СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тихая лирика" Н. Рубцова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николай Рубцов -  лидер "тихой лирики".

Просмотр содержимого документа
«"Тихая лирика" Н. Рубцова»

« Тихая лирика »  Николая Рубцова

« Тихая лирика » Николая Рубцова

Значительным явлением в литературе 1970-х стало такое направление, а точнее тенденция в литературе, которая получила название “тихой лирики”. “Тихая лирика” возникает в литературе во второй половине 1960-х годов, в противовес “громкой”, “эстрадной” поэзии шестидесятников. После 1964 года стал очевидным кризис “оттепели”, с этим кризисом и связано появление так называемой “тихой поэзии”.

Значительным явлением в литературе 1970-х стало такое направление, а точнее тенденция в литературе, которая получила название “тихой лирики”. “Тихая лирика” возникает в литературе во второй половине 1960-х годов, в противовес “громкой”, “эстрадной” поэзии шестидесятников. После 1964 года стал очевидным кризис “оттепели”, с этим кризисом и связано появление так называемой “тихой поэзии”.

Роль лидера “тихой лирики ” досталась рано погибшему Н.Рубцову (1936–1971).

Роль лидера “тихой лирики ” досталась рано погибшему Н.Рубцову (1936–1971).

“ Тихие лирики”, в частности Рубцов, воспроизводят в своих шедеврах такие качества, как:   религиозный культ природы;    изображение крестьянской избы как модели мира;   отталкивание (полемическое) от городской культуры;  живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры.

“ Тихие лирики”, в частности Рубцов, воспроизводят в своих шедеврах такие качества, как:

  религиозный культ природы;

  изображение крестьянской избы как модели мира;

  отталкивание (полемическое) от городской культуры;

живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры.

В предисловии к сборнику «Волны и скалы» поэт четко обозначит основные темы своего творчества: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны только тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»

В предисловии к сборнику «Волны и скалы» поэт четко обозначит основные темы своего творчества: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны только тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»

Поэтический мир Рубцова несёт отпечаток элегической традиции. В жанровом плане Рубцов преимущественно элегический поэт (стихотворение « Звезда полей»).  

Поэтический мир Рубцова несёт отпечаток элегической традиции. В жанровом плане Рубцов преимущественно элегический поэт (стихотворение « Звезда полей»).  

Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою..  Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…  Звезда полей, горит не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов поднявшихся вдали.  Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою..

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей, горит не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

По строкам видно, что поэт размышляет об одиночестве и грусти, и это не удивительно. Николай Михайлович вырос и был воспитан в детском доме, из-за чего это оставило большой отпечаток в его памяти. Образ звезды в произведении олицетворяет Родину, её красоту, неповторимость и роль в жизни человека. Строки стихотворения соединяют в себе небесное и земное, неизбежное и переходящее, поднимают для всех больную тему одиночества.  Стихотворение «Звезда полей» многие признают одним из лучших, отражающим пейзажи севера в русской поэзии. Основным настроением, которое задаёт данное стихотворение — чувство волнения за одиноких людей, за тех, кто лишён веры и надежды. Также в произведении проскальзывает чувство некой защищённости. Звезда полей помогает заблудшему страннику найти правильный путь, освещает ему дорогу.

По строкам видно, что поэт размышляет об одиночестве и грусти, и это не удивительно. Николай Михайлович вырос и был воспитан в детском доме, из-за чего это оставило большой отпечаток в его памяти. Образ звезды в произведении олицетворяет Родину, её красоту, неповторимость и роль в жизни человека. Строки стихотворения соединяют в себе небесное и земное, неизбежное и переходящее, поднимают для всех больную тему одиночества.  Стихотворение «Звезда полей» многие признают одним из лучших, отражающим пейзажи севера в русской поэзии. Основным настроением, которое задаёт данное стихотворение — чувство волнения за одиноких людей, за тех, кто лишён веры и надежды. Также в произведении проскальзывает чувство некой защищённости. Звезда полей помогает заблудшему страннику найти правильный путь, освещает ему дорогу.

