Тестовый контроль при обучении биологии
Фамилия Игнатьева
Имя Любовь
Отчество Реворьевна
Цель тестирования: определения уровня усвоения материала раздела класса и каждого ученика, выявление структуру знаний на содержательном и деятельностном уровнях;
Содержание теста – общая биология, 9 и 10 классы, 64ч.;
Нормативные документы: ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Биология. 5—9 классы. Концентрический курс / Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров/; Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень /Н.И.Сонин/ ;
Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к тестированию: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин « Биология. Введение в общую биологию» 9 класс. Учеб. для общеобраз. учреждений – М.Дрофа, 2012г. В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» Учеб. для общеобраз. учреждений – М. Дрофа, 2012г.;
Применяемый подход к разработке и интерпретации теста – критериально- ориентированный тест;
Требования к уровню подготовки – базовый уровень;
Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний – 75% тестовых знаний ориентированы на фактуальные биологические знания и 94% - на репродуктивный уровень усвоения;
Средний уровень трудности заданий 50%
Структура теста - расположение заданий согласно логике предмета и Программе;
Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;
Форма предъявления – бланковые тесты:
Инструкция к испытуемым – в тесте;
Количество вариантов теста – 2;
Количество заданий в варианте теста – 16;
Количество форм заданий в варианте теста – 3: часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных, в том числе на установление соответствия – 2, одно открытое задание в сопровождении рисунка; часть В - три задания на установление последовательности участка ДНК, одно задание на соответствие одного из множественных вариантов с выбором одного правильного ответа, часть С открытые задания – одно на выбор верного суждения, второе – докончить фразу, третье – дать определение.
Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1);
Общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания 45 минут (1-3 мин. на выполнение одного задания).
Критерии оценки:
Правильное выполнение 90-100% заданий теста – отметка «5»
Правильное выполнение 75-89% заданий теста – отметка «4»
Правильное выполнение 50-74% заданий теста – отметка «3»
Правильное выполнение 49% и менее заданий теста – отметка «2»
Тема: Химический состав клетки, структура и функции клетки. 9, 10-11 классы.
Часть А. Выберите один из правильных ответов.
А1. Мономером белков является:
Нуклеотид
Глюкоза
Аминокислота
Глицерин
А1. Мономером белков не является:
Нуклеотид
Глюкоза
Аминокислота
Глицерин
А2. Мономером крахмала является:
Нуклеотид
Аминокислота
Глюкоза
Глицерин
А2. Мономером целлюлозы является:
Нуклеотид
Аминокислота
Глюкоза
Глицерин
А3.Мономером ДНК является:
Нуклеотид
Аминокислота
Глюкоза
Глицерин
А3. Мономером РНК является:
Нуклеотид
Аминокислота
Глюкоза
Глицерин
А4. Какие из ниже перечисленных веществ являются гомополимерами:
Инсулин
Крахмал
РНК
Хитин
Целлюлоза
А4. Какие из ниже перечисленных веществ являются гетерополимерами:
Инсулин
Крахмал
РНК
Хитин
Целлюлоза
А5. Последовательность мономеров в полимере называется:
Первичная структура
Вторичная структура
Третичная структура
Четвертичная структура
А5. Последовательность мономеров в ДНК называется:
Первичная структура
Вторичная структура
Третичная структура
Четвертичная структура
А6. Функция т-РНК в биосинтезе – это доставка аминокислот в рибосому:
Образование пептидной связи
Обеспечение процесса энергией
Поддержание структуры рибосомы
Определение места аминокислоты в полипептидной цепи.
А6. Доставка аминокислот в рибосому - это функция т-РНК и :
Образование пептидной связи
Обеспечение процесса энергией
Поддержание структуры рибосомы
Определение места аминокислоты в полипептидной цепи.
А7. Найдите соответствие.
Углеводы | Варианты ответа |
Моносахариды Полисахариды Дисахариды | А. Крахмал Б. Гликоген В. Глюкоза Г. Свекловичный сахар Д. Мальтоза Е. Молочный сахар Ж. Рибоза |
1ВЖ 2АБ 3ГДЕ; 3) 1ВА 2БД 3ГЕЖ;
1АВ 2БЕ 3ГДЖ4 4) 1В 2АБД 3ЕЖ
А7. Найдите соответствие.
