ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НА ОГЭ по математике
Учитель математики
МБОУ «Ашковская основная школа»
Шарова Л.В.
1 часть
19 заданий базового уровня
(19 баллов)
2 часть
6 заданий повышенного и высокого уровня
( 12 баллов)
ОГЭ по математике в 2023 году (235 минут)
Для успешной сдачи ОГЭ по математике важно:
1.Внимательное чтение условия задачи
- Неправильно прочитанный вопрос естественно приводит к неправильному ответу. После получения ответа следует проверить, отвечает ли он на вопрос, поставленный в задаче. Реален ли полученный ответ с точки зрения здравого смысла? Может ли такая величина получиться в принципе? Не стоит спешить приступать к следующему заданию, пока не произведена простая логическая проверка предыдущего.
2. Устный счет
- Надо признать, что с устным счетом у многих школьников не все в порядке, ведь все давно привыкли считать на калькуляторе. Избежать ошибок устного счета помогут внимательность и тренировка
3. Знание основных формул и утверждений
- Часто бывает так, что в ответственный момент самые элементарные вещи, такие как таблица умножения или определения синуса и косинуса, могут перепутаться в голове, и возникает обидная ошибка. Единственное, что поможет ее избежать - это сосредоточенность, потому как распознать и исправить эту ошибку бывает нелегко, ведь чаще всего мы уверены, что ошибиться в таких простых и элементарных вещах мы не могли.
4. Проверка ответа подстановкой
- В случае, если задача допускает недолгое выполнение проверки подстановкой правильного значения, рекомендуется этим воспользоваться и уделить полминуты на теорему Пифагора или подстановку полученного корня в исходное уравнение.
5. Проверка черновика
- Как ни странно, этот способ самоконтроля часто помогает обнаружить собственные вычислительные ошибки, особенно в спешке и при неряшливой записи в черновик. Потеря знака, неправильное извлечение корня.
Невнимательное чтение условия и вопроса задания
Неверное применение формул и свойств фигур при решении геометрических задач
Вычислительные ошибки
Логические ошибки при решении текстовых задач
Раскрытие скобок и применение формул сокращенного умножения
Типичные ошибки
- К заданиям, где требуется установить соответствие, а это соответствие в КИМах предлагается привести в форме таблицы, учащиеся нередко переносят в бланк ответов как «А2Б1В3», или «2,1,3», или «2;1;3», или «2 1 3» вместо верного «213 ».
Технические ошибки
- Запятую или точку с запятой ученики также часто приводят и в ответах к заданиям, где требуется указать номера верных (неверных) утверждений, в то время, как имеется указание на то, что ответом к этим заданиям является последовательность цифр, записанных в любом порядке без пробелов и использования других символов.
Технические ошибки
- Нередко ученики в бланк ответов вписывают единицы измерения, что нельзя делать (единицы длины, веса, градус).
Технические ошибки
- Случается, что задача учащимся решена неверно и в неверном ответе содержится знак радикала – в этом случае следовало бы пересмотреть решение, но школьники упорно пытаются вписать знак арифметического квадратного корня в клетки бланка ответов.
Технические ошибки
- В некоторых работах встречается, что числа написаны небрежно, иногда бывает невозможно понять, что написано 6 или 0, 5 или 6, 1 или 7, 3 или 9. Данное замечание относится и к записи решения задач с развернутым ответом – иногда просто невозможно понять, что написано учеником.
Технические ошибки
- Модуль «Геометрия». В задаче требуется найти высоту равностороннего треугольника со стороной 54√3. Приводимые иногда ответы «9» или «162» значительно меньше или больше верного – для исключения таких ответов достаточно попробовать привести геометрическую конструкцию с данными, которые известны в условии и получены в ответе.
Содержательные ошибки
- Модуль «Алгебра». Дана задача: «Найдите корень уравнения x 2 -17x + 72 = 0. Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них». Число 9, являющееся большим корнем данного уравнения, может быть ошибочно записанным в ответ, и все другие числа, отличные от меньшего второго корня 8, не проходят элементарную проверку подстановкой
Содержательные ошибки
- Модуль «Реальная математика». Дано задание: «27 выпускников школы собираются учиться в технических вузах. Они составляют 30% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?». Анализируя условие, получаем, что примерно (немного меньше, чем) треть учащихся есть 27 человек, следовательно, в школе примерно (немногим более) 27·3=81 человек, более точно – 90 человек. Понятно, что числа, значительно отличающиеся от 81 в большую сторону или менее 81, вряд ли могут быть ответом задачи .
