| Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание 1 | Причина обострения международной обстановки в начале XX в.: 1) борьба за рынки сбыта и источники сырья 2) распространение Реформации 3) династические разногласия 4) миграция населения | Требования передела мира в начале XX вв. Германия объясняла тем, что: 1) имеет самые большие колониальные владения 2) потеряла колонии после франко-прусской войны 3) демонстрирует очень высокие темпы экономического развития 4) первая приняла участие в Великих географических открытиях |
Задание 2 | В ходе Первой мировой войны на стороне Германии выступили страны: 1) Турция, США 2) США, Болгария 3) Болгария, Турция 4) Румыния, США | В ходе Первой мировой войны на стороне Антанты выступили страны: 1) Турция, США 2) США, Болгария 3) Болгария, Турция 4) Румыния, США |
Задание 3 | Коммунистические партии, в отличие от социал-демократических, выступали за: 1) реформы 2) мировую социалистическую революцию 3) всеобщее избирательное право 4) разжигание национальной вражды и ненависти | Члены коммунистических партий и фашистских организаций были сторонниками: 1) радикальных действий 2) парламентаризма 3) отмены частной собственности 4) разжигания национальной вражды |
Задание 4 | Экономический кризис 1929-1933 гг. отличался от других кризисов: 1) глобальностью 2) кратковременностью 3) запланированностью 4) отсутствием серьезных последствий | Причиной мирового экономического кризиса является: 1) приход к власти фашистов 2) глобальное потепление климата 3) завершение промышленного переворота 4) нарушение равновесия между спросом и предложением товаров и услуг |
Задание 5 | Что было причиной первой российской революции: 1) усиление крепостного права 2) начало русско-турецкой войны 3) смерть Александра III 4) отсутствием у населения политических прав и свобод | Что было задачей первой российской революции: 1) уничтожение остатков феодальной раздробленности 2) уничтожение помещичьего землевладения 3) отмена позорных условий Парижского мира 4) ликвидация крепостного права |
Задание 6 | Какую партию начала XX в. по идейной направленности можно считать либеральной? 1) эсеров 2) большевиков 3) кадетов 4) меньшевиков | Какую партию начала XX в. по идейной направленности можно считать социалистической? 1) октябристов 2) кадетов 3) меньшевиков 4) "Союз русского народа" |
Задание 7 | Укажите автора воспоминаний. Одной из крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа... поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное положение, в каком доныне находится Россия... 1) В.И. Ленин 2) С.Ю. Витте 3) П.А. Столыпин 4) С. В. Зубатов | Об убийстве кого идет речь? Не стало великого государственного деятеля России... Почти весь влиятельный Петербург был против него... и он это хорошо знал... Для всех ясно, что план убийства... был выработан в охранном отделении... Вместо того, чтобы арестовывать невинных лиц, лучше бы правительство поискало нити заговора в петербургских кабинетах. 1) В.И. Ленин 2) С.Ю. Витте 3) П.А. Столыпин 4) С. В. Зубатов |
Задание 8 | К чему привел июльский кризис Временного правительства? 1) к свержению Временного правительства 2) к установлению двоевластия 3) к приходу к власти большевиков и эсеров 4) к ужесточению политики Временного правительства | К чему привел апрельский кризис Временного правительства? 1) к созданию коалиционного правительства 2) к установлению двоевластия 3) к приходу к власти большевиков и эсеров 4) к переходу партии большевиков на нелегальное положение |
Задание 9 | Политика военного коммунизма способствовала: 1) укреплению международного авторитета советской власти 2) повышению эффективности сельского хозяйства 3) национализации и строгой централизации народного хозяйства 4) увеличению самостоятельности предприятий | Политика военного коммунизма способствовала: 1) преодолению экономического кризиса 2) ликвидации товарно-денежных отношений 3) развитию рыночной экономики 4) укреплению союза рабочих и крестьян |