Ключевые персонажи произведения - звезда и лирический герой.  Заблудившийся странник заострил своё внимание на звезде, появившейся среди ледяного покрытия.  В строках стихотворения говорится, что звезда возникает, когда на часах наступает 12 ночи, и весь родной край засыпает. Во-втором четверостишии упоминается о жизненных трудностях. Лирический герой говорит, что звезда помогает справиться со всеми невзгодами, которые встречаются у человека на пути.  Лишь только у главного персонажа наступает несчастье, он воссоздает то яркое сияние, которое виднелось из-за холмов. Именно в этих строчках можно заметить, как литератор проводит сравнение между звездой полей и своей Родиной. Рассказчик восторженно произносит, что звезда никогда не потухнет. Что она приносит спокойствие и уверенность жителям земли, а также помогает понять многие важные вещи.  Главный персонаж также гордится тем, что звезда восходит лишь в его родном крае, ведь свет придаёт ему уверенности и приносит счастье.

Ключевые персонажи произведения - звезда и лирический герой.

Заблудившийся странник заострил своё внимание на звезде, появившейся среди ледяного покрытия.  В строках стихотворения говорится, что звезда возникает, когда на часах наступает 12 ночи, и весь родной край засыпает. Во-втором четверостишии упоминается о жизненных трудностях. Лирический герой говорит, что звезда помогает справиться со всеми невзгодами, которые встречаются у человека на пути.  Лишь только у главного персонажа наступает несчастье, он воссоздает то яркое сияние, которое виднелось из-за холмов. Именно в этих строчках можно заметить, как литератор проводит сравнение между звездой полей и своей Родиной. Рассказчик восторженно произносит, что звезда никогда не потухнет. Что она приносит спокойствие и уверенность жителям земли, а также помогает понять многие важные вещи.  Главный персонаж также гордится тем, что звезда восходит лишь в его родном крае, ведь свет придаёт ему уверенности и приносит счастье.

Повтор – « горит, горит звезда моих полей » Эпитеты – «мгла заледенелая», «тревожные жители земли», «приветливый луч»  Метафора – « сон окутал Родину мою», «осеннее золото »

Повтор – « горит, горит звезда моих полей »

Эпитеты – «мгла заледенелая», «тревожные жители земли», «приветливый луч»

Метафора – « сон окутал Родину мою», «осеннее золото »

Рубцов, переживая драму духовного сиротства, пытается разрешить её — не во всеобъемлющей мысли о мире, а в эмоциональном просветлении. Он создаёт такие образы, которые своим древним значением, памятью способны вызвать чувство покоя, блаженства, умиления (стихотворение « Видение на холме»).

Рубцов, переживая драму духовного сиротства, пытается разрешить её — не во всеобъемлющей мысли о мире, а в эмоциональном просветлении. Он создаёт такие образы, которые своим древним значением, памятью способны вызвать чувство покоя, блаженства, умиления (стихотворение « Видение на холме»).

Взбегу на холм и упаду в траву.  И древностью повеет вдруг из дола!  Засвищут стрелы будто наяву,  Блеснет в Глаза кривым ножом монгола!  Пустынный свет на звездных берегах  И вереницы птиц твоих, Россия,  Затмит на миг в крови и жемчугах  Тупой башмак скуластого Батыя...   Россия, Русь-  Куда я ни взгляну!  За все твои старания и битвы  Люблю твою, Россия, старину,  Твои леса, погосты и молитвы,  Люблю твои избушки и цветы,  И небеса, горящие от зноя,  И шепот ив у омутной воды,  Люблю навек, до вечного покоя... Россия, Русь! Храни себя, храни!  Смотри, опять в твои леса и долы  Со всех сторон нагрянули они,  Иных времен татары и монголы,  Они несут на флагах черный крест,  Они крестами небо закрестили,  И не леса мне видятся окрест,  А лес крестов в окрестностях России.   Кресты, кресты...  Я больше не могу!  Я резко отниму от глаз ладони  И вдруг увижу: смирно на лугу  Траву жуют стреноженные кони.  Заржут они- и где-то у осин  Подхватит эхо медленное ржанье,  И надо мной - бессмертных звезд Руси  Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
  • Взбегу на холм и упаду в траву. И древностью повеет вдруг из дола! Засвищут стрелы будто наяву, Блеснет в Глаза кривым ножом монгола! Пустынный свет на звездных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг в крови и жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя... Россия, Русь- Куда я ни взгляну! За все твои старания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя...
  • Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в твои леса и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы, Они несут на флагах черный крест, Они крестами небо закрестили, И не леса мне видятся окрест, А лес крестов в окрестностях России. Кресты, кресты... Я больше не могу! Я резко отниму от глаз ладони И вдруг увижу: смирно на лугу Траву жуют стреноженные кони. Заржут они- и где-то у осин Подхватит эхо медленное ржанье, И надо мной - бессмертных звезд Руси Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
 «Видения на холме» – одно из многих стихотворений Рубцова, посвященных теме родины., В его лирике всегда важна первая строка, похожая на камертон, который задает всю мелодию.  Произведение начинается со стремительного действия – лирический герой взбегает на холм. Сразу же за ним следует остановка, кажущаяся даже несколько резкой, – он падает в траву.  Дальше реальность фактически отходит на второй план. Ее заменяют видения, связан-ные с прошлым России. Перед взором героя предстают эпизоды монголо-татарского нашествия – великой трагедии в истории нашей страны .

