ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ :
«ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»
Автор проекта: Шапкина Светлана Васильевна, преподаватель русского языка и литературы Поворинского филиала ГБПОУ ВО «ЛПТТ им.А.К Лысенко»
Участники проекта: обучающиеся 2 курса
Форма работы над проектом: групповая
Вид проекта: межпредметный
Цель:
ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством русского поэта-лирика Н.М. Рубцова; сравнение его «тихой лирики» с эстрадной поэзией 60-х годов XX века и с современной.
Задачи:
Дидактические:
1) обучать учащихся навыкам самостоятельной исследовательской работы, сбору информации, анализу, отбору материала, синтезу и обобщениям, формулировке выводов;
2) учить отличать глубокую настоящую поэзию от мишуры.
Развивающие:
1) развивать художественные и музыкальные способности обучающихся при подготовке к чтению стихов и исполнению песен;
2) развивать навыки разных видов анализа стихотворения.
Воспитательные:
1) воспитывать любовь к Родине, родной природе;
2) формировать чувство прекрасного в природе, поэтическом слове, в жизни.
Проблема:
Могла ли «тихая лирика» Н. Рубцова противостоять яркой эстрадной поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского и не утратила ли своей ценности в наши дни?
Обработка информации:
- анализ литературы;
- отбор литературы;
- сравнение и сопоставление фактов поэзии;
- заучивание наизусть;
- аргументирование выводов.
Результаты:
Темы самостоятельных исследований:
1. Доклад «Жизнь поэта». Биография поэта, иллюстрируемая стихами (2 чел.)
2. Доклад «Николай Рубцов в музыке» с приложением диска песен и собственное исполнение.
3. Реферат «Поэтический мир Николая Рубцова».
4. Доклад «Посмертная слава и память о поэте Н. Рубцове» (новые книги).
5 Сообщения по темам:
- «Тихая моя родина…» (чтение и анализ стихотворения, ответы на вопросы):
- «Россия! Русь! Храни себя, храни!..»
- «Н. Рубцов о поэте и поэзии»
- Философская лирика»;
- «Все темы души – это вечные темы».
6. - Сочинение – эссе по стихотворению «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» (индивидуальное задание).
- Опыт свободного анализа стихотворения «Русский огонек».
- Сочинение -эссе по любимым стихотворениям Н. Рубцова (индивидуальное задание).
7. Буклеты со стихами и иллюстрациями к ним.
8. Презентация «Жизнь и судьба Н. Рубцова» (групповая работа).
Временной ресурс – 1 месяц.
Презентация: урок (3 часа) по тематическому плану после изучения лирики Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского (может быть открытым уроком или поэтической гостиной с приглашением всех любителей поэзии).
Этапы и сроки реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- Определение цели проекта, тем самостоятельных исследований.
- выявление проблемы
- постановка конкретных задач
- определение возможных форм реализации проекта
- формирование групп для самостоятельных исследований
- консультация учителя.
2. Консультация (через 10 дней). Коррекция. Необходимая помощь учителя в нахождении материала, подготовки самостоятельных исследований.
3. Проверка черновых материалов рефератов, докладов, сочинений. Правка. (через неделю)
4. Проверка правильности оформления докладов, рефератов, буклетов, презентации (через неделю).
Ход проведения уроков:
1 урок.
- Доклад «Жизнь и судьба Н. Рубцова»
- Защита реферата «поэтический мир Н. Рубцова»
- Обсуждение, оценки.
2 урок.
1. Сообщение по темам с чтением выбранных стихов:
- «Тихая моя родина…»
- «Россия» Русь! Храни, себя, храни!..»
- «О поэте и поэзии»
- «Философская лирика».
2. Сочинение – эссе (анализы стихов).
3. Дискуссия, обсуждение.
3 урок.
1. Доклад «Н. Рубцов в лирике» с прослушиванием песен и исполнение песен учащимися.
2. Доклад «Посмертная слава и память о поэте Н. Рубцове».
3. Презентация буклетов.
ИТОГ:
обсуждение проблем, дискуссия, оценки.
Литература:
1. Дербина Л., Все возвещало нам горькую драму.//Труд, 1996 г., № 11, стр. 8
2. Зуев Н., Поэзия Н.Рубцова.// Литература в школе, 1997 г., № 7, стр. 60-66
3. Кожинов В., Николай Рубцов, Советская Россия», М., 1976 г.
4. Коняев Н.М., Ангел Родины.// наш современник, 1997 г., № 12, стр. 69-74
5. Панина Н., Горит его звезда.// Литература в школе, 1991г., № 3, стр. 93-97