СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа определяет цели, задачи предмета, формы организации учебного процесса и виды учебных занятий, формы и способы текущего и итогового контроля, рекомендации для его осуществления, критерии оценивания уровня достижений результатов обучения.

Просмотр содержимого документа
«ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ


ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ


УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ


ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


«ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ


КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»














ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ




МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ


(аккордеон)


ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ


МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО





СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 6(7), 8(9) ЛЕТ


ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 5-17 ЛЕТ




















ЛУГАНСК


2020

Утверждена


Министерством культуры, спорта и молодежи


Луганской Народной Республики


(приказ № 318 от 07.07.2020)



Разработана


  • соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и объему учебных планов учреждений дополнительного образования сферы культуры и искусств – школ искусств, музыкальных,


художественных, хореографических и театральных школ, утвержденными приказом Министерства культуры, спорта и молодежи Луганской Народной Республики от 03.07.2018 № 542, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 30.08.2018 за № 453/2097




Авторы-составители программы:


Шарабрин Л.А., старший преподаватель цикловой комиссии народных инструментов Государственного образовательного учреждение культуры Луганской Народной Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М.Матусовского»;


Мелешко Н. В., преподаватель высшей категории, старший преподаватель Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа № 2»;


Мышалова Л. Э., преподаватель, концертмейстер высшей категории Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа № 2»;


Стадник О. Н., преподаватель высшей категории, старший преподаватель Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа № 2»;


Потапова Л. С., преподаватель Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа № 2».


Общая редакция:


Рубченко Л. В, руководитель Учебно-научного центра Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского».


Рецензенты:


Петрик В.В., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой народных инструментов Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М.Матусовского»;


Золотарева И. Ф., заслуженный деятель искусств Луганской Народной Республики, старший преподаватель кафедры народных инструментов Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М.Матусовского».




2

Структура программы


  1. Пояснительная записка


1.1. Характеристика предмета, его роль в образовательном процессе.


1.2. Актуальность программы, ее цель и задачи


1.3. Методы обучения.


1.4. Срок реализации программы.


1.5. Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета.


1.6. Формы проведения учебных занятий.


  1. Содержание учебного предмета.


2.1. Сведения о затратах учебного времени


2.2. Годовые требования по классам


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.


IV.Формы, методы контроля, критерии оценивания.


    1. 1.Аттестация, цели, виды, форма, содержание


    1. Критерии оценивания


    1. Контрольные требования на разных этапах обучения.


  1. Материально-технические условия реализации учебного предмета VI. Методическое обеспечение учебного процесса


6.1.Методические рекомендации педагогическим работникам


6.2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся


VII. Списки рекомендуемой литературы


7.1.Список рекомендуемой нотной литературы


7.2.Список рекомендуемой методической литературы


























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.


Программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) разработана в соответствии с Законом Луганской Народной Республики «Об образовании» (с изменениями) от 30.09.2016 № 128-II, Приказом Министерства культуры, спорта и молодежи Луганской Народной Республики «Об утверждении Перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств» от 31.07.2017 № 441, Приказом Министерства культуры, спорта и молодежи Луганской Народной Республики «Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания и объему учебных планов учреждений дополнительного образования сферы культуры и искусств – школ искусств, музыкальных, художественных, хореографических и театральных школ» от 03.07.2018 № 542.


Программа определяет цели, задачи предмета, формы организации учебного процесса и виды учебных занятий, формы и способы текущего и итогового контроля, рекомендации для его осуществления, критерии оценивания уровня достижений результатов обучения.


Типовая дополнительная предпрофессиональная программа «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, чтения с листа, самостоятельной работы, художественно-эстетическое воспитание обучающихся.


1.2. Актуальность. Цели и задачи.


Актуальность типовой дополнительной предпрофессиональной программы «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) заключается в получении обучающимися художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития личности через овладение навыками игры на аккордеоне.


Цель программы - выявление одаренных детей в области музыкального искусства, создание условий для художественного образования, эстетического, духовно-нравственного развития, приобретение обучающимися знаний, умений, навыков игры на аккордеоне и опыта творческой деятельности.


Задачи:


Образовательные:


  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства на аккордеоне;


  • выразительное исполнение учебного материала в соответствии с художественной трактовкой музыкальных произведений;


4

  • овладение знаниями, умениями и навыками самостоятельной работы по изучению и исполнению произведений разных жанров и музыкальных направлений.


Развивающие:


    • формирование умений и навыков обучающегося в исполнительстве на аккордеоне: подбор по слуху, чтение с листа;


    • формирование потребности в постоянном расширении кругозора и музыкального вкуса, интереса к игре на аккордеоне и музыкальному искусству


  • целом;


    • формирование и развитие художественно-эмоционального мышления обучающегося, раскрытие его творческого потенциала.