«Видения на холме» – одно из многих стихотворений Рубцова, посвященных теме родины., В его лирике всегда важна первая строка, похожая на камертон, который задает всю мелодию.

Произведение начинается со стремительного действия – лирический герой взбегает на холм. Сразу же за ним следует остановка, кажущаяся даже несколько резкой, – он падает в траву.

Дальше реальность фактически отходит на второй план. Ее заменяют видения, связан-ные с прошлым России. Перед взором героя предстают эпизоды монголо-татарского нашествия – великой трагедии в истории нашей страны .

Первая половина второй строфы стихотворения – проникновенное признание в любви к родине – ее погостам, молитвам, огням, избушкам, цветам, небесам, шепоту ив. Для достижения наиболь-шего эмоционального воздействия на читателей трижды повторяется глагол «люблю». Потом герою кажется, что на горизонте вновь замаячили враги, способные лишить Россию независимости. На их флагах – черные кресты. Они названы татарами и монголами иных времен. Сложно сказать, кого конкретно имел в виду здесь Рубцов. Возможно, речь идет о нападении на Советский Союз гитлеровской Германии. -Окончание второй строфы получилось у поэта очень напряженным, драматическим. Немало способствовало тому повторение несколько раз слова «крест» и однокоренной лексики. Особого внимания достойна следующая строчка из середины произведения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!».
  • Первая половина второй строфы стихотворения – проникновенное признание в любви к родине – ее погостам, молитвам, огням, избушкам, цветам, небесам, шепоту ив. Для достижения наиболь-шего эмоционального воздействия на читателей трижды повторяется глагол «люблю». Потом герою кажется, что на горизонте вновь замаячили враги, способные лишить Россию независимости. На их флагах – черные кресты. Они названы татарами и монголами иных времен. Сложно сказать, кого конкретно имел в виду здесь Рубцов. Возможно, речь идет о нападении на Советский Союз гитлеровской Германии. -Окончание второй строфы получилось у поэта очень напряженным, драматическим. Немало способствовало тому повторение несколько раз слова «крест» и однокоренной лексики. Особого внимания достойна следующая строчка из середины произведения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!».
Третья и финальная строфа начинается с восклицания: «Я больше не могу!». Лирическому герою сложно смотреть на то, как на его любимую страну надвигается страшная опасность. Он буквально вырывается из мира грез, возвращаясь в реальность. В настоящем перед ним предстает идиллическая картина – никаких врагов на горизонте нет и в помине, на лугу жуют траву стреноженные кони. Умиротворение царит вокруг. Над головой героя – «высоких звезд покойное мерцанье». На смену темным видениям прошлого пришел свет настоящего, озаряющий Россию.

Третья и финальная строфа начинается с восклицания: «Я больше не могу!». Лирическому герою сложно смотреть на то, как на его любимую страну надвигается страшная опасность. Он буквально вырывается из мира грез, возвращаясь в реальность. В настоящем перед ним предстает идиллическая картина – никаких врагов на горизонте нет и в помине, на лугу жуют траву стреноженные кони. Умиротворение царит вокруг. Над головой героя – «высоких звезд покойное мерцанье». На смену темным видениям прошлого пришел свет настоящего, озаряющий Россию.

В стихотворениях Рубцова любовь к родине приобретает характер религиозного, мистического служения. Родина - это та святыня, о которой громко не говорят, которая есть внутри тебя и которой ты служишь душою. Русский огонек в одноименном стихотворении становится символом надежды и добра, маяком спасения и связи между людьми Земли.

В стихотворениях Рубцова любовь к родине приобретает характер религиозного, мистического служения. Родина - это та святыня, о которой громко не говорят, которая есть внутри тебя и которой ты служишь душою. Русский огонек в одноименном стихотворении становится символом надежды и добра, маяком спасения и связи между людьми Земли.

Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле — по селам и столицам! Я сильный был — но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться. Привет, Россия — родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле — по селам и столицам! Я сильный был — но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться. Привет, Россия — родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по селам и столицам!

