ТЕСТИРОВАНИЕ
обучащиюхся начальной школы
по содержанию УМК «Музыка»
( Авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина)
О проведении тестирования учащихся 1-х классов
Тестирование учащихся первых классов рекомендуется провести в конце учебного года.
Процедура тестирования:
1. Учитель заполняет следующие сведения теста: а) город, район; б) номер школы; в) класс;
г) фамилия, имя учащегося. Листки теста раздаются детям.
2. Учитель объясняет учащимся, что отвечать на вопрос нужно письменно, после звучания музыки, подчеркивая ответ на вопрос. Вопросы учитель читает.
3. Последовательность заданий:
А) звучат в записи последовательно три фрагмента. Дети должны обозначить порядок звучания цифрами – 1,2,3.
Марш – «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского из «Детского альбома»
(в исполнении на фортепиано учителем или в записи – кассета 1, № 5).
Песня – «Скворушка прощается» Т. Попатенко ( Кассета 3, № 52).
Танец – «Вальс» П. Чайковского из «Детского альбома» (Кассета 1, № 8)
Б) Звучат те же фрагменты в той же последовательности. После каждого произведения учитель читает словесные определения, данные в тесте. Дети подчеркивают те, которые, по их мнению, передают характер и настроение произведения.
В) Вопрос к учащимся: «Какое из трех произведений понравилось больше всего?» Учащиеся подчеркивают нужную цифру – 1,2,3.
Г) Вопрос к учащимся: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки – петь, слушать музыку, танцевать, маршировать?». Учащиеся подчеркивают выбранные им виды деятельности.
Обработка тестов:
Анализ тестов включает в себя количественную характеристику ответов, на основании которой учитель делает вывод об успешности музыкального развития учащихся каждого конкретного класса. Например, на первый вопрос правильно ответили ____учащихся, дали неполный ответ____ учащихся, не дали ответ____ учащихся и т.п. Анализ тестов позволяет учителю музыки корректировать содержание уроков, объем музыкального материала, виды музыкально-практической деятельности школьников. В тестах для 3 и 4 классов вводятся задания, в которых самооценка учащихся сопоставляется с оценкой того или иного вида деятельности учителем. Определенное внимание в тестах уделяется накоплению багажа музыкальных впечатлений, которые связаны с запоминанием и узнаванием полюбившихся детям музыкальных произведений из программы «Музыка», что свидетельствует об интенсивности развития их интереса к музыке.
Предлагаемые тесты являются примерными. Учитель музыки в зависимости от прохождения материала Учебников и Рабочих тетрадей, количества проведенных уроков, музыкальных предпочтений может составлять аналогичные тесты самостоятельно.
В конце каждого года обучения учителю рекомендуется по каждому классу заполнять диагностическую карту «Характеристика музыкального развития учащихся», в которой могут найти отражение результаты тестирования школьников (см. с. 10).
Тесты для учащихся 1-го класса.
200__/200__ учебный год
Город, район (округ)_____________________________________________________
Школа __________________Класс_________________________________________
Фамилия, имя учащегося_________________________________________________
А. ПЕСНЯ _____ ТАНЕЦ____ МАРШ___
Б. 1. Задорно Ритмично Грустно Энергично
2. Ласково Печально Грозно Нежно
3. Радостно Тяжело Напевно Светло
В. 1 2 3
Г. Петь Танцевать Маршировать Слушать музыку
Тестирование учащихся 2-го класса
Первое полугодие
Звучит фрагмент – «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского.
Вопрос: Какой композитор сочинил эту музыку?
Кто исполняет это произведение?
Звучит Гимн России (фрагмент).
Вопрос: В каком характере звучит эта музыка?
Звучит мелодия одной из знакомых детям песен (в исполнении учителя на музыкальном инструменте без слов).
Вопрос: что звучит – мелодия или сопровождение (аккомпанемент)?
Назови полюбившиеся тебе музыкальные сочинения, с которым ты познакомился на уроках музыки.__________________________________________________________
Тесты для учащихся 2 __ класса.
Первое полугодие (200_/200_ уч.г.)
Фамилия, имя ___________________________ Школа______Класс________
1. ЧАЙКОВСКИЙ ПРОКОФЬЕВ МУСОРГСКИЙ
2. ХОР ФОРТЕПИАНО СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
3. ТОРЖЕСТВЕННО ГРУСТНО ГРОЗНО ВЕЛИЧЕСТВЕННО
ЛАСКОВО ПРАЗДНИЧНО
4. МЕЛОДИЯ СОПРОВОЖДЕНИЕ
5. ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Тестирование учащихся 2-го класса
Второе полугодие
Звучит «Попутная песня» М. Глинки.