Воспитательные:


  • создание в классе специальности атмосферы творческого сотрудничества ученика и педагога;


  • воспитание работоспособности, чувства ответственности и творческой инициативы у обучающихся;


  • включение обучающихся в социально полезную деятельность, организация содержательного досуга и занятости, адаптации их жизни в обществе.


Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.


1.3. Методы обучения.


Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность обучающегося. Постоянной заботой педагога на уроках специальности является организация правильных игровых движений ученика, контроль за правильной посадкой и постановкой игрового аппарата.


Работа над выразительностью исполнения, качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания.


1.4. Срок реализации учебного предмета.


Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) предназначена для обучения детей в возрасте от 5 до 17 лет.


Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до восьми лет, составляет 8(9) лет.


5

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с девяти до одиннадцати лет, составляет 6(7) лет.


На основании экзаменационной комиссии детям, поступившим в образовательное учреждение в возрасте с пяти до шести лет пяти месяцев, рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах, срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) составляет 9 лет.


Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.



1.5. Объем учебного времени на реализацию учебного предмета Срок обучения 8(9) лет


Учебный

Количество часов в неделю в классах




Экзамены

предмет










в классах

0

1

2

3

4

5

6

7

8














Музыкальный

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

инструмент











(аккордеон)






















Срок обучения 6(7) лет


Учебный

Количество часов в неделю в классах



Экзамены в

предмет








классах

0

1

2

3

4

5

6










Музыкальный

2

2

2

2

2

2

2

6

инструмент









(аккордеон)



















1.6. Формы проведения учебных занятий.


Основной формой занятий является урок. Продолжительность урока – 1 академический час. Для обучающихся в возрасте от 5 до 6 лет – 30 мин., в возрасте от 6 до 7 лет – 35 минут, дети старше 7 лет - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю раскрыть индивидуальные, музыкальные способности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности обучающегося.


  • качестве средств текущего контроля успеваемости используется академические концерты, технические зачеты, прослушивания, экзамены. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Все выступления обучающихся, характер и качество исполнения должны обсуждаться педагогами данного отдела.

6


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. Сведения о затратах учебного времени


Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальный инструмент» (Аккордеон), на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Срок обучения 8(9) лет





Распределение по годам обучения

























Класс



0

1

2


3


4

5

6

7


8




















Количество

часов

на

2

2

2


2


2

2

2

2


2


аудиторные занятия в неделю
































Продолжительность учебных

32

33

34


34


34

34

34

34


34


занятий (в неделях)



































Количество

часов

на

64

66

68


68


68

68

68

68


68


аудиторные занятия (за год)


































Всего:



612































Срок обучения 6(7) лет
































Распределение по годам обучения
























Класс



0


1


2


3

4


5


6




















Количество

часов

на

2


2


2


2

2


2


2



аудиторные занятия в неделю






























Продолжительность

учебных

34


34


34

34

34


34


34


занятий (в неделях)
































Количество

часов

на

68


68


68

68

68


68


68


аудиторные занятия (за год)


































Всего:



476


































Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.


2.2. Годовые требования по классам


Требования по специальности для обучающихся на аккордеоне сроком 6(7) лет те же, что и при 8(9)-летнем обучении, но в сжатой форме.


Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, с учетом способностей обучающегося.


Срок обучения – 8(9) лет


Нулевой класс (2 часа в неделю)



7

  • «донотном» периоде необходимо в основном опираться на слуховые представления: активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию обучающегося) с последующим эмоциональным откликом (в виде рисунка, рассказа).


Знакомство с инструментом. Индивидуальная «настройка» ремней (правый, два левых и поперечный). Основы посадки, постановки рук. Принципы звукоизвлечения. Основы меховедения. Игра упражнений, песенок-прибауток на одной-двух нотах, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Освоение основных штрихов: legato, non legato.


Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на аккордеоне ритма слов. Игра ритмических рисунков на одной-двух нотах. Знакомство с основой динамики – forte, piano. Игра по нотам.


Воспитание элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.


  • течение первого года обучения (0 класс) обучающийся должен


освоить:


  • гамма C-dur в одну октаву, правой рукой двумя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством на одно движение меха;


  • 5-10 песен-прибауток;


  • 1-2 этюда;


  • 8-10 небольших пьес различного характера.