Я сильный был — но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по селам и столицам!

Я сильный был — но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Борычев Алексей Леонтьевич  Николаю Рубцову Это были стихи. Это были стихи! Просто были стихи… но какие! – Отмывалась душа. Отпускались грехи. Это – вечная боль по России. Это были не рифмы, а рифы, на них Разбивались бесчувствия шхуны. Вот таков и бывает он, подлинный стих. Вот такие звенящие струны! Кто осмелится после ещё написать – Это будет подобье подобий. Устреми мысль и чувства под небеса – Не получится; даже не пробуй! Только чистый простор непробуженных строк, - Он всё манит тебя, он всё манит. Кто же, кто преподаст тебе новый урок В этом горестном жизни тумане?

Борычев Алексей Леонтьевич

Николаю Рубцову

Это были стихи. Это были стихи!

Просто были стихи… но какие! –

Отмывалась душа. Отпускались грехи.

Это – вечная боль по России.

Это были не рифмы, а рифы, на них

Разбивались бесчувствия шхуны.

Вот таков и бывает он, подлинный стих.

Вот такие звенящие струны!

Кто осмелится после ещё написать –

Это будет подобье подобий.

Устреми мысль и чувства под небеса –

Не получится; даже не пробуй!

Только чистый простор непробуженных строк, -

Он всё манит тебя, он всё манит.

Кто же, кто преподаст тебе новый урок

В этом горестном жизни тумане?

СТИХИ ГРЯЗОВА БОРИСА СТЕПАНОВИЧА --------------------------------------------------- Памяти Николая Рубцова  Рубцов, Рубцов! Ты не дожил до настоящей боли, Когда Россию растерзали в пух и прах. О чем бы ты писал, поэт бунтарской воли, Когда кругом отчаянье и страх. Страх у богатых снова нищим оказаться, Или убитым выстрелом в упор. У бедных страх в безвестности скончаться Неловко привалившись на забор. Страх за детей, которым всё «до фени», Им Пушкин или Моцарт – звук пустой. Разврат и пьянство ставят на колени Россию столь любимую тобой. Гниль сверху донизу безжалостно съедает Все идеалы, со времён Христа, Вот потому и иволга рыдает, Краснеют белые берёзы от стыда.

СТИХИ ГРЯЗОВА БОРИСА СТЕПАНОВИЧА

---------------------------------------------------

Памяти Николая Рубцова

Рубцов, Рубцов!

Ты не дожил до настоящей боли,

Когда Россию растерзали в пух и прах.

О чем бы ты писал, поэт бунтарской воли,

Когда кругом отчаянье и страх.

Страх у богатых снова нищим оказаться,

Или убитым выстрелом в упор.

У бедных страх в безвестности скончаться

Неловко привалившись на забор.

Страх за детей, которым всё «до фени»,

Им Пушкин или Моцарт – звук пустой.

Разврат и пьянство ставят на колени

Россию столь любимую тобой.

Гниль сверху донизу безжалостно съедает

Все идеалы, со времён Христа,

Вот потому и иволга рыдает,

Краснеют белые берёзы от стыда.

АЛЕКСЕЙ ЗЕМЛЯНИН   ------------------------------ В часы, когда судьба со мной сурова, Когда сомненья гложут:

АЛЕКСЕЙ ЗЕМЛЯНИН

------------------------------

В часы, когда судьба со мной сурова,

Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",

Беру я с книжной полки том Рубцова

И, очищаясь, продолжаю жить.

Иду холмами дремлющей Отчизны,

Печальной музыке внимая в полусне,

И, близок к небу, но далёк от тризны,

Уж не горю я в суетном огне.

И тихой Родины я вижу образ светлый,

И говорю: Храни себя, храни...

От грязных рук и от чужих поветрий

Ты родники свои оборони.

Наполнив сердце радостной любовью

И волшебством чарующей строки,

Я в мир вернусь желанной сладкой болью,

С благословенья мастера руки.

В часы, когда судьба со мной сурова,

Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",

Беру я с книжной полки том Рубцова

И, воскресая, продолжаю жить...

Явление Николая Рубцова и вообще «тихой» лирики уникально в литературе. Это направление продолжало традиции отечественной классической поэзии, сохраняло ценности русской культуры, способствовала возвращению читателей к своим истокам.

Явление Николая Рубцова и вообще «тихой» лирики уникально в литературе. Это направление продолжало традиции отечественной классической поэзии, сохраняло ценности русской культуры, способствовала возвращению читателей к своим истокам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!