СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по заданиям 4-6, 8-9, 22-24 ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты для учителя практика, работающего в 10 или в 11 классах. К тестам даны ответы.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по заданиям 4-6, 8-9, 22-24 ЕГЭ»

ЛИСТ УЧИТЕЛЯ Самостоятельная работа В-1

А-4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты облегчИт мозАичный срЕдства навралА

ОТВЕТ: _______________________________

А-6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ОБЕИХ руках новые БУЛЬДОЗЕРЫ ПЯТЕРО котят САМЫЙ УМНЕЙШИЙ знаток

ЛЯГТЕ на пол ОТВЕТ: __________________________________________________

А-8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к...мпромисс заг...рается л...уреат ч...стотный забл...стеть

ОТВЕТ: _______________________________

А-9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...бывать в печали, пр...целиться бе...предельный, и...бежать

с...мкнуть, з...коренелый во...хищаться, бе...полезный

по...вергнуть, о...давать ОТВЕТ: __________________________________________________


(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (З)Музей этот очень богат, может, оттого нас и запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колёсах, пушкарь у той пищали Первушка Фёдоров».

(9)И словно бы всё ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи... (10)А Первушка Фёдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колёсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелённая на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всё это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронёс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фёдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно, твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объёмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жёлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фёдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фёдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941-ом году! (23)А пока ты есть, Первушка Фёдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей. (А. Приставкин*)


А-22. Из предложения 10 выпишите архаизм. ОТВЕТ: оком, око


А-23. Среди предложений 1—9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и определительного местоимения. Напишите его номер. ОТВЕТ: 8

А-24. «Текст Анатолия Приставкина погружает нас в далёкое историческое прошлое России XVII века, поэтому автор использует такое лексическое средство, как (А) ____ («вельможи», «пищаль», «пушкарь» и др.). Читатели становятся свидетелями давних событий благодаря (Б)____ (предложения 7—8). Автор как будто беседует с героем произведения, и это впечатление достигается с помощью (В) ___ (предложения 16, 22). Своеобразие авторской речи создается также с помощью такого синтаксического приема, как (Г) ____ (предложения 3, 4, 17)».

Список терминов: 1) метафора 2) оксюморон (типа живой труп, горячий снег) 3) устаревшие слова 4) паронимы 5) сравнение 6) вводные слова 7) риторическое восклицание 8) цитирование 9) анафора (одинаковое начало предложений) ОТВЕТ: 3876

Самостоятельная работа В-1

А-4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты облегчИт мозАичный срЕдства навралА ОТВЕТ: _____________________

А-5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.

2. ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.

3. Александр Опекушин был выходцем из простого народа, сперва – самоучка, затем ПРИЗНАННЫЙ художник.

4. Почти случайный выбор оказался более чем УДАЧЛИВЫМ.

5. Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.

ОТВЕТ: _________________________________________

А-6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ОБЕИХ руках новые БУЛЬДОЗЕРЫ ПЯТЕРО котят САМЫЙ УМНЕЙШИЙ знаток

ЛЯГТЕ на пол ОТВЕТ: __________________________________________________

А-8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово.

к...мпромисс заг...рается л...уреат ч...стотный забл...стеть

ОТВЕТ: _______________________________

А-9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...бывать в печали, пр...целиться бе...предельный, и...бежать с...мкнуть, з...коренелый во...хищаться, бе...полезный по...вергнуть, о...давать

ОТВЕТ: __________________________________________________


(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды. (З)Музей этот очень богат, может, оттого нас и запустили группой, заперли дверь железным засовом и поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колёсах, пушкарь у той пищали Первушка Фёдоров».