Примерный репертуарный список


  1. Польская народная песня «Два кота»


  1. Русская народная песня «У кота»


  1. Русская народная песня «Две тетери»


  1. Русская народная песня «Солнышко»


  1. Руская народная песня «Баю-бай»


  1. Руская народная песня «На зеленом лугу»


  1. Украинская народная песня «Лети воробушек»


  1. Украинская народная песня «Прийди, прийди сонечко»


  1. Украинская прибаутка «Лепешки»


  1. Детская песня «Листопад»


  1. Детская песня «Дин-Дон»


  1. Д. Кабалевский «Маленькая полька»


  1. М. Магиденко «Петушок»


  1. М. Метлов «Паук и муха» из детской оперы «Муха - Цокотуха»


8

  1. А. Филиппенко «Цыплятки»


Первый класс (2 часа в неделю)


Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.


Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.


В течение второго года (1 класс) обучения обучающийся должен освоить:


  • гаммы C-dur, G-dur, арпеджио короткие двумя руками тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством нот на одно движение меха;


  • 3-4 этюда;


  • 10-12 пьес, различных по характеру, стилю, жанру. Чтение нот с листа.


Примерный репертуарный список


  1. Белорусская народная песня «Савка и Гришка»


  1. Белорусская народная песня «Перепелочка»


  1. Русская народная песня «Скок, скок» обработка Г. Бойцовой


  1. Русская народная песня «Как у наших, у ворот» обработка Г. Бойцовой


  1. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»


  1. Частушка обработка Р. Бажилина


  1. В. Моцарт Аллегретто


  1. Д. Кабалевский Маленькая полька


  1. Л. Качурбина «Мишка с куклой»


  1. В. Иванов Этюды


  1. Г. Беренс Этюды


  1. К. Черни Этюды


Второй класс (2 часа в неделю)


Работа над упражнениями, направленными на развитие мелкой техники.


Закрепление освоенных терминов, изучение новых.


Развитие у обучающегося творческой инициативы. Более активное вовлечение обучающегося во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, поиск выразительных средств).


  • течение третьего года обучения (2 класс) обучающийся должен освоить:




9

  • мажорные гаммы до одного знака при ключе, короткие арпеджио, тонические (трехзвучные) аккорды с обращениями правой рукой, с динамическими оттенками, различными ритмами;


  • 2-4 этюда на различные виды техники;


  • 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.


Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


Примерный репертуарный список


  1. Белорусский танец «Крыжачок»


  1. Русская народная песня «Как у наших, у ворот» обработка А. Иванова


  1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я »


  1. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»


  1. Украинская народная песня «Дивлюсь я на небо»


  1. Л. Бетховен «Сурок»


  1. В. Елецкий Маленький вальс


  1. В. Моцарт «Колыбельная»


  1. Д. Шостакович Танец


  1. П. Чайковский Старинная французская песенка


  1. К. Гурлитт Этюды


  1. К. Черни Этюды


  1. Л. Шитте Этюды


Третий класс (2 часа в неделю)


Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов.


Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения. Изучение несложных пьес с элементами полифонии.


Контроль педагогом самостоятельной работы обучающегося: разбора нотного текста, расстановки аппликатуры, смены меха, выбора штрихов, работы над интонацией, мотивом, фразой, формой. Отработка технически сложных мест, в том числе, путем вычленения технических эпизодов и превращения их в упражнения для более детальной работы над ними и т.д.


В течение четвертого года (3 класс) обучения обучающийся должен освоить:


  • мажорные гаммы до двух знаков при ключе и минорные гаммы трех видов (в октаву правой рукой) до одного знака при ключе, короткие арпеджио, тонические (трехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками




10

тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;


  • 3-4 этюда на различные виды техники;


  • 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.


Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


Примерный репертуарный список


  1. Русская народная песня «Ах, во саду» обработка Г. Шахова


  1. Русская народная песня «Как под яблонькой» обработка А. Иванова


  1. Русская народная песня «Полосынька»


  1. Украинская народная песня «Казачок» обработка Р. Ризоля


  1. Л. Анцати Вальс-мюзетт


  1. В. Доренский «Веселое настроение»


  1. Ф. Куперен «Кукушка»


  1. Г. Манчини «Розовая пантера»


  1. Ф. Шуберт Вальс


  1. Р. Шуман «Веселый крестьянин»


  1. Г. Беренс Этюды


  1. А. Лемуан Этюды


  1. А. Холминов Этюды


Четвертый класс (2 часа в неделю)


Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально– исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.


Более углубленное знакомство с основами полифонии и крупной формы. Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и


другие.


