СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типичные ошибки на ОГЭ по математике(презентация)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типичные ошибки на ОГЭ по математике(презентация)»

 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НА ОГЭ по математике  Учитель математики МБОУ «Ашковская основная школа» Шарова Л.В.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НА ОГЭ по математике

Учитель математики

МБОУ «Ашковская основная школа»

Шарова Л.В.

1 часть 19 заданий базового уровня (19 баллов) 2 часть 6 заданий повышенного и высокого уровня ( 12 баллов) ОГЭ по математике в 2023 году  (235 минут)

1 часть

19 заданий базового уровня

(19 баллов)

2 часть

6 заданий повышенного и высокого уровня

( 12 баллов)

ОГЭ по математике в 2023 году (235 минут)

Для успешной сдачи ОГЭ  по математике важно:

Для успешной сдачи ОГЭ по математике важно:

1.Внимательное чтение условия задачи Неправильно прочитанный вопрос естественно приводит к неправильному ответу. После получения ответа следует проверить, отвечает ли он на вопрос, поставленный в задаче. Реален ли полученный ответ с точки зрения здравого смысла? Может ли такая величина получиться в принципе? Не стоит спешить приступать к следующему заданию, пока не произведена простая логическая проверка предыдущего.

1.Внимательное чтение условия задачи

  • Неправильно прочитанный вопрос естественно приводит к неправильному ответу. После получения ответа следует проверить, отвечает ли он на вопрос, поставленный в задаче. Реален ли полученный ответ с точки зрения здравого смысла? Может ли такая величина получиться в принципе? Не стоит спешить приступать к следующему заданию, пока не произведена простая логическая проверка предыдущего.
2. Устный счет Надо признать, что с устным счетом у многих школьников не все в порядке, ведь все давно привыкли считать на калькуляторе. Избежать ошибок устного счета помогут внимательность и тренировка

2. Устный счет

  • Надо признать, что с устным счетом у многих школьников не все в порядке, ведь все давно привыкли считать на калькуляторе. Избежать ошибок устного счета помогут внимательность и тренировка
3. Знание основных формул и утверждений Часто бывает так, что в ответственный момент самые элементарные вещи, такие как таблица умножения или определения синуса и косинуса, могут перепутаться в голове, и возникает обидная ошибка. Единственное, что поможет ее избежать - это сосредоточенность, потому как распознать и исправить эту ошибку бывает нелегко, ведь чаще всего мы уверены, что ошибиться в таких простых и элементарных вещах мы не могли.

3. Знание основных формул и утверждений

  • Часто бывает так, что в ответственный момент самые элементарные вещи, такие как таблица умножения или определения синуса и косинуса, могут перепутаться в голове, и возникает обидная ошибка. Единственное, что поможет ее избежать - это сосредоточенность, потому как распознать и исправить эту ошибку бывает нелегко, ведь чаще всего мы уверены, что ошибиться в таких простых и элементарных вещах мы не могли.
4. Проверка ответа подстановкой В случае, если задача допускает недолгое выполнение проверки подстановкой правильного значения, рекомендуется этим воспользоваться и уделить полминуты на теорему Пифагора или подстановку полученного корня в исходное уравнение.

4. Проверка ответа подстановкой

  • В случае, если задача допускает недолгое выполнение проверки подстановкой правильного значения, рекомендуется этим воспользоваться и уделить полминуты на теорему Пифагора или подстановку полученного корня в исходное уравнение.
5. Проверка черновика Как ни странно, этот способ самоконтроля часто помогает обнаружить собственные вычислительные ошибки, особенно в спешке и при неряшливой записи в черновик. Потеря знака, неправильное извлечение корня.

