СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлено

 решение одной из типичных задач

 с порядком её оформления…

Просмотр содержимого документа
«ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ»

(для учащихся 11 классов) ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ С анимированным фоном ДОШИ № 10

(для учащихся 11 классов)

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ

С анимированным фоном

ДОШИ

№ 10

В данной презентации представлено  решение одной из типичных задач  с порядком её оформления…

В данной презентации представлено

решение одной из типичных задач

с порядком её оформления…

Задача № 1 (моногибридное скрещивание): В медицине большое значение имеют отличия между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови – наследственный признак. Который зависит от одного гена. Этот ген имеет не две, а три аллели, которые обозначаются символами: I A , I B , i 0 . Особи с генотипом i 0 i 0 – имеют первую группу крови, а  с генотипом І А і 0 или І А І А – вторую, с генотипом I B і 0 или I B I B - третью, а с генотипом I A I B - четвёртую (иными словами, мы можем сказать, что аллели I A и  I B доминируют над аллелью i 0 , тогда как одна одну они не угнетают).

Задача № 1

(моногибридное скрещивание):

В медицине большое значение имеют отличия между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови – наследственный признак. Который зависит от одного гена. Этот ген имеет не две, а три аллели, которые обозначаются символами: I A , I B , i 0 . Особи с генотипом i 0 i 0 – имеют первую группу крови, а с генотипом І А і 0 или І А І А – вторую, с генотипом I B і 0 или I B I B - третью, а с генотипом I A I B - четвёртую (иными словами, мы можем сказать, что аллели I A и I B доминируют над аллелью i 0 , тогда как одна одну они не угнетают).

Задание № 1: Учитывая, что у матери первая группа крови, а у отца – четвёртая, определите, какие группы крови могут иметь их дети - ?

Задание № 1:

Учитывая, что у матери первая группа крови, а у отца – четвёртая,

определите, какие группы крови могут иметь их дети - ?

Какие группы крови могут иметь эти дети ?

Какие группы крови могут иметь эти дети ?

Задание № 2:  В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, другого – вторую и четвёртую. Исследования показали, что дети имеют первую и четвёртую группы крови.  Определите, кто чей сын?

Задание № 2:

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, другого – вторую и четвёртую. Исследования показали, что дети имеют первую и четвёртую группы крови.

Определите, кто чей сын?

Первая группа крови Вторая группа крови Кто чей сын ?

Первая группа крови

Вторая группа крови

Кто чей сын ?

Порядок решения и записи задачи: В первую очередь необходимо кратко записать то, что нам известно из условия задачи и правильно оформить её на бумаге. Для этого используются правила решения математических задач и символы, принятые в генетике, а именно:  - Р - родители (родительские особи, формы);  - ♀ - символ женской особи (самки);  - ♂ - символ мужской особи (самца);  - F 1 – гибриды (потомство) І поколения;  - А – доминантный (преобладающий) ген;  - а - рецессивный (исчезающий) ген;  - х – знак «умножения» – знак скрещивания.

Порядок решения и записи задачи:

В первую очередь необходимо кратко записать то, что нам известно из условия задачи и правильно оформить её на бумаге. Для этого используются правила решения математических задач и символы, принятые в генетике, а именно: - Р - родители (родительские особи, формы); - ♀ - символ женской особи (самки); - ♂ - символ мужской особи (самца); - F 1 – гибриды (потомство) І поколения; - А – доминантный (преобладающий) ген; - а - рецессивный (исчезающий) ген; - х – знак «умножения» – знак скрещивания.

Запись «Дано» в задаче будет выглядеть следующим образом : i 0 i 0 – первая группа крови  І А і 0 или І А І А – вторая  I B і 0 или I B I B - третья  I A I B - четвёртая  i 0 i 0 – первая группа у Р 1 (♀)  I A I B - четвёртая у Р 1 (♂ )  i 0 i 0 – первая группа у Р 2 (♀)  І А і 0 - І А І А – вторая Р 2 (♂ )  І А і 0 - І А І А – вторая Р 3 (♀)  I A I B - четвёртая у Р 3 (♂ )   F 1  1 - ?  F 1  2 - ?  F 1  3 - ?

