Оценка достижений____________________________________
Контрольная работа за 1 полугодие
Вариант 1
- Прочитайте текст, выполните задания к нему.
***
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полёт, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплёт. Один чибис всё кувыркался перед её носом и мешал лететь, а второй налетел сверху и лупил по чему придётся. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю, и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
Ю. Коваль
Вопросы и задания
1.Где происходит действие? Подчеркните.
а) на реке;
б) в лесу;
в) на заливном поле.
2.Как бы вы озаглавили текст? Напишите.
_______________________________________________
3.Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть в) сказка
б) рассказ г) пьеса
4.Разделите текст на три части. Озаглавьте их.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
5.Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов?
Запишите.____________________________________
____________________________________________
____________________________________________
6.Сформулируйте главную мысль текста. ____________
________________________________________________________________________________________
7.Объясните значение выражений.
Яростно машут - ______________________________
Валять дурака - ________________________________
Попасть в переплёт - ___________________________
Оценка достижений_______________________________________
Контрольная работа за 1 полугодие
Вариант 2
- Прочитайте текст, выполните задания к нему.
***
Собирал я на болоте клюкву. Набрал пол корзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.
Спина устала немножко, распрямился я, смотрю – пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живёт, я её всегда вижу, когда она пролетает.
Солнце уже зашло, а светло ещё, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!». Подождёт немножко, и опять «Ук!».
Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?
Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.
Темно скоро будет. Пора домой.
Только немного прошёл – и вдруг кричать перестало, не слышно больше.
- Ага, - думаю, - значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» - и опять тишина.
Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю – лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.
Поймал я её, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у неё серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.
Посадил я её в карман, корзиночку с клюквой взял – и домой.
Г.Снегирёв
Вопросы и задания
1.Где происходит действие? Подчеркните.
а) в лесу;
б) в поле;
в) на болоте.
2. Как бы вы озаглавили текст? Напишите.
____________________________________________________
3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть в) сказка
б) рассказ г) пьеса
4.Разделите текст на три части. Озаглавьте их.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
5. Сформулируйте главную мысль текста. ____________
________________________________________________________________________________________
6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Объясните значение выражений.
Притаился - ____________________________________
Солнце уже зашло - _______________________________