Тест "Пиктограмма" А.Р.Лурия
Цель: Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании. Для выявления индивидуальных типологических особенностей личности (художественный, мыслительный тип).
Материал: Чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов. У исследователя – перечень слов, секундомер, протокол.
Инструкция: (вариант для детей) «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово». Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания.
Инструкция: (вариант для взрослых) «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «Узелка на память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний». После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.
Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?» и т. п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.
Примерный набор слов и словосочетаний:
Веселый праздник 1. Глухая старушка
Тяжелая работа 2. Война
Развитие 3. Строгая учительница
Вкусный ужин 4. Голодный человек
Смелый поступок 5. Слепой мальчик
Болезнь 6. Богатство
Счастье 7. Девочке холодно
Разлука 8. Власть
Дружба 9. Больная женщина
Темная ночь 10. Обман
Печаль 11. Веселая компания
Стимульный материал для повторения исследования:
Вариант слов 1: Вариант слов 2:
Веселый праздник 1. Тяжелая работа
Развитие 2. Разлука
Богатство 3. Сомненье
Ядовитый вопрос 4. Смелый поступок
Глухая старушка 5. Слепой мальчик
Печаль 6. Болезнь
Дружба 7. Война
Беззубый дед 8. Темная ночь
Сердитая учительница 9. Мальчик-трус
Надежда 10. Страх
Любовь 11. Зависть
Мысль 12. Власть
Вариант слов 3:
Вкусный ужин
Богатство
Справедливый
Теплый ветер
Девочке холодно
Счастье
Ум
Голодный человек
Больная женщина
Отчаяние
Сожаление
Ожидание
Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.
Обработка результатов.
При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания десяти слов.
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, также его способности к отвлечениям, абстрагированию.
Особенности опосредованного запоминая, выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.
Результаты оценки продуктивности опосредованного запоминания .
3 основные группы людей:
Лица, обладающие высокой продуктивностью памяти (полностью и без ошибок воспроизвели материал)
Лица, воспроизводящие материал полностью, но с искажением, например:
Г
лухая старуха Глухая бабушка
Т
русливый мальчик Мальчик-трус
Воспроизводящие материал не полностью, со значительными искажениями.
Протокол
Дата исследования _____________ Испытуемый ___________________
Возраст ___
Количественная обработка пиктографических рисунков.
Часть 1
Количество пиктограмм |
абстрактное | символическое | конкретное | ситуативное | метафорическое |
| | | | |
Часть 2
Количество изображений | Размер рисунка |
Профессиональные | Человека | Животное | Растение | Максимальное | Минимальное |
Часть 3
Количество воспроизведенных слов и словосочетаний: _____________________________________
Количество ошибок воспроизведения:____________________________________________________
Количество точных воспроизведений:____________________________________________________
Примечания:__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________