Коррекционное развитие речи
21.10 Тема урока: Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами подведём итоги по теме: Признаки текста-повествования. Разберём на примерах подробную характеристику текстов-повествования.
Перед вами текст. Прочитайте его:
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд.
Пошёл с ними и цыпленок. Утята - в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка.
Давайте докажем, что это текст: (2 и более предложений связаны между собой по смыслу. Эти предложения объединены общей темой и мыслью.)
Можно ли поставить к этому тексту вопросы: Что случилось? Что произошло?
(Можно. Значит это текст – повествование.)
Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о ком-то или о чем-то. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?
В тексте-повествовании главную роль играют глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать, что случилось, что произошло.
В тексте-повествовании выделяют 3 части:
1. Начало (говорится, где и с кем произошло событие).
2. Основная часть (говорится о том, что случилось).
3. Заключение (говорится о том, чем закончилась история).
1. Начало.
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы.
2. Основная часть.
Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыпленок. Утята - в воду, и он за ними.
3. Заключение.
Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка.
Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы.
Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыпленок. Утята - в воду, и он за ними.
Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка.
Перед вами ещё один текст. Прочитайте его.
Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Чего она только не делала!
Сначала вставала на задние лапки и брала из рук орехи, потом прыгала с ветки на ветку. А затем быстро зарывала их под сосной.
- Если бы у вас в руках оказался фотоаппарат, один или несколько кадров вы сделали к этому тексту?
- Тексту-повествованию характерна смена кадров.
- Какие слова могут заменить эти кадры? (вставала, брала, прыгала, зарывала)
- На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются? - глаголы
- Попробуйте прочитать текст без глаголов.
- Какова роль глаголов в повествовательном тексте? (без глаголов мы не смогли бы рассказать о том, что произошло)
- Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте- повествовании выделяют 3 части.
1. Начало.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Текст можно начать 1-2 предложениями, где мы указываем, где, с кем и когда произошли события. Основная часть включает в себя начало события, развитие события и окончание события. В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Каждая часть пишется с красной строки.
- Вернитесь к тексту и прочитайте 1-ую часть. Теперь – основную часть.
- Что заметили? Чего не хватает?
- Закончите историю одним предложением. (Так белочка готовилась к зиме.)
Домашнее задание: перед вами 2 сюжета рисунков. Выберите один из сюжетов и составьте небольшой текст-повествование, отразив в нём последовательность событий.
-
-