Контрольная работа № 1 по теме «Русь Древняя».
1 вариант.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 988 г. - | А) правление князя Ярослава Мудрого; |
2. 912 – 945 г. г. - | Б) смерть Рюрика; |
3. 1019 – 1054 г.г. - | В) правление князя Игоря в Киеве; |
4. 879 г. - | Г) крещение Руси; |
| Д) правление князя Олега в Киеве. |
2. Дайте определение следующим понятиям: полюдье; вотчина; житие.
3. Теоретические вопросы.
На «5»: деятельность кого из первых русских князей внесла наибольший вклад в укрепление государства?
На «4»: когда появились славяне в Восточной Европе? С какими народами и племенами они там встретились?
На «3»: в чём вы видите положительное значение принятия христианства на Руси.
Контрольная работа № 1 по теме «Русь Древняя».
2 вариант.
1 вариант.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 882 – 912 г.г. - | А) крещение Руси; |
2. 945 – 957 г.г. - | Б) смерть князя Святослава; |
3. 988 г. - | В )правление князя Олега в Киеве; |
4. 944 г. - | Г) поход Игоря на Византию; |
| Д) правление княгини Ольги. |
2. Дайте определение следующим понятиям: погосты; смерд; патриотизм.
3. Теоретические вопросы.
На «5»: какие изменения произошли в славянском обществе к X – XI в.в. по сравнению с VI – VIII в.в.?
На «4»: почему Владимир Святославович и его окружение из многих религий выбрали православие?
На «3»:почему русские князья ещё до принятия христианства стремились в Византию.
Контрольная работа № 2 по теме «Русь во второй половине XII - XIII в.»
Вариант № 1.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1.1097 г. - | А) битва на реке Калке; |
2. 1219 – 1222 г.г. - | Б) княжение Александра Невского во Владимире; |
3. 31 мая 1223 г. - | В) княжеский съезд в Любече; |
4. 1252 – 1263 г.г. - | Г) завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа; |
| Д) Ледовое побоище. |
2. дайте определение понятиям: удел, баскаки, вече.
3. Выполните тест.
3.1 Укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания.
А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;
Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;
В) княжествами маленьких размеров было легче управлять;
Г) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;
Д) города, достаточно уже развитые и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих территорий.
3.2 Что такое «боярская дума»:
А) судебный орган при князе;
Б) так назывался правительственный орган в Новгороде;
В) совещательный орган при князе.
3.3 В XII – XIII в.в. политический центр Северо –Восточной Руси находился в городе :
А) Москве; Б) Нижнем Новгороде; В) Твери; Г) Суздале; Д) Владимире.
3.4 Вставьте наиболее подходящее слово.
На землях Прибалтики был создан духовно – рыцарский _________ «воинов бога». Тех, кто входил в него, называли меченосцами (Союз, орден, клан, отряд, класс?)
4. Теоретические вопросы.
На «5»:охарактеризуйте причины феодальной раздробленности Древнерусского государства.
На «4»: какое значение имело сопротивление Руси монгольскому нашествию с точки зрения всемирной истории?
На «3»: расскажите, как происходил сбор дани с русских земель в период ордынского владычества.
Контрольная работа № 2 по теме «Русь во второй половине XII - XIII в.»
Вариант № 2.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 15 июля 1240 г. - | А) битва на реке Калке; |
2. 1236 – 1242 г.г. - | Б) княжение Юрия Долгорукого (в Ростово – Суздальской земле); |
3. 1125 – 1157 г.г. - | В) Хурал монгольской знати, на котором Темучину было присвоено почётное имя – титул – Чингисхан; |
4. 1206 г. - | Г) Невская битва; |
| Д) Батыево нашествие. |
2. дайте определение понятиям: улус, владычество; ярлык, республика.
3. Выполните тест.
3.1 О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII в.в. свидетельствуют:
А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;
Б) широкая переписка горожан;
В) массовая грамотность населения;
Г) открытие школ в городах;
Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.
(ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).
Объединение литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:
А) опасностью нашествия немецких рыцарей;
Б) зарождением и развитием товарно – денежных отношений;
В) ослаблением Руси;
Г) ростом силы и могущества литовских феодалов;
Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества
(обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)
Какой князь в народе заслужил прозвище «Большое Гнездо» за то, что имел 12 сыновей:
А) Андрей Юрьевич; Б) Всеволод Юрьевич; В) Константин Всеволодович;
3.4 Должность главы городской администрации в Новгороде:
А) мэр; Б) тысяцкий; В) посадник; Г) бургомистр.