5. Проверка черновика

  • Как ни странно, этот способ самоконтроля часто помогает обнаружить собственные вычислительные ошибки, особенно в спешке и при неряшливой записи в черновик. Потеря знака, неправильное извлечение корня.
Невнимательное чтение условия и вопроса задания Неверное применение формул и свойств фигур при решении геометрических задач Вычислительные ошибки  Логические ошибки при решении текстовых задач  Раскрытие скобок и применение формул сокращенного умножения Типичные ошибки

Невнимательное чтение условия и вопроса задания

Неверное применение формул и свойств фигур при решении геометрических задач

Вычислительные ошибки

Логические ошибки при решении текстовых задач

Раскрытие скобок и применение формул сокращенного умножения

Типичные ошибки

 К заданиям, где требуется установить соответствие, а это соответствие в КИМах предлагается привести в форме таблицы, учащиеся нередко переносят в бланк ответов как «А2Б1В3», или «2,1,3», или «2;1;3», или «2 1 3» вместо верного «213 ».  Технические ошибки
  • К заданиям, где требуется установить соответствие, а это соответствие в КИМах предлагается привести в форме таблицы, учащиеся нередко переносят в бланк ответов как «А2Б1В3», или «2,1,3», или «2;1;3», или «2 1 3» вместо верного «213 ».

Технические ошибки

Запятую или точку с запятой ученики также часто приводят и в ответах к заданиям, где требуется указать номера верных (неверных) утверждений, в то время, как имеется указание на то, что ответом к этим заданиям является последовательность цифр, записанных в любом порядке без пробелов и использования других символов. Технические ошибки
  • Запятую или точку с запятой ученики также часто приводят и в ответах к заданиям, где требуется указать номера верных (неверных) утверждений, в то время, как имеется указание на то, что ответом к этим заданиям является последовательность цифр, записанных в любом порядке без пробелов и использования других символов.

Технические ошибки

Нередко ученики в бланк ответов вписывают единицы измерения, что нельзя делать (единицы длины, веса, градус). Технические ошибки
  • Нередко ученики в бланк ответов вписывают единицы измерения, что нельзя делать (единицы длины, веса, градус).

Технические ошибки

Случается, что задача учащимся решена неверно и в неверном ответе содержится знак радикала – в этом случае следовало бы пересмотреть решение, но школьники упорно пытаются вписать знак арифметического квадратного корня в клетки бланка ответов. Технические ошибки
  • Случается, что задача учащимся решена неверно и в неверном ответе содержится знак радикала – в этом случае следовало бы пересмотреть решение, но школьники упорно пытаются вписать знак арифметического квадратного корня в клетки бланка ответов.

Технические ошибки

В некоторых работах встречается, что числа написаны небрежно, иногда бывает невозможно понять, что написано 6 или 0, 5 или 6, 1 или 7, 3 или 9. Данное замечание относится и к записи решения задач с развернутым ответом – иногда просто невозможно понять, что написано учеником. Технические ошибки
  • В некоторых работах встречается, что числа написаны небрежно, иногда бывает невозможно понять, что написано 6 или 0, 5 или 6, 1 или 7, 3 или 9. Данное замечание относится и к записи решения задач с развернутым ответом – иногда просто невозможно понять, что написано учеником.

Технические ошибки

Модуль «Геометрия».  В задаче требуется найти высоту равностороннего треугольника со стороной 54√3. Приводимые иногда ответы «9» или «162» значительно меньше или больше верного – для исключения таких ответов достаточно попробовать привести геометрическую конструкцию с данными, которые известны в условии и получены в ответе.  Содержательные ошибки
  • Модуль «Геометрия». В задаче требуется найти высоту равностороннего треугольника со стороной 54√3. Приводимые иногда ответы «9» или «162» значительно меньше или больше верного – для исключения таких ответов достаточно попробовать привести геометрическую конструкцию с данными, которые известны в условии и получены в ответе.

Содержательные ошибки

  Модуль «Алгебра».  Дана задача: «Найдите корень уравнения x 2 -17x + 72 = 0. Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них». Число 9, являющееся большим корнем данного уравнения, может быть ошибочно записанным в ответ, и все другие числа, отличные от меньшего второго корня 8, не проходят элементарную проверку подстановкой Содержательные ошибки
  •   Модуль «Алгебра». Дана задача: «Найдите корень уравнения x 2 -17x + 72 = 0. Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них». Число 9, являющееся большим корнем данного уравнения, может быть ошибочно записанным в ответ, и все другие числа, отличные от меньшего второго корня 8, не проходят элементарную проверку подстановкой