Запись «Дано» в задаче будет выглядеть следующим образом :

i 0 i 0 – первая группа крови І А і 0 или І А І А – вторая I B і 0 или I B I B - третья I A I B - четвёртая i 0 i 0 – первая группа у Р 1 (♀) I A I B - четвёртая у Р 1 (♂ ) i 0 i 0 – первая группа у Р 2 (♀) І А і 0 - І А І А – вторая Р 2 (♂ ) І А і 0 - І А І А – вторая Р 3 (♀) I A I B - четвёртая у Р 3 (♂ )

F 1 1 - ? F 1 2 - ? F 1 3 - ?

 РЕШЕНИЕ:   1) Учитывая, что в задании № 1 у матери первая группа крови, а у отца – четвёртая, - запишем их генотипы: -мать -  i 0 i 0 ;  отец - I A I B . Схема такого моногибридного скрещивания будет выглядеть следующим образом:  Р ♀ i 0 i 0 х ♂ I A I B  В этом случае возможно образование гамет с такими генами: I A , I B и i 0 . Запишем схематично ход скрещивания с помощью решётки Пеннета: ♂ ♀  I A  i 0  i 0  I A i 0  I B  I A i 0  I В i 0  I В i 0 Отсюда : F 1 – 2 I A i 0 : 2 I В i 0  Следовательно, теоретически дети у таких родителей могут иметь только два генотипа: I A i 0 и I B і 0 . Фенотипически это будет вторая или третья группы крови .

РЕШЕНИЕ: 1) Учитывая, что в задании № 1 у матери первая группа крови, а у отца – четвёртая, - запишем их генотипы: -мать - i 0 i 0 ; отец - I A I B . Схема такого моногибридного скрещивания будет

выглядеть следующим образом: Р ♀ i 0 i 0 х ♂ I A I B В этом случае возможно образование гамет с такими генами: I A , I B и i 0 . Запишем схематично ход скрещивания с помощью решётки Пеннета:

♂ ♀

I A

i 0

i 0

I A i 0

I B

I A i 0

I В i 0

I В i 0

Отсюда : F 1 – 2 I A i 0 : 2 I В i 0 Следовательно, теоретически дети у таких родителей могут иметь только два генотипа: I A i 0 и I B і 0 . Фенотипически это будет вторая или третья группы крови .

2) Отвечая на 2-й вопрос задачи, запишем генотипы каждого из родителей, обозначив их соответственно:   i 0 i 0 – первая группа у Р 2 (♀) І А і 0 - І А І А – вторая у Р 2 (♂ )  І А і 0 - І А І А – вторая у Р 3 (♀) I A I B - четвёртая у Р 3 (♂ ), -  где: Р 2 (♀) и Р 2 (♂ ) –мать и отец второй пары родителей,  а Р 3 (♀) и Р 3 (♂ ) - мать и отец третьей пары родителей.  3) для второй пары порядок скрещивания будет выглядеть следующим образом:   І вариант:   Р ♀ i 0 i 0 х ♂ I A i 0   F 1 –      Отсюда: F 1 – 2 I A i 0 : 2 i 0 i 0  Следовательно, теоретически дети у таких родителей могут иметь только два генотипа: I A i 0 и i 0 і 0 . Фенотипически это будет первая и вторая группы крови ♀ ♂  I A  i 0  i 0  I A i 0  i 0  I A i 0  i 0 i 0  i 0 i 0

2) Отвечая на 2-й вопрос задачи, запишем генотипы каждого из родителей, обозначив их соответственно: i 0 i 0 – первая группа у Р 2 (♀) І А і 0 - І А І А – вторая у Р 2 (♂ ) І А і 0 - І А І А – вторая у Р 3 (♀) I A I B - четвёртая у Р 3 (♂ ), - где: Р 2 (♀) и Р 2 (♂ ) –мать и отец второй пары родителей, а Р 3 (♀) и Р 3 (♂ ) - мать и отец третьей пары родителей. 3) для второй пары порядок скрещивания будет выглядеть следующим образом: І вариант: Р ♀ i 0 i 0 х ♂ I A i 0 F 1

