Вариант 8
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Столетия ученые-египтологи пытались выяснить: существует ли какая-нибудь закономерность в расположении великих пирамид Египта, а если существует, то какая. (2)Однажды инженер Роберт Бьювел, который долго жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона. (3)….. инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?
1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения древних пирамид.
2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.
3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в расположении пирамид на землях Древнего Египта.
4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным ученым.
5)Увидев по телевизору карту звездного неба, Бьювел понял, что расположение пирамид Египта повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Однако таким образом это потому что хотя
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Расположить (1 зн.) и Расположиться (1 зн.). Заняться расположением книг на полках. Место расположения отряда.
2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную к вражескому расположению.
3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое р. фотографий в альбоме.
4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия. Проявлять особенное р. к кому-л. Сердечное, искреннее р. Чувствовать, испытывать р. Заметить чье-л. р.
5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет расположения читать.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
срЕдства тамОжня слИвовый взялАсь клалА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть
ЯЗЫКОВОЙ барьер.
Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для
КОМФОРТНОГО состояния пилота.
Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ
дисциплине.
Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась
группа всадников.
Наш посёлок славится своим СТЕКОЛЬНЫМ производством.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛОЖИ на стол домашняя ТУФЛЯ
ДВОЕ ножниц ЖГЁТ хворост
около ПОЛУТОРАСТА рублей
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Книги знакомят и дают некоторое представление о жизни русского общества того времени. Б) Никто из тех, кто находится вне этой комнаты, не услышат ни звука. В) Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавшим значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр. Г) Накануне премьеры «Обручение в монастыре» − оперы Сергея Прокофьева − мы спорили о подробностях сюжета. Д) Согласно древней легенды именно эдельвейс вырос на крови прикованного к скале Прометея. | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р…сурсный пр…гнозировать
страт…гический восприн…мать водор…слевый
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра…цепить, ..дание пр…карманить, пр..милый
от…граться, пост…нфарктный с…ёжиться, ин…екция
вз..мать, под..грать
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
аскетич…ский приветл…вый кальци…вый
комфортаб…льный камеш…к
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Зала..вший закле..вший застел..шь дремл..шь вынес..шь
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Травяные чаи правильнее было бы называть (не)чаями, а травяными напитками, поскольку в них или очень мало, или совсем нет чайного листа.
В журнале «Наука и жизнь» (не)раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.
Учёные всего мира до сих пор пытаются понять, является ли Туринская плащаница (не)рукотворным произведением или полотном художника.
Деньги (а точнее, денежные знаки — монеты и купюры) (не)только средство платежа, но и культурное наследие человечества, архив его исторической памяти.
Возможно, пауки — (не)самые привлекательные создания, но их творение — паутина — вызывает у энтомологов восхищение.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на то что сотрудников (В)ПОПЫХАХ забыли оповестить о произошедших переменах, всё прошло благополучно.
ЧТО(БЫ) ни случилось, родители всегда придут ему на помощь – в этом Максимка был уверен, (ОТ)ТОГО легко пошёл на риск.
Алексей всё ТАК(ЖЕ) часто воспоминал о доме, и в этих своих воспоминаниях он (ПО)НАСТОЯЩЕМУ отдыхал душой.
Они пошли дальше (ПО)ДВОЕ, и Бритоголовый, оглядываясь, всё видел
(В)ДАЛИ голубоватый огонь.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
И вот решилась Авдотья идти в монастырь. Продала свои сто душ и столько же оставле(1)ых ей мужем, шесть лет жила на послушании, пять лет как постриже(2)а в монахини, половину капитала отдала монастырю, остальное – родстве(3)икам покойного мужа.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации но и осмысление этой информации.
Изменение освещения делало пейзаж то солнечно-жёлтым то серо-сиреневым.
Какая-то духовная открытость и приветливость отличают это великолепно исполненное полотно.
Сам поэт был то задумчив то смешлив то резок и вспыльчив то дружелюбен и мягок.
Кипренский не только чтил в Пушкине поэта но и боготворил его как человека как друга.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Симонов (1) выудив из межоконья плавленый сыр или обрезки ветчины (2) ставил пластинку и начинал свой холостяцкий пир (3) на аккуратно расстеленной (4) газете.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет наиболее ценную часть творческого наследия автора.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Во времена М.Ю. Лермонтова (1) колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием в городе (2) любовь (3) к которому (4) поэт выразил в поэме «Сашка» тремя исчерпывающими словами: «сильно, пламенно и нежно».