Содержательные ошибки

Модуль «Реальная математика». Дано задание: «27 выпускников школы собираются учиться в технических вузах. Они составляют 30% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?». Анализируя условие, получаем, что примерно (немного меньше, чем) треть учащихся есть 27 человек, следовательно, в школе примерно (немногим более) 27·3=81 человек, более точно – 90 человек. Понятно, что числа, значительно отличающиеся от 81 в большую сторону или менее 81, вряд ли могут быть ответом задачи . Содержательные ошибки
  • Модуль «Реальная математика». Дано задание: «27 выпускников школы собираются учиться в технических вузах. Они составляют 30% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?». Анализируя условие, получаем, что примерно (немного меньше, чем) треть учащихся есть 27 человек, следовательно, в школе примерно (немногим более) 27·3=81 человек, более точно – 90 человек. Понятно, что числа, значительно отличающиеся от 81 в большую сторону или менее 81, вряд ли могут быть ответом задачи .

Содержательные ошибки

В одном задании требовалось полученный ответ округлить до целого числа, чего не сделали некоторые учащиеся, записывая верный точный ответ с дробной его частью невнимательное чтение условия задачи.
  • В одном задании требовалось полученный ответ округлить до целого числа, чего не сделали некоторые учащиеся, записывая верный точный ответ с дробной его частью

невнимательное чтение условия задачи.

Наибольшие затруднения  вызывают следующие темы:   Упрощение выражения с переменными и вычисление его значения Соотнесение графиков функций с формулами, их задающими, и свойствами функций Вычисление величины угла, вписанного в окружность  Задача на проценты и части

Наибольшие затруднения вызывают следующие темы:

  • Упрощение выражения с переменными и вычисление его значения
  • Соотнесение графиков функций с формулами, их задающими, и свойствами функций
  • Вычисление величины угла, вписанного в окружность
  • Задача на проценты и части
Анализ выполнения второй части экзаменационной работы

Анализ выполнения

второй части экзаменационной работы

№ 20. Уравнения, системы уравнений, неравенства, действия с алгебраическими выражениями.     Типичные ошибки:  - потеря корня, - неправильно сформированный ответ, - вычислительные ошибки.

20. Уравнения, системы уравнений, неравенства, действия с алгебраическими выражениями.

Типичные ошибки:

- потеря корня,

- неправильно сформированный ответ,

- вычислительные ошибки.

№ 21. Текстовая задача  Основные трудности выпускники испытывают на всех этапах решения задач такого типа  перевод содержания задачи на математический язык,  составление уравнений, связывающих данные величины и переменные, которые вводит учащийся.    Замечания по решению и оформлению задачи: отсутствие этапа введения переменной и необходимых пояснений, ошибки при составлении уравнения, при решении дробно рационального уравнения не указана область допустимых значений,  вычислительные ошибки при решении уравнения,  наличие неправильно сформированного ответа в части отсутствия именованных величин.

21. Текстовая задача

Основные трудности выпускники испытывают на всех этапах решения задач такого типа

  • перевод содержания задачи на математический язык,

  • составление уравнений, связывающих данные величины и переменные, которые вводит учащийся.

Замечания по решению и оформлению задачи:

  • отсутствие этапа введения переменной и необходимых пояснений,
  • ошибки при составлении уравнения,
  • при решении дробно рационального уравнения не указана область допустимых значений,
  • вычислительные ошибки при решении уравнения,
  • наличие неправильно сформированного ответа в части отсутствия именованных величин.

№ 22.  Построение графика функции  Типичные ошибки:  неправильно построен график, записано верное значение параметра, но не указано как оно получено, отсутствуют единичный отрезок на координатных осях, направления координатных осей .

22. Построение графика функции

Типичные ошибки:

  • неправильно построен график,
  • записано верное значение параметра, но не указано как оно получено,
  • отсутствуют единичный отрезок на координатных осях, направления координатных осей .
№ 23. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.  Типичные ошибки: неверное построение чертежа к задаче; решают частную задачу, изменяя фактически её смысл; неправильно указан признак подобия треугольников; неверно найдены сходственные стороны; неверно решена пропорция; вычислительные ошибки .

23. Уметь выполнять действия

с геометрическими фигурами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач.