    • течение пятого года обучения (4 класс) необходимо освоить:


  • мажорные гаммы до трех знаков, минорные гаммы до двух знаков при ключе, короткие арпеджио двумя руками в прямом и обратном движении тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;



  • при повторении ранее освоенных гамм по программе 3 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и




11

мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов:


чередование штрихов legato, staccato;


  • 1 полифоническая пьеса;


  • 1 произведение крупной формы;


  • 3-4 этюда на различные виды техники;


  • 4-6 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.


Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


Примерный репертуарный список


  1. Русская народная песня «Яблочко» обработка П. Лондонова


  1. Русская народная песня «Вставала ранешенько» обработка В. Грачева


3. Русская народная песня «В низенькой светелке» обработка П. Лондонова


  1. И.С. Бах Менуэт


  1. И.С. Бах Ария


  1. В. Моцарт Сонатина


  1. В. Моцарт Менуэт


  1. П. Чайковский «Неаполитанская песенка»


  1. Г. Беренс Этюды


  1. А. Холминов Этюды


  1. К. Черни Этюды


Пятый класс (2 часа в неделю)


Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности.


Освоение приема игры глиссандо.


Знакомство с мелизмами (форшлаг, мордент).


    • течение 6 года обучения (5 класс) обучающийся должен освоить:


  • Мажорные гаммы до 4 знаков, минорные гаммы до 3 знаков трех видов двумя руками в прямом движении, короткие арпеджио в прямом движении, тонические (трехзвучные) аккорды с обращениями во всех тональностях двумя руками;


  • 1-2 полифонических произведений;


  • 1-2 произведения крупной формы;


  • 3-4 этюда на различные виды техники;


  • 4-5 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.


12

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


Примерный репертуарный список


  1. Русская народная песня «Где ты, где ты, моя доля » обработка А. Талатина


  1. Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку» обработка А. Шалаева


  1. Русская народная песня «То не ветер ветку клонит» обработка А. Суркова


  1. Г. Гендель Менуэт


  1. Т. Лунквист Канон


  1. Дж. Тартини Сарабанда g-moll


  1. А. Диабелли Сонатина


  1. В. Моцарт Сонатина


  1. Е. Дербенко Интермеццо


  1. В. Мотов Полифоническая пьеса


  1. Г. Беренс Этюды


  1. Ф. Бургмюллер Этюд F-dur


  1. К. Черни Этюды


  1. Ж. Эгхарт Этюд-экспромт Des-dur


Шестой класс (2 часа в неделю)


Совершенствование всех ранее освоенных обучающимся музыкально– исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.


Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты, двойные ноты.


В течение седьмого года обучения (6 класс) обучающийся должен освоить:


  • Мажорные гаммы до 5 знаков, минорные гаммы до 4 знаков трех видов двумя руками в прямом движении, тонические (трехзвучные) аккорды с обращениями во всех тональностях, короткие арпеджио. Игра гамм должна быть направлена на закрепление всех ранее освоенных штрихов и приемов;


  • 1-2 полифонических произведения;


  • 1-2 произведения крупной формы;


  • 1-2 пьесы кантиленного характера;






13

  • 3-4 этюда на различные виды техники, при этом требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;


  • 3-4 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.


Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


Примерный репертуарный список


  1. Русская народная песня «Ах, вы сени», обработка В. Иванова


  1. Русская народная песня «Вдоль по Питерской»


  1. И.С. Бах Ламенто


  1. И.С. Бах Органные хоральные прелюдии a-moll, f-moll


  1. Р. Бажилин «Вальсик»


  1. Е. Дога «Ручейки»


  1. К. Конрад «Полночь в Париже»


  1. П. Пиццигони «Свет и тени»


  1. Г. Шендерев Русский танец


  1. Н. Иванов Этюды


  1. Т. Лак Этюд а-moll


  1. А. Лешгорн Этюды


Седьмой класс (2 часа в неделю)


Продолжение совершенствования всех ранее освоенных обучающимся музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.


В течение восьмого года обучения (7 класс) обучающийся должен освоить:


  • Мажорные гаммы до 6 знаков, минорные гаммы до 5 знаков трех видов двумя руками в прямом движении, умение сыграть любую (минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально возможном быстром темпе;


  • 1-2 полифонических произведения;


  • 1-2 произведения крупной формы;


  • 1-2 пьесы кантиленного характера;


  • 3-4 этюда пьесы на различные виды техники. Чтение нот с листа.


