СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Хордовые. Подтип: Бесчерепные. Ланцетник – низшее хордовое животное.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тип Хордовые. Подтип: Бесчерепные. Ланцетник – низшее хордовое животное.»

МКОУ «Левашинская СОШ№2»





Технологическая карта урока


биологии 7 класса


Тема урока: Тип Хордовые. Подтип: Бесчерепные.

Ланцетник – низшее хордовое животное.








Составил: учитель биологии

Муртузалиев Муртуз Набиевич

Технологическая карта урока


Данные об учителе: Муртузалиев Муртуз Набиевич

Предмет: Биология Класс: 7 Учебник (УМК): Н.И. Сонин.

Тема урока: Тип Хордовые. Подтип: Бесчерепные. Ланцетник – низшее хордовое животное.

Тип урока:Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование:Таблицы «Ланцетник», «миноги»

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: Класс активный, интересующийся животными, любят задавать дополнительные вопросы


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Распознать животных типа Хордовых.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

2 уровень – репродуктивный (алгоритмический).

Регулятивные

Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления

1 уровень – ученический.

Познавательные

Сбор и выделение существенной информации из информационных источников

1 уровень – ученический.

Коммуникативные

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

3 уровень – реконструктивный (эвристический).

Личностные

Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень – репродуктивный (алгоритмический).


Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организационный момент

5 мин


Вызвать познавательный интерес к проблеме. Совместно с учащимися сформулировать тему и цель урока


Личностные; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные развивать умениевыслушивать чужое мнение и выражать свое

(приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале)

Учитель задает вопросы

1. Какие типы животных мы с Вами уже изучили?

2. В каких средах и местах обитания они встречаются?

На доске вывешивается фотография ланцетника большого размера. Учитель задает вопрос: Знакомо ли вам это животное?

-Где встречали его?

-Давайте выясним, какие задачи нам придется решать на этом уроке?

Наверное узнаем за что он получил такое название. Познакомимся с его особенностями. Средой обитания. Выясним приспособления этого животного к среде обитания. Узнаем какие усложнения появились у него по сравнению с раннее изученными животными.

Приветствуют учителя


Отвечают на вопросы








Отвечают на вопросы

(Большинство ответят, что это рыба)

мотивация учебной деятельности, формирование информационного запроса,

беседа с учащимися,

целеполагание

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Актуализация имеющихся знаний


Учитель задает вопросы по домашнему заданию

Учащиеся отвечают на вопросы по домашнему заданию

Фронтальный опрос

Актуализация имеющихся знаний

Объяснение нового материала

25 минут


На основе пройденного материала дать новые знания

Предметные: закрепить знания по классификации животных, сформировать новые знания о типе Хордовых

Личностные; воспитание ценностно-смыслового отношения к предмету биологии

Регулятивные, развивать умение определять классификацию животных

Познавательные, развивать умение структурировать знания, определять основную и второстепенную информацию

Коммуникативные развивать умение планировать общие способов работы

Активизация познавательной деятельности.

- Сегодня мы с вами начинает изучение нового типа животных – Хордовые. К этому типу относятся примерно 43 тысячи современных видов, распространенных по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний вид их очень разнообразен, они разнообразны по форме, размерам, однако, несмотря на огромное разнообразие, для всех представителей типа хордовых характерны общие черты организации

- А какие черты характерны для этого типа, вы узнаете самостоятельно во время работы с учебником (стр. 92-93)

2.Самостоятельная работа с учебником.

3.Проверка самостоятельной работы:

Заполнение заданий 1-7 в рабочей тетради с обсуждением

-А давайте посмотрим в оглавление учебника, какие классы животных относят к типу хордовые?

Тип хордовые:

класс Ланцетник класс Рыбы класс Земноводные

класс Пресмыкающиеся класс Птицы класс Млекопитающие

- Все эти классы входят в два подтипа: бесчерепные и черепные.

- Посмотрите, на скелеты животных различных классов типа Хордовые и подумайте, какие классы вы отнесете к подтипу Бесчерепные, а какие к подтипу Черепные и почему? И все это запишем в рабочей тетради в.15, с.47

(к Бесчерепным можно отнести ланцетника, так как у него не заметен череп, а всех остальных отнесем к Черепным, так как животные имеют череп.)

