Задания № 5, 6, 9, 11, 21 и 24 ЕГЭ. В-1 ЛИСТ УЧИТЕЛЯ!!!
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте его, запишите верный вариант.
Она ругала себя за эти мысли и называла их БАБСКИМИ.
Всё равно его [Андерсена] любовь будет в конце концов БЕЗОТВЕТНОЙ.
В тяжёлых БОЛОТНЫХ сапогах я еле поспеваю за ним.
Героическое и ВОСПИТАТЕЛЬСКОЕ значение литературы ясно для всех.
Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, гиацинтов.
ОТВЕТ: _____________________________________ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку, запишите СЛОВО правильно.
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание БОЛЕЕ РЕЗКОЕ движение ЛЯЖЬТЕ на пол несколько АБРИКОСОВ на ОБОИХ берегах
ОТВЕТ: ______________________
9. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква? Вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.
ин…екция, под...ячий пр…следовать, пр…чудливый с…лгавший, н…двязать
бе…шовный, и…царапать не…гораемый, …дешний
ОТВЕТ: _____________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстел…шь продолж…шь очист…вший слыш…мый скрюч…шься
ОТВЕТ: ______________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
люди постро…т бор…щиеся дремл…щие полыха…щая заря заслужива…щие похвалы
ОТВЕТ: ______________________
Какие из перечисленных утверждений (их ТРИ) являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3–9 представлено повествование.
2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.
3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.
4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.
5) В предложениях 50–53 представлено описание. ОТВЕТЫ: 2, 3 и 4
(3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется ещё одно лексическое средство А) _____ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, писатель использует троп Б) _____ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного лексический приём В) _____ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). А синтаксическое средство выразительности Г) _____ (предложение 37) фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».
ответ: 8159
Список терминов: 1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения
4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление
8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения
(2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас это даже в голову не могло прийти.
(37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой.
Задания № 5, 6, 9, 11, 21 и 24 ЕГЭ. В-2 ЛИСТ УЧИТЕЛЯ!!!
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте его, запишите верный вариант.
Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОБНО рычал.
Получив ЦЕННЫЕ указания от начальства, мы разошлись по домам.
Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
Вам, обвиняемый, слово будет ПРЕДОСТАВЛЕНО позже. ОТВЕТ: ____________________________ ВОИНСКОЕ
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку, запишите СЛОВО правильно.
САМЫЙ МОЛОДОЙ клиент пять БЛЮДЕЦ вкусные ТОРТА МОЛОЖЕ брата с СЕМЬЮСТАМИ метрами
ОТВЕТ: ______________________
9. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква? Вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.
контр…гра, небез…звестный необ…ятный, компан…он пр…одолеть, пр…лежный
пр…отец, пр…бежка ….дался, бе…тарифный
ОТВЕТ: _____________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
они провер…т крас…щий внемл…щий люб…щий они дел…тся
ОТВЕТ: ______________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
ты мел…шь несмолка…мый шум ты толка…шь выстро…шь дачу застел…нный
ОТВЕТ: ______________________
21. Какие из перечисленных утверждений (их ТРИ) являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5–8 включают описание.
2) Предложение 21 объясняет содержание предложения 20.
3) Предложения 25–28 включают повествование.
4) Предложение 37 содержит вывод из предложения 36.
5) Предложения 1–2 содержат повествование. ОТВЕТЫ: 1, 2, 3
(5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели, лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки.
(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.
(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем. (26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх: у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства.
(36)Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления.
(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Описать всю сложность положения, в котором оказались пришедшие на помощь китам моряки, автору помогает синтаксическое средство А) _____ (предложения 15–16). Характеризуя личности моряков Заполярья и подчёркивая особенности их ежедневного труда, С. Сальников использует лексическое средство выразительности Б) _____ («морские волки» в предложении 17), синтаксическое средство В) _____ (в предложении 18), а также троп Г) _____ («героической работы» в предложении 19, «в бесконечное плавание», «отважные полярники» в предложении 23)».