Вопрос: какие чувства возникают у тебя при прослушивании этого сочинения?
Что изображает эта музыка?
Звучит «Весна» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель».
Вопрос: какое из стихотворений созвучно содержанию музыки?
(читает учитель, дети подчеркивают слова – первое или второе):
Юный лес в зеленый дым одетый, Есть в осени первоначальной Теплых гроз нетерпеливо ждет; Короткая, но дивная пора – Все весны дыханием согрето, Весь день стоит как бы хрустальный,
Все кругом и любит и поет. И лучезарны вечера.
А.К. Толстой Ф.И. Тютчев
Учитель играет (или поет) первые такты главной темы 1-ой части
Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.
Вопрос: тема какого произведения вырастает из этих интонаций?
Назови полюбившихся тебе героев опер или балетов.
Тесты для учащихся 2 __ класса.
Второе полугодие (200_/200_ уч. г.)
Фамилия, имя ___________________________ Школа______Класс________
1. РАДОСТЬ ИСПУГ ВОСТОРГ ПЕЧАЛЬ ВЕСЕЛЬЕ
2. ПОКОЙ ДВИЖЕНИЕ ШУМ ВЕТРА
3. ПЕРВОЕ ВТОРОЕ
4. УВЕРТЮРА к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
СИМФОНИЯ № 40 В.-А. Моцарта
КОНЦЕРТ № 1 П.И. Чайковского
5._____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тестирование учащихся 3-го класса
Первое полугодие
Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Вопрос 1: Как называется это произведение?
Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?
Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают
образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.
Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?
Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.
Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?
Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?
Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.
Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?
Нужное – подчеркни.
Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?
Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».
Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?
1. Сонный зимний ветер надо мной поет,
Усыпляет песней, воли не дает,
Пусть заносит снегом, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.
И. Бунин
2. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
И. Никитин
10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился
на уроках музыки в III классе.
Тесты для учащихся 3____ класса Первое полугодие (200__/200__уч. г.) Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______
1. Романс «Жаворонок» Ария Ивана Сусанина Величание
2. Чайковский Прокофьев Мусоргский Глинка
3. Медленный темп Напевная мелодия Мажорный лад Низкий голос (бас)
4._______________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Песня Симфония Романс Кант
6. Взволнованная мелодия Быстрый темп Минорный лад
7. Зарубежный Русский
8. В концертном зале В школе В церкви
9. Первое Второе
10. _______________________________________________________________
________________________________________________________________
Тестирование учащихся 3-го класса
Второе полугодие
Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –
подчеркни.
Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического
характера? Ответ в свободной форме.
Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.
Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?
(подчеркни слова – первое, второе).
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать,
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
А. Фет
Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте
Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?
Нужное – подчеркни.
Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой
музыке?
Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.
Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.
Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.
Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.
Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки? Нужное –
подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить
уровень развития певческой культуры: отлично + ; хорошо + –;
удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и
оценку учителя.
Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.
Тест для учащихся 3___ класса
Второе полугодие 200__/200__ учебного года
Фамилия, имя________________________Школа_____Класс______ I. 1. Название ___________________Композитор___________________
2. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ СКОРБНЫЙ
3. _________________________________________________________
_________________________________________________________
II. 1. Название __________________ Композитор___________________
2. ПЕСНЯ РОМАНС МОЛИТВА
3. Первое Второе
4. Песенность Мажор Голос певца Красота сопровождения
5. _________________________________________________________
III. 1. ГЛИНКА ЧАЙКОВСКИЙ ГРИГ
Музыкальные инструменты _______________________________
3. В церкви В концертном зале В опере На народном празднике
IV. Отлично Хорошо Удовлетворительно
V. Мои любимые сочинения:___________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
Тестирование учащихся 4-го класса
Первое полугодие Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.
Вопросы: а) напиши название произведения, фамилию композитора его сочинившего; б) какой голос исполняет это сочинение?
Звучат мелодии в исполнении учителя: главная тема «Концерта № 3» С. Рахманинова, мелодия арии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, мелодия романса «Сирень» С. Рахманинова.
Вопрос: какие из этих сочинений написаны С. Рахманиновым? Нужное – подчеркни.
Звучит фрагмент ноктюрна из «Квартета № 2» А. Бородина.
Вопрос: какие инструменты исполняют эту музыку?
Звучит фрагмент ноктюрна из «Квартета № 2» А. Бородина (повторно).
