Урок литературы в 8 классе по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Тема урока: «Тёркин - кто же он такой?»
Цели:
1. образовательные:
а) обобщение материала по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора); б) работать с литературоведческим материалом;
2. развивающие:
а) развитие ассоциативного и логического мышления; б) развитие творческих способностей; в) развитие наблюдательности и навыков анализа; г) развивать познавательный интерес к художественному слову, к творчеству поэта.
3. воспитательные:
а) воспитывать интерес к предмету, к самостоятельной работе, к работе в парах; б) научиться понимать чувства, переживания человека; в) проникнуться гордостью за русский народ-победитель; г) приобщать к драматическому искусству.
Методические приемы: элементы анализа текста, самостоятельные индивидуальные и групповые (парные) наблюдения, рефлексия.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Подготовительная работа: чтение текста поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», изучение жизни и творчества А.Т. Твардовского.
Формы работы: самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная.
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Предметные результаты: развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; расширение знаний обучающихся о поэме как лирическом жанре; закрепление понятия композиция, лирический герой, герой произведения.
Метапредметные результаты
Личностные УУД: умение настраиваться на работу; желание получать новые знания, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цели на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами на уроке; вносить необходимые коррективы в действия свои и товарища; оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные УУД: анализировать полученную информацию; формулировать нравственные проблемы прочитанного произведения;
умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний (находить ответы на вопросы, используя текст поэмы, свой жизненный опыт, информацию, полученную на предыдущих уроках).
Коммуникативные УУД: умение выстраивать логическую цепочку рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и слышать речь своих одноклассников и учителя; отрабатывать навыки работы в паре; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты: развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитание любви к родине; воспитание чувства сострадания; воспитание понятия исторической памяти.
Оборудование: Компьютер, презентация (портрет, фотографии военных лет, эпиграф). Песня «Дороги» (муз. Новикова, сл. Л. Ошанина). Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Вхождение в тему урока. Слово учителя
( Звучит песня «Дороги» (муз. Новикова, сл. Л. Ошанина).
Учитель читает стихотворение Твардовского «Война – жесточе нету слова»)
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова.
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет. 1944.
Свои правки война внесла в жизнь многих людей, в том числе в жизнь и творчество самобытного поэта А. Твардовского (слайд № 1портрет поэта).
Участник войны, несколько раз выходил из окружения, испытал все тяготы военной жизни.
Сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено русским воином. О нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». И сегодня мы расскажем о таком герое (учитель обращается к теме урока, помещенной на доске). Это, конечно же, Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Сегодня у нас обобщающий урок по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин».
- Как вы думаете, какова наша цель? (подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев).
Наша задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.
Запись числа, темы урока, эпиграфа.
Эпиграф нашего урока:
« Поэзия ещё не рождала такой фигуры, как Тёркин» Ф. Абрамов
III. Текстовый элемент урока.
1.Беседа по тексту.
Учитель: Перевёрнуты последние страницы поэмы «Василий Тёркин».
Вам понравилась она? Расскажите, что именно понравилось в ней.
Учитель: Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?
| «Книга про бойца» (слайд №2 )
Учитель: Когда А. Твардовский писал это произведение. Когда появились первые главы?
- Писал в годы войны.
- Первые главы появились в 1942 г.
… в дождь, укрывшись плащ – палаткой,
Иль, зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютый мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей
Учитель: О чём говорится в поэме? Каков замысел поэмы?
- Эта книга о войне, автор изображает её правдиво. Автор показывает нам, какая она была, в каких условиях сражались бойцы. Поэт хотел создать образ удачливого бойца для поднятия духа наших воинов.
Учитель: Какова тема и идея поэмы?
Тема- рассказ о буднях войны, о трудностях солдатской службы.
Идея- показ героизма простых солдат.
Учитель: Что представляет собой каждая глава поэмы?
- Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего их 25 глав. Но они объединены одним главным героем – Василием Тёркиным.
Учитель: Почему автор каждую главу создавал как самостоятельное произведение?
- Поэма создавалась в страшные годы войны.
- Бойцы не имели возможности читать главы по порядку. Они не могли знать предыдущих глав. Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.
Учитель: Понравилась ли поэма бойцам? Как они отнеслись к ней?
- Книга стала очень популярной. Она стала дорога каждому бойцу. Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.
- Им полюбился главный герой. Каждый хотел быть похожим на него.
- Благодаря этой книге в каждой роте появились свои В. Тёркины, свои балагуры, свои весельчаки.
- Василий Тёркин стал душой солдат.
- Вместе с Тёркиным бойцы поднимались на новые атаки.
- Они легче переносили все тяготы войны, все лишения.
- Бойцы присылали автору множество писем с положительными отзывами о книге, даже предлагали свои сюжеты.
Учитель: Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? Почему у него фамилия Тёркин? Что она означает? Почему автор дал ему имя Василий? Что общего у автора с Тёркиным? Кого напоминает Тёркин?( Былинного героя, находчивого солдата из сказки).
В каких войсках служил Теркин?
- Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было.
Но были бойцы, чем-то похожие на него.
- Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.
- Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца.
Учитель: Бойцам книга очень понравилась. Они полюбили главного героя.