Содержательные ошибки
- В одном задании требовалось полученный ответ округлить до целого числа, чего не сделали некоторые учащиеся, записывая верный точный ответ с дробной его частью
невнимательное чтение условия задачи.
Наибольшие затруднения вызывают следующие темы:
- Упрощение выражения с переменными и вычисление его значения
- Соотнесение графиков функций с формулами, их задающими, и свойствами функций
- Вычисление величины угла, вписанного в окружность
- Задача на проценты и части
Анализ выполнения
второй части экзаменационной работы
№ 20. Уравнения, системы уравнений, неравенства, действия с алгебраическими выражениями.
Типичные ошибки:
- потеря корня,
- неправильно сформированный ответ,
- вычислительные ошибки.
№ 21. Текстовая задача
Основные трудности выпускники испытывают на всех этапах решения задач такого типа
- перевод содержания задачи на математический язык,
- составление уравнений, связывающих данные величины и переменные, которые вводит учащийся.
Замечания по решению и оформлению задачи:
- отсутствие этапа введения переменной и необходимых пояснений,
- ошибки при составлении уравнения,
- при решении дробно рационального уравнения не указана область допустимых значений,
- вычислительные ошибки при решении уравнения,
- наличие неправильно сформированного ответа в части отсутствия именованных величин.
№ 22. Построение графика функции
Типичные ошибки:
- неправильно построен график,
- записано верное значение параметра, но не указано как оно получено,
- отсутствуют единичный отрезок на координатных осях, направления координатных осей .
№ 23. Уметь выполнять действия
с геометрическими фигурами.
Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Типичные ошибки:
- неверное построение чертежа к задаче;
- решают частную задачу, изменяя фактически её смысл;
- неправильно указан признак подобия треугольников;
- неверно найдены сходственные стороны;
- неверно решена пропорция;
- вычислительные ошибки .
№ 24. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Типичные ошибки:
- неверное построение чертежа к задаче;
- интуитивно понятные факты не доказывают, считая их очевидными, а также не умеют математически грамотно и ясно записывать решение. Приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
№ 25.
Типичные ошибки:
- доказательство верное, но записи неаккуратные, иногда просто невозможно понять, что написано учеником;
- присутствуют только отдельные факты, по сути не связанные с тем, что необходимо доказать;
- неправильно понимают условие задачи;
- используют неверные методы решения.
Рекомендации
1. Необходимо проводить диагностические работы, направленные на выявление уровня подготовки обучающихся по отдельным темам, что позволит спланировать индивидуальную и групповую работу обучающихся.
2 . При изучении нового материала и его отработке необходимо сочетать различные методы обучения: традиционные и интерактивные, направленные на организацию самостоятельной работы каждого ученика.
Рекомендации
3. Особое внимание следует уделять формированию навыков самоконтроля и самопроверки выполненных заданий.
4. Необходимо повышать уровень вычислительных навыков, развивать умение пользоваться справочными материалами, читать условие и вопрос задачи, записывать математически верно решение задачи, учить применять знания в нестандартных ситуациях.
Рекомендации
5. Сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся базовых математических умений, а у сильных учащихся развивать умения решать задачи повышенного и высокого уровня сложности.
6. Использовать для подготовки уроков задачи открытого банка данных для подготовки к ГИА.
Рекомендации
7. При подготовке к ГИА следует учить школьников технике сдачи теста. Приучать учащихся к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ГИА, к чёткому и разборчивому выражению своих мыслей.
8. Немаловажным фактором для успешной сдачи экзамена является психологическая подготовка школьников. Надо формировать в них твердое убеждение в том, что можно получить хорошие результаты, если приложить к этому определенные усилия.
Рекомендации
9. При подготовке к экзамену ни в коем случае нельзя ориентироваться только на демонстрационный вариант, поскольку, как показывает практика, реальный экзамен отличается от него.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!