СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование – как одна из эффективных форм контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Тестирование - как одна из эффективных форм контроля за усвоением знаний, умений и навыков". В работе показан ряд преимуществ тестового контроля  и что является основой для создания тестов и их эффективного использования. Дана классификация тестов и их примеры. Работу можно использовать для ознакомления по данному вопросу на заседание ШМО или педсовета.

Просмотр содержимого документа
«Тестирование – как одна из эффективных форм контроля за усвоением знаний, умений и навыков.»

Тестирование – как одна из эффективных форм контроля за усвоением знаний, умений и навыков. Материал подготовила учитель химии СОШ пос. Знамя Октября Свечникова И.Н.

Тестирование – как одна из эффективных форм контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Материал подготовила

учитель химии

СОШ пос. Знамя Октября

Свечникова И.Н.

Современному обществу требуются специалисты умеющие анализировать проблемы, устанавливать связи между элементами системы, выявлять противоречия, находить решения на уровне идеальных, прогнозировать их развитие.  В настоящее время ведётся широкий поиск путей и средств решения проблемы повышения эффективности обучения. Но учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно по этому организация чётко спланированной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Современному обществу требуются специалисты умеющие анализировать проблемы, устанавливать связи между элементами системы, выявлять противоречия, находить решения на уровне идеальных, прогнозировать их развитие.

В настоящее время ведётся широкий поиск путей и средств решения проблемы повышения эффективности обучения. Но учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно по этому организация чётко спланированной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

В настоящее время всё более просматривается разрыв между: Большим объёмом информации и уровнем обученности учащихся по всему этому материалу;  Между стремлением проконтролировать уровень знаний, умений и навыков большего числа учащихся и количеством времени, отведённого на это;  Между многообразием решений повседневных, жизненных ситуаций и растерянностью подростка перед правильным выбором;  Объективность оценки.  Реализовать принципы контроля и решить проблемы оценки  знаний учащихся позволяет  теститрование.

В настоящее время всё более просматривается разрыв между:

  • Большим объёмом информации и уровнем обученности учащихся по всему этому материалу;

  • Между стремлением проконтролировать уровень знаний, умений и навыков большего числа учащихся и количеством времени, отведённого на это;

  • Между многообразием решений повседневных, жизненных ситуаций и растерянностью подростка перед правильным выбором;

  • Объективность оценки.

Реализовать принципы контроля и решить проблемы оценки знаний учащихся позволяет теститрование.

Тестовый контроль имеет ряд преимуществ: Он может охватить намного больший круг вопросов за определённый период времени  Выявить знание и незнание обучающихся  Выявить темп обучения  Охватить контролем сразу весь класс  Прост в обработке информации  Прост для оценивания  (вычисляют коэффициент усвоения Ка )

Тестовый контроль имеет ряд преимуществ:

  • Он может охватить намного больший круг вопросов за определённый период времени

  • Выявить знание и незнание обучающихся

  • Выявить темп обучения

  • Охватить контролем сразу весь класс

  • Прост в обработке информации

  • Прост для оценивания

(вычисляют коэффициент усвоения Ка )

Коэффициент усвоения Коэффициент усвоения Ка определяется отношением количества правильно выполненных операций к общему количеству операций.       К вып.     Ка =   = а      Кобщ.  Если а  меньше 0,5 – учащийся получает «2» От   0,5 до 0,6 – «3» От  0,7 до 0,8 – «4» Более  0,9 – «5»

Коэффициент усвоения

Коэффициент усвоения Ка определяется отношением количества правильно выполненных операций к общему количеству операций.

К вып.

Ка = = а

Кобщ.

Если а меньше 0,5 – учащийся получает «2»

От 0,5 до 0,6 – «3»

От 0,7 до 0,8 – «4»

Более 0,9 – «5»

Кроме коэффициента усвоения материала можно вычислять процентный показатель усвоения данного вопроса в теме:      N     K =   x 100%      n Где  К – процент усвоения   n – число учащихся   N – число верных ответов по этому вопросу  Средний показатель усвоения материала в объёме теста вычисляется по формуле:  К 1 ,К 2 ,….К N      Х =      n Где  Х – средний показатель   К 1 , К 2 ,…К N  – показатель усвоения отдельных вопросов   n – число вопросов в тесте

Кроме коэффициента усвоения материала можно вычислять процентный показатель усвоения данного вопроса в теме:

N

K = x 100%

n

Где К – процент усвоения

n число учащихся

N число верных ответов по этому вопросу

Средний показатель усвоения материала в объёме теста вычисляется по формуле:

  • К 1 2 ,….К N

Х =

n

Где Х – средний показатель

К 1 , К 2 ,…К N – показатель усвоения отдельных вопросов

n число вопросов в тесте

    Тест  (англ. Test – проба, испытание, исследование)   Тест – это научно – обоснованный метод, представляющий  систему заданий специфической формы,  возрастающей трудности, определённого содержания,  позволяющей качественно оценить структуру знаний и  эффективно изменить их уровень.