Ответ: 6472
Список терминов: 1) сравнение 2) эпитет 3) олицетворение 4) фразеологизм
5) восклицательные предложения 6) вопросительные предложения 7) ряды однородных членов
8) ирония 9) диалог
(15)Как заставить их пойти в пробитый проход, поверив людям? (16)Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под собой животных?
(17)Такой морской практики эти морские волки не имели.
(18)Неделю назад они шли в Заполярье на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и грузы.
(19)То была часть обычной для них героической работы, а здесь – киты, которые боятся человека и не понимают его действий. (23)Киты ушли в своё бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым людям спасибо, а отважные полярники опять пошли мимо мыса Дежнева в наши северные моря, где очередной пароход ждал их помощи.
Задания № 5, 6, 9, 11, 21 и 24 ЕГЭ. В-3 ЛИСТ УЧИТЕЛЯ!!!
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте его, запишите верный вариант.
На Руси было традицией всей семьей посещать ПРАЗДНИЧНЫЕ богослужения.
На ГУМАНИТАРНЫЕ специальности в вузах города всегда большой конкурс.
Герои многих народных сказок – ДОВЕРЧИВЫЕ и добрые люди.
Ни один укол, сделанный медсестрой Наташей, не был БОЛЬНЫМ.
Ах, каким ЭФФЕКТНЫМ было ее появление в новой шляпке!
ОТВЕТ: ____________________________ БОЛЕЗНЕННЫМ
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку, запишите СЛОВО правильно.
несколько НОЖНИЦ умелые ПОВАРА ДВОЕ подружек в ПОЛУТОРА часах в ДВУХСТАХ метрах
ОТВЕТ: ______________________
9. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква? Вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.
об…греватель, н…испособнейший пр…вокзальный, непр…рывный …доровье, не…горевший
вз…мать, мед…нститут бе…престанно, и…давна
ОТВЕТ: _____________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
заед…шь в гости завис...вший бре…шь щетину движ…мый обижа…мый
ОТВЕТ: ______________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
вер…щий в добро сто…щее дело се…щий дождик они закле…т стро…щий дом
ОТВЕТ: ______________________
21. Какие из перечисленных утверждений (их ТРИ) являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
2) Предложение 7 поясняет содержание предложения 6.
3) В предложениях 13–16 содержится рассуждение.
4) В предложениях 17–18 представлено описание.
5) В предложениях 22–23 содержится повествование с элементами описания. ОТВЕТЫ: 2, 3, 5
(1)Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожиданно рано, напутав с календарём, наступила зима. (2)Огромные, толстые льды покрыли северные моря и прижали к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов. (3)Животные метались на узкой полоске чистой воды между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу.
(6)Помощь пришла из страны, обладавшей тогда самым мощным ледокольным флотом в мире. (7)Флагманский ледокол Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» устремились на помощь.
(13)Работа предстояла сложная. (14)Пробить такой лёд этим гигантам было не трудно, но как выйти точно на китов, что мечутся на узкой полоске свободной воды. (15)Как заставить их пойти в пробитый проход, поверив людям? (16)Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под собой животных?
(17)Такой морской практики эти морские волки не имели. (18)Ещё неделю назад они шли в Заполярье на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и грузы.
(22)Но эти суровые, немногословные люди, много раз смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и вывели морских исполинов в море. (23)Киты ушли в своё бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым людям спасибо, а отважные полярники опять пошли мимо мыса Дежнева в наши северные моря, где очередной пароход ждал их помощи.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышляя об изменениях, происходящих в языке, автор стремится привлечь внимание читателя. С этой целью он использует такой приём, как А) _____ (предложения 6, 16, 27). Необратимость и определённую закономерность происходящих в языке процессов М.А. Кронгауз подчёркивает, используя лексические средства: Б) _____ ("белой вороной" в предложении 18) и В) _____ (например, "гаджеты” в предложении 22). Неравнодушие лингвиста к судьбе родного языка обнаруживает использованное в тексте синтаксическое средство Г) _____ (предложения 30, 35, 21, 5)».
Ответ: 8, 3, 7, 5
Список терминов: 1) контекстные синонимы 2) сравнение 3) фразеологизм
4) ряды однородных членов 5) вводные слова 6) противопоставление 7) заимствованная лексика
8) вопросительные предложения 9) восклицательные предложения
(6)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться?
