра­жать­ся за воль­ность, не умели ею поль­зо­вать­ся».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке на на­ли­чие го­су­дар­ства в Древ­ней Руси.

Древ­нюю Русь X—на­ча­ла XI вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...


2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...


2)...

Первые киевские князья

Ф.И. _______________________________ 2 вариант

1. Установите соответствие между именами русских князей и их характеристиками.

ИМЕНА КНЯЗЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Олег 1) принял крещение первым из княжеского рода

Б) Игорь 2) объединил Северную и Южную Русь

В) Ольга 3) погиб во время сбора дани

Г) Святослав 4) предупреждал своих врагов о нападении

5) осада города Корсунь

6) первая междоусобица

А

Б

В

Г





2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям (яв­ле­ни­ям) VIII—XI вв.

  1. холопы 2) смерды 3) тиуны 4) помещики 5) бояре 6) кормление

Ответ: _______

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тер­ми­на­ми и их опре­де­ле­ни­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ТЕР­МИ­НЫ

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

А) удел

Б) смерды

В) вот­чи­на

Г) вече

1) на­род­ное со­бра­ние

2) свободные общинники

3) ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ная еди­ни­ца Мос­ков­ской Руси

4) зе­мель­ное вла­де­ние, ко­то­рое без­услов­но пе­ре­да­ва­лось по на­след­ству

5) тер­ри­то­рия, вы­де­лен­ная во вла­де­ние од­но­му из млад­ших чле­нов кня­же­ско­го рода

6) сумма денег, вы­пла­чи­ва­е­мая кре­стья­ни­ном в слу­чае ухода от по­ме­щи­ка

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А

Б

В

Г

 

 

 


4.Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

«В год 6472 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Когда Свя­то­слав вырос и воз­му­жал, стал он со­би­рать много во­и­нов храб­рых, и быст­рым был, слов­но пар­дус (ге­пард), и много во­е­вал. В по­хо­дах же не возил за собою ни возов, ни кот­лов, не варил мяса, но, тонко на­ре­зав ко­ни­ну, или зве­ри­ну, или го­вя­ди­ну и за­жа­рив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, по­сти­лая пот­ник с сед­лом в го­ло­вах, — та­ки­ми же были и все осталь­ные его воины, И по­сы­лал в иные земли со сло­ва­ми: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей, и ска­зал вя­ти­чам: "Кому дань даете?". Они же от­ве­ти­ли: "Ха­за­рам - по ще­ля­гу (се­реб­ря­ная мо­не­та не­из­вест­но­го до­сто­ин­ства) с сохи даем".

В год 6473. Пошел Свя­то­слав на хазар. Услы­шав же, ха­за­ры вышли нав­стре­чу во главе со своим кня­зем Ка­га­ном и со­шлись бить­ся, и в битве одо­лел Свя­то­слав хазар, и сто­ли­цу их и Белую Вежу взял. И по­бе­дил ясов и ка­со­гов. В год 6474. Вя­ти­чей по­бе­дил Свя­то­слав и дань на них воз­ло­жил.

В год 6475. Пошел Свя­то­слав на Дунай на бол­гар. И би­лись обе сто­ро­ны, и одо­лел Свя­то­слав бол­гар, и взял го­ро­дов их 80 по Дунаю, и сел кня­жить там в Пе­ре­я­с­лав­це, беря дань с гре­ков.»

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) мать Свя­то­сла­ва кня­ги­ня Ольга уго­во­ри­ла сына при­нять пра­во­сла­вие

2) вя­ти­чи се­ли­лись в ниж­нем те­че­нии Дне­пра

3) кроме хазар Свя­то­слав окон­ча­тель­но раз­гро­мил пе­че­не­гов

4) Свя­то­сла­ву не уда­лось за­кре­пить­ся на Дунае в про­ти­во­бор­стве с Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей

5) дан­ный текст ле­то­пи­си рас­ска­зы­ва­ет о со­бы­ти­ях X в.