Тест (англ. Test – проба, испытание, исследование)

Тест – это научно – обоснованный метод, представляющий систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, определённого содержания, позволяющей качественно оценить структуру знаний и эффективно изменить их уровень.

Содержание теста должно всегда подчиняться следующим принципам:   Значимость материала (необходимость включать только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными) Научная достоверность. Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Репрезентативность (включают не только значимые элементы содержания, но и обращают внимание на полноту и их достаточность для контроля). Возрастающая трудность (каждый элемент содержания обладает некоторой усреднённой мерой трудности, на которую и ориентируются преподаватели). Вариативность (по мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьировать и содержание теста). Системность (подбор такого содержания заданий, которые отвечали бы требованиям системности знаний). Комплексность и сбалансированность ( тест, разработанный для итогового контроля, не может состоять из материалов одной темы). Взаимосвязь содержания и формы (взаимовлияния содержания задания и наиболее подходящей им формы).

Содержание теста должно всегда подчиняться следующим принципам:

  • Значимость материала (необходимость включать только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными)
  • Научная достоверность.
  • Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки.
  • Репрезентативность (включают не только значимые элементы содержания, но и обращают внимание на полноту и их достаточность для контроля).
  • Возрастающая трудность (каждый элемент содержания обладает некоторой усреднённой мерой трудности, на которую и ориентируются преподаватели).
  • Вариативность (по мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьировать и содержание теста).
  • Системность (подбор такого содержания заданий, которые отвечали бы требованиям системности знаний).
  • Комплексность и сбалансированность ( тест, разработанный для итогового контроля, не может состоять из материалов одной темы).
  • Взаимосвязь содержания и формы (взаимовлияния содержания задания и наиболее подходящей им формы).
Классификация тестов. тесты 2 – й уровень 3 – й уровень 1 – й уровень опознания Воспроизведение информации Решение типовых задач различения тесты подстановки соотнесения конструктивные тесты-задачи

Классификация тестов.

тесты

2 – й уровень

3 – й уровень

1 – й уровень

опознания

Воспроизведение

информации

Решение

типовых задач

различения

тесты

подстановки

соотнесения

конструктивные

тесты-задачи

Тесты первого уровня   В тесте опознания учащемуся задаётся вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т.п.  Тесты различия вместе с заданиями содержат ответы, из которых уч-ся должен выбрать один или несколько.  Тест соотнесения предлагают найти общности или различия в изученных объектах.  Тесты – задачи с выборочными ответами. В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов решения. Учащийся должен решить задачу и показать какой ответ из представленных он получил.

Тесты первого уровня

  • В тесте опознания учащемуся задаётся вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т.п.

  • Тесты различия вместе с заданиями содержат ответы, из которых уч-ся должен выбрать один или несколько.

  • Тест соотнесения предлагают найти общности или различия в изученных объектах.

  • Тесты – задачи с выборочными ответами. В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов решения. Учащийся должен решить задачу и показать какой ответ из представленных он получил.
Тесты второго уровня Воспроизведение информации , уч-ся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить значительно более сложную, чем на первом уровне, деятельность по их воспроизведению. Ответы на вопросы в задании не содержатся.  По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на: Тесты – подставки могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст, формулы, чертёж и т.д., в которых пропущены слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения. Конструктивные тесты не содержат ни намёков, ни подсказок. Они требуют от уч-ся самостоятельного конструирования ответа.

Тесты второго уровня

  • Воспроизведение информации , уч-ся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить значительно более сложную, чем на первом уровне, деятельность по их воспроизведению. Ответы на вопросы в задании не содержатся.

По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на:

  • Тесты – подставки могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст, формулы, чертёж и т.д., в которых пропущены слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения.
  • Конструктивные тесты не содержат ни намёков, ни подсказок. Они требуют от уч-ся самостоятельного конструирования ответа.
Тесты третьего уровня  Требуют применение усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности.

Тесты третьего уровня

  • Требуют применение усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности.
Типы тестов Тест дополнения представляет собой задания – предложения с пропуском слова (цифры, формулы), отмеченный точками.   Свойства неметаллов в пределах периодов с возрастанием   порядкового номера элемента ……. 2.  Оксиды, взаимодействующие как с основаниями,  так и с кислотами с образованием соли и воды, называют……... Формула простого вещества – самого сильного  неметалла-окислителя - ……..

Типы тестов

  • Тест дополнения представляет собой задания – предложения с пропуском слова (цифры, формулы), отмеченный точками.

  • Свойства неметаллов в пределах периодов с возрастанием

порядкового номера элемента …….

2. Оксиды, взаимодействующие как с основаниями,

так и с кислотами с образованием соли и воды, называют……...

  • Формула простого вещества – самого сильного

неметалла-окислителя - ……..