Примерный репертуарный список


  1. Русская народная песня «Барыня» обработка А. Шалаева


  1. Русская народная песня «Найчить ли, тя, Ванюша» обработка В. Мотова


  1. Русская народная песня «Отдавали молоду» обработка Г. Шендерева


  1. И.С. Бах Органная хоральная прелюдия


14

  1. Г. Гендель Фугетта F-dur


  1. С. Коняев «Вечное движение»


  1. А. Шалаев Концертная пьеса


  1. П. Куликов Этюды


  1. А. Лешгорн Этюды


  1. К. Черни Этюды


Восьмой класс (2 часа в неделю)


Подготовка к выпускному экзамену. Подготовка профессионально ориентированных обучающихся к поступлению в профессиональные организации. В связи с этим перед учеником по всем вопросам музыкального исполнительства ставятся особые требования:


  • к работе над техникой в целом;


  • к работе над произведением;


  • к качеству самостоятельной работы;


  • к сформированности музыкального мышления.


Выбранная для экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, на конкурсных выступлениях.


На девятом году обучения (8 класс) обучающийся должен освоить:


1-2 полифонических произведения;


1-2 пьесы кантиленного характера;


1-2 произведения крупной формы;


2-3 разнохарактерных произведения;


1-2 этюда на различные виды техники.


Примерный репертуарный список


  1. Русская народная песня «Коробейники» обработка И. Паницкого


  1. Русская народная песня «Я на камушке сижу» обработка А. Тимошенко


  1. И.С. Бах Двухголосная инвенция F-dur


  1. Г. Гендель Пассакалия


  1. Д. Скарлатти Фугетта


  1. В. Дмитриев «Карусель»


  1. Ч. Маньянте «Венецианский карнавал»


  1. Е. Рохлин «Веретено»


  1. Г. Шендерев Русский танец


  1. Д. Эллингтон «Караван»


  1. Г. Беренс Этюд


  1. В. Иванов Этюд


  1. Т. Лак Этюд


  1. К. Черни Этюды



15

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


Данная программа направлена на академическое воспитание аккордеониста на лучших примерах русской и зарубежной музыки. Возможен индивидуальный подход при составлении программы с учетом музыкальных и технических возможностей учащегося.


Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и навыки:


  • наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;


  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;


  • умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на аккордеоне;


  • умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на аккордеоне;


  • знание репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;


  • знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;


  • знание профессиональной терминологии;


  • знание истории инструмента, основные вехи в его развитии;


  • знание конструктивных особенностей инструмента;


  • знание элементарных правил по уходу за инструментом;


  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;


  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;


  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;


  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;


  • наличие развитой музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.



16

IV. Формы и методы контроля, система оценок.


4.1 Аттестация, цели, виды, форма, содержание


Оценка качества знаний, умений, навыков применяется при проведении всех видов контроля:


  • текущего контроля успеваемости;


  • промежуточной аттестации учащихся;


  • итоговой аттестации учащихся.



Вид контроля

Задачи





Формы





Текущий контроль

- поддержание учебной дисциплины,


контрольные уроки,


-выявление отношения учащегося к

академические


изучаемому предмету,




концерты,


- повышение уровня освоения текущего

прослушивания к


учебного материала. Текущий контроль

конкурсам,


осуществляется

преподавателем

по

отчетным


специальности регулярно (с периодичностью

концертам


не более чем через два, три урока) в рамках



расписания

занятий

и

предлагает



использование различной системы оценок.



Результаты текущего контроля

учитываются



при выставлении четвертных, полугодовых,



годовых оценок.






Промежуточный

определение успешности развития учащегося и

контрольные уроки,

контроль

усвоения им

программы

на

определенном

технический зачет,


этапе обучения





академические







концерты

Итоговый

определяет уровень и качество освоения

экзамен проводится

контроль

программы учебного предмета



в выпускном классе



4.2. Критерии оценок.


По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.


Оценка

Критерии оценивания выступления




5

(«отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное



исполнение, отвечающее всем требованиям на данном



этапе обучения




4

(«хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими



недочетами (как в техническом плане, так и в



художественном), ясную художественно-музыкальную



трактовку




3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно:



недоученный текст, слабая техническая подготовка,



малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового



аппарата и т.д.

2

(«неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст,



отсутствие домашней работы, а также плохая



посещаемость аудиторных занятий



17

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения


на данном этапе обучения




При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:


  1. Оценка годовой работы обучающегося.


  1. Оценки за академические концерты, технические зачеты или экзамены.


  1. Другие выступления обучающегося в течение учебного года.


При выведении оценки за выпускные экзамены учитываются следующие критерии:


  1. Обучающийся демонстрирует достаточный технический уровень владения инструментом.


  1. Убедительно раскрыт художественный образ музыкального произведения.


  1. Исполнительская интерпретация отражает понимание стиля исполняемого произведения.