(9)И словно бы всё ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на посту ли пушкари, а то не приведи господи... (10)А Первушка Фёдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колёсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелённая на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всё это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронёс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фёдоров, — приговаривал я про себя. (16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно, твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объёмными плечами князя ты и стоишь, мой предок Первушка Фёдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фёдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941-ом году! (23)А пока ты есть, Первушка Фёдоров, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей. (А. Приставкин*)


А-22. Из предложения 10 выпишите архаизм. ОТВЕТ: _______________________________

А-23. Среди предложений 1—9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и определительного местоимения. Напишите его номер. ОТВЕТ: ___________________

А-24. «Текст Анатолия Приставкина погружает нас в далёкое историческое прошлое России XVII века, поэтому автор использует такое лексическое средство, как (А) ____ («вельможи», «пищаль», «пушкарь» и др.). Читатели становятся свидетелями давних событий благодаря (Б)____ (предложения 7—8). Автор как будто беседует с героем произведения, и это впечатление достигается с помощью (В) ___ (предложения 16, 22). Своеобразие авторской речи создается также с помощью такого синтаксического приема, как (Г) ____ (предложения 3, 4, 17)».

Список терминов: 1) метафора 2) оксюморон (типа живой труп, горячий снег) 3) устаревшие слова 4) паронимы 5) сравнение 6) вводные слова 7) риторическое восклицание 8) цитирование 9) анафора (одинаковое начало предложений)

ЛИСТ УЧИТЕЛЯ Самостоятельная работа В-2

А-4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бралАсь углубИть прИданое досУг корЫсть

ОТВЕТ: _______________________________


А-6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

лучшие ДОКТОРА три пары ТУФЕЛЬ ПОЛОЖИ в сумку источник ИССЯКНУЛ

по ОКОНЧАНИИ праздника ОТВЕТ: _________________________________________________


А-8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б...дриться непром...каемый зач...рпнуть г...рностай с...лидный

ОТВЕТ: _________________________________________________


А-9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...копать, не...гораемый вз...рваться, пр...родители

дез...нформация, без...дейный пр...морье, пр...града

по...тянуть, о...нести ОТВЕТ: __________________________________________________


(1) Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? (2) Мне было двенадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5) Хотелось рукой потрогать кирпичи в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? (8) В те времена в Кремль не пускали. (9) Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. (10) Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!

(11) Потом я много раз бывал у Кремля. (12) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. (13) Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?

(14) Сейчас скажу об удивительном факте. (15) Я бы сам не поверил, если бы не услышал эту историю от человека, всеми глубоко уважаемого. (16) Вот что рассказал Пётр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей страны. (17) Перед войной вызвали его в одну высокую инстанцию и сказали, что хотят сносить собор, чтобы просторнее было на Красной площади. (18) «Вам поручаем сделать обмеры», - сказали ему. (19) У него тогда комок в горле застрял. (20) Не мог говорить, не мог поверить… (21) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (22)Не сломали… (23) Но ведь могли и сломать, чтобы «свободнее было на площади автомобилям», как говорили в то время некоторые чиновники.

(По Василию Пескову)


А-22. В каком предложении употребляется фразеологический оборот?

1) 2 2) 10 3) 19 4) 23


А-23. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ: 17


А-24. Статья В. Пескова, замечательного журналиста и писателя, заставляет о многом задуматься. Песков предлагает бережно относиться к прошлому. Автор очень убедителен. Это очень искреннее, неравнодушное размышление. Перечитаем предложение 5. Автор использует в нём А)_____ , чтобы убедить нас в том, какое впечатление на него произвела Красная площадь.

В то же время троп Б) _____ в предложении 21 позволяет Пескову подчеркнуть, что отношение каждого человека влияет на состояние культуры в целом. Эмоциональность – вот ещё одна особенность этой статьи. Использование такого синтаксического средства, как В) _____ (предложения 1, 7, 13) помогает нам понять чувства автора. А вот синтаксическое средство Г)_____ (предложения 18, 23) ещё раз показывает нам автора не только как интересного рассказчика, но и как человека, умеющего писать нескучно.


