СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по истории в форме огэ в соответствии историко-культурного стандарта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

тест разработан для 9 класса в соответствии историко-культурного стандарта. В тесте использовался материал "трудных вопросов истории России".

Просмотр содержимого документа
«Тест по истории в форме огэ в соответствии историко-культурного стандарта»

Тест по истории 9 класс в форме ОГЭ


1.Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы


1.Одной из функций демократической политической власти является


1) подавление сопротивления недовольной части населения страны


2) удержание власти в руках одной политической силы


3) обеспечение влияния правящей элиты на все сферы общественной жизни


4) поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность

Ответ: 4


  1. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Установите соответствие между общими и особенными признаками государств.

Признаки государства

Общие и особенные признаки

1)законодательная деятельность

2)избрание высших органов власти на определенный срок

3)многопартийность

4)сбор налогов

5)массовый террор против народа.

А) общие признаки любого государства

Б) признаки лишь некоторых государств


Ответ: А1 Б 2345

  1. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок, таблица, диаграмма)


1.Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.


год

Россия

США

1991

9,6 млрд долл.

161 млрд долл.

1994

6,0 млрд долл.

173 млрд долл.

Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000–2006 гг. увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.


Ответ: (1) Выводы:

– государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России существенно отставало от США;

– в указанный период это отставание только возрастало;

– в самой России финансирование сократилось почти на 43 % в сравнении с 1991 г.;

– в США финансирование увеличилось на 107 % в сравнении с 1991 г.

2) Объяснения:

– Россия предпринимает усилия для ускорения НТП;

– вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире;

– Правительство РФ осознает, что без финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок невозможно развитие современной науки и производства.)



  1. Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ


1.Кон­сти­ту­цию от всех дру­гих Фе­де­раль­ных За­ко­нов от­ли­ча­ет

 

1) пря­мое дей­ствие

2) об­ще­обя­за­тель­ный ха­рак­тер

3) обес­пе­чен­ность силой го­су­дар­ства

4) нор­ма­тив­но-пра­во­вой ха­рак­тер

По­яс­не­ние.

Федеральный закон — фе­де­раль­ный за­ко­но­да­тель­ный акт Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­ни­ма­е­мый в со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по пред­ме­там ве­де­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и по пред­ме­там сов­мест­но­го ве­де­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ее субъ­ек­тов.

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции — ос­нов­ной закон Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт, об­ла­да­ю­щий выс­шей юри­ди­че­ской силой, за­креп­ля­ю­щий ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, го­су­дар­ствен­ное устрой­ство, об­ра­зо­ва­ние пред­ста­ви­тель­ных, ис­пол­ни­тель­ных, су­деб­ных ор­га­нов вла­сти и си­сте­му мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на.

 

Ответ 1

  1. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы (дифференциация в социальной информации фактов и мнений)


  1. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно знак " + "  или   "— "

  1. от произвола правителей страдают только представители социально не защищенных классов

  2. правовое государство является политико-правовым оформлением сложившегося гражданского общества

  3. в нравственном понимании слово «гражданин» означает ответственность за настоящее и будущее своей страны

  4. политические институты выражают интересы властных структур

  5. политическая власть по своей сути равна государственной власти

  6. органы законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве должны быть самостоятельны

  7. в конституциях, принятых в XVIII веке, были заложены основные принципы демократии

  8. одним из признаков, характеризующих политическую культуру, является политическое сознание

  9. принцип: «Царствует, но не правит» -  характерен для республиканской формы правления.

  10.   антидемократический режим характеризуется тотальным контролем                        

                   государства над всеми сторонами общественной жизни

+

235678

-

149







  1. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту)


В государстве К. президент формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом. Президент государства К. избирается всем народом. В случае конфликта парламента и президента последний может обратиться напрямую к народу. Какая форма правления представлена в государстве К.?

1. конституционная монархия

2. парламентская республика

3. абсолютная монархия

4. президентская республика

Ответ: 4


  1. Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде

Массовая политическая грамотность граждан необходима всему обществу, ибо предохраняет его от деспотии и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизационного проживания людей в государстве – забота всего современного общества, важное условие его благополучия…

Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательности выбора и активности граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.

Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта…

Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего, свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель – научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной.

Демократическое политическое образование призвано придать политике человеческое измерение, сдерживать проявления в политических действиях эгоцентрической мотивации, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенности, а также идеологического классового или националистического иррационализма, нередко выступающего под флагом борьбы за тотальную рационализацию общества. Одна из его первейших задач – выработка у граждан устойчивого иммунитета или, по крайней мере, взвешенного, критического отношения к различного рода, радикалистским идеологиям, враждебным демократическому строю и стремящимся навязать обществу ту или иную социальную утопию. (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев).

1. Зачем, по мнению авторов, массовая политическая грамотность граждан необходима всему обществу? Как авторы определяют политическую культуру?