Вопрос: какое из стихотворений созвучно этому произведению? Нужное – подчеркни.
1. Какая ночь! Алмазная роса 2. Ночь пролетала над миром
Живым огнем с огнями неба в споре, Сны на людей навевая;
Как океан, разверзлись небеса, С темно-лазуревой ризы
И спит земля – и теплится, как море… Сыпались звезды, сверкая.
А. Фет А. Плещеев
Звучит вступление к «Сонате № 8» Л. Бетховена.
Вопросы: а) назови фамилию композитора его сочинившего; б) какой принцип развития положен в основу этого музыкального фрагмента – повтор, контраст, вариативность? Нужное – подчеркни.
Звучит одна из мазурок Ф. Шопена (по выбору учителя).
Вопрос: а) назови фамилию композитора его сочинившего; б) к какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.
Назови песни, выученные на уроках музыки, которые ты мог бы (могла бы):
а) спеть один (одна); б) спеть в хоре.
Как ты оцениваешь выразительность своего пения: отлично, хорошо, удовлетворительно. Нужное – подчеркни1.
Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из радио- или телепередач, которые ты послушал или посмотрел дома.
Тесты для учащихся 4 ___ класса2 Первое полугодие 200__/200__ учебного года Фамилия, имя__________________________Школа________ Класс____
1.а)_______________________________________________________________
б)_______________________________________________________________
2. «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром Ария Ивана Сусанина
Романс «Сирень»
3. _________________________________________________________________
4. Первое Второе
5. а)_______________________________________________________________
б) Повтор Контраст Вариативность
6. а)______________________________________________________________
б) Вальс Полька Мазурка Полонез
7. а) Могу спеть один (одна)___________________________________________
_________________________________________________________________
б) Могу спеть в хоре________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Отлично Хорошо Удовлетворительно
9. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тестирование учащихся 4-го класса
Второе полугодие
Звучит финал «Сонаты № 8» «Патетической» Л.Бетховена.
Вопросы и задания: а) напиши название произведения, фамилию композитора его сочинившего; б) найди на доске первоначальную интонацию главной темы сочинения (поставь нужную цифру); в) в какой форме написано это сочинение: трехчастная, вариации, рондо? (нужное – подчеркни).
Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Дево, радуйся!» и «Вокализ» С. Рахманинова.
Вопросы и задания: а) напиши названия произведений, фамилию композитора. б) в чем сходство между ними, в чем – различие?
Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта.
Вопросы: а) к какой музыке – «серьезной» или «легкой» можно отнести это произведение? (Нужное – подчеркни).Объясни свой выбор.
Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе на гитаре.
Назови полюбившиеся тебе песни и программы по музыке для 4 класса.
К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова (учитель читает):
«…Эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения».
а) Как называется это сочинение? б) Кто его сочинил? в) Какой принцип развития использует композитор?
Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из программы по музыке для 4 класса.
Тест для учащихся 4 ___ класса Второе полугодие 200__/200__ учебного года
Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс____
1.а)________________________________________________________________
б) 1 2 3 4
2. а) _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
б) Сходство______________________________________________________
Различие______________________________________________________
3. «Серьезная музыка» «Легкая музыка»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Поют под аккомпанемент гитары_____________________________________
___________________________________________________________________
5. Мои любимые песни ______________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
6. а) Название произведения__________________________________________
___________________________________________________________________
б) Фамилия композитора______________________________________________
в) Принцип развития _________________________________________________
7. Мои любимые музыкальные произведения_____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Характеристика музыкального развития учащихся ____класса
200___/200___ учебный год
Фамилия, имя, отчество учителя__________________________________
Школа № _______________ Город, район (округ)____________________
1. Проявление интереса к музыкальным занятиям_____________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Степень развития процессов восприятия музыки, их эмоциональность и осознанность____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Каковы музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять, слушать)______________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Уровень развития вокально-хоровых навыков и умений класса
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Степень развития координации простых движений под музыку
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Выразительность движений при пластическом интонировании
________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Характер размышлений детей о содержании музыкальных произведений (полнота эмоционального словаря, оценочные суждения, индивидуальность отношения к музыкальным образам, избирательность)__________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
8.Участие в различных формах творчества (импровизации, работа в творческих тетрадях, рисунки, театрализация музыкальных произведений и др.______
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9. Примечания____________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата____________ Подпись_____________
1 Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить уровень развития умения выразительного пения: отлично +; хорошо + –; удовлетворительно –.Желательно сопоставить самооценку учащегося и оценку учителя.
2 Схему обработки теста предлагается составить по аналогии с предыдущими классами.
10