СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология вопросов в произведениях русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлена система преподавания литературы  

Просмотр содержимого документа
«Типология вопросов в произведениях русской литературы»

ТИПОЛОГИЯ ВОПРОСОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В ходе подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе зачастую возникает особая трудность найти именно те художественные произведения, которые перекликаются соответствующими темами, проблемами. Учителю в первую очередь необходимо обращать внимание на установление взаимосвязующих линий в разных художественных произведениях в идейном аспекте, сюжетных линиях, образной системе, постараться правильно ориентировать учащихся. В рамках ЕГЭ по литературе, это 8-9, 15- 16 задания и сочинение (17).

Для выполнения данного этапа работы необходимо знать поступательный процесс развития всей русской литературы, основные этапы ее становления. Только в этом случае можно правильно сопоставить художественные произведения по ряду признаков:

- по идейной проблематике всего художественного произведения;

- тематике произведения;

- сюжетной линии;

- определенному событию (историческому, социальному);

- образной системе,

- поступкам героев;

- мировоззрению героев;

- отдельным деталям.

Для примера обратимся к теме родины, судьбы страны, жизни народа. Блок вопросов может быть следующим:

- В каких произведениях русской литературы прослеживается тема родины, судьба страны и как данный вопрос разрешается в тексте?

- Как влияют эпохальные исторические события на жизнь народа, судьбу человека?

- Человек в годы великих перемен;

- В каких произведениях герои рассуждают о счастливой прежней жизни для них?

- В каких произведениях идет речь о воспиании детей (молодого поколения) и как к этому относятся сами герои?

- Проблема войны и мира в произведениях русских писателей;

- Проблема человеческой ответственности за научные открытия;

- Проблема человеческих взаимоотношений;

-Проблема взаимоотношений поколений (проблема «отцов» и «детей»);

- Проблема разрушения старого мира;

- Проблема взаимоотношений человека и природы;

- Темы семьи и дома в русской литературе;

- Тема гражданской войны в литературе;

-Тема Великой Отечественной войны;

- Тема любви в русской литературе;

- Тема человеческой несправедливости в русской литературе;

- Тема «лишнего человека» в русской литературе;

- Тема «маленького человека» в литературе;

- Сцены дуэли в сюжетной линии;

Данный ряд можно продолжать. Важно видеть развитие литературного процесса в его поступательности и в то же время в ретроспективности. Это значит уметь находить взаимосвязующие линии художественных произведений в ассоциативной, аллюзивной, интертекстуальной связях. Надо не только привести схожие по тем или иным признакам тексты, но и сравнить, сопоставить их, выявить отличие авторского видения, художественное своеобразие каждого произведения, оформить анализ в виде сочинения объемом не меньше 5-10 предложений в мини-сочинении по заданиям ЕГЭ 8-9/16 (примерно в 40-50 слов), или по 17 заданию в целостное развернутое рассуждение в 200-250- слов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!