СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетральные игры

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа "Тетральные игры" ращитана для детей младшего возраста обучающиеся на тетральном отделении.

Просмотр содержимого документа
«Тетральные игры»

Муниципальное учреждение «Отдел по делам культуры и организации досуга населения»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Майнская детская школа искусств»





Программа

Театральные игры



Для учащихся театрального отделения

(1 год обучения)



Возраст детей – 7 – 8 лет

Срок реализации программы – 1 год

Составитель: Мельникова В.А.




















р.п.Майна

2011 г.

Рецензенты:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ДОД

«Майнская ДШИ»

___________Погодина Л.А.

« »____________2011г.

















Принята на педагогическом совете

МОУ ДОД

«Майнская ДШИ»

Протокол №

от « »___________2011 г.













РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу «Театральные игры»



Данная программа составлена для работы преподавателей театрального отделения детской школы искусств р.п.Майна на основании программы «Театральные игры» Министерства культуры Российской Федерации научно-методический центр по художественному образованию 2002г.

Новизной и актуальностью данной программы является создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса.

Новые требования позволяют педагогам более дифференцированно осуществлять творческое развитие каждого учащегося.

Творческое объединение педагога дает возможность молодому поколению быть вместе, быть в дружбе и сотворчестве с театральной игрой. Программа успешно реализуется в течение 1 года, контингент обучающихся ежегодно увеличивается.

В Программе грамотно отражены цели, задачи обучения, методические подходы, экзаменационные. Репертуарный план составлен с учётом реальных возможностей, не снижая требования качества обучения и воспитания.




Рецензент

____________________________________________________________________________________________________________________





Подпись заверяю___________________________________________________










Пояснительная записка

Программа предназначена для театрального отделения.

Театральная игра, как большинство предметов в школе искусств строится по принципу взаимопроникновения дисциплин, включая общеобразовательные, что требует тесного взаимодействия со средней школой и синтеза искусств в учебном процессе.

Поэтому музыка, танец, лепка и рисование, всевозможные декоративные, театрально-декоративные поделки своими руками должны входить в структуру урока.

Все свои жизненные впечатления, переживания дети отражают в условно-игровой форме способствующей перевоплощению в конкретный образ. В тоже время в игре важно развить эстетическое отношение к действительности, сопереживание и эмоциональный отклик на красоту окружающего мира. Ребёнок через игру сам готов создавать сценический образ. Играть сценки, этюды, представлять кого-то по памяти и воображению, художественно читать стихи и прозу, с выдумкой проводить школьный праздник- во всех этих действиях присутствует особенности театрального языка.

Театральные игры помогут ребенку контролировать своё поведение, видеть в каждом интересного человека, друга, товарища, учиться общаться. Занятия способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, формированию убеждений и идеалов.

Программа «Театральные игры» может быть полезна не только преподавателям театрального отделения, но и воспитателям дошкольного образования.

Цель программы:

Раскрытие духовного, творческого потенциала подростка и адаптация его в социальной среде средствами театральной игры.

Задачи программы:

1.Образовательные задачи:

- приобщение детей к творчеству,

- освоение элементов актерского мастерства.

2. Развивающие задачи:

- развитие эмоциональной сферы ребенка,

- развитие коммуникативных качеств личности,

- выявление и развитие творческих способностей,

- развитие импровизированного творческого самочувствия в представлении, игре-сказке, этюде.

3. Воспитательные задачи:

- воспитание чувства прекрасного,

- воспитание культуры звучащего слова,

- снятие стрессообразующих факторов,

- воспитание способности к состраданию, сочувствию.


Отличительные особенности

Новые требования позволят преподавателям более дифференцированно осуществлять творческое развитие каждого ребёнка, а главное, значительно активизировать работу с репертуаром и облегчить учащимся сложный путь в мир театра.