4. Теоретические вопросы.
На «5»:каковы масштабы и значение Невской битвы и Ледового побоища? Чем вызвано особое внимание к ним в российской истории? .
На «4»: расскажите о сопротивлении ордынскому владычеству любого русского города.
На «3»: охарактеризуйте деятельность одного из русских удельных князей периода феодальной раздробленности.
Контрольная работа № 3
по теме «Московское государство в XIV XVI веках».
Вариант № 1.
1. Причины возвышения Москвы среди других русских земель:
А) удачное географическое положение; Б) умелая политика московских князей;
В) союз Москвы и Новгорода; Г) поддержка церкви.
2. Как должны были ремесленники и купцы отнестись к образованию единого централизованного государства:
А) выступить против, так как, появилась конкуренция в производстве и реализации;
Б) им было безразлично, так как они производили товар и продавали его в своём городе;
В) это их должно было радовать, так как представлялась возможность сбывать свой товар в других регионах?
3. Главным соперникам был:
А) Новгород; Б) Киев; В) Тверь.
4. Как действовал во время восстания в Твери в 1327 году Иван Калита?
А) выступил совместно с восставшими против владычества Орды;
Б) ничего не предпринимал; В) совместно с ордынцами подавил восстание.
5. При каком правителе процесс объединения земель вокруг Москвы практически завершился:
А) при Василии Тёмном; Б) при Иване III; В) при Василии Шемяке.
6. Значение победы на Куликовом поле заключалось:
А) в окончании ордынского ига;
Б) в моральном успехе победы;
В) в значительном разгроме главных сил Орды.
7. Что являлось причиной феодальной войны второй четверти XV века?
А) борьба за ханский ярлык;
Б) не сложился порядок престолонаследия;
В) захват новых земель.
8. Территория Руси разделялась в XV- начале XVI в.в.:
А) на губернии; Б) губернии и уезды; В) уезды.
9. Свод законов 1497 года:
А) запретил крестьянам уходить от своих господ;
Б) ограничил уход одним днём – Юрьевым;
В) ограничил уход одной неделей до Юрьева дня и одной неделей после Юрьева дня.
10. Дворяне до XVI века – это:
А) помещики, владевшие большими наделами земли с крепостными крестьянами;
Б) представители служилого сословия;
В) слуги князя, жившие в его дворе и наделённые административными функциями.
Контрольная работа № 3
по теме «Московское государство в XIV XVI веках».
Вариант № 2.
1. Что такое «местничество»:
А) особый порядок назначения на должность; Б) удельная власть князя; В) власть общин.
2. Первая ересь на Руси называлась:
А) стригольничество; Б) нестяжательство; В) иосифляне.
3. Теория «Москва – Третий Рим» означала:
А) власть князя должна быть ограничена неким органом так же, как в Риме власть императора ограничена Сенатом;
Б) что церковная власть выше светской;
В) возвеличивание московских государей и роли Русской православной церкви
4. Какова была цель состоявшегося в 1551 году Церковного собора:
А) унификация церковных обрядов;
Б) введение патриаршества на Руси;
В) принятие решения о церковной реформе.
5. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) Венчание на царство Ивана IV;
Б) Принятие царского Судебника;
В) Учреждение опричнины.
Г) Взятие Казани.
Д. Начало боярского правления.
Е) Окончание Ливонской войны.
Ж) Стоглавый собор.
З) Начало деятельности Избранной рады.
6. Опричнина привела к тому, что:
А) государственная экономика укрепилась;
Б) изменился характер земельной собственности – главными землевладельцами стали дворяне;
В) страна пришла к запустению и разрухе.
7. результаты опричнины вынудили Ивана Грозного пойти на следующие меры:
А) была дана некоторая свобода крестьянам;
Б) запустевшие земли были розданы крестьянам;
В) было усилено крепостное право.
8. Россия времён Ивана Грозного по форме правления была:
А) раннефеодальная монархия;
Б) абсолютная монархия;
В) конституционная монархия.
9. Кто из зодчих возвёл Успенский собор на территории Московского Кремля:
А) Алоиз Фрязин; Б) Аристотель Фиораванти; В) Фёдор Грек; Г) Максим Грек.
10. Кто написал «Троицу»:
А) Дионисий; Б) Феофана Грек В) Андрей Рублёв.
Итоговая контрольная работа
по теме «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Вариант № 1.