А вам нравится Василий Тёркин? Какой он? Что вы хотите сказать о нём? ( слайд № 3)
- Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин.Совершал героические подвиги:
Он переплыл реку (глава «Переправа»), сбил из винтовки немецкий самолет (глава «Кто стрелял?»)
- Хороший друг, настоящий боевой товарищ. Его все любили.
- Тактичный. Отличный гармонист (глава «Гармонист»)
- Оптимист. Никогда не падал духом, никогда не унывал.
- Всегда шутил. Этим поднимал настроение солдат.
- Уважает старших (глава «Два солдата»)
- Смекалистый.
- Умный, рассудительный.
- Мастер на все руки – починил часы, сделал развод у пилы.
- Любит Родину.
2. Рассмотрение портрета О.Верейского «Василий Тёркин» ( слайд №4,5)
Сообщение подготовленного обучающегося: Перед нами портрет «Василий Теркин» О. Верейского и фотография (Твардовский, Верейский, Глотов).
- Впервые портрет Теркина был создан художником Орестом Верейским в1945 году. Позировал ему львовский поэт Василий Глотов, который работал тогда в армейской газете. Глотов постоянно носил с собой издание карманного формата, выпущенный в г. Смоленске в 1945 году. На титульном листе которого было написано: «Василию Глотову, близкому родственнику Василия Теркина, моему другу и товарищу по войне».
-Каким вы видите Вас. Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по - вашему, он запечатлен? Как он одет? Какое у него лицо?
- Скатанная шинель через плечо, видавшая виды пилотка со звездой привычно надвинута на лоб, винтовка между колен.
Лицо крепкое, широкоскулое, крупный нос картошкой, четкий энергичный очерк щек.
Вид у Теркина – приветливый, располагающий к себе, но, отнюдь не добродушный простачок, которого легко обвести вокруг пальца. Он может быть суровым и беспощадным, когда суждено будет отстаивать в бою все то, что ему дорого, близко, любимо.
Вывод: Итак, перед нами собирательный образ. Как сам Твардовский заметил, у Теркина нет прототипа. В его лице – весь народ, который встал на защиту Родины.
3. Работа с текстом поэмы.
- Найдите в тексте и зачитайте, что говорится о Тёркине.
-.Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из прочитанных глав?
4. Составление кластера – характеристики В. Тёркина.
5. Работа по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» ( слайд №6)
- Художник Ю. Непринцев создал картину к поэме Твардовского, которая называется «Отдых после боя».
- Кого вы видите на картине?
- Что можете сказать о Василие Тёркине?
- На картине мы видим бойцов, отдыхающих после боя. Общим вниманием завладел Василий Тёркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Они смеются, значит, Василий Тёркин рассказывает о чём-то смешном. Но сам он при этом серьёзен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Но и в эту весёлую минуту - характерная черта – Василий Тёркин не позабыл поставить свою винтовку прикладом вниз на носок сапога.
Хорошо, как есть такой
Парень на походе.
6. Работа над языком поэмы.
- Итак, вы прочитали поэму «Василий Тёркин». Как читается произведение?
(легко)
- Почему? Каким языком написана поэма?
- написал интересно.
- написал живым народным языком.
- поэма близка к устному народному творчеству (много пословиц, поговорок, шуток, юмора)
- Попробуем найти юмор в произведении
1. Глава «На привале»( Зачитать)
Тёркин просит у повара добавки.
Слова Василия Тёркина о слепом танке.
Рассуждение Василия Тёркина о малом, среднем и главном сабантуе.
2. Глава «Переправа» .
Василий Тёркин просит погреться изнутри.
Дали ему 1 стопку, но он просит ещё.
– Но не только отдельные отрывки, но и целые главы вызывают смех.
7. Анализ главы «О награде». Читает обучающийся.
- Что можно сказать из этой главы о Василие Тёркине?
| - Смешной
| - Хочет вернуться домой живым и невредимым.
| - Если уж вернется, то без награды никак нельзя..
- О чем же мечтал наш герой – Василий Теркин? ( В кругу товарищей- фронтовиков полушутя, полусерьезно Теркин, вспоминая о доме, о детстве, мечтает о том, как после победы вернется в родные места. Он мечтает о любви, о женском внимании. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой с медалью на груди.)
- Для чего, по словам Теркина, ему нужна медаль? Найдите в тексте, зачитайте. (Медаль нужна ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек)
- Каким предстает Теркин перед нами в этой сцене? (простым, жизнерадостным, человечным).
8. Творческая работа. Написание синквейна о Тёркине .
-Чтобы подвести итог всему сказанному, напишем с вами синквейн. Что это такое? Как пишется синквейн?
Учащиеся зачитывают свои творческие работы.
- Вот мы с вами и ответили на вопрос: « Тёркин- кто же он такой ?»
IV. Посттекстовый элемент урока.
Вывод: На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”.
( слайд №7) Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянье гость не лишний,
На работе – хоть куда.
V. Рефлексия:
-Обратитесь к цели нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы ее? Ответ аргументируйте.
Выставление и комментирование отметок.
VI. Домашнее задание. Написать сочинение « Тёркин- кто же он такой?