Задание 10 | Установите последовательность событий. 1) Вступление России в Первую мировую войну 2) Кровавое воскресенье 3) Отречение Николая II от власти 4) Подписание Брестского мира | Установите последовательность событий. 1) Провозглашение России республикой 2) Разгон II Государственной думы 3) начало Гражданской войны 4) подписание Портсмутского мира |
Задание 11 | Установите соответствие между элементами, левого и правого столбиков. Участник Гражданской войны | Характеристика | А) А.В Колчак Б) М.Н. Тухачевский В) П.Н. Врангель Г) Н.Н. Юденич | 1) Бывший офицер царской армии, командующий Западным фронтом 2) Генерал, предпринявший два похода на Петроград в 1919 г. 3) Адмирал, провозглашенный Верховным правителем России 4) Главнокомандующий вооруженными силами на юге России, руководитель антибольшевистского режима в Крыму | | Установите соответствие между элементами, левого и правого столбиков. Участник Гражданской войны | Характеристика | А) Л.Д. Троцкий Б) А.И. Деникин В) Н. И. Махно Г) М.В. Фрунзе | 1) пытался в годы Гражданской войны найти свой "третий путь" 2) возглавлял Реввоенсовет РСФСР 3) генерал , возглавлявший поход Добровольческой армии с юга на Москву в 1919 г. 4) руководил операцией по штурму Перекопа | |
Задание 12 | Назовите не менее трех причин победы большевиков в Гражданской войне. | Назовите не менее трех причин поражения белого движения в годы Гражданской войны. |
Андрианова Т. С.
| Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание 1 | Сущность второй промышленно-технологической революции начала XX в. состояла в: 1) появлении Интернета 2) появлении заводов и фабрик 3) изобретении паровой машины 4) ускоренном развитии техники и технологий | Рост числа занятых в промышленности в начале XX в. свидетельствовал о процессе: 1) монополизации 2) индустриализации 3) национализации 4) аграрной революции |
Задание 2 | В начале XX в. в странах Европы проводилась политика социального реформизма. Это было вызвано: 1) ростом рабочего движения 2) реакционной политикой правительств 3) влиянием идей Великой Французской революции 4) распространением взглядов социалистов-утопистов | Вторая половина XIX в. получила название: 1) «век Просвещения» 2) «эпоха компьютеров» 3) «эпоха угля и стали» 4) «эпоха электричества и нефти» |
Задание 3 | К какой войне относятся события - нападение на крейсер “Варяг”, битва в Цусимском проливе: Русско-турецкой Русско-японской I Мировой войне Русско-иранской | К какой войне относятся события - битва на репке Марне, Брусиловский прорыв: Русско-турецкой I Мировой войне Русско-японской Русско-иранской |
Задание 4 | Что НЕ относится к причинам первой русской революции: борьба за монархию отсутствие прав и свобод у большинства населения власть абсолютизма аграрный вопрос | Что НЕ относится к итогам первой русской революции: отмена выкупных платежей ограничение самодержавия уменьшение рабочего дня установление республики |
Задание 5 | Какое утверждение является верным: Первая русская революция закончилась в 1905 г. Русско-японская война завершилась подписанием Парижского мира Столыпинская аграрная реформа началась с указа 9 ноября 1906 г. 17 октября 1905 г. был издан Манифест о создании Госдумы | Какое утверждение является верным: Первая русская революция началась 9 декабря 1905 г. По Портсмутскому мирному договору Россия получила Крым I Госдума была созвана в 1906 г. Участок земли, выделенный крестьянину, вышедшему из общины с сохранением его двора в деревне, назывался отруб. |
Задание 6 | Какой вопрос был главным в деятельности I и II Государственных дум: рабочий национальный финансовый аграрный | В думе 3-го созыва сложилось депутатское большинство из октябристов и черносотенцев; 2) октябристов и кадетов. Это получило название: октябристского маятника депутатского меньшинства думского переворота октябристской революции |
Задание 7 | Особенностями политики «военного коммунизма» были (выбрать три ответа): 1) введение продналога; 2) сплошная национализация промышленных предприятий; 3) введение коммунальных платежей; 4) развитие товарно-денежных отношений; 5) введение продразверстки; 6) принудительный труд. | В период нэпа были осуществлены следующие меры (выбрать три ответа): 1) введение продразверстки; 2) денационализация промышленности; 3) создание концессий; 4) формирование рынка рабочей силы; 5) принудительный труд; 6) сплошная национализация промышленных предприятий. |