Список терминов: 1) гипербола 2) цитирование 3) анафора 4) метафора

5) просторечные слова 6) лексический повтор 7) эпитеты

8) контекстные антонимы 9) риторический вопрос

ОТВЕТ: 6, 4, 9, 2




Самостоятельная работа В-2

А-4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бралАсь углубИть прИданое досУг корЫсть

ОТВЕТ: _______________________________

А-5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку – приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

ОТВЕТ: ______________________________________

А-6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

лучшие ДОКТОРА три пары ТУФЕЛЬ ПОЛОЖИ в сумку источник ИССЯКНУЛ

по ОКОНЧАНИИ праздника ОТВЕТ: _________________________________________________

А-8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б...дриться непром...каемый зач...рпнуть г...рностай с...лидный

ОТВЕТ: _________________________________________________

А-9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...копать, не...гораемый вз...рваться, пр...родители

дез...нформация, без...дейный пр...морье, пр...града

по...тянуть, о...нести ОТВЕТ: __________________________________________________


(1) Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? (2) Мне было двенадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5) Хотелось рукой потрогать кирпичи в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? (8) В те времена в Кремль не пускали. (9) Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. (10) Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!

(11) Потом я много раз бывал у Кремля. (12) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. (13) Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?

(14) Сейчас скажу об удивительном факте. (15) Я бы сам не поверил, если бы не услышал эту историю от человека, всеми глубоко уважаемого. (16) Вот что рассказал Пётр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей страны. (17) Перед войной вызвали его в одну высокую инстанцию и сказали, что хотят сносить собор, чтобы просторнее было на Красной площади. (18) «Вам поручаем сделать обмеры», - сказали ему. (19) У него тогда комок в горле застрял. (20) Не мог говорить, не мог поверить… (21) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (22)Не сломали… (23) Но ведь могли и сломать, чтобы «свободнее было на площади автомобилям», как говорили в то время некоторые чиновники.

(По Василию Пескову)

А-22. В каком из указанных предложений употребляется фразеологический оборот?

1) 2 2) 10 3) 19 4) 23 ОТВЕТ: __________________________

А-23. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ: ___________________________


А-24. Статья В. Пескова, замечательного журналиста и писателя, заставляет о многом задуматься. Песков предлагает бережно относиться к прошлому. Автор очень убедителен. Это очень искреннее, неравнодушное размышление. Перечитаем предложение 5. Автор использует в нём А)_____ , чтобы убедить нас в том, какое впечатление на него произвела Красная площадь.

В то же время троп Б) _____ в предложении 21 позволяет Пескову подчеркнуть, что отношение каждого человека влияет на состояние культуры в целом. Эмоциональность – вот ещё одна особенность этой статьи. Использование такого синтаксического средства, как В) _____ (предложения 1, 7, 13) помогает нам понять чувства автора. А вот синтаксическое средство Г)_____ (предложения 18, 23) ещё раз показывает нам автора не только как интересного рассказчика, но и как человека, умеющего писать нескучно.


Список терминов: 1) гипербола 2) цитирование 3) анафора 4) метафора

5) просторечные слова 6) лексический повтор 7) эпитеты

8) контекстные антонимы 9) риторический вопрос


ЛИСТ УЧИТЕЛЯ Самостоятельная работа В-3

А-4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

изОгнутый отослАла вклЮчен (с) тОртами красИвее

ОТВЕТ: ______________________________________

А-5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.

2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак - это продукция, которая содержит дефекты.

4. Молния – ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.

5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.

ОТВЕТ: ______________________________________

А-6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТА домами известные ПРОФЕССОРА на ширине ПЛЕЧЕЙ

несколько БЛЮДЕЦ ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь ОТВЕТ: _______________________________

А-8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться утр...мбовать прим...рение п...норама пор...вняться

ОТВЕТ: _____________________________________

А-9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж...ярусный, п...еса чере...чур, и...бежал

пр...стыдил, пр...емник (традиций) (без) пр...крас, пр...обрёл

п…ник (духом), поз...вчера ОТВЕТ: __________________________________________________


(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки. (2)В городе ещё пахло гарью, тем звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и нестерпимой, удушающей вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.