Преподавателям предоставляется возможность, раскрепостить ребенка с помощью простых театральных игр, упражнений, этюдов. Программа предполагает приобритение ребенка нового чувственного опыта, овладение новыми средствами самовыражения, что ведет к большему осознанию опыта и поведения. Данная программа помогает систематизировать множество театральных игр, логически встроить их в образовательный процесс.

Возраст обучающихся:

От 6 до 7 лет.

Срок реализации программы:

1 год.

Основной период обучения состоит из 2-х этапов:

I этап – соответствует 1-му полугодию.

II этап – соответствует 2-му полугодию.

Формы занятий:

Практические групповые, индивидуальные занятия согласно темам учебно-тематического плана. Форму работы в зависимости от целей и задач каждого занятия выбирает преподаватель.

Режим занятий:

1 год обучения – 2 занятия в неделю по 1 часу ( с промежуточным перерывом 5 минут)




I этап обучения


По окончании первого этапа обучения ученик должен знать:

  • владеть навыками погруженного действия в упражнениях группового тренинга,

  • владеть навыками импровизационного самочувствия в публичной ситуации,

  • участвовать в нескольких творческих театральных сочинениях группы,

  • иметь этюдную зарисовку по упражнению «Наблюдение».


По окончании первого этапа обучения ученик должен уметь:

  • владеть навыками словесного действия,

  • участвовать (быть автором) в этюде на основе литературного материала,

  • владеть методикой сочинения творческих сюрпризов,

  • участвовать (быть автором) в творческом сюрпризе,

  • иметь парный этюд по упражнению «Наблюдение».



II этап обучения


По окончании второго этапа обучения ученик должен знать:

  • владеть навыками психофизического действия в предлагаемых обстоятельствах,

  • участвовать (быть автором) в одиночном или парном этюде,

  • владеть навыками импровизационного самочувствия в сценических условиях,

  • иметь одиночный этюд по упражнению «Наблюдение».


По окончании второго этапа обучения ученик должен уметь:

  • продуктивно, целесообразно действовать в событийной драматической ситуации,

  • владеть методикой событийного действенного вскрытия авторского материала,

  • участвовать в драматической сцене (сценах) учебной работы,

  • участвовать в творческом вечере мастерской.



Формы подведения итогов реализации программы:


  1. Ежемесячные творческие выступления на праздниках «В кругу семьи»

  2. Контрольные занятия:

Открытое занятие в конце 1—го полугодия

Зачетное занятие в конце 2-го полугодия


Учебно-тематический план


Наименование раздела и темы

Количество часов


Формы подведение итогов

Теория

Практика

Всего

Природа актерского мастерства: «Путешествие в страну Вообразилию»

2

10

12

Тест-игра

(входящий контроль)

Сценическое внимание: «Мы слушаем улицу»

1

4

5

Сценическая свобода и вера:

«Я леплю из пластилина»

«Игра в предметы»

«Театр лесных пародий»

3


1

1

1

11


3

3

5

14


4

4

6

Сценическое общение и оценка фактов:

«На выставке собак»

«Ночь в магазине игрушек»

2


1

1

10


5

5

12


6

6

Открытое занятие

(входящий контроль)

Сценическая убежденность и вера: «А ну-ка, отгадай!»

1

4

5

Сценическая задача и словесное действие:

«Пригласительный билет на сказку»

«Цирк зажигает огни»

4


2


2

20


10


10

24


12


12

Роль в сказке (промежуточный контроль»

Всего:

13

59

72


Содержание программы

Основная задача – формирование навыков и умение, составляющих фундамент театральных игр с элементами органического действия.

Для этого необходимо:

  • создать условия для развития детского коллектива единомышленников,

  • выявить своеобразие характера и творческие возможности каждого учащегося,

  • наметить пути формирование психотехники ребенка во взаимодействии с психологом и ведущими педагогами, предложить детям для этого ряд упражнений.