Оценки выставляются по окончанию полугодия учебного года.



V. Материально-технические условия реализации учебного предмета


Материально-техническая база учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


Учебные аудитории должны быть оснащены аккордеонами, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся: (2/4 – для самых маленьких, ¾ - для подростков и 4/4 – для выпускников), а также фортепиано, стульями и пультами. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться мастером (настройка и ремонт).


При реализации примерной дополнительной предпрофессиональной программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (Аккордеон) необходимо наличие концертного зала, библиотеки.










VI. Методическое обеспечение учебного процесса


6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам Основной частью учебного процесса по предмету «Музыкальный


инструмент» (Аккордеон) является индивидуальная форма занятий преподавателя с учеником (урок).


18

Урок включает в себя разыгрывание (гаммы, упражнения), проверку домашнего задания, основную работу по теме урока и заключительный этап, на котором педагог предлагает способы самостоятельной работы над тем или иным заданием и фиксирует их в дневнике.


Педагогу необходимо учитывать психофизические возможности, а также степень музыкальной одаренности обучающегося при выборе репертуара и «темпа» его прохождения.


    • работе с обучающимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательности, систематичности, доступности, наглядности в освоении материала, постоянно отслеживая при этом качество освоения музыкального материала.


    • начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный план. В конце учебного года преподаватель представляет отчет


  • его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.


    • педагогике сложились основные принципы, связанные с посадкой, постановкой рук, меховедением, звукоизвлечением. Педагог должен на всех уроках обращать внимание на правильную посадку обучающегося: ученик сидит на крае стула, высота стула соответствует росту (бедра параллельны полу), аккордеон стоит параллельно корпусу учащегося – мех на левом бедре, гриф упирается во внутреннюю часть правого бедра, ремни настроены так, чтобы спина ученика не сгибалась при посадке за инструментом, а инструмент не висел на ремнях. Желательно использовать поперечный ремень, который крепится на левый и правый ремни. Его использование делает игру на инструменте более удобной (левый и правый ремни часто спадают с плеч), а занятия - более безопасными в плане здоровья (поперечный ремень не позволяет спине выгибаться).


Особого внимания заслуживает меховедение. Смена меха должна быть естественной – без задержек дыхания и мышечных зажатий. При смене меха обучающийся должен помогать себе движением корпуса в зависимости от направления меха. При этом мех меняется не всей шириной левой части корпуса, а внутренним углом на сжим и внешним - на разжим (цель – достичь «незаметной» смены меха, при которой паузы во время смены меха между звуками почти нет). При игре тремоло мехом необходимо распределять мышечную нагрузку: усилие прикладывать только на сильные доли. Это позволит сэкономить силы и добиться легкости в исполнение этого сложного мехового приема.


19

На начальном этапе важной задачей педагога является формирование правильной работы пальцев. Необходимо разграничить мелкую – пальцевую технику и крупную - кистевую. Для развития мелкой техники для правой и левой руки является упражнение «репетиция» (на одну клавишу по очереди нажимают разные пары пальцев), а также нисходящие и восходящие ломаные терции (на более позднем этапе). Для развития крупной техники – играть повторяющиеся аккорды, темп и ритм их исполнения зависит от технических возможностей учащегося.


Работа над звукоизвлечением должна проходить на всех этапах обучения. На первых занятиях можно предложить обучающемуся упражнение, в котором необходимо контролировать изменения динамики от piano к forte и, наоборот, с помощью взаимодействия клавиши и меха (piano - клавиша нажимается плавно, на половину, мех ведется медленно, forte - клавиша нажимается «до дна», движение меха усиливается). Примерно через полгода возможно пробовать плавное и мягкое туше при игре мелодии на piano и активное туше при игре на forte в подвижных пьесах. Со временем возможно ставить художественные задачи, при решении которых для каждого музыкального образа необходимо использовать различные виды звукоизвлечения.


На первых этапах разбора при работе над музыкальными произведениями необходимо создавать вместе с обучающимся музыкальные образы и детально работать над проставлением аппликатуры, смены меха, динамикой, цезурами, агогикой, штрихами.


При работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо использовать позиционный вариант аппликатуры.


Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Юных музыкантов необходимо воспитывать на лучших образцах русской и зарубежной музыки. Помимо оригинальных сочинений в репертуаре должны присутствовать переложения преимущественно несложной клавирной музыки, не требующей значительной переработки нотного текста.




6.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы


обучающихся


Главной задачей педагога является задача обучения ребенка творческой компетенции, которая включает в себя: самостоятельные занятия и дальнейший профессиональный рост, интерес к музыке и искусству в целом.


