Просмотр содержимого документа
«Типовая задача " В мире давно отзвучавших слов" 5 класс»
Структура задачи
Имя задачи: В мире давно отзвучавших слов
Автор: Семащенко Т.Н., Афанасьева Е.Л., Чуфистова О.Н.
Предмет: Русский язык.
Класс: 5
Тема: Устаревшие слова
Профиль: базовый
Уровень: базовый
Текст задачи. Представьте себе, что вы историк, занятый чтением старинных рукописей. В грамоте одного из тверских монастырей, помеченной концом XV века, вам попадается строчка: « Приехали заморские гости и преподнесли княжне червленый сундучок с дорогими подарками: сафьяновыми сапожками, парчовым сарафаном, обшитым скатным жемчугом, яхонтами».
Задания к тексту:
1.Прочитайте текст, при чтении подчеркните те слова, значения которых вызывает затруднение.
2.Работая в группах, определите значения данных слов.
3. К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать эти значения?
4. Используя нужный словарь, запишите текст современным языком.
5. Сравните два текста и сделайте вывод, почему устарели данные слова?
6. В произведениях каких жанров вы можете встретить данные слова?
Возможные источники информации.
1. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. 2.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. = Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004.
Культурный образец / предполагаемый результат.
1.Парча - это тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.
2. Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества
3. Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге).
4. Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый.
5. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.
Методический комментарий
В результате работы с текстом у учащихся формируются следующие УУД:
личностные (знание истории, языка, культуры своего народа);
коммуникативные (уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками);
познавательные (умение самостоятельно планировать пути достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи; определять понятия, создавать обобщения, смысловое чтение (работа со значением слова ); навык проведения лексического анализа слова, обогащение словарного запаса).