Раздел «Природа актерского мастерства»

Тема «Путешествие в страну Вообразилию»


Теория. Беседа о театре. Театр – искусство коллективное и синтетическое. Искусство перевоплощения. Первостепенная роль актера. Природа сценических переживаний.

Практика. Знакомство с детьми, выявление их способностей и возможностей. Упражнения и игры для создания атмосферы свободного общения: «Эстафета», «Однажды меня закрыли в темной комнате». Игры: «Моя Вообразилия», «Давайте познакомимся». Сказки-небывальщины, придуманные детьми.


Раздел «Сценическое внимание»

Тема «Мы слушаем улицу»


Теория. Виды внимания. Выбор объекта внимания. Внимание и фантазия.

Практика. Упражнение на выявление ассоциативного ряда «Мир вокруг меня», радиоспектакли: «Утро в деревне», « На берегу моря», «В горах». «Имитация звуков голосов. Ассоциативный ряд в звукоподражаниях. Речевой тренинг.


Раздел «Сценическая свобода и вера»

Тема «Я леплю из пластилина»

Теория. Основной закон пластики.

Практика. Упражнение на развитие воображения: «Пластилинчики».


Тема «Игра в предметы»

Теория. Наблюдательность. Мир предметов.

Практика. Наблюдательность, игра по памяти и представлению: «Живой предмет». Раскрепощение через образ. Пластические этюды «Зернышко в земле».


Тема «Театр лесных пародий»

Теория. «Чувство веры и правды» - умение погрузиться в разные обстоятельства.

Практика. Упражнение на развитие артистической смелости: нахождении «зерна» животного.



Раздел «Сценическое общение и оценка фактов»

Тема «На выставке собак»

Теория. Общение, «предлагаемые обстоятельства», магическое «если бы…»

Практика. Игра «Выставка собак» или «Дог-шоу.» Упражнения на резонаторе и дыхание.


Тема «Ночь в магазине игрушек»

Теория. Оценка фактов: умение слушать партнера с оценкой его слов и поведения.

Практика. Взаимодействие и воздействие на партнера заданной теме: убедить, потребовать, попросить. Работа с литературным материалом. Игра – упражнение «Куклы».


Раздел «Сценическая убежденность и вера»

Тема «А ну-ка, отгадай!»

Теория.«Предлагаемые обстоятельства» и сценическое оправдание.

Практика. Наблюдательность подробное изучение предмета. Координация в пространстве. Упражнения на воспитание сценической веры и памяти физических действий. Логика последовательность в упражнениях на память физических действий.


Раздел «Сценическая задача словесное действие»

Тема «Пригласительный билет на сказку»

Теория. Выбор репертуара театрализованных новогодних представлений-сказок.

Практика. Действенный анализ: определение темы произведения, ее задачи. Режиссерское прочтение материала. Распределение по ролям (творческие заявки). Дикция в звучащем слове и образность речи. Репетиции. Посещение театра.

Тема «Цирк зажигает огни»

Теория. Беседа об эстрадном искусстве и цирке. Просмотр видеороликов о цирке.

Практика. Фантазия на тему цирка. Выбор концертных номеров и ролей: клоуны, фокусники, конферансье, дрессировщики, дрессированные животные, гимнасты, канатоходцы, жонглеры, и т.д. Импровизированные этюды. Способность выполнять точную задачу, поставленную перед исполнителем. Использование фонограмм, приготовление реквизита, бутафории, деталей костюмов, оформление номера и декораций.


За год обучения создаются условия для развития творческих возможностей учеников через освоение элементов органического действия. По окончанию года они должны знать:

  • об искусстве перевоплощения первостепенной роли актера,

  • о видах театрального искусства (драма, опера, балет, мюзикл, эстрада и др.)