- Да ребята не только вы посчитали ланцетника рыбой, некоторое ученые также отнесли его к рыбам. И только в 17 веке была дана его систематизация как вида.

4.Заслушивание сообщения об истории изучения ланцетника.

-Да, ребята не только вы посчитали ланцетника рыбой, некоторые ученые также отнесли его к рыбам. И только в 17 веке было изучено его строение и ошибку исправили. Сейчас мы послушаем сообщение об истории изучения ланцетника.

-В конце 17 века в одну из своих многочисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Чёрного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал «ланцетовидным слизнем». Но, внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения оно скорее напоминает рыбу. Его и причислили было к рыбам в качестве наиболее примитивной упрощенной формы.

Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными.

- Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Перед нами стоит вопрос: Ланцетник – низшая форма хордовых животных и «живая переходная форма, и чтобы правильно ответить на него необходимо изучить особенности строения ланцетника.

5.Групповая работа по изучению особенностей строения ланцетника.(В классе 3 ряда, каждый ряд получает определенное задание )

1 ряд – задание 8

2 ряд – задание 9

3 ряд – задание 10

6. Проверка знаний самостоятельно полученных учащимися

-Какой вывод можно сделать из сказанного?

(Ланцетник - низшее хордовое животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни)

7. Значение ланцетника в природе и жизни человека

Ланцетник питается микроскопическими организмами, таким образом, ланцетник – главный биофильтратор природного слоя воды. Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла около 300 лет. В мясе ланцетника содержится примерно 70% белка и примерно 2% жира. Ланцетника промышляют в юго-западной части Восто-Китайского моря. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника содержит примерно 35 т, что соответствует 280 миллионам штук. Его едят в вареном, жареном или сушеном виде. Записываем в тетради.

Учащиеся слушают рассказ учителя








Самостоятельно работают с учебником. Заполняют при помощи учителя в рабочей тетради задания с обсуждением правильных ответов


Заглядывают в оглавление и находят нужную информацию






Отвечают вначале устно, затем записывают в тетрадь












Заслушивают сообщение об истории изучения ланцетника.
































Выполняют задание в группах












Отвечают на вопросы, записывают в тетради


Актуализация имеющихся знаний








Приобретение и уяснение новых знаний







Актуализация имеющихся знаний









Фронтальный опрос














































Первичное закрепление новых знаний









Фронтальный опрос









Закрепление учебного материала

10 мин

Первичное закрепление нового материала и нацеливание на последующий урок

Предметные: развивать умение определять правильные ответы исходя из имеющейся информации

Регулятивные, формирование умения адекватно оценивать свои возможности

Познавательные, рефлексия способов и условий действия


6.Проверка полученных знаний на оценку:

1) вставьте нужные цифры:

1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Как и у всех представителей типа ______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______, брюшного и отходящих от них мелких ______.

1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6. Жаберными . 7.Спинной. 8. Хордой. 9. Сосудов.

2) Выпишите номера правильных утверждений

1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый скелет.

2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела

3) Хордовые – двусторонне-симметричные животные.

4)Кровеносная система у хордовых замкнутая.

5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая.

6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных – замкнутая.

8) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела.

9)Тело хордовых животных развивается из двух зародышевых листков.

6.Самопроверка


Выполняют задание на заранее подготовленных карточках.







Самостоятельно проверяют

И оценивают свои выполненные работы

















Рефлексия процесса и результата учения

Задание на дом

2 мин



Изучить параграф 20 (страница 92-96 ), ответить на вопросы в конце параграфа.

Дети записывают дом. задание,)


Рефлексия

3 мин

Закрепление полученных знаний

Личностные; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Коммуникативные с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

(На сегодняшнем уроке мы познакомились с животным, которое относится к типу: Хордовые, подтипу Бесчерепные. Нашли его сходство с беспозвоночными и хордовыми животными. Выяснили его практическую роль в природе и жизни человека.)


Делают вывод о том, что нового они узнали на уроке


Фронтальный опрос










Дата: 14.04.2023г. ФИО учителя: Муртузалиев Муртуз Набиевич


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!