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лечение заболевших растений химическими препаратами в комнатных условиях не рекомендуется (1) поскольку нет ни одного разрешённого для домашнего пользования пестицида (2) и поэтому (3) если вы хоть немного заботитесь о своём здоровье (4) не следует применять химикаты в закрытом помещении.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Над вещами, нужными нам для счастья, властны и судьба, и обстоятельства, и другие люди – повторим мы вслед за древними философами. (2)Тут и соперники, и случайности, и болезни. (3)Иногда от нас зависит мало, а иногда и вовсе ничего не зависит. (4)Землетрясение, наводнение, пожар – и ты нищий. (5)Неожиданно возникший конкурент – и ты без работы или без места в сборной. (6)Война, кризис, преступление подчиненного – и прощай карьера. (7)Только денег подкопил, только размечтался о новой квартире… (8)Комнаты просторные, на потолке лепнина. (9)Полы с подогревом. (10)В кухне посудомоечная машина… (11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни. (12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей и случайностей ты хочешь застраховаться. (13)Тем больше забот, которые усложняют жизнь. (14)Крутишься как белка в колесе. (15)Работа, дом,
срочные выплаты, страховки, деловые связи, поддержание имиджа, самоконтроль в поведении... (16)Однако счастья, которое планировалось, не
наступает. (17)Ведь зачастую в такой кутерьме некогда ощутить себя счастливым!
(18)Зато никто не может нам отдать приказ думать и чувствовать не так, а иначе. (19)В чем наименее властны другие люди и внешние обстоятельства –
в нашем внутреннем мире, подчиненном только нам самим. (20)Никто не
запретит мне любить те вещи, что я люблю. (21)Вот как я всегда относился к
чему-то, так я к этому и отношусь, и ничего вы со мной не сделаете. (22)Сам-
то я со своими чувствами всегда при себе.
(23)Допустим, засадили человека в камеру-одиночку. (24)Наказали?
(25)Ничего подобного! (26)Да он, может, всю жизнь мечтал, чтобы его оставили в покое! (27)К гастрономии он равнодушен, открытые пространства его пугают, много двигаться не любит, от яркого света глаза болят. (28)Службу ненавидит. (29)А здесь питание, режим, жена не пилит, дети не теребят … (30)Дают бумагу и ручку, писать разрешают сколько влезет. (31)Чего ему еще?! (32)Он, может, всю жизнь хотел книги писать! (33)Наслаждается всеми условиями для творчества и спокойной жизни.
(34)Ведь и такое, согласитесь, теоретически вполне возможно. (35)Чем
меньше внешних вещей человеку нужно для счастья, тем легче ему быть
счастливым. (36)Ни зависти, ни конкуренции, ни изматывающей гонки в
борьбе за жизнь. (37)Счастье-то – это твое внутреннее состояние, а не вещи и
портреты в газетах.
(38)Так, может быть, надо обратить взор внутрь себя и устремить усилия
не к внешним вещам, над которыми часто не властен, а к внутреннему
состоянию. (39)К такому, когда даже при малом ты счастлив. (40)Это надежнее, вернее, здесь твоя воля и власть больше, она максимальна. (По М. И. Веллеру*)
*Михаил Иосифович Веллер (род.в 1948 г.)– современный русский прозаик, драматург, публицист.
20. Какое высказывание соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вопрос о счастье невозможно рассматривать без обращения к проблеме нравственного долга и смысла жизни.
2) Удачное стечение внешних обстоятельств жизни позволяет каждому человеку обрести душевный покой.
3) Богатство, успехи в профессиональной деятельности являются непременными условиями для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
4) Человеческие ценности и убеждения наименее всего зависят от внешних обстоятельств.
5) Счастье человека не исчисляется материальными благами.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 8–10 представлено описание.
2) В предложениях 18–22 представлено повествование.
3) Предложения 4–6 разъясняют суждение, высказанное в предложении 3 текста.
4) В предложениях 23–31 представлено рассуждение.
5) В предложениях 38-40 представлено повествование.
22.Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.
23.Среди предложений 15–21 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. Размышляя над философской проблемой, М. Веллер использует
целый арсенал приемов острой публицистической полемики. В синтаксисе текста встречается__________ (предложения 12–13, 38–39), присутствует целый ряд __________ (предложения 17, 26, 32).
Среди лексических средств выразительности отметим сочетание________ «шарах» (предложение 11), «пилит» (предложение 29) и_______: «властны» (предложение 1), «земное» (предложение 12), «устремить» (предложение 38).
1) разговорная и просторечная лексика
2) синтаксический параллелизм
3) фразеологизм(-ы)
4) эпитет(-ы)
5) риторическое(-ие)восклицание(-я)
6) ряд(-ы)однородных членов
7) парцелляция
8) книжное(-ые)слово(-а)
9) вопросительное (-ые)предложение(-я)(риторический(-е)вопрос(-ы))
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.