  • о природе сценических переживаний,

  • о видах внимания,

уметь:

  • использовать элементы актерской грамоты (смотреть и видеть, слушать и слышать),

  • в сценических условиях по-настоящему вспоминать и создавать «иллюстрированный подтекст» и «киноленту видений»,

  • выполнять точную задачу, поставленную перед исполнителем,

  • быть зрителем и «критиком»


Формой промежуточного контроля являются зрительский показ придуманных детьми зарисовок и этюдов театрализованным представлениям-сказкам «Новогодний утренник», фантазии на тему «Цирк зажигает огни».

Очень важно, чтобы каждый ученик после первого года обучения ощутил возможности своего психофизического инструмента, был физически свободен на сценической площадке, понимал природу своего поведения в сценическом событии, не боялся присутствия зрителей.

Примерные конспекты занятий по предмету

Театральные игры



Занятие № 1

Дети входят в зал. Педагог таинственно предлагает послушать интересную историю…


Педагог. Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Вдруг раздался страшный звон-

Убежали мышки вон!

Я хочу, чтобы вы запомнили эту историю. Давайте повторим её вместе.


Считалочка разучивается вначале хором, затем по-одному (3-4 ребенка). По просьбе педагога дети меняют силу и темп звука. В заключение проводится игра. Ребенок (ведущий) произносит считалку. На слова «вон!» дети-мышки разбегаются. Игра повторяется с другим ведущим. после игры дети садятся.


Педагог. Сегодня мы снова с вами в театре на спектакле «Курочка Ряба». Кто ещё не играл в этом спектакле?


По желанию детей разыгрывается кукольный спектакль.


Педагог. В этой сказке мышка юркая, да быстрая… А вот в сказке о глупом мышонке, какая была мама мышка?

Дети. Заботливая, добрая, ласковая.

Педагог. А мышонок?

Дети. Глупый!

Педагог. Почему? (Ответы детей.) Хорошо! Давайте поиграем и в эту сказку. А герои её будут появляться на фланелеграфе.


Сказка разучивается. В начале основную роль исполняет педагог. В дальнейшем сказка исполняется как игра – драматизация в костюмах на сцене театра.


Педагог. Дети, а какой характер у мышки в игре «Репка»?

Дети. Она смелая, быстрая и веселая.

Педагог. Давайте поиграем в эту игру.


Проводится хороводная игра «Репка». Дети стоят по кругу, взявшись за руки. в центре круга сидит «репка». За кругом – «мышка» (на голове у них шапочки). Все поют:


Репка, репонька,

Расти крепонька,

Ни мила, ни велика

До мышиного хвоста. Да!


Дети, исполняя песню, идут по кругу. «Репка» растет, «мышка» идет за кругом противоходом. С окончанием пения «мышка» ловит «репку». Если она поймет, то оба участника танцуют под любую народную плясовую мелодию.


Педагог. Вот, оказывается, как по-разному можно изобразить мышку. И мимикой, и жестом, и голосом, и движением. Давайте все превратимся в мышек и тихонько, чтобы не разбудить кота (показывает игрушку, которую дети прежде не замечали), пойдем к себе в норку.


Дети тихо выходят из зала.




Занятие №2

В нашем театре


Дети свободно входят в фойе театральной студии, здороваются.


Педагог. Сегодня мы продолжим беседу в театре. Зачем нужен театр? как его название переводится с греческого языка? (Зрелище.) А с греческого потому, что театр впервые появился в древней Греции. Чтобы создать интересное зрелище, необходимо потрудиться многим людям. Кто же создает спектакль?


Дети называют всех, кто работает в театре (режиссер, директор, осветитель, художник по костюмам, актеры).


Педагог. Какие виды театров вы знаете?

Дети. Драматический, кукольный, детский, оперный, театр комедии…

Педагог. Много различных театров, и в них играют актеры-артисты. Какими качествами должен обладать артис, чтобы его работа понравилась знрителям?


Дети называют различные средства выразительности актеров.