(18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт.
(22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые в наше время так много говорят.
(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (35)3начит, нам интересен русский язык! (21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения.
Задания № 5, 6, 9, 11, 21 и 24 ЕГЭ. В-1
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте его, запишите верный вариант.
Она ругала себя за эти мысли и называла их БАБСКИМИ.
Всё равно его [Андерсена] любовь будет в конце концов БЕЗОТВЕТНОЙ.
В тяжёлых БОЛОТНЫХ сапогах я еле поспеваю за ним.
Героическое и ВОСПИТАТЕЛЬСКОЕ значение литературы ясно для всех.
Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, гиацинтов.
ОТВЕТ: _____________________________________
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку, запишите СЛОВО правильно.
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание БОЛЕЕ РЕЗКОЕ движение ЛЯЖЬТЕ на пол несколько АБРИКОСОВ на ОБОИХ берегах
ОТВЕТ: ______________________
9. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква? Вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.
ин…екция, под...ячий пр…следовать, пр…чудливый с…лгавший, н…двязать
бе…шовный, и…царапать не…гораемый, …дешний
ОТВЕТ: _____________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстел…шь продолж…шь очист…вший слыш…мый скрюч…шься
ОТВЕТ: ______________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
люди постро…т бор…щиеся дремл…щие полыха…щая заря заслужива…щие похвалы
ОТВЕТ: ______________________
Какие из перечисленных утверждений (их ТРИ) являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3–9 представлено повествование.
2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.
3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.
4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.
5) В предложениях 50–53 представлено описание. ОТВЕТЫ: ___________
(3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется ещё одно лексическое средство А) _____ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, писатель использует троп Б) _____ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного лексический приём В) _____ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). А синтаксическое средство выразительности Г) _____ (предложение 37) фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».
Список терминов: 1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения
4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление
8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения
(2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас это даже в голову не могло прийти.
(37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой.
Задания № 5, 6, 9, 11, 21 и 24 ЕГЭ. В-2
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте его, запишите верный вариант.
Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОБНО рычал.
Получив ЦЕННЫЕ указания от начальства, мы разошлись по домам.
Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
Вам, обвиняемый, слово будет ПРЕДОСТАВЛЕНО позже. ОТВЕТ: ____________________________
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку, запишите СЛОВО правильно.
САМЫЙ МОЛОДОЙ клиент пять БЛЮДЕЦ вкусные ТОРТА МОЛОЖЕ брата с СЕМЬЮСТАМИ метрами
ОТВЕТ: ______________________
9. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква? Вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.
контр…гра, небез…звестный необ…ятный, компан…он пр…одолеть, пр…лежный
пр…отец, пр…бежка ….дался, бе…тарифный
ОТВЕТ: _____________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
они провер…т крас…щий внемл…щий люб…щий они дел…тся
ОТВЕТ: ______________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
ты мел…шь несмолка…мый шум ты толка…шь выстро…шь дачу застел…нный
ОТВЕТ: ______________________
21. Какие из перечисленных утверждений (их ТРИ) являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5–8 включают описание.
2) Предложение 21 объясняет содержание предложения 20.
3) Предложения 25–28 включают повествование.
4) Предложение 37 содержит вывод из предложения 36.
5) Предложения 1–2 содержат повествование. ОТВЕТЫ: __________
(5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели, лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки.
(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.
(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем. (26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх: у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства.
(36)Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления.
(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Описать всю сложность положения, в котором оказались пришедшие на помощь китам моряки, автору помогает синтаксическое средство А) _____ (предложения 15–16). Характеризуя личности моряков Заполярья и подчёркивая особенности их ежедневного труда, С. Сальников использует лексическое средство выразительности Б) _____ («морские волки» в предложении 17), синтаксическое средство В) _____ (в предложении 18), а также троп Г) _____ («героической работы» в предложении 19, «в бесконечное плавание», «отважные полярники» в предложении 23)».