Типичные ошибки:

  • неверное построение чертежа к задаче;
  • решают частную задачу, изменяя фактически её смысл;
  • неправильно указан признак подобия треугольников;
  • неверно найдены сходственные стороны;
  • неверно решена пропорция;
  • вычислительные ошибки .
№ 24. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.  Типичные ошибки: неверное построение чертежа к задаче;  неполное доказательство;  интуитивно понятные факты не доказывают, считая их очевидными, а также не умеют математически грамотно и ясно записывать решение. Приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

24. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.

Типичные ошибки:

  • неверное построение чертежа к задаче;

  • неполное доказательство;

  • интуитивно понятные факты не доказывают, считая их очевидными, а также не умеют математически грамотно и ясно записывать решение. Приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
№ 25.  Типичные ошибки:  доказательство верное, но записи неаккуратные, иногда просто невозможно понять, что написано учеником;  присутствуют только отдельные факты, по сути не связанные с тем, что необходимо доказать;  неправильно понимают условие задачи;  используют неверные методы решения.

25.

Типичные ошибки:

  • доказательство верное, но записи неаккуратные, иногда просто невозможно понять, что написано учеником;

  • присутствуют только отдельные факты, по сути не связанные с тем, что необходимо доказать;

  • неправильно понимают условие задачи;

  • используют неверные методы решения.
Рекомендации  1. Необходимо проводить диагностические работы, направленные на выявление уровня подготовки обучающихся по отдельным темам, что позволит спланировать индивидуальную и групповую работу обучающихся. 2 . При изучении нового материала и его отработке необходимо сочетать различные методы обучения: традиционные и интерактивные, направленные на организацию самостоятельной работы каждого ученика.

Рекомендации

1. Необходимо проводить диагностические работы, направленные на выявление уровня подготовки обучающихся по отдельным темам, что позволит спланировать индивидуальную и групповую работу обучающихся.

2 . При изучении нового материала и его отработке необходимо сочетать различные методы обучения: традиционные и интерактивные, направленные на организацию самостоятельной работы каждого ученика.

Рекомендации 3.  Особое внимание следует уделять формированию навыков самоконтроля и самопроверки выполненных заданий. 4.  Необходимо повышать уровень вычислительных навыков, развивать умение пользоваться справочными материалами, читать условие и вопрос задачи, записывать математически верно решение задачи, учить применять знания в нестандартных ситуациях.

Рекомендации

3. Особое внимание следует уделять формированию навыков самоконтроля и самопроверки выполненных заданий.

4. Необходимо повышать уровень вычислительных навыков, развивать умение пользоваться справочными материалами, читать условие и вопрос задачи, записывать математически верно решение задачи, учить применять знания в нестандартных ситуациях.

Рекомендации 5.  Сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся базовых математических умений, а у сильных учащихся развивать умения решать задачи повышенного и высокого уровня сложности.   6. Использовать для подготовки уроков задачи открытого банка данных для подготовки к ГИА.

Рекомендации

5. Сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся базовых математических умений, а у сильных учащихся развивать умения решать задачи повышенного и высокого уровня сложности.

6. Использовать для подготовки уроков задачи открытого банка данных для подготовки к ГИА.

Рекомендации 7.  При подготовке к ГИА следует учить школьников технике сдачи теста. Приучать учащихся к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ГИА, к чёткому и разборчивому выражению своих мыслей.   8. Немаловажным фактором для успешной сдачи экзамена является психологическая подготовка школьников. Надо формировать в них твердое убеждение в том, что можно получить хорошие результаты, если приложить к этому определенные усилия.

Рекомендации

7. При подготовке к ГИА следует учить школьников технике сдачи теста. Приучать учащихся к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ГИА, к чёткому и разборчивому выражению своих мыслей.

8. Немаловажным фактором для успешной сдачи экзамена является психологическая подготовка школьников. Надо формировать в них твердое убеждение в том, что можно получить хорошие результаты, если приложить к этому определенные усилия.

Рекомендации   9. При подготовке к экзамену ни в коем случае нельзя ориентироваться только на демонстрационный вариант, поскольку, как показывает практика, реальный экзамен отличается от него.

Рекомендации

9. При подготовке к экзамену ни в коем случае нельзя ориентироваться только на демонстрационный вариант, поскольку, как показывает практика, реальный экзамен отличается от него.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!