Правильно! Он должен владеть мимикой. Уметь хорошо двигаться. Речь должна быть четкой, внятной и выразительной. Мы сецчас и поработаем над всеми этими качествами.


Проводятся упражнения:

  1. Поработай плечами.

2. Ритмично простучи своё имя: Таня – Танечка…

3. Мельница.

Дуйте, дуйте ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли мы пирожки.


( Раскачивают руки из стороны в сторону. Круговые движения рук. Выразительная подача пирогов с четким и ясным произнесением слов.)

  1. Шалтай-болтай.

Шалтай-болтай висел на стене.

Шалтай-болтай свалился во сне.

И вся королевская конница,

И вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая,

Шалтая болтая собрать.

( Изображают тряпичную куклу. «Бросают» вниз мягкое тело. Четкие три шага с натянутыми поводьями. Покачивание с переносом центра тяжести. Опять «роняют» тело.)


Педагог. Шалтай-болтай – тряпичная кукла, а давайте из тряпичной, мягкой куклы превратимся в деревянную. Для артистов превращение или, правильнее сказать, перевоплощение – главное умение. А вы знаете каких-нибудь деревянных кукол?

Дети. Буратино.

Педагог. Вот веселый Буратино.

Любит он играть с Мальвиной!


Дети встают врассыпную и сначала под речевку изображают куклу. Затем включается фонограмма песни А. Рыбникова «Буратино». Дети танцуют, изображая каждый свою куклу, на паузу они замирают в какой-нибудь интересной позе, педагог ходит, рассматривает, хвалит.


Педагог. Вы знаете, есть еще одна деревянная куклу. Зовут её Вудали Атча и живет она в Америке. Попробуйте и её показать.


Дети под фонограмму исполняют ритмичный танец, изображая деревянную куклу.



Педагог. Очень хорошо получилась у вас кукла. Интересно, сможете вы изобразить животное, например кошку?

Кто-либо из детей читает. Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись,

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.


Изображают кошку и убегают. Затем педагог показывает куклу-кошку бибабо. Выбирают солиста. Дети исполняют песню М. Парцхаладзе «Плачет котик». После этого педагог предлагает скамим придумать грустную песенку котика. Они не только напевают, но и разыгрывают небольшие сценки с помощью мимики и жестов.


Педагог. А сейчас я приглашаю вас в комнату смеха. Вы бывали когда-нибудь в комнате смеха? Вот где потеха! Хотите там побывать? Отправляемся туда с помощью песни, все изобразим, как в театре мимики и жеста.


Дети инсценируют песню Д. Усманова «Комната смеха» под фонограмму исполнения ансамбля «Ариэль».


Педагог. Хорошо у вас получилось, молодцы! На этой веселой ноте мы и закончим занятие в нашем театре.



Занятие №3

Урок театральной азбуки

Для детей 5- 6 лет


Звучит фонограмма песни О. Юдахиной и Ю. Энтина «О кей!». Дети свободно входят в зал.


Педагог. Где мы с вами можем посмотреть в действии знакомые сказки, интересные истории?

Дети. В театре.

Педагог. Мы с вами будем сидеть в зрительном зале, потому что мы?...

Дети. Зрители.

Педагог. А где происходит действие?

Дети. На сцене.

Педагог. Как называются люди, которые выступают на сцене?

Дети. Артисты.

Педагог. Как вы думаете, просто ли стать артистом? Что для этого нужно?


Дети перечисляют навыки и умения, необходимые артисту.


Педагог. Артисту необходимо владеть мимикой. Покажите этюды.


Дети показывают ряд мимических этюдов, передавая содержание текста, прочитанного педагогом, учитывая интонацию, с которой звучал данный текст:

  1. Чудо остров!

  2. Наша Таня громко плачет…

  3. Карабас Барабас.

  4. Первый снег! Ветер! Холодно!


Педагог. Актеру необходимо владеть жестами, которые помогут передать характер человека, повадки разных зверей.