Задание 8 | В спорах о Брестском мире победила точка зрения: 1) продолжение «революционной войны» 2) немедленное заключение сепаратного мира 3) «войну не прекращаем, мира не подписываем» 4) подписание мира всеми воюющими странами | В результате Октябрьской революции 1917г. в России была: 1) свергнута монархия 2) установлена республика 3) приняты Декреты о мире, о земле 4) достигнута договоренность со странами Европы о подписании мира |
Задание 9 | Целью внешней политики России в начале 20-х годов было: завоевание территорий признание советской власти со стороны основных мировых держав заключение мира с Германией нагнетание международной напряженности | 1924-1925 года в истории России получили название: политики НЭПа политики военного коммунизма разрядки напряженности полосы признания СССР |
Задание 10 | По какому принципу образованы ряды: РСДРП, ПСР Временное правительство, свержение самодержавия, Советы рабочих депутатов | По какому принципу образованы ряды: “Союз 17 октября”, партия конституционных демократов Отруб, хутор, переселение в Сибирь |
Задание 11 | Приведите 2-3 примера, подтверждающие высокий уровень развития культуры начала ХХ в. | Докажите, что в начале ХХ в. развитие культуры достигло высокого уровня. Приведите 2-3 аргумента. |
Задание 12 | Дополнить предложенные фразы: Октябрьская революция привела к.. В 1918 году... | Дополнить предложенные фразы: Гражданская война привела к.. В 1920-х годах… |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 - 4 | 1 - 2 |
2 - 1 | 2 - 3 |
3 - 2 | 3 - 2 |
4 - 1 | 4 - 4 |
5 - 3 | 5 - 3 |
6 - 4 | 6 - 1 |
7 - 256 | 7 - 234 |
8 - 2 | 8 - 3 |
9 - 2 | 9 - 4 |
10 - социалистические партии результаты или события февральской революции 1917 г. | 10 - 1. демократические партии начала ХХ в. 2. понятия и события, связанные с аграрной столыпинской реформой |
11 - Могут быть приведены примеры, подтверждающие развитие культуры в разных сферах - науки, литературы, искусстве и др. | 11 - Могут быть приведены примеры, подтверждающие развитие культуры в разных сферах - науки, литературы, искусстве и др. |
12 - Предложения могут быть дополнены: … приходу к власти большевиков … был подписан Брестский мир, началась гражданская война. Могут быть другие продолжения, подходящие по смыслу. | 12 - Предложения могут быть дополнены: … гибели людей, победе “красных” … СССР был признан другими странами, закончилась гражданская война. Могут быть другие продолжения, подходящие по смыслу. |
| Вариант I | Вариант II |
Задание 1 | Формирование единого мирового хозяйства в начале XX в. было связано с: увеличением вывоза капитала Великими географическими открытиями созданием единой международной валюты выравниванием уровня экономического развития стран | Формирование единого мирового рынка в начале XX в. было связано с: созданием купеческих гильдий введением таможенных пошлин ликвидацией государственных границ появлением новых средств коммуникации |
Задание 2 | Австро-Венгрия вступила в Первую мировую войну из-за стремления: вернуть Эльзас и Лотарингию усилить влияние на Балканах захватить острова в Тихом океане ликвидировать английское господство на морях | Франция вступила в Первую мировую войну из-за стремления: усилить влияние на Балканах захватить левый берег Рейна захватить острова в Тихом океане утвердить свое влияние в Турции |
Задание 3 | Экономический кризис 1929-1933 гг. отличался от других кризисов: глобальностью кратковременностью запланированностью отсутствием серьезных последствий | Причина мирового экономического кризиса: приход к власти фашистов глобальное потепление климата завершение промышленного переворота нарушение равновесия между спросом и предложением товаров и услуг |
Задание 4 | Укажите, что происходит в период 1906-1917 гг. деятельность первых Государственных дум в России проведение столыпинской аграрной реформы участие России в Первой мировой войне правление Николая II | Укажите, что происходит в период 1906-1911 гг. проведение столыпинской аграрной реформы участие России в Первой мировой войне Гражданская война в России правление Николая II |