  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;


20

  • периодичность занятий - каждый день;


  • объем самостоятельных занятий в неделю - от 2-х до 4-х часов.


Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.


Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны.


Один раз в полгода обучающемуся необходимо принести аккордеон для домашних занятий своему педагогу с целью настройки ремней и проверки посадки и постановки рук.


Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов


  • должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.


    • самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по самостоятельной работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.



VII.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


Нотная литература:


  1. Алёхин В. - составитель сборника «Полифонические пьесы для баяна» выпуск 5. — Москва: «Советский композитор», 1978г.


  1. Бажилин Р. - составитель сборника «Аккордеон в джазе». - Москва: Издательство Катанского В.. 2000г.


  1. Бажилин Р. «Детский альбом» для аккордеона. — Москва: Издательство Катанского В., 2002г.


  1. Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» — Москва: Издательство Катанского В., 2002г.


  1. Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне), аккомпанемент песен». - Москва: Издательство Катанского В.. 2004г.


21

  1. Бах И.С. «Инвенции для фортепиано» Редакция Бузони Ф. - Москва: «Музыка», 1991г. .

  2. Бережков В. «Пьесы для баяна» - Санкт-Петербург: «Композитор», 2004г.

  3. Бланк С. «Двенадцать пьес и одна сюита» аккордеон, баян - Ростов-на-

Дону: «Феникс», 2001г.


  1. Бушуев Ф. - составитель сборника «Сонатины и вариации для баяна», выпуск 11 — Москва: «Советский композитор», 1979г.


  1. Векслер Б. «Концертные пьесы для аккордеона», выпуск 2. - Москва: Издательство Катанского В.. 2001г.


  1. Власов В. «Альбом для детей и юношества» — Санкт-Петербург: «Композитор», 2000г.


  1. Власов В. «Эстрадно-джазовые композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1. Составитель сборника В.Ушаков. — Санкт-Петербург: «Композитор»,

2001г.


  1. Двилянский М. «Альбом для юношества», выпуск 2, произведения для аккордеона - Москва: «Музыка», 1985г.


  1. Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. - Москва: «Советский композитор», 1981г.


  1. Дербенко Е. «Детская музыка для баяна» Шесть сюит - Москва: «Музыка», 1989г.


  1. Дербенко Е. «Сюита в классическом стиле в семи частях» для баяна ДМШ — Москва: «Престо», 1996г.


  1. Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 2 - Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.


  1. Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1 - Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.


  1. Дмитриев А. и Лихачёв Ю. - составители сборника «Хорошее настроение» для баяна или аккордеона - Ленинград: «Музыка», 1990г.


  1. Доренский А. «Музыка для детей», выпуск 2 для 2-3 классов - Ростов-на-

Дону: «Феникс», 1998г.


  1. Дранга Ю. - составитель сборника «Концертный репертуар аккордеониста»,выпуск 1 - Москва: «Музыка», 1990 г.


  1. Кузнецов В. «Популярные мелодии» в обработке для баяна.- Санкт-Петербург: «Музыка», 1992г.

  2. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: «Музыка», 1990г.

  3. Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». - Москва: «Музыка»,

1989г.


  1. Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: «Советский композитор», 1987г. '


  1. Мирек А. «Самоучитель игры на аккордеоне» - Москва: «Советский композитор», 1987г.


  1. Мотов В.Н., Шахов Г.Н. - составители сборника «Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ» - Москва: «Кифара», 2005г.



22

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» изд.3. М., «Советский композитор» 1986.


  1. «В кругу друзей» популярная музыка для баяна или аккордеона выпуск1. Составитель О. Агафонов. М., «Советский композитор» 1983.


  1. Басурманов Л. и Чайкин Н. «Самоучитель игры на баяне» изд. 4. М., «Музыка» 1966.


  1. «Концертные пьесы для аккордеона в стиле мюзет». Составитель Бажилин Р.. М., 2000.В.


  1. «В кругу друзей» популярная музыка для баяна или аккордеона выпуск 3. М., «Советский композитор» 1984.


  1. «В кругу друзей» популярная музыка для баяна или аккордеона выпуск 2. М., «Советский композитор» 1981.


  1. Ш. Ганон «Пианист-виртуоз» 60 упражнений. Эст.Рес.ОтдМузфонда


СССР Таллин., 1982.

  1. П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне». Л., «Музыка» 1988.

  2. П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне». Л., «Музыка» 1988.

  3. «За праздничным столом» для баяна или аккордеона. М., «Музыка» 1973.