Дети показывают этюд «Сучок на тропинке» Виктора Лунина.


Тренди-бренди, тренди-брендь! На сучок ногой ступила,

По тропинке шел медведь, Поскользнулась и завыла.

По тропинке шел медведь Хвать его что было силы-

На малину поглядеть. Только лапу занозила!

На сучок ногою встал, Ох, и злой ушла лиса,

Поскользнулся и упал. Трали-вали, чудеса!

Растянулся – испугался, Стуки-стуки, стуки-стук,

Что в капкан ногой попался, По тропинке шел барсук.

С перепугу задрожал, По тропинке шел барсук,

Подскочил и убежал. Наступил ногой на сук.

Видно трусом был медведь, Поскользнулся, растянулся,

Тренди-бренди, тренди-бредь! Встал на ноги, отряхнулся.

Трали-вали, чудеса! Почесал в раздумье спинку,

По тропинке шла лиса, Отодвинул сук с тропинки,

По тропинке шла лиса И пошел себе барсук

И глядела в небеса. Стуки-стуки, стуки-стук.


Педагог. Вы знаете теперь, что такое мимика, жесты. Давайте разыграем сценку «Маленькая прачка» М. Яснова.


Прачка. Серый филин, пыльный филин?

Филин (спокойно, с любопытством). Гу-гу-гу!

Прачка. Хочешь, чистым будешь, Филин?

Филин (одобрительно). Гу-гу-гу!

Прачка. Будешь, Филин, ты не пылен.

Филин (радостно). Гу-гу-гу!

Прачка. Ты доволен будешь, Филин?

Филин (довольно). Гу-гу-гу!

Прачка. Я тебя полью водою…

Филин (раздумывают) Гу-гу-гу?!

Прачка. С порошком тебя помою…

Филин (удивлен). Гу-гу-гу!

Прачка. Накрахмалю, выжму крепко…

Филин (хмурится). Гу-гу-гу!

Прачка. И повешу на прищепку.

Филин (злобно). Гу-гу-гу!

Прачка. Будешь, Филин, ты не пылен!

Слышишь, Филин?


Филин делает вид, что думает.

Где ты, Филин?


Филин прячется под крыло.

Ни в лесу, ни на лугу –

Ни гу-гу.


Филин прикладывает палец к губам – знак молчания.


Педагог. И конечно же актеру необходимо четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язычок были хорошо подвижны и внятно был слышен текст, помогают специальные упражнения, которые называются «скороговорки».


По желанию дети проговаривают скороговорки.


Педагог. Однако недостаточно только четко и внятно произносить текст, ведь актер одно и то же слово может произнести по-разному, с разной интонацией. Попробуйте и вы произнести фразу «Приходите завтра» с разными интонациями: грустно, весело, спокойно, важно, грубо, злобно, нежно.


Дети выполняют задание, затем читают потешку с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно-равнодушно):

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.


Педагог. Я предлагаю вам стать артистами театра кукол. Именно эти артисты должны великолепно владеть своей речью.


Дети с куклами бибабо. У одного на руке кукла-ворона, другой – ведущий. Это может быть и кукла – Петрушка. Дети разыгрывают сценку на стихотворение «Кража» В. Орлова.


Ворона. Кра!

Ведущий. Кричит ворона.

Ворона. Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано,

Брошь украл он из кармана,

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

Ведущий. Стой, ворона, не кричи!

Не кричи, а помолчи!

Жить не можешь без обмана –

У тебя ведь нет кармана!...


Ворона. Как?!

Ведущий. Подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

Ворона. Что же вы раньше не сказали?

Кар-р-раул!

Кар-р-ман укр-р-рали!


Педагог. А знаете ли вы, что есть такие спектакли, где вместо обычной разговорной речи звучит песня? Как называются такие спектакли?

Дети. Опера.


Дети исполняют мини-оперу с куклами-марионетками (Н. Пикул. «Про двух гусят»).