Отсюда: F 1 – 2 I A i 0 : 2 i 0 i 0 Следовательно, теоретически дети у таких родителей могут иметь только два генотипа: I A i 0 и i 0 і 0 . Фенотипически это будет первая и вторая группы крови

♀ ♂

I A

i 0

i 0

I A i 0

i 0

I A i 0

i 0 i 0

i 0 i 0

ІІ вариант:    Р ♀ i 0 i 0 х ♂ I A I A   F 1 -          Следовательно, все дети будут иметь вторую группу крови .   3) У третьей пары родителей Р 3 (♀) и Р 3 (♂ ) – II и IV группы крови, т.е.: І А і 0 или І А І А – вторая; I A I B - четвёртая.  Таким образом, составив соответствующие схемы, выясним, какие группы крови могут быть у их детей?  И в этом случае также возможны два варианта генотипов и фенотипов потомства: ♀ ♂  i 0  I A  i 0  I A i 0  I A  I A i 0  I A i 0  I A i 0

ІІ вариант: Р ♀ i 0 i 0 х ♂ I A I A F 1 - Следовательно, все дети будут иметь вторую группу крови . 3) У третьей пары родителей Р 3 (♀) и Р 3 (♂ ) – II и IV группы крови, т.е.: І А і 0 или І А І А – вторая; I A I B - четвёртая. Таким образом, составив соответствующие схемы, выясним, какие группы крови могут быть у их детей? И в этом случае также возможны два варианта генотипов и фенотипов потомства:

♀ ♂

i 0

I A

i 0

I A i 0

I A

I A i 0

I A i 0

I A i 0

І вариант: :  Р ♀ I A i 0 х ♂ I A I B     F 1 –         Следовательно, теоретически дети у таких родителей могут иметь только четыре генотипа: I A I A : I A i 0 : I A I B : I В i 0 Фенотипически это будет вторая, третья и четвёртая группы крови .   ♀ ♂  I A  I A  i 0  I A I A  I B  I A I В  I A i 0  I В i 0

І вариант: :

Р ♀ I A i 0 х ♂ I A I B F 1 – Следовательно, теоретически дети у таких родителей могут иметь только четыре генотипа:

I A I A : I A i 0 : I A I B : I В i 0 Фенотипически это будет вторая, третья и четвёртая группы крови .

♀ ♂

I A

I A

i 0

I A I A

I B

I A I В

I A i 0

I В i 0

ІI вариант: :  Р ♀ I A I A  х ♂ I A I В  F 1 –         Таким образом, во втором случае возможно рождение детей со второй и четвёртой группами крови.   Вывод: посколько только у второй пары возможно рождение ребёнка с І группой крови, очевидно, что новорождённый с І группой крови может быть только их сыном. Третьей паре родителей принадлежит ребёнок со второй группой крови. ♀ ♂  I A  I A  I A  I A I A  I B  I A I В  I A I A  I A I В

ІI вариант: :

Р ♀ I A I A х ♂ I A I В F 1 –

Таким образом, во втором случае возможно рождение детей со второй и четвёртой группами крови. Вывод: посколько только у второй пары возможно рождение ребёнка с І группой крови, очевидно, что новорождённый с І группой крови может быть только их сыном. Третьей паре родителей принадлежит ребёнок со второй группой крови.

♀ ♂

I A

I A

I A

I A I A

I B

I A I В

I A I A

I A I В

Ответ: 1) У детей первой пары родителей могут быть вторая или третья группы крови;  2) у второй пары родителей родился ребёнок с первой группой крови. А у третьей пары родителей – ребёнок со второй группой крови.

Ответ:

1) У детей первой пары родителей могут быть вторая или третья группы крови; 2) у второй пары родителей родился ребёнок с первой группой крови. А у третьей пары родителей – ребёнок со второй группой крови.

ДОШИ № 10 Учитель биологии ДОШИ № 10 С.Н.Козлов

ДОШИ № 10

Учитель биологии ДОШИ № 10

С.Н.Козлов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!