  1. «Аккордеон в музыкальной школе» пьесы 1-3 класс. Составитель А. Крючков. Выпуск 53. М., «Советский композитор» 1987.


  1. В. Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне». 2-е изд. М., «Музыка»


1991.

  1. В. Лушников «Школа игры на аккордеоне». М., «Советский композитор»

1991.


  1. «Старинные русские вальсы» в переложении для аккордеона. Составитель П Лондонов. М., «Музыка» 1978.


  1. В. Мотов «Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне».


М., «Музыка» 1989.

  1. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне». М., «Музыка» 1984.


  1. «Этюды» 3-5 классы ДМШ. Составители В. Мотов и Г. Шахов. М., «Кифара» 1999.


  1. К. Ошлаков «Школа игры на баяне» часть 2. под редакцией И. Боскова.

Алма-Ата., 1965.


  1. «Сонатины и вариации» 1-3 класс ДМШ. Составление и исполнительская редакция Д. Самойлова. М., «Кифара» 1997.


  1. «Хрестоматия баяниста» 1-3 класс упражнения, этюды. Составитель А. Судариков . М., «Музыка» 1983.


  1. «Полифонические пьесы» 1-3 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов.

М., «Кифара» 1997.

  1. Д. Самойлов «Пятнадцать уроков игры на баяне» М., «Кифара» 1998.


  1. А. Тепляков «Концертный аккордеон» виртуозные пьесы. Иркутск., 2007.


  1. «Аккордеон в музыкальной школе» выпуск 26. пьеса для 4-5 классов. Составитель А. Талакин. М., 1977.


  1. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3-5 классы ДМШ. М., «Музыка» 1966.


23

  1. «Популярные эстрадные пьесы» для аккордеона или баяна». Составитель О. Шаров. Л., «Музыка» 1988.


  1. «Популярные эстрадные пьесы» для аккордеона или баяна» выпуск 2. Составитель О. Шаров. Л., «Музыка» 1990.


  1. Г. Шахов «Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста» М., «Музыка» 1991.


  1. Эк Г. 50 этюдов для аккордеона М. 1965


  1. Эстрадные композиции для аккордеона вьш. 1сост. В. Шумейко М. 2006

  2. Этюды для аккордеона вьш. 2 сост. С.Коняев М. 1966

  3. Этюды для аккордеона вьш. 16М. 1983

  4. Этюды для 1-3 классы ДМШ сост. В. Мотов М. 1998

  5. Этюды для аккордеона вып. 2 ссот. М. Двилянский М. 1987Музыка» 1990


Методическая литература

  1. Аберт Г. Моцарт. Монография. − М.: Музыка, 1978

  2. Алексеев А. Клавирное искусство. Вып.1. – М-Л., Музыка, 1952


  1. Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о "Хорошо темперированном клавире". − М.: «Классика – XXI», 2008


  1. Браудо И. Артикуляция. − Л.: Государственное музыкальное издательство,

1961

  1. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. −Л.: Музыка,1976


  1. Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. − М.: Музыка, 2004


  1. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства// Сб. статей кафедры баяна и аккордеона. М.: «РАМ им. Гнесиных», 2011


  1. Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения. // Баян и баянисты. Вып. 1. − М.: Музыка, 1970


  1. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники.// Баян и баянисты. Вып.

I. − М.: Музыка, 1970


  1. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. − Л.: Государственное музыкальное издательство,


1960


  1. Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне. // Баян и баянисты. Вып. 5. − М.: Музыка, 1981


  1. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 1997


  1. Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 2004


  1. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 2006


  1. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. − М., 1997

  2. Коган Г. Вопросы пианизма. − М.: Советский композитор, 1968


17.Крупин А., Романов А. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. – Новосибирск: Классика, 2002



24

  1. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога // Баян и баянисты. Вып. 2. − М.: Музыка, 1974

  2. Ландовска В. О музыке. − М.: «Классика - XXI век», 2001

  3. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М: Музыка,1967

  4. Мильштейн Я. Ференц Лист. Монография. − М.,1956

  5. Мильштейн Я. Ференц Лист. Монография. 2-е издание. − М.,1971

  6. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. − М.,1967


  1. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. − М.,1983

  2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. − М., 1982

  3. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. − М.: «Классика – XXI век», 2006


  1. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. − М.: Композитор, 2001


  1. Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. − СПб: «Композитор», 2008


  1. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон). − М.: Владос, 2004


  1. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. − М.: «Классика – XXI век», 2011

  2. Шуман Р. О музыке и музыкантах. // Сборник статей. − М.: Музыка,1975


  1. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. − М.: Государственное музыкальное издательство,1959









































25