Ведущий (ребенок). Веселый гусенок

По лужам шагал.

Веселую песенку

Так напевал:

1-й гусенок (поет весело). Га-га-га…

Ребенок. А грустный гусенок

По лужам шагал

И грустную песенку

Так напевал…

2-й гусенок (поет грустно). Га-га-га…

Ребенок. Веселый гусенок

К нему подошел…

1-й гусенок ( весело). Смотри, червячка я какого нашел!

Га-га-га…

Ребенок. А грустный гусенок

Ответил ему…

2-й гусенок (уныло). А мне никогда не найти самому!

Га-га-га…

Ребенок. Веселый гусенок

Сказал ему…

1-й гусенок (оживленно, радостно). Зря!

Не надо грустить,

Если рядом друзья!

Гусята (вместе весело поют). Га-га-га!



Занятие № 4

Сорока – белобока

(Игра – спектакль)


Педагог. Чики-чики-кички

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели,

Как они садились,

Все люди дивились!


На музыку вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» вбегают двое детей, изображающие птиц. С окончанием музыки они останавливаются и имитируют игру на трубе. Звучат фанфары.


Птички (вместе). Как Сорока Белобока

На заре вставала,

На заре вставала,

Стряпню затевала.

Е. Благинина


Под фонограмму «Я с комариком плясала» ансамбля «Русская балалайка» вбегает Сорока-Белобока.


Сорока. Я, Сорока-Белобока,

Кашу варила,

Деток кормила.


Звучат 3-я и 4-я вариации «Я с комариком плясала». Сорока варит кашу, а дети-сорочата бегают вокруг и на окончание музыки присаживаются около сороки.


Сорока (изображает соответствующие действия).

Этому дала чашку,

Этому дала ложку,

Этому поварешку.

Положила каши

Всем понемножку.

Кашу на пол не бросайте,

Клюв салфеткой вытирайте.


Сорочата едят кашу, а сорока улетает.


Сорочата (по очереди).

После завтрака нам нужно

За работу взяться дружно.

- Я цветочки все полью!

- Чашки, ложки уберу!

- В руки веник я возьму

И квартиру подмету!

Наша мамочка придет

Ни пылинки не найдет!


Звучат 5-я и 6-я вариации «Я с комариком плясала». Сорочата убираются в квартире.


Педагог. Сорока-Белобока,

Где была?

Сорока. Далеко!

Кашу варила,

На стол становила,

На крыльцо скакала,

Гостей поджидала!

Педагог. А Ворона-Барабона

По лесу летала,

На Сорокину стряпню

Гостей созывала.

Е. Благинина



Вновь звучит фонограмма вступления к сказке «О царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Ворона летает по лесу, подлетая к гостям, жестами приглашает их к Сороке.



Ворона. Ой, вы пташечки-канареечки!

Вы слетайтеся, собирайтеся,

Нынче у нас праздник,

Шумное веселье:

У Сороки-Белобоки

В дому новоселье!

Е. Благинина


Педагог. Журавль услышал,

Из болота вышел,

Сапоги начистил,

В гости отправился!

Е. Благинина


Под фонограмму песни «По улице мостовой» журавль идет важной походкой, следом скачут лягушки.


Лягушки. Мы лягушечки ква-ква,

Как зеленая трава.

Голоса настроили,

В гости отправились! (Подходят к Сороке)

Сорока (лягушке). Кума, ты к нам?

Лягушка. К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу!

Сорока. А кого, кого, кума?

Лягушка. Карпа, рака и сома.

Сорока. Как поймаешь,

Дашь ли нам?

Лягушка. Как не дать?

Конечно дом!

Педагог. По широкой улочке

Маршируют уточки.

Топают вразвалочку,

Крякают считалочку:

Уточки. Кря-кря-кря,

Кря-кря-кря?

Что нам реки и моря?!

