Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Ввели его в конце XIX и начале XX веков психологи для определения физических, физиологических и психических особенностей человека.
Слово “тест” английского происхождения, означает измерение.
Англичанин Френсис Гальтон определил основные принципы в развитии теории тестов.
- Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.
- Статистическая обработка результатов.
- Выделение эталонов оценки.
Французский психолог Альфред Бине считается родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта.
Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года вышли такие тесты, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.
Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: С. Г. Геллерштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, А. М. Шуберт.
В 1927 году вышла книга С. М. Василевского “Введение в теорию и технику психологического, психотехнического исследования”, где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов. Это был первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов, методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента.
В Ленинградском научно-педагогическом институте разрабатывались тесты на одаренность и тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.
В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками.
По мнению П. П. Блонского огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика “Так мне кажется” заменить словами “Я это знаю” или “Я это не знаю”.