(3)На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. (4)Вид книг всегда волнует меня, и я зашёл в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. (5)Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. (6)Часть книг уже стояла на полках. (7)Я подошёл к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая — библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из Подполья, где те пережили всю оккупацию. (8)Я взял в руки одну из книг — это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

— (9)Работа нам предстоит немалая, — сказала одна из женщин» — дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, — и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. — (10)Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти всё, что подлежало уничтожению, — добавила женщина с удовлетворением, — так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

(11)Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплёты. (12)А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что, по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки. (13)В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги. (По В.Г. Лидину*)

А-22. Укажите предложение, в котором использованы синонимы. 1) 1 2) 7 3) 3 4) 13

А-23. Среди предложений 9—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ: 12
А-24. Рассказывая одну из своих историй, автор помогает читателям представить сложную обстановку в только что освобождённом городе. Этому способствуют такое синтаксическое средство выразительности, как А)_____ (предложения 1, 2), и такой троп, как Б)______ («звериным душным запахом»). Неуверенность и осторожность человека, оказавшегося в незнакомом месте, передана с помощью такого синтаксического средства, как В)_____ (предложения 5, 10). Отношение автора отражено в тексте с помощью такого тропа, как Г)______ («книги ... пережили всю оккупацию» в предложении 7). ОТВЕТ: 9, 1, 6, 4

Список терминов: 1) эпитет 2) термины 3) лексический повтор

4) олицетворение 5) диалектизм 6) вводные слова

7) парцелляция 8) вопросно-ответная форма 9) ряды однородных членов

Самостоятельная работа В-3

А-4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

изОгнутый отослАла вклЮчен (с) тОртами красИвее

ОТВЕТ: ______________________________________

А-5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.

2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак - это продукция, которая содержит дефекты.

4. Молния - ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.

5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.

ОТВЕТ: ______________________________________

А-6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТА домами известные ПРОФЕССОРА на ширине ПЛЕЧЕЙ

несколько БЛЮДЕЦ ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь ОТВЕТ: _______________________________

А-8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться утр...мбовать прим...рение п...норама пор...вняться

ОТВЕТ: _____________________________________

А-9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова.

меж...ярусный, п...еса чере...чур, и...бежал пр...стыдил, пр...емник (традиций)

(без) пр...крас, пр...обрёл п…ник (духом), поз...вчера

ОТВЕТ: __________________________________________________


(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки. (2)В городе ещё пахло гарью, тем звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и нестерпимой, удушающей вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.

(3)На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. (4)Вид книг всегда волнует меня, и я зашёл в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. (5)Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. (6)Часть книг уже стояла на полках. (7)Я подошёл к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая — библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из Подполья, где те пережили всю оккупацию. (8)Я взял в руки одну из книг — это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

— (9)Работа нам предстоит немалая, — сказала одна из женщин» — дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, — и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. — (10)Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти всё, что подлежало уничтожению, — добавила женщина с удовлетворением, — так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

(11)Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплёты. (12)И вот теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что, по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки. (13)В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги. (По В.Г. Лидину*)

А-22. Укажите предложение, в котором использованы синонимы. 1) 1 2) 7 3) 3 4) 13

ОТВЕТ: _____________________

А-23. Среди предложений 9—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ: _____________________
А-24. Рассказывая одну из своих историй, автор помогает читателям представить сложную обстановку в только что освобождённом городе. Этому способствуют такое синтаксическое средство выразительности, как А)_____ (предложения 1, 2), и такой троп, как Б)______ («звериным душным запахом»). Неуверенность и осторожность человека, оказавшегося в незнакомом месте, передана с помощью такого синтаксического средства, как В)_____ (предложения 5, 10). Отношение автора отражено в тексте с помощью такого тропа, как Г)______ («книги ... пережили всю оккупацию» в предложении 7).

Список терминов: 1) эпитет 2) термины 3) лексический повтор

4) олицетворение 5) диалектизм 6) вводные слова

7) парцелляция 8) вопросно-ответная форма 9) ряды однородных членов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!