ЛИТЕРУРНЫЕ СКАЗКИ
А.С.Пушкин
«У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
I вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
А Киеве… Б Москве… В Санкт-Петербурге
А Мама… Б Бабушка Мария Алексеевна…В Няня Арина Родионовна
А морской залив бухта…Б море…В озеро
А сорок…Б сто сорок…В семь
«Наливным, молодым, золотым» яблочком царевну угостила
А Чернавка…Б нищая черница…Б богатыри
А дубовый…Б стеклянный…В хрустальный
А Ветру…Б Месяцу…В Солнцу…Г Дубу
А Да, её тоска взяла и царица умерла
Б Нет, царица помирилась с царевной
III уровень
Перечислите персонажей, которые упоминаются во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто и к кому обращается со словами:
«Свет мой зеркальце! Скажи / Да всю правду доложи».
«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? / Не губи меня, девица! / А как буду я царица, / Я пожалую тебя».
«Что за диво! Всё так чисто и красиво. / Кто-то терем прибирал / Да хозяев поджидал».
«Для меня вы все равны, / Все удалы, все умны, / Всех я вас люблю сердечно; / Но другому я навечно / Отдана».
«Ох ты, дитятко девица! / Пёс проклятый одолел, / Чуть до смерти не заел. / Посмотри, как он хлопочет! / Выдь ко мне».
«Не видал я девы красной, / На стороже я стою / Только в очередб мою».
Подчеркните прилагательные, которые характеризуют царевну:
Злая, добрая, завистливая, бескорыстная, гордая, скромная, своенравная, кроткая, ленивая, трудолюбивая, грубая, вежливая, надменная, простая, жестокосердная, добродетельная.
IV уровень
Русская пословица гласит: «Худо тому, кто добра не делает никому». Подумайте, как в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» автор раскрывает смысл этой пословицы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
А Московском лицее…Б Киевской гимназии…В Царскосельском лицее
А украинском…Б французском…В английском
«Кот учёный» А.С. Пушкина, когда идёт направо
А песнь заводит…Б с лешим бродит…В сказку говорит… Г на ветвях сидит
А царя…Б князя…В короля
А Чернавке…Б богатырям…В Елисею
Имя пса, который охранял терем семи богатырей
А Соколко…Б Сверчок… В Снежок
А Ветер…Б Месяц…В Солнце…Г Звёзды
А царевной…Б зеркальцем…В Чернавкой
III уровень
Перечислите устаревшие слова, которые А.С. Пушкин использует во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Установите последовательность эпизодов:
«…вот чернавка в лес пошла».
«А царевна все ж милее…».
«Но царевна молодая… между тем росла…».
«Царь женился на другой…».
«Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…».
«В руки яблочко взяла…».
«Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».
«Будь нам милая сестрица».
«Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили».
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила».
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет».
Заполните таблицу, распределив данные ниже определения в соответствующие колонки:
высока, белолица, стройна, черноброва, бела, красавица-душа, горда, ломлива, милая, приветливая, своенравная, ревнива, злая.
IV уровень
Русская пословица гласит: «Доброе дело без награды не остаётся». Подумайте, как в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» автор раскрывает смысл этой пословицы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ханс Кристиан Андерсен
«Снежная Королева»
I вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
А Россия Б Дания ...В Германия
А ученики тролля…Б тролль…В люди
А сердце…Б глаз ...В сердце и глаз
А георгина Б роза ...В фиалка
А принц и принцесса…Б маленькая разбойница…В старушка-колдунья
А лесными голубями…Б северным оленем…В бульдогами
А лыжи…Б пару коньков…В санки
А цветы…Б тёплая одежда ...В слёзы
III уровень
Прилагательное_______________________________________________
Глагол_______________________________________________________
Наречие______________________________________________________
Определите о ком идёт речь.
«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные».
«В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первостепенной важности».
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости».
«Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать её силу».
«На третий день явился небольшой человечек, не в карете, не верхом, а просто пешком, и прямо во дворец. Глаза его блестели, как твои; волосы у него были длинные, но одет он был бедно».
«Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами».
Финка сказала про Герду: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать». Подумайте, в чём сила Герды?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV уровень
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
А Русалки Б Герды…В маленькой разбойницы
А розы…Б фиалки…В гвоздики
Самое драгоценное, что было у Герды – это
А красные башмачки…Б гребешок…В соломенная шляпка
А золотого гребешка…Б золотого ожерелья…В золотого кольца
А ворону с вороной…Б ворону…В соловью
А принц и принцесса…Б маленькая разбойница…В старушка-колдунья
А сушёной треске…Б бумаге…В кожаном свитке
А верность Б вечность...В дружба
III уровень
Прилагательное_______________________________________________
Глагол_______________________________________________________
Наречие______________________________________________________
Расположите название рассказов в правильном порядке:
Маленькая разбойница
Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом
Принц и принцесса
Мальчик и девочка
Лапландка и финка
Цветник женщины, умевшей колдовать
Зеркало и его осколки
Маленькая разбойница сказала Герде: «Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!». Подумайте, почему Герда отправляется на поиски Кая?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV уровень
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Моё впечатление от сказки Х.- К. Андерсена «Снежная королева».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________!