П. Синявский


Уроки танцуют под фонограмму песни «Самара-городок» в исполнении квартета «Сказ».


Педагог. Вот воробушек по улице идет,

В левом крылышке он скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ног на ногу попрыгивает.


Выходит воробей и играет на скрипочке.

Воробей. Ой, вы, пташечки, канареечки,

Начищайтесь, наряжайтесь,

В гости собирайтесь!


Птички летают под фонограмму «Польки» Сиротина в исполнении оркестра «Русские народные инструменты».


Педагог. Тут Сорока-Белобока
На порог скакала,

Дорогих своих гостей

В горницу пускала…

Е. Благинина


Сорока. Вот, друзья, мы здесь живем!

Гости (поочередно) Ах, какой красивый дом!

- Много здесь игрушек,

Звонких погремушек.

- Комнаты все светлые,

Стены разноцветные.

- Стульчики дубовые.

- Занавески новые.

- Ложки расписные,

Яркие, резные.

Эти ложки мы возьмем

И сыграем, и споем.

Н. Лагунова

Дети исполняют «Танец с ложками» под фонограмму песни «Ах ты, береза». На первую часть музыки дети свободно ходят врассыпную, любуясь ложками, на вторую – играют на ложках, используя при этом любой знакомый прием игры.


Педагог. И пошел тут пир –

Шумное веселье.

У Сороки-Белобоки

В доме новоселье!


Звучит свободная русская плясовая под «Камаринскую» в исполнении ансамбля «Русская балалайка». все дети пляшут, используя знакомые движения.


Педагог. А пока плясали, пели,

Длинноногий журавель

Тут никак уж не стерпел,

Отодвинул кружку,

Хап!...

И съел лягушку!


Лягушка в это время прячется за столом. Все гости изображают ужас и удивление.


Педагог. Рассердилась Сорока,

Да как затопочет,

Рассердилась Белобока.

Да как застрекочет…

Сорока. Не бывать тому,

У меня в дому!

Где это видано,

Чтобы гостей ели сами гости?

Педагог. Журавушка задрожал,

Длинный клюв разинул,

Воробышек прискакал

И лягушку вынул!

Обрадовались гости!

Тут взялись играть грачи,

Музыканты-трубачи.

А все пташечки-канареечки

Опрокинули скамеечки

И пошли ходить,

Кряковяк водить!

Е. Благинина


Под фонограмму «Подмосковной польки» А. Беляева дети исполняют парный танец.


Педагог. Вот и сказка отзвучала,

Мы начнем её сначала.

Или новую начнем?

Но сначала отдохнём.

В. Берестов



























Список использованной литературы


Авторов Н. Спектакль и зритель. – М., 1985.

Берне Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1985.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – Л. – М., 1967.

Гиппиус С. Тренинг и муштра Станиславского. – Л., 1967.

Захава Б. мастерство актера и режиссера. – М., 1978.

Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками. – М..1991.

Карандашев В. Основы психологии общения. – Вологда ,1992.

Климовский М. мы идем за кулисы: книга о театральных цехах. – М., 1982.

Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1962.

Кнебель М. Поэзия педагогики. – М.¸ 1976.

Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. – М.,1966.

Лудия А. Этюды по истории поведения. – М., 1993.

Новицкая Л. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. – М., 1969.

Новицкая Л. Тренинг и муштра. – М., 1969.

Петров В. Методические рекомендации по экспериментальному актерскому тренингу. – Челябинск, 1983.

Петров В. Перспективность применения некоторых методов психодиагностики в театральной падагогике. – М., 1972, 1981.

Проблемы подготовки режиссеров самодеятельных театральных коллективов: Тезисы к научной практической конференции. – Тамбов, 1990.

Слуцкий В. Элементарная педагогика. – М., 1990.

Станиславский К. Полное собрание сочинений: В восьми томах. – М., 1961.

Чехов М. Литературное наследие – М., 1995.