СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах. Лабораторная работа № 13 «Внешнее строение дождевого червя».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.

Умение вести наблюдение.

Умение прогнозировать ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах. Лабораторная работа № 13 «Внешнее строение дождевого червя».»

 Тип  Кольчатые черви Разработала : учитель биологии Буркальцева С.А. МБОУ г.Керчи РК «Школа №23»

Тип Кольчатые черви

Разработала :

учитель биологии Буркальцева С.А.

МБОУ г.Керчи РК

«Школа №23»

Общая характеристика Кольчатые черви, в отличие от плоских и первичнополостных червей имеют вторичную полость тела (целом) и  замкнутую кровеносную систему . Это —трехслойные, двусторонне-симметричные животные, тело которых состоит из головной и анальной лопастей и расположенных между ними повторяющихся сегментов. Каждый сегмент содержит мышцы, пару мешочков целома, пару выделительных органов (метанефридиев) , пару нервных узлов , набор кровеносных сосудов. В головной лопасти находится надглоточный ганглий (мозг), который соединен окологлоточным нервным кольцом с брюшной нервной цепочкой. В этом типе около 9 500 видов.

Общая характеристика

  • Кольчатые черви, в отличие от плоских и первичнополостных червей имеют вторичную полость тела (целом) и  замкнутую кровеносную систему .
  • Это —трехслойные, двусторонне-симметричные животные, тело которых состоит из головной и анальной лопастей и расположенных между ними повторяющихся сегментов.
  • Каждый сегмент содержит мышцы, пару мешочков целома, пару выделительных органов (метанефридиев) , пару нервных узлов , набор кровеносных сосудов.
  • В головной лопасти находится надглоточный ганглий (мозг), который соединен окологлоточным нервным кольцом с брюшной нервной цепочкой.
  • В этом типе около 9 500 видов.
План рассказа:  1.Общая характеристика типа, деление на классы, признаки каждого класса, местообитание  2. Строение кольчатых червей а) внешнее строение  б) разнообразие кольчецов в) значение в природе, для человека

План рассказа:

1.Общая характеристика типа, деление на классы, признаки каждого класса, местообитание 

2. Строение кольчатых червей

а) внешнее строение 

б) разнообразие кольчецов

в) значение в природе, для человека

Классы кольчатых червей

Классы кольчатых червей

ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ СРЕДНЕЙ ЧАСТИ ТЕЛА ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ.  Кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.

ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ СРЕДНЕЙ ЧАСТИ ТЕЛА ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ.

Кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.

Внутреннее строение Пищеварительная  система Кровеносная  система Выделительная  система Нервная система Половая система

Внутреннее строение

  • Пищеварительная

система

  • Кровеносная

система

  • Выделительная

система

  • Нервная система
  • Половая система
Пищеварительная система Ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие

Пищеварительная система

Ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие

Выделительная система Выделительные воронки

Выделительная система

Выделительные воронки

Кровеносная система Продольные сосуды Кольцевые сосуды «Сердца»

Кровеносная система

  • Продольные сосуды
  • Кольцевые сосуды
  • «Сердца»
Органов дыхания нет .  дышит всей поверхностью тела .

Органов дыхания нет .

дышит всей поверхностью тела .

Нервная система Брюшная нервная цепочка Окологлоточное нервное кольцо

Нервная система

Брюшная

нервная цепочка

Окологлоточное нервное кольцо

Размножение

Размножение

Ответы 1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц. 2. имеют вторичную полость тела. ( целома).   3. а)  ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие. б) представлена метанефридиями (выделительные воронки), которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу .

Ответы

  • 1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.
  • 2. имеют вторичную полость тела. ( целома).
  • 3.

а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.

б) представлена метанефридиями (выделительные воронки), которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу .

Ответы в)  продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с  г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела. д) окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка е) глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание. ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.

Ответы

в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с

г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

д) окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка

е) глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание.

ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.

Задание:  Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.    Системы органов Функции  1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение. 2.Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и  другие питательные вещества. 3. Кровеносная система  В. Осуществляет выделение жидких  продуктов обмена Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение  себе подобных  Д. Управляет работой организма 5. Система размножения  Е. Осуществляет переваривание и  всасывание пищи

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение.

2.Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и

другие питательные вещества.

3. Кровеносная система

В. Осуществляет выделение жидких

продуктов обмена

  • Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение

себе подобных

Д. Управляет работой организма

5. Система размножения

Е. Осуществляет переваривание и

всасывание пищи

Ответы 1 2 Е 3 А, Д 4 Б 5 В Г

Ответы

1

2

Е

3

А, Д

4

Б

5

В

Г

Домашнее задание.  1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте § 17- 18 и выполните задание в тетради к § 17-18   2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса. или заполните таблицу « Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей»  3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник? или приготовить презентацию  «Многообразие кольчатых червей»

Домашнее задание.

  • 1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте § 17- 18 и выполните задание в тетради к § 17-18
  • 2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса.
  • или заполните таблицу « Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей»
  • 3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?
  • или приготовить презентацию

«Многообразие кольчатых червей»

Были использованы материалы: http://lppbio.ucoz.ru/ www . animal.geoman.ru  www. festival.1september.ru  - www .informika.ru  

Были использованы материалы:

  • http://lppbio.ucoz.ru/
  • www . animal.geoman.ru 
  • www. festival.1september.ru 

- www .informika.ru  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!