Задание 5 | Какое требование содержала программа партии кадетов в начале XX в.? национализации земли провозглашения Конституции неприкосновенности помещичьей земли установления демократической республики | Какое политическое требование содержала программа партии эсеров в начале XX в.? прекращения революционного террора созыва Учредительного собрания провозглашения Конституции социализации земли |
Задание 6 | Ранее других произошло событие восстание Чехословацкого корпуса разгон Учредительного собрания подписание Брестского мира принятие “Декрета о земле” | Позднее других событий прозошло обращение П.Н. Милюкова с нотой к союзникам России создание Временного правительства выступление генерала Л.Г. Корнилова начало работы II съезда Советов |
Задание 7 | Каким понятием можно охарактеризовать положение, о котором говорится в отрывке из документа, написанного в 1935 г.? “Кто сказал, что в литературе Советского Союза только отражены реальные образы, тот глубоко ошибается. Тематику диктует ЦК партии во главе со Сталиным. ЦК партии жестоко расправляется с теми, кто старается отобразить в литературе действительное положение вещей” “цензура” “троцкизм” “бюрократизм” “левый уклон” | Прочтите отрывок из документа и укажите название политики, с которой он связан. “Вот уже пять месяцев, как мы выселены… Неужели вы думаете, что мы кулаки? Нет, мы не кулаки, а мы труженики, наши мозолистые руки теперь, как скелеты; мы не раскулачены, но разграблены местными властями”. НЭП “красногвардейская атака на капитал” коллективизация борьба с нетрудовыми доходами |
Задание 8 | Что было характерно для политической системы, сформировавшейся в 1930-х гг.? конституционный запрет свободы слова и собраний свобода оппозиционной деятельности внутри партии однопартийная система принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей | Что из названного ниже относится к целям культурной революции 1920-1930-х гг.? утверждение единой государственной идеологии возрождение роли религии в духовном воспитании населения отказ от цензурных ограничений ограничение влияния государства на развитие культуры |
Задание 9 | Какие три из перечисленных ниже событий относятся к периоду двоевластия в России? принятие “ноты Милюкова” издание Приказа №1 Петроградского Совета заключение мира с Германией начало мятежа Чехословацкого корпуса создание Временного правительства принятие первой Российской конституции | Какие три из перечисленных ниже мероприятий относятся к Октябрьской революции 1917 г. в России? установление власти Временного правительства ликвидация помещичьего землевладения разрушение крестьянской общины передача власти в руки буржуазии провозглашение свободы совести образование СНК |
Задание 10 | Установите соответствие. Военная операция, сражение | Война | А) осада Плевны Б) “Брусиловский прорыв” В) Цусимское сражение Г) сражение под Малоярославцем | 1) русско-японская 2) Первая мировая 3) Гражданская 4) русско-турецкая 5) Отечественная 1812 г. | Ответ: | Установите соответствие. Фамилия | Деятельность | А) Н.И. Бухарин Б) А.В. Колчак В) М.В. Фрунзе Г) А.М. Каледин | 1) лидер антибольшевистского движения на Дону 2) командующий Восточным фронтом Красной Армии 3) лидер “левых коммунистов” 4) нарком иностранных дел 5) “верховный правитель России” | Ответ: |
Задание 11 | Установите соответствие. Фамилии | Сфера деятельности | А) Г.В. Александров Б) В.Э. Мейерхольд В) О.Э. Мандельштам Г) Н.И. Вавилов | 1) кинематограф 2) наука 3) литература 4) театр 5) скульптура | Ответ: | Установите соответствие. Ученый | Сфера деятельности | А) И.П. Павлов Б) А.С. Попов В) Н.А. Бердяев Г) Н.Е. Жуковский | 1) изобретение радио 2) философия 3) аэродинамика 4) математика 5) физиология | Ответ: |
Задание 12 | Назовите основные причины (не менее трех) начала проведения новой экономической политики в России в XX в. | Назовите причины (не менее трех) русско-японской войны 1904-1905 гг. |
Ключ.
Литература.