Углеводы | Варианты ответа |
Моносахариды Полисахариды Дисахариды | А. Крахмал Б. Гликоген В. Глюкоза Г. Свекловичный сахар Д. Мальтоза Е. Целлюлоза Ж. Дезоксирибоза |
1 ВЖ 2АБ 3 ГДЕ; 3) 1В 2АБЕ 3ГДЖ
1 АВ 2БГД 3ЕЖ 4) 1ВЖ 2АБЕ 3ГД
А8. Найдите соответствие
| Функции |
Белки Углеводы Липиды | а. Структурную б. Энергетическую в. Каталитическую г. Запасающую д. Регуляторную е. Метаболитическую ж. Взаимодействие клеток (узнавание) |
1абв2абгж 3абге; 3) 1абвд2абгеж 3абге;
1абд2агеж 3абге; 4) 1аб2абж 3абге
А8. Найдите соответствие
| Функции |
Белки Углеводы Липиды | а. Структурную б. Энергетическую в. Каталитическую г. Запасающую д. Рецепторную е. Двигательная ж. Транспортная |
1абв2аб 3абг; 3) 1вдеж2аб 3абг;
1абвдеж2аб 3абг; 4) 1абеж2абвд3абг;
Часть В.
В1. Дана одна цепочка молекулы ДНК Т – Г – А – А – Т – Ц – А – Ц . Постройте комплементарную вторую цепочку.
ОТВЕТ: А – Ц – Т – Т – А – Г – Т – Г.
В1. Дана цепочка молекулы РНК У – Г – А – А – У – Ц – А – Ц . Постройте цепочку ДНК
ОТВЕТ: А – Ц – Т – Т – А – Г – Т – Г.
В2. Найдите ошибки в молекуле ДНК:
А – Г – А – Т – А – Г – Ц – Т – Т – Г
Т – Т – А – Т – Т – Г – Г – А – Т – Ц
ОТВЕТ: некомплементарные пары нуклеотидов: Г – Т, А – А, Т – Т, Г – Г, Т – Т , соответственно 2-я,3-я,4-я,6-я, 9-я пары.
В2. Найдите ошибки в молекуле РНК:
А – У – Т – Г – Ц – У – А – У – Т – Ц
Ответ: Т (тимин) не входит в состав РНК.
В3. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК.
А) ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА
Б) ЦГУУГГГЦУАГГЦУУ
В) ЦГТТЦЦЦГАТЦЦГАА
Г) ГЦААГГГЦАТГГЦТТ
В4. Молекула ДНК содержит:
I. Нуклеотид
II. Липиды
III. Азотистые основания
IV. Рибозу
V. Белки
А) I, III
Б) I, IV
В) II, III
Г) I, V
В4. В синтезе АТФ участвуют такие структуры клетки, как:
I. Цитоплазма
II. Ядро
III. Митохондрии
IV. Хлоропласты
А) I, III, IV
Б) III, I, II, IV
В) II, IV, III
Г) I, II, III
В5. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Различные формы глюкозы.
Какие формы глюкозы обозначены на рисунке цифрами 1-4?
Ответ: 1 – альдегидная форма глюкозы; 2 – циклическая форма α-глюкозы; 3,4 – циклическая форма β-глюкозы.
В5. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Структуры белковых молекул
Какие структуры белковых молекул изображены на рисунке под цифрами 1-4?
Ответ: 1 – первичная структура, 2 – вторичная структура, 3 – третичная структура, 4 – четвертичная структура.
Часть С
С1. Определите, верны ли суждения.
Жиры относятся к гидрофильным веществам.
Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью
Щелочная среда возникает при избытке водородных ионов.
В состав углеводов входят углерод, водород, кислород, азот и сера.
Формула дезоксиробозы С5Н10О5
Мономерами крахмала являются остатки α-глюкозы
Олисахаридами называют углеводы, содержащие от 2 до 10 моносахаридных остатков.
Углеводы – основные источники энергии в животном организме.
Плотность жиров выше, чем у воды
Жиры присутствуют во всех клетках живых существ, участвуя главным образом, в формировании клеточных мембран.
С2. Закончите фразу:
Раздел биологии, изучающий строение клетки, ее органоидов и их функции, называется…. (цитологией)
Вода является хорошим растворителем ионных и полярных соединений, так как ее молекулы… (полярны)
С3. Дайте определение терминам:
А) полимер -
Б) мономер -
В) денатурация -
Таблица ответов
Часть А.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1вар | 3 | 3 | 1 | 2,4,5 | 1 | 4 | 1 | 3 |
2 вар | 3 | 3 | 1 | 2,4,5 | 1 | 4 | 4 | 2 |
Часть С
С1. Верные ответы: 2,4,7,8
С2.1.- цитологией, 2 – полярны