Тест по литературе
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» - 6 класс
Выполнил:
уч-ся ____ класса
______________________________________
(фамилия, имя)
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания А1 – А5; В1 – В4; С1.
Вдруг за ближним каменным бычком защелкали по дну кованые шесты, из-за мыса показалась лодка. Трое мужиков разом выбрасывали из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по обводы в реку, рвалась вперед, откидывая на стороны волны.
Взмах шестов, перекидка рук, толчок - лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе… Вот уж кормовой двинул шестом, и лодка кивнула в сторону от наших удочек. И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город или по большим праздникам.
Да это ж бабушка!
Я рванул от удочек к яру, подпрыгнул, ухватился за траву, засунув большой палец ноги в норку. Подлетел стриж, тюкнул меня по голове, я с перепугу упал на комья глины. Соскочил и ударился бежать по берегу, прочь от лодки.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
сказка-быль;
автобиографическая повесть;
очерк;
автобиографический рассказ.
А2. Какое место занимает это фрагмент в произведении?
открывается повествование;
становится этапом развития сюжета;
является кульминацией сюжета;
является эпилогом.
А3. Главной идеей данного фрагмента является:
характеристика чувств главного героя, увидевшего на лодке бабушку;
описание бабушки;
изображение лодки;
характеристика людей, управляющих лодкой.
А4. Какое чувство овладело главным героем, когда он понял, что в лодке находится бабушка?
радость;
грусть;
испуг;
тоска.
А5. С какой целью автор, описывая мальчика, использует слова и выражения: «рванул я от удочек прямо к яру», «подпрыгнул, ухватившись за траву», «упал на комья глины», «соскочил и ударился бежать по берегу»?
выявляет отсутствие в героине серьёзного отношения к жизни;
объясняет любовь героя к рыбной ловле;
характеризует психологическое состояние героя;
показывает радость героя.
В1. Укажите художественно-выразительное средство, которое предполагает одушевление и очеловечивание неодушевлённых предметов («лодка… рвалась вперёд», «лодка вспрыгнула носом», «лодка… подалась вперёд»).
Ответ: ________________________________________________________________________________
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (восьмое-десятое предложение фрагмента).
Ответ: ________________________________________________________________________________
В3. Из первого абзаца фрагмента выпишите слово, которое характеризует внезапность появления лодки для героя.
Ответ: ________________________________________________________________________________
В4. Из фрагмента выпишите предложение, являющееся риторическим восклицанием.
Ответ: _________________________________________________________________________________
С1. Какие детали, используемые в отрывке, и как помогают охарактеризовать бабушку главного героя?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
А1 – 4
А2 – 2
А3 – 1
А4 – 3
А5 – 3
В1. Олицетворение.
В2. Портрет.
В3. Вдруг.
В4. Да это же бабушка!
Источник: Н.А.Миронова «Тесты по литературе. 6 класс»