6) отцом Свя­то­сла­ва был князь Игорь

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

5.На­зо­ви­те имя ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя, чьи за­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды ука­за­ны стрел­ка­ми__________

6.На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1»: __________________

7. На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2»: __________________

8. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к по­хо­дам князя, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ки­ев­ский князь, чьи по­хо­ды ука­за­ны на карте, раз­гро­мил и уни­что­жил Ха­зар­ский ка­га­нат

2) вра­га­ми Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства на степ­ных гра­ни­цах в пер­вой по­ло­ви­не X в. были по­лов­цы

3) во время од­но­го из по­хо­дов Ки­ев­ский князь за­ло­жил город-кре­пость Кор­сунь

4) ука­зан­ные на карте по­хо­ды укре­пи­ли мо­гу­ще­ство Ки­ев­ской Руси

5) Ки­ев­ско­му князю не уда­лось пе­ре­не­сти сто­ли­цу го­су­дар­ства на Дунай

6) од­но­вре­мен­но с за­во­е­ва­ни­ем новых зе­мель ве­ли­кий Ки­ев­ский князь рас­про­стра­нял хри­сти­ан­ство к во­сто­ку от Руси

Ответ:





9. Какое ис­то­ри­че­ское со­бы­тие нашло от­ра­же­ние в до­ку­мен­те? Как ис­то­ри­ки опре­де­ля­ют роль этого со­бы­тия? На­зо­ви­те век, к ко­то­ро­му оно от­но­сит­ся. Из ра­бо­ты Н. М. Ка­рам­зи­на «Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го».

«Са­мо­вла­стие в Рос­сии утвер­ди­лось с об­ще­го со­гла­сия граж­дан: так по­вест­ву­ет наш ле­то­пи­сец — и рас­се­ян­ные пле­ме­на сла­вян­ские ос­но­ва­ли го­су­дар­ство. Оте­че­ство наше, сла­бое, раз­делённое на малые об­ла­сти, обя­за­но ве­ли­чи­ем своим счаст­ли­во­му вве­де­нию мо­нар­хи­че­ской вла­сти.

    Ва­ря­ги... пра­ви­ли ими без угне­те­ния и на­си­лия, брали дань лёгкую и на­блю­да­ли спра­вед­ли­вость. Гос­под­ствуя на морях, ва­ря­ги, или нор­ман­ны, дол­жен­ство­ва­ли быть об­ра­зо­ван­нее сла­вян или фин­нов, могли со­об­щить им не­ко­то­рые вы­го­ды новой про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, бла­го­де­тель­ные для па­ро­да. Бояре сла­вян­ские, не­до­воль­ные вла­стию за­во­е­ва­те­лей, ко­то­рая уни­что­жа­ла их соб­ствен­ную, вы­гна­ли их; но рас­пря­ми лич­ны­ми об­ра­ти­ли сво­бо­ду в не­сча­стье... и вверг­ну­ли оте­че­ство в без­дну зол меж­до­усо­бия. Тогда граж­да­не вспом­ни­ли, может быть, о вы­год­ном и спо­кой­ном прав­ле­нии нор­манн­ском: нужда в бла­го­устрой­стве и ти­ши­не ве­ле­ла за­быть на­род­ную гор­дость; и сла­вя­не, убеждённые — так го­во­рит пре­да­ние — со­ве­том нов­го­род­ско­го ста­рей­ши­ны Го­сто­мыс­ла, по­тре­бо­ва­ли вла­сти­те­лей от ва­ря­гов.

    Бра­тья, име­нем Рюрик, Си­не­ус и Тру­вор, зна­ме­ни­тые или родом или де­ла­ми, со­гла­си­лись при­нять власть над лю­дь­ми, ко­то­рые, умев сра­жать­ся за воль­ность, не умели ею поль­зо­вать­ся».

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке на на­ли­чие го­су­дар­ства в Древ­ней Руси».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Древ­нюю Русь X—на­ча­ла XI вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...


2)...


Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...


2)...