1) объяснение. Может быть: «массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации»;

2)определение, например: «искусство совместного цивилизационного проживания людей в государстве».

8.Применять ее в заданном контексте

1 Как связаны демократическое политическое образование и гуманистические ценности? Используя содержание текста, укажите любые три цели демократического политического образования.

1) объяснение связи, например: демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей (свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав);

2). Цели демократического политического образования,

-научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы;- помочь гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности;

- формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным и общественным институтам;

- придать политике человеческое признание, сдерживать проявления в политических действиях эгоцентрической мотивации, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенности;

- выработка у граждан устойчивого иммунитета или критического отношения к различного рода радикалистским идеологиям.


9. Характеризовать (или объяснять, или конкретизировать) текст или его отдельные положения на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания

1.Почему демократический строй не может быть эффективным без соответствующей политической культуры населения? Используя содержание текста, дайте два объяснения. Опираясь на факты общественной жизни и личный социальный опыт, укажите три любые способа, которыми граждане могут приобретать опыт участия в политике.

Объяснения, например:

- демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики;

- от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит;

2) способы, например:

- участие в деятельности политической партии;

-участие в массовых политических акциях (митингах, демонстрациях);

- участие в выборах в органы государственной или местного самоуправления;

- сотрудничество со СМИ.


  1. Использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста

  1. Как вы понимаете фразу : «Демократическое политическое образование призвано придать политике человеческое измерение»?

Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, дайте три объяснения.


Ответ: Могут быть даны следующие объяснения:

1.Политически образованные и активные граждане имеют больше возможностей, чтобы отстаивать свои права и интересы;


2.Политическая элита вынуждена будет в большей степени учитывать в своей деятельности реальные интересы различных социальных групп, общества в целом;


3.Политически образованные граждане не будут себя чувствовать отчужденными от политики, принятия политических решений.


  1. Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте

1.Легитимность означает:

  1. терпимость к другим мнениям

  2. противостояние политических идей

  3. законность власти

  4. приведение к присяге главы государства

Ответ: 3

  1. Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс

Назовите любые три этапа законотворческого процесса в РФ и проиллюстрируйте конкретным примером каждый из них.


Ответ: Могут быть указаны :

1.Внесение законодательной инициативы (группа депутатов Государственной разработала законопроект о защите животных и внесла его в профильный комитет Думы);


2.Рассмотрение законопроекта профильным комитетом Государственной Думы (профильный комитет Госдумы дополнил список правовых норм, который придется корректировать в случае принятия законопроекта о защите животных);


3.Три чтения законопроекта на пленарных заседаниях Госдумы (при обсуждении в первом чтении депутаты высказали серьезные претензии к качеству законопроекта);


4.Рассмотрение принятого законопроекта Советом Федерации (представители ряда регионов выразили сомнения в возможности реализации на их территории принятого Госдумой закона);


  1. Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам


Найдите в приведенном списке черты, присущие политической партии в демократическом государстве, и выберите цифры, под которыми они указаны.

1.Добровольность объединения


2.Стремление влиять на государственную власть


3.Внутренний суверенитет


4.Сращивание с государством


5.Идейная общность позиций


6.Наличие программных документов


Ответ: 16

  1. Систематизировать и обобщать социальную информацию;


1.По какому принципу образован ряд:


1) Политика государства определяется верховенством парламента,


2) правительство формируется лидером партии, победившей на выборах,


3) члены правительства ответственны перед парламентом.


Ответ: парламентская республика


2.Что является лишним  в ряду?

Характерные признаки тоталитаризма:

1)вторжение государства в жизнь каждого человека, 

2) верховенство закона во всех сферах жизни общества,

 3) атмосфера страха и репрессий,

 4) культ личности.

Ответ: 2

  1. Устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов


Подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль как механизм регулирования отношений индивида и общества».
«Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Ответ:1. Понятие о социальном контроле и его значении для развития общества.
2. Выделяют две формы социального контроля:

1) внутренний;
2) внешний.
3. Существуют следующие методы социального контроля:
1) изоляция;
2) обособление;
3) реабилитация.

4. Социальный контроль реализуется в процессе социализации.
5. Социальный контроль образуют социальные нормы и санкции.
6. Выделяют виды санкций:

1) позитивные;
2) негативные;
3) формальные;
4) неформальные.


7. Тенденции развития социального контроля.






Список литературы



  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: учебник для 11 кл.: базовый уровень. М.: Просвещение, 2010. — 351 с.

  1. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2010. Обществознание. Самые новые реальные задания. М.: АСТ, Астрель, 2010. — 160 с.

  2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2011. — 189 с. — (Серия: "ЕГЭ. Полный курс A, B, C").

  3. Экономическая школа. – Т. 2. Вып. 2. – М., 1992. – С. 27–28.)

  4. "История и обществознание для школьников" . 2014 . - № 1 . - С. 3-10.

  5. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания / Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. -М.: Экзамен, 2016. — 256 с.