Мастер-класс
Тема: «Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»
Цель:
создать командный дух в коллективе, где каждый участник будет чувствовать себя частью единого целого для достижения цели
Задачи:
1. Заинтересовать участников занятия представленным педагогическим опытом
2. Способствовать формированию и развитию навыков
командной работы:
-принятие ответственности за результат команды;
- ситуационное лидерство (лидерство под задачу);
-принятие единого командного решения и согласование его с членами команды;
- формирование устойчивого чувства «мы»;
- развитие доверия между участниками, понимания и принятие индивидуальных особенностей друг друга.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер класс я хотела бы начать словами:
Давайте серьёзно продумаем вместе
Как детство друг другу лицом повернуть,
Чтоб дети запели единые песни,
Чтоб вместе хотелось им горы свернуть!
1 слайд. Посмотрите на экран. Что вы видите?
-Неумение слушать и слышать коллег;
- неумение спорить тактично;
Да они ведь просто не умеют работать коллективно!
Ну, не учили их …
И учить уже поздновато …
2 слайд:А как помочь ребенку прижиться в школьном коллективе?
Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу из-за того, что не
может найти общий язык с одноклассниками?
Когда для детей жизнь в школе становится физически невыносимой,
это приводит к ухудшению здоровья, о хорошей успеваемости не может быть и речи.
Заботливые мамы начинают бить тревогу и ходить по специалистам.
Меняются школы. И в новом классе история , зачастую, повторяется снова…
Трудности испытывают «домашние» дети, не посещавшие детский сад и не прошедшие адаптацию к большому коллективу.
Оставив позади советское прошлое, мы потеряли мощную систему воспитания, забыли:
- «Зарницу» и «Орлятский круг»,
- шефство старших над младшими и поездки в колхоз на картошку;.
- да и просто дворовые игры.
Дворовые игры, кстати, имели четко оговоренные правила, несоблюдение которых было чревато тем, что играть с тобой больше не будут.
3 слайд:Умению работать в команде нас учит с детства устное народное творчество, вспомните, всем знакомую сказку «Репка». В этой крошечной сказке для малышей заложен огромный философский смысл.
Только усилиями каждого герои смогли добиться успеха.
4слайд:Тема моего мастер-класса:
«Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»
5слайд:В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование». На самом деле, тимбилдинг – комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая супер команда
Ну,что мы начинаем? Сегодня я предлагаю вам побыть в роли детей. И почувствовать на себе как я в своем классе использую элементы тимбилдинга.
6 слайд :Для того что бы поделить детей на команды или группы существует множество способов (смотря на каком уроке вы будете это делать):
-Мозаика, по цвету, по форме геометрич.фигур (на уроке математике) по изображению животных(на биологии), по цитате (литер .чтение)и т.д.
-Я попрошу выйти ко мне 6 человек.
Деление на команды: «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток. Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки .
Молодцы! Вы сейчас сами ,самостоятельно, создАли команду.
Коллектив класса – это и есть суперкоманда.
Зачем тимбилдинг детям?
В современном мире дети мало контактируют друг с другом.
Погружены в виртуальный мир.
Трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками.
Современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Нужна система.
Поэтому я использую приёмы тимбилдинга
- на уроках,
- в воспитательной работе
- во внеурочное время.
7 слайд: Он способствует:
- сближению детей;
- улучшению микроклимата в классе;
- повышает уровень личной ответственности за общий результат;
- повышает командный дух, заряд позитивного настроения.
Игра является самым эффективным инструментом для сплочения коллектива. С помощью игры возможно объединить:
- детей,
-взрослых,
детей и взрослых в единый союз.
Чем мы сегодня и займёмся.
Приём «Паутинка»
Уважаемые коллеги я попрошу вас встать в круг. Сейчас мы с вами продемонстрируем прием «Паутинка» Наша с вами задача:прежде, чем перебросить клубочек следующему игроку, вы должны обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Петровна.
-На что похоже наше переплетение?(сеть, паутина, грибница и т.д.)
-Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу.
В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. (СНИМАЕМ)
-Как вы думаете чему научил вас этот прием?
Вывод: такой приём помогает подружиться , познакомиться, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.
Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна нужна работа в команде.
-Спасибо .Нам нужен еще один помощник.
Уважаемые коллеги, представьте что вы на уроке русского языка .Я попрошу Вас встать в ряд лицом к зрителям . Игра называется «Займи свое место». Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете составить слово КОМАНДА. Главное правило, буквы не озвучивать.
-Хорошо, молодцы!
- В чём трудность при выполнении задания?
-Чему учит эта игра? (учит сотрудничать, работать сообща).
Вывод: игра учит доверию, выявлению лидеров, оценки роли каждого игрока в команде.
-Спасибо!
Следующая игра «Коллективный счет»(ее можно использовать на уроке математика)
Задание: Вам следует всего лишь досчитать до 10. Хитрость состоит в том, что считать нужно коллективно: один говорит – 1, другой говорит – 2 и т. д. договариваться о порядке счета нельзя.
Если цифру одновременно произносят два или более человек, счет начинается сначала.
-В чем смысл этого упражнения:
Это игра помогает членам команды понять друг друга без слов, почувствовать друг друга для достижения общей цели. Игра показывает, насколько каждый человек важен в команде, насколько важно каждое сказанное вовремя слово.
-Спасибо.
-Представим ,что мы с вами на уроке « Окружающий мир»
Игра «На льдине» — всей команде необходимо встать на льдину так чтобы она не перевернулась. Подумайте как это сделать?
-Чему учатся дети в ходе игры? (Взаимовыручке, умению действовать сообща, договариваться)
А сейчас представьте ,что вы стоите на ковре ваша задача, ни разу не сойдя с него перевернуть ковер на обратную сторону. Но есть условие :Вы не должны общаться между собой!(если сложно запрет снимается)
-В чём были трудность при выполнении задания? (договориться, нужен лидер)
Вывод: Чтобы достичь успеха в командной работе - нужно не только работать, но и уметь общаться, вербально или невербально. Важно уметь слышать друг друга!
Прием «Импульс». Ваша задача: передать импульс –это легкое сжатие руки соседа. После того как это будет сделано, попробуйте передать импульс еще быстрее и так далее, пока импульс не начнет передаваться практически мгновенно.
Можно одновременно запустить два импульса — по часовой и против часовой стрелки. Когда два импульса с разных сторон приходят к человеку, сидящему в круге, это приводит к путанице и вызывает общее веселье.
После этого глубокий вдох-выдох и улыбка.
А сейчас у нас с вами по времени этап РефлЕексия
Давайте, вместе составим синквейн мастер-класса к главному слову тимбилдинга-«КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ»
Задание: назвать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, которые ассоциируются с термином «командообразование»
-Давайте послушаем что у вас получилось
- А вот, что получилось у меня (обращение на экран):
«Командообразование»– это мобильность которая способствует быть
адаптивным, энергичным, ответственным, креативным.
К какому выводу мы пришли:
Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа и она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив
-Свое выступление я хочу закончить фразой : «Лучше быть вместе – вместе быть лучшими!».
-Спасибо за внимание и поддержку!