1. Столица Древнерусского государства Киев находилась на землях
А) кривичей; Б) полян; В) древлян; Г) северян.
2. Первым правителем Руси принявшим христианство был (а)
А) Ярослав; Б) Олег; В) Ольга; Г) Владимир.
3. Древнейшей летописью дошедшей до нас является:
А) «Слово о законе и благодати»; Б) «Слово о полку Игореве»;
В) «Повесть временных лет»; Г) «Чтение о житии и погублении».
4. Феодальная раздробленность возникла потому что…
А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;
Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;
В) князья ненавидели друг друга;
Г) княжеством маленького размера было легче управлять;
Д) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;
Е) города, достаточно уже развившиеся и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих областей.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
5. «Слово о полку Игореве» было написано:
А) после правления Ярослава Мудрого; Б) в годы правления Владимира Мономаха;
В) во время княжения Всеволода Большое Гнездо.
6. Успехи завоевательных походов монголо – татар объясняются:
А) их многочисленностью;
Б) высоким уровнем военной организации и жесточайшей дисциплиной в войсках;
В) стремлением их знати к обогащению за счёт более развитых стран и народов;
Г) хорошо поставленной разведкой;
Д) применением военных машин;
Е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
7. Русь в XIII – XV веках была:
А) колонией Золотой Орды; Б) завоёвана Золотой Ордой и стала её составной частью;
В) независимым государством; Г) сохраняла свою государственность, но была поставлена в вассальную зависимость от ордынских ханов.
8. Объединение Литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:
А) опасностью нашествия немецких рыцарей;
Б) зарождением и развитием феодальных отношений;
В) ростом силы и могущества литовских феодалов;
Г) ослаблением Руси;
Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества.
(обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)
9. Основателем Московского княжества был:
А) Дмитрий Донской; Б) Юрий Долгорукий;
В) Даниил Александрович; Г) Александр Невский
10. Постройте цепочку причинно – следственных связей:
Развитие городов, освобождение от ордынского ига; усиление общения между русскими землями, подъём хозяйства на Руси, оживление торговли, объединение русских земель.
11. Усиление боярской думы привело:
А) к усилению централизованного государства;
Б) ослаблению власти Великого князя;
В) усилению позиций церкви;
Г) обострению противоречий между Великим князем и Думой;
Д) ограничению власти Великого князя;
Е) возрастанию роли дворян в управлении государством.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
12. Расположите в хронологической последовательности:
1. Судебник Ивана III; 2) стояние на реке Угре; 3) Судебник Ивана IV; 4) первый Земский собор; 5) основание Архангельска; 5) венчание Ивана IV на царство;
13. Опричнина возникла в результате:
А) стремления царя путём массового террора нанести окончательный удар по крупным феодалам;
Б) болезненной реакции Ивана IV на неудачи в Ливонской войне;
В) проявления чрезмерной подозрительности и недоверчивости Ивана IV;
Г) намерения царя запугать народ и подавить малейшие очаги сопротивления его политике;
Д) стремления царя пресечь боярские заговоры.
14. В каком году на Руси было установлено патриаршество?
А) 1582; Б) 1589; В) 1592; Г) 1595
15. Первым русским царём был:
А) Иван III; Б) Василий III; В)Иван IV; Г) Михаил Романов.
Итоговая контрольная работа
по теме «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Вариант № 2.
1. Основателем древнерусского государства летописи называют
А) Олега; Б) Рюрика; В) Игоря; Г) Святослава.
2. Древнерусское государство с центром в Киеве было:
А) раннефеодальным; Б) развитым феодальным;
В) позднефеодальным; Г) рабовладельческим
3. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:
А) Игоря; Б) Святослава; В) Владимира; Г) Ярослава.
4. Соотнесите правителей и территорию:
ПРАВИТЕЛЬ | ТЕРРИТОРИЯ |
1. Ярослав Осмысл, | А) Галицко – Волынское княжество; |
2. Даниил Галицкий, | |
3. Юрий Долгорукий, | Б) Владимиро – Суздальское княжество. |
4. Андрей Боголюбский, | |
5. Всеволод Большое Гнездо. | |
5. О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII в.в. свидетельствуют:
А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;
Б) широкая переписка горожан;
В) массовая грамотность населения;
Г) открытие школ в городах;
Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.
(ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).
6. Битва на Калке произошла:
А) до первого крестового похода в Европе;
Б) после гуситских войн в Чехии;
В) после принятия христианства на Руси;
Г) после правления Владимира Мономаха.