Список терминов: 1) сравнение 2) эпитет 3) олицетворение 4) фразеологизм
5) восклицательные предложения 6) вопросительные предложения 7) ряды однородных членов
8) ирония 9) диалог
(15)Как заставить их пойти в пробитый проход, поверив людям? (16)Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под собой животных?
(17)Такой морской практики эти морские волки не имели.
(18)Неделю назад они шли в Заполярье на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и грузы.
(19)То была часть обычной для них героической работы, а здесь – киты, которые боятся человека и не понимают его действий. (23)Киты ушли в своё бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым людям спасибо, а отважные полярники опять пошли мимо мыса Дежнева в наши северные моря, где очередной пароход ждал их помощи.
Задания № 5, 6, 9, 11, 21 и 24 ЕГЭ. В-3
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте его, запишите верный вариант.
На Руси было традицией всей семьей посещать ПРАЗДНИЧНЫЕ богослужения.
На ГУМАНИТАРНЫЕ специальности в вузах города всегда большой конкурс.
Герои многих народных сказок – ДОВЕРЧИВЫЕ и добрые люди.
Ни один укол, сделанный медсестрой Наташей, не был БОЛЬНЫМ.
Ах, каким ЭФФЕКТНЫМ было ее появление в новой шляпке!
ОТВЕТ: ____________________________
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку, запишите СЛОВО правильно.
несколько НОЖНИЦ умелые ПОВАРА ДВОЕ подружек в ПОЛУТОРА часах в ДВУХСТАХ метрах
ОТВЕТ: ______________________
9. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква? Вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.
об…греватель, н…испособнейший пр…вокзальный, непр…рывный …доровье, не…горевший
вз…мать, мед…нститут бе…престанно, и…давна
ОТВЕТ: _____________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
заед…шь в гости завис...вший бре…шь щетину движ…мый обижа…мый
ОТВЕТ: ______________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
вер…щий в добро сто…щее дело се…щий дождик они закле…т стро…щий дом
ОТВЕТ: ______________________
21. Какие из перечисленных утверждений (их ТРИ) являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
2) Предложение 7 поясняет содержание предложения 6.
3) В предложениях 13–16 содержится рассуждение.
4) В предложениях 17–18 представлено описание.
5) В предложениях 22–23 содержится повествование с элементами описания. ОТВЕТЫ: ____________
(1)Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожиданно рано, напутав с календарём, наступила зима. (2)Огромные, толстые льды покрыли северные моря и прижали к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов. (3)Животные метались на узкой полоске чистой воды между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу.
(6)Помощь пришла из страны, обладавшей тогда самым мощным ледокольным флотом в мире. (7)Флагманский ледокол Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» устремились на помощь.
(13)Работа предстояла сложная. (14)Пробить такой лёд этим гигантам было не трудно, но как выйти точно на китов, что мечутся на узкой полоске свободной воды. (15)Как заставить их пойти в пробитый проход, поверив людям? (16)Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под собой животных?
(17)Такой морской практики эти морские волки не имели. (18)Ещё неделю назад они шли в Заполярье на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и грузы.
(22)Но эти суровые, немногословные люди, много раз смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и вывели морских исполинов в море. (23)Киты ушли в своё бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым людям спасибо, а отважные полярники опять пошли мимо мыса Дежнева в наши северные моря, где очередной пароход ждал их помощи.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышляя об изменениях, происходящих в языке, автор стремится привлечь внимание читателя. С этой целью он использует такой приём, как А) _____ (предложения 6, 16, 27). Необратимость и определённую закономерность происходящих в языке процессов М.А. Кронгауз подчёркивает, используя лексические средства: Б) _____ ("белой вороной" в предложении 18) и В) _____ (например, "гаджеты” в предложении 22). Неравнодушие лингвиста к судьбе родного языка обнаруживает использованное в тексте синтаксическое средство Г) _____ (предложения 30, 35, 21, 5)».
Список терминов: 1) контекстные синонимы 2) сравнение 3) фразеологизм
4) ряды однородных членов 5) вводные слова 6) противопоставление 7) заимствованная лексика
8) вопросительные предложения 9) восклицательные предложения
(6)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться?
(18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт.
(22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые в наше время так много говорят.
(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (35)3начит, нам интересен русский язык! (21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения.