СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовая задача " В мире давно отзвучавших слов" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку по теме "Устаревшие слова"  ( 5 класс, учебник Е.А.Быстровой)

Просмотр содержимого документа
«Типовая задача " В мире давно отзвучавших слов" 5 класс»

Структура задачи

Имя задачи: В мире давно отзвучавших слов

Автор: Семащенко Т.Н., Афанасьева Е.Л., Чуфистова О.Н.

Предмет: Русский язык.

Класс: 5

Тема: Устаревшие слова

Профиль: базовый

Уровень: базовый

Текст задачи. Представьте себе, что вы историк, занятый чтением старинных рукописей. В грамоте одного из тверских монастырей, помеченной концом XV века, вам попадается строчка: « Приехали заморские гости и преподнесли княжне червленый сундучок с дорогими подарками: сафьяновыми сапожками, парчовым сарафаном, обшитым скатным жемчугом, яхонтами».


Задания к тексту:

1.Прочитайте текст, при чтении подчеркните те слова, значения которых вызывает затруднение.

2.Работая в группах, определите значения данных слов.

3. К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать эти значения?

4. Используя нужный словарь, запишите текст современным языком.

5. Сравните два текста и сделайте вывод, почему устарели данные слова?

6. В произведениях каких жанров вы можете встретить данные слова?


Возможные источники информации.

1. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. 2.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. = Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. 


Культурный образец / предполагаемый результат.

1.Парча - это тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.
2. Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества
3. Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге).
4. Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый.
5. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.


Методический комментарий

В результате работы с текстом у учащихся формируются следующие УУД:

личностные (знание истории, языка, культуры своего народа);

коммуникативные (уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками);

познавательные (умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи; определять понятия, создавать обобщения, смысловое чтение (работа со значением слова ); навык проведения лексического анализа слова, обогащение словарного запаса).