7. Расположите исторические события в хронологической последовательности:
1) Битва на Чудском озере; 2) Битва на Калке; 3) В нашествие Батыя; 4)Невская битва; 5)Битва на реке Вожже;6) строительство каменного Кремля в Москве;7) княжение Ивана Калиты.
8. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она привела к следующему событию:
А) падению ордынского ига; Б) объединению русских земель;
В) разгрому главных сил Орды; Г) распаду Орды.
9. В феодальной войне XV века борьба велась:
А) за первенство Москвы в деле объединения русских земель;
Б) присвоение московскому князю титула «государя всея Руси»;
В) власть на московском престоле;
Г) получение ордынского ярлыка на великое княжение.
10. Ордынское владычество было свергнуто:
А) до Великих географических открытий;
Б) во время Столетней войны;
В) после завоевания Бабура в Индии;
Г) во время правления во Франции Людовика XI.
11. Земля передавалась дворянам:
А) в награду за верную службу;
Б) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель;
В) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы.
Г) для надзора за крестьянами и их усмирения в случае проявления ими недовольства.
12. Волжский водный путь в XVI веке приобрёл большое значение, потому что:
А) к России были присоединены большие территории и Волга стала внутренней рекой;
Б) в те годы отсутствовали хорошие дороги, и перевозить товары удобнее было по воде;
В) он соединил Северо –Восточную Русь со странами Востока;
Г) были ликвидированы ханства, владевшие землями в Поволжье;
Д) интенсивно развивались торговые связи между различными землями и областями страны.
(обозначьте указанные факторы порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости).
13. Выберите наиболее точную формулировку:
А) опричное войско, созданное Иваном IV для борьбы с крупными феодалами, положило начало переходу к новой форме государственного устройства – опричнине.
Б) опричнина явилась формой борьбы Ивана IV с крупными феодалами, в ходе которой он использовал специальное опричное войско;
В) система мер, принятых Иваном IV для окончательного установления самодержавной власти, называлась опричнина;
Г) личная охрана Ивана IV;
Д) правительство, составленное из приближённых к Ивану IV людей.
14. В каких годах проводились реформы избранной Рады?
А) 1533- 1584; б) 1533 – 1538; В) 1549 – 1560; Г) 1558 – 1583.
15. Соборное уложение 1649 года сыграло решающую роль в следующем:
А) становлении просвещённого абсолютизма;
Б) закрепощении крестьян;
В) установлении сословно – представительной системы;
Г) замене приказов коллегиями.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы.Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
- Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.
Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
- Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.
Дополнительные пособия для учащихся
-Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России С древнейших времен до конца XVIII в.- М., Просвещение, 2005год
-Хрестоматия по истории России – М., Просвещение, 1998 г.
- Всемирная история: энциклопедия в 14 т. /под ред. А.О. Чубарьяна – М. Образование, 2007
ЛИТЕРАТУРА.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М., 1999.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995.
История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000.
История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.
Литература
Методические пособия для учителя:
Борзова Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л. П. Борзова. - М.: ВЛАДОС, 2005.
Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 кл.: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград Корифей, 2006.
Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Уколова И. Е. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи : метод, пособие / И. Е. Уко- лова. - М.: Росмэн, 2005.
Грибов В. С. Дидактический материал : пособие для учителя / В. С. Грибов. - ВЛАДОС- Пресс, 2007.
Дричак А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. - Волгоград : Экстремум, 2005.
Алебастрова А. А. Проверочные материал по всеобщей истории за 6 класс : Средние века: метод, пособие / А. А. Алебастрова. - М.: Феникс, 2010. -
Кишенкова О. В. Сборник тематических тестов по истории Средних веков для учащихся 6 кл. / О. В. Кишенкова. - М.: Интеллект-центр, 2008.
Дополнительная литература для учащихся:
100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М.: Вече, 2007.
История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М.: Слово, 1996.
Всеобщая история : новейший справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова. - М.: ACT, 2010.
Рыжов К. В. Все монархи мира. Западная Европа: книга для учащихся / К. Рыжов. - М.: Вече; 2001.
Аграшенков А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. - М.: Вече, 2001.
Цибульский В. П. Календари и хронология стран мира: книга для учащихся / В. П. Цибульский. - М.: Просвещение, 1982.
Энциклопедия для детей. Т. 1: Всемирная история / сост. С. Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996.
Ушакова О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. - М.: Литера, 2006.
Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ, пособие / Ю. С. Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 1998.