Тест напоминание представляет собой прямой вопрос, требующий только однозначного ответа, выраженного словом, числом, формулой.    Как называется процесс распада электролита на ионы  при растворении его в воде или расплавлении? Какова реакция среды раствора хлорида цинка?  3. Какой ион характеризует свойство общее для серной кислоты  и её солей: давать осадок при взаимодействии  с растворимыми солями бария?
  • Тест напоминание представляет собой прямой вопрос, требующий только однозначного ответа, выраженного словом, числом, формулой.

  • Как называется процесс распада электролита на ионы

при растворении его в воде или расплавлении?

  • Какова реакция среды раствора хлорида цинка?

3. Какой ион характеризует свойство общее для серной кислоты

и её солей: давать осадок при взаимодействии

с растворимыми солями бария?

Альтернативный тест состоит из предложений, содержащих какое либо утверждение, правильность или неправильность которого должен определить учащийся и ответить словами («правильно» или «неправильно», «да» или «нет», знаками «-» или «+»).  Указать свойства характерные для азота:  Газообразный при обычных условиях. Не имеет запаха. Не имеет цвета. В воде мало растворим. Легко сжижается.
  • Альтернативный тест состоит из предложений, содержащих какое либо утверждение, правильность или неправильность которого должен определить учащийся и ответить словами («правильно» или «неправильно», «да» или «нет», знаками «-» или «+»).

Указать свойства характерные для азота:

  • Газообразный при обычных условиях.
  • Не имеет запаха.
  • Не имеет цвета.
  • В воде мало растворим.
  • Легко сжижается.
Выборочный тест состоит из заданий, которые включают как правильные так и неправильные ответы, а учащийся должен сделать выбор.  Валентность углерода в органических соединениях   а) I   б) IV   в) II   г) III Степень окисления углерода в соединении CH 4   а) 0   б) + 2   в) + 4   г) - 4
  • Выборочный тест состоит из заданий, которые включают как правильные так и неправильные ответы, а учащийся должен сделать выбор.

  • Валентность углерода в органических соединениях

а) I

б) IV

в) II

г) III

  • Степень окисления углерода в соединении CH 4

а) 0

б) + 2

в) + 4

г) - 4

Тест сличения представляет собой задание, состоящее из связанных друг с другом по содержанию данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами. Выполнение задания сводится к поиску связанных между собой пар.     Самородные металлы.   1. Щелочные металлы. 2.  Металлы, реагирующие   2. Медь, серебро, золото.  с водой при обычных условиях.
  • Тест сличения представляет собой задание, состоящее из связанных друг с другом по содержанию данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами. Выполнение задания сводится к поиску связанных между собой пар.

  • Самородные металлы. 1. Щелочные металлы.

2. Металлы, реагирующие 2. Медь, серебро, золото.

с водой при обычных условиях.

Тест ранжирования представляет собой перечень объектов контроля (явления, величины, формулы и др.) которые должны располагаться по порядку.  Комбинированный тест содержит задания тестов разных типов.   Расположите названия углеводородов в порядке увеличения числа атомов углерода в их молекулах: Пентан, декан, октан, гексан, бутан, этан, гептан.
  • Тест ранжирования представляет собой перечень объектов контроля (явления, величины, формулы и др.) которые должны располагаться по порядку.

  • Комбинированный тест содержит задания тестов разных типов.

Расположите названия углеводородов в порядке увеличения

числа атомов углерода в их молекулах:

Пентан, декан, октан, гексан, бутан, этан, гептан.

Таким образом, основой для создания тестов и их эффективного использования служат следующие принципы тестирования  ЗУН: Соответствие результатов обучения его целям; Использование характерных образцов учебных задач в тестовых заданиях; Применение видов заданий, наиболее подходящих для оценки наличия у тестируемых требуемых знаний.  Но в заключении нельзя не отметить и отдельные недостатки тестированного контроля знаний: есть материал, проверку усвоения которого с помощью тестированного контроля проводить не целесообразно. Кроме того, возможна случайность при выборе ответа.  Поэтому, этот вид контроля в учебном процессе не исключает, а дополняет методический арсенал учителя, включающий разнообразные методы, формы, приёмы и средства контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Таким образом, основой для создания тестов и их эффективного использования служат следующие принципы тестирования ЗУН:

  • Соответствие результатов обучения его целям;
  • Использование характерных образцов учебных задач в тестовых заданиях;
  • Применение видов заданий, наиболее подходящих для оценки наличия у тестируемых требуемых знаний.

Но в заключении нельзя не отметить и отдельные недостатки тестированного контроля знаний: есть материал, проверку усвоения которого с помощью тестированного контроля проводить не целесообразно. Кроме того, возможна случайность при выборе ответа.

Поэтому, этот вид контроля в учебном процессе не исключает, а дополняет методический арсенал учителя, включающий разнообразные методы, формы, приёмы и средства